ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Петербург — город, расположенный в дельте реки на огромном количестве островов, среди который больших только более 30, а маленькие не поддаются исчислению. Однако среди них выделяются три, расположенных между Большой и Малой Невками — Елагин, Крестовский и Каменный, которые петербуржцы издавна называют просто Острова.

Здравствуйте! Я — Валерий Ефремов, и это программа «Петербургский текст», в которой мы читаем город как текст и тексты о городе. Сегодня, в связи с днём рождения Александра Сергеевича Пушкина, мы на Каменном острове — казалось бы, не самом пушкинском месте Петербурга. Но именно здесь родилась Наталья — вторая дочка поэта — и появился на свет прекрасный Каменноостровский цикл.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Летом аристократическая жизнь из Петербурга выезжала на зелёные просторы. 30-е годы XIX века — время, когда знать выезжает на Острова. Это была дачная зона, и Пушкин здесь часто бывает. Самое интересное, наверное, время. Самое большое количество информации у нас по тому лету, которое он провёл здесь в 1936 году. Это последнее лето Пушкина.
Здесь он работает над стихотворением «Памятник», которое подводит некий итог его творчеству. Здесь он глубоко переживает смерть матери. На Страстной неделе, в Пасху, весной он носит траур, из-за этого не может посещать балы. Но при этом он бывает в Елагиноостровском дворце на танцах. Танцы — не балы. Бал — это что-то официальное, что-то очень помпезное, а танцы — это какой-то такой камерный праздник.
Здесь, на даче Ф. И. Доливо-Добровольской рождается его дочь, здесь он встречается со многими своими друзьями. В частности, мы знаем, что сюда к нему приезжал художник Карл Брюллов — он только вернулся в Россию и хотел создать портрет Пушкина. Здесь они вели долгие разговоры.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Брюллов тогда отметил, что его поразило, что Пушкин настолько живёт семьёй, настолько в быте погряз…

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Причём для Брюллова это было вообще непонятно: ты поэтом был, ты бунтарём был, а теперь ты можешь совмещать семейную жизнь и поэтическое творчество. Здесь рождается ещё одна «дочка» Пушкина —Капитанская.
К сожалению, в наше время дачи Доливо-Добровольской нет — это здание было построено Стасовым в духе классицизма, нов начале XX века его сменил каменный дом. Неоклассицизм, но, к сожалению, не дача Пушкина.
Что же подлинного здесь осталось от того, что мог видеть Пушкин? Это липы, которые нас окружают. Сад на Каменном острове появлялся ещё в середине XVIII века, когда ещё этим местом владеет Бестужев-Рюмин. Времена Елизаветы Петровны. Тогда появляются первые липы, тогда появляется первая регулярная планировка аллей на острове. Липы-то, конечно, может и не видели Пушкина, а вот Пушкин их точно видел.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Мы находимся у памятника деревянного зодчества эпохи классицизма. Чем прославился Каменноостровский театр?

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Старый деревянный Каменноостровский театр был построен в 1827 году архитектором Шустовым. Легенда рассказывает, что он был построен за 40 дней. По всей видимости, его собрали за 40 дней уже из подготовленных деталей. Это время, когда Каменный остров — это дачи. Здесь продолжается та жизнь, которая шла в Петербурге в зимний сезон. Неподалёку живёт Александра Фёдоровна, Михаил Павлович — старший брат императора, сам Николай Павлович здесь живёт. Конечно, в этом Каменноостровском театре бывал Пушкин. Пушкин был театралом. Как и А. С. Грибоедов, и другие современники. Мыслящие люди, они были вхожи в театральные круги, называли себя «почётными гражданами кулис». Конечно, для Пушкина, который живёт здесь, на Каменном острове, очень важно было эту театральную жизнь продолжать.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Одно из главных зданий 18 века, сохранившихся на Каменном острове, и единственный храм Храм Рождества Иоанна Предтечи. Построенная в 1778 году по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. Она до сих пор необычно выглядит в классической петербургской архитектуре. Будущее отражение короткого павловского периода неоготики, она пережила все революции и смены политических режимов. По воспоминаниям петербуржцев, эту церковь любили как простые граждане, так и отдыхавшие летом на Каменном острове члены императорской семьи. Определённую роль этот храм сыграл и в жизни А. С. Пушкина.

ВАДИМ БУРЕНИН, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове:
Храм действительно был очень любим как современниками, так и в последующие времена. Храм притягателен во всех смыслах этого слова. И своей историей, и своей удивительной архитектурой. И, конечно, теми людьми, которые здесь молились. А. С, Пушкин снимал неподалеку отсюда дачу. Из четверых детей трое были крещены здесь — Александр, Григорий и Наталья. Крещение в этом храме стало для Александра Сергеевича очень важным и значимым, тем более, что он в храме очень много молился. Он был глубоко верующим человеком, молился и читал Священное писание. 1836 год был для него особенным годом. В этот год он очень переживал и свои переживания он старался воплощать в молитве. Те размышления, которые были в душе, он излагал ещё и в стихах. Это удивительные стихи. Мы вспоминаем: «Отцы пустынники и жены непорочны». Это совершенно удивительное стихотворение.

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

ВАДИМ БУРЕНИН, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове:
Для него храм был дорогой, родной и близкий. Заехать перед дуэлью помолиться для Александра Сергеевича было вполне реальным и возможным. То, что произошло, стало большой трагедией. У него было много планов, он очень любил свою жену, очень любил своих детей.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Каменный остров — это не только топоним, но и название музыкального сочинения Антона Рубинштейна, созданного им в середине 50-х годов XIX века и посвящённого дамам императорской семьи и их окружению. Остров отразился не только в музыке, но и в литературе. Так, считается, что именно на Каменном острове находится дача Любецких, описанная в романе И. Гончарова «Обыкновенная история». Каменный остров и Каменноостровский дворец упоминаются несколько раз и на страницах «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого.
В разное время здесь жили многие знаменитые люди. Так, весной 1917 года несколько месяцев на одной из дач Берёзовой аллеи провел знаменитый историк, философ, публицист и теоретик анархизма Пётр Алексеевич Кропоткин. Однако вернемся к Александру Сергеевичу Пушкину.

СЕРГЕЙ ДЕНИСЕНКО, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН:
Плодотворное время для творчества. Он здесь дописывает и «Капитанскую дочку», и переводы с Горация, и «Я памятник» себе воздвиг нерукотворный» — самое, наверное, такое знаковое произведение Александра Сергеевича. Можем только предположить, два стихотворения действительно подписаны Каменным островом, местным локусом, но я думаю, если мы поставим себя на его место: вот у нас куча детей, один новорожденный тоже кричит. Потом вот это большое семейство, и друзья часто, и Вяземские, и Жуковские приезжают сюда тоже. И все равно это какая-то круговерть, а все-таки для творчества нужно какое-то уединение. И я так полагаю, что в основном «Капитанскую дочку» и «Памятник» все-таки он писал на Мойке.
Сколько ему было лет? 37. В пушкинские времена – это достаточно солидный возраст. Конечно, отец семейства уже, конечно. Он самый великий поэт России и так далее, и так далее, плюс статус. Но в то же время, в 37 лет, даже тогда, все-таки мужчины не задумывались еще о смерти. Хотя со смертью связаны переосмысления «Памятника». И давайте перейдем тогда к Каменноостровскому циклу. Этот цикл незавершенный. Там было шесть пунктов. Это «Отцы пустынники и жены непорочны», переработка «Молитвы Ефрема Сирина», которая почиталась, особенно во время Великого поста. Это «Подражание итальянскому» про Иуду — «как с древа сорвался предатель ученик, Диявол прилетел, к лицу его приник». Стихотворение под названием «Мирская власть» — «когда великое свершилось торжество, и в муках на кресте кончалось божество». Стихотворение «Из Пиндемонти», которое, в отличие от других, не укладывается в общехристианский дискурс: «недорого ценю я громкие права, от коих ни одна кружится голова». Сама тематика многих этих стихотворений, этого цикла, она такая немножко мрачноватая, но в то же время всё достаточно оптимистично. В свой последний год жизни у него все хорошо изменилось. И он полон планов.

Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Сергей Викторович, так или иначе, это место отразилось и в русской литературе…

СЕРГЕЙ ДЕНИСЕНКО, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН:
Если задуматься об этом, то можно даже целую антологию составить. Но так, в принципе, предположительно, здесь происходят эти дачные сцены в «Обыкновенной истории» Ивана Александровича Гончарова. Если мы начнем говорить о Серебряном веке, то тут у нас будет намного больше сюжетов.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
В переписной книге 1500 года современные Крестовский, Каменный и Елагин острова обозначены как остров Сандуй, вероятно, от вепсского «сундус» — свежая трава. В середине 17 века появляется финское название Кивисаари, что, собственно говоря, и означает «каменный остров». Русское же имя употребляется как минимум с 1705 года. В описании Петербурга Андрея Ивановича Богданова 1751 года читаем: «Почему сей остров назван каменным, о том неизвестно. Но разве по всем двум догадкам, что близ его в Большой Невке лежит в воде камень большой, который из воды виден, и он и от течения реки немалую струю производит на воде. Или на нем было сперва много лежащих каменьев».

Итак, чтение Каменного острова позволяет увидеть, какую роль в биографии и творчестве Александра Сергеевича Пушкина сыграло это удаленное от центра Петербурга 19 века место.
А что есть еще в этой удивительной книге под названием «Петербург»? Узнаем в следующей главе. До новых встреч!