Главные хранители уникального культурного наследия. Благодаря им мы видим город таким, каким его создавали великие архитекторы и зодчие. Наследники легендарной ленинградской школы реставраторов – эти мастера приложили свою руку практически к каждому дому-памятнику Петербурга. Где сейчас учат на реставратора? Сколько получают эти специалисты и где работают? Поможем подобрать ключ к профессии!
МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Петербург неслучайно называют музеем под открытым небом. Дворцы, особняки, жилые дома представляют художественную ценность. А сохранить уникальный облик нашего города помогают реставраторы».
Елена Главдан – почетный реставратор Санкт-Петербурга. В профессии уже почти сорок лет. Восстанавливала многие памятники архитектуры, в том числе Большой Петергофский дворец, разрушенный во время Великой Отечественной войны. Свою работу любит.
Сейчас Елена Александровна работает на фасаде жилого дома специалистов «Свирьстроя» в Петроградском районе. Это памятник конструктивизма. Здание возвели в тридцатых годах прошлого века для инженерно-технических работников, занятых на строительстве Нижне-Свирской гидроэлектростанции.
Базовое образование Елена Александровна получила в техникуме. А всем секретам мастерства училась у старших коллег. Хочет также передать свой опыт реставратора декоративных штукатурок и лепных изделий. Да некому.
Работать приходится на строительных лесах, на большой высоте. С 8 утра до 17-ти, с перерывом на обед. Тут нужны физическая выносливость и ответственное отношение. Ведь это фасады памятников архитектуры.
АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА, начальник строительно-реставрационного участка:
«Творческий подход к каждому объекту. Потому что каждый объект уникален. И поэтому всегда к нему особенный подход. Надо изучить исторические справки. Очень хочется сделать хорошо, добротно, чтобы он простоял долго».
Особенность жилого дома специалистов «Свирьстроя» в том, что фасад покрыт так называемой терразитовой штукатуркой. Этот материал был очень популярен в СССР в 30-е годы. В смесь на основе извести и цемента добавляли мраморную и гранитную крошку, слюду, минеральные красители, в данном случае красно-коричневые. Получалось долговечное покрытие.
РОМАН БОРОДИН, главный инженер реставрационной компании:
«Чтобы меньше обслуживать данное здание, чтобы не перекрашивать его раз в 5-10 лет, использовали колерованную в массе штукатурку. Она только выветривается, а не красится».
В Петербурге более 9 тысяч охраняемых государством объектов. Причем почти пятая часть из них – это жилые дома. Объемы реставрации ежегодно растут. А вот специалистов не хватает.
НИНА ШАНГИНА, председатель совета союза реставраторов Санкт-Петербурга:
«Их, конечно, нужны тысячи. Потому что очень много ручного труда. Очень большие задачи. Вы знаете, у нас администрация Петербурга понимает эту задачу и выделяет все больше и больше средств на проведение реставрационных работ. И в какой-то момент мы начали понимать, что даже выполнить все поставленные перед нами задачи уже невозможно, потому что старые специалисты уходят, а новые не приходят им на смену».
Ленинградская школа реставрации – ровесница Великой Победы. Мастерские были организованы сразу после окончания войны. Нужно было восстанавливать разрушенные здания, буквально из руин воссоздавать уникальные архитектурные ансамбли. Основные принципы реставраторов – научный подход, бережное отношение к исторической подлинности, использование аутентичных технологий и материалов.
Санкт-Петербург – культурная столица России с огромным количеством памятников архитектуры, музеев и исторических объектов. Это создаёт устойчивый спрос на реставраторов, но вакансий не так много из-за узкой специализации профессии. Общее число предложений в среднем от 30-ти до 50-ти, включая смежные специальности. Высоким спросом пользуется Архитектурная реставрация – камень, штукатурка. В среднем работодатели предлагают от 50 000 до 90 000 рублей. Также требуются реставраторы живописи – икон и картин. Заработная плата составляет от 45 000 до 80 000 рублей. Реставраторам по металлу и дереву готовы платить от 50 000 до 85 000 рублей. При этом экспертам с узкой специализацией предлагают от 100 000 рублей. Основные работодатели – Государственные учреждения: Комитет по охране памятников, крупнейшие музейные комплексы, такие как Эрмитаж, Русский музей, Петергоф и Царское Село, Храмы и монастыри. А также частные реставрационные мастерские и строительные компании.
Академия реставрации и дизайна на Софийской улице – базовое учебное заведение по подготовке кадров для всего Северо-Запада. Здесь сохраняют и передают традиции ленинградской школы реставрации.
ОЛЬГА ДОБРЫНИНА, директор академии реставрации и дизайна:
«Мы ребятам при обучении говорим, что вы похожи на врачей. Не навреди. Ты должен сохранить, даже если тебе кажется, что немножко контур не так выражен. Но мы получили это в наследие. Соответственно, мы должны продолжить передавать следующим поколениям».
В академии готовят реставраторов живописи, декоративных штукатурок и лепного декора, произведений из камня и дерева. Уже тридцать лет Владимир Шевченко делится со студентами тонкостями своей профессии. Правда признается, что и сам до сих пор учится.
ВЛАДИМИР ШЕВЧЕНКО, мастер производственного обучения Академии реставрации и дизайна:
«У нас есть правило: реставрация не терпит реставрации. Ошибок не может быть. Мы не можем дать себе эту волю, чтобы срезать лишнее, потому что потом приходится доклеивать, стараемся больше всего сохранить старого материала, который использовался при изготовлении данного предмета. Есть мебель, которая зачаровывает. И восхищаюсь я старыми мастерами. Потому что они создали такое, что дошло до наших времен».
На занятиях много практики. Когда-то всю эту мебель выбросили на помойку новые владельцы квартир в центре Петербурга. А ребята дают старинным креслам, столам и шкафам вторую жизнь.
Работать с деревом Михаил Рыков полюбил еще в детстве. Поэтому куда пойти учиться после 9-го класса, долго не думал.
Кажется, строгать и пилить – мужское занятие. Но в группе есть и девушки.
Не менее интересен труд будущих реставраторов станковой масляной и темперной живописи. Они учатся восстанавливать целостность холста и укреплять красочный слой с помощью осетрового клея, очищать поверхность от загрязнений, восстанавливать утраты.
Гордость факультета – углубленный курс копирования. Студенты три года изучают больших мастеров, в том числе голландских, а их работы считаются очень сложными. Таким образом отрабатывают навыки художественной реставрации – смешивать цвета, делать тонировки.
ОЛЬГА МИГЕЛЬ, преподаватель академии реставрации и дизайна, художник-реставратор темперной станковой живописи:
«Дети – это чистые листы. Все, что ты в них заложишь, так оно потом и проявится. То есть самую сложную технологию нужно закладывать сразу. Она у них записывается. И дальше на нее уже ложится и современная живопись, и другая подготовка. Но это база. Это то, что раньше было в Репинской академии, то, что после революции мы утратили. И мы сейчас восстанавливаем эти традиции».
Примечательно, что в Академию реставрации принимают по среднему баллу аттестата. Уметь рисовать необязательно. На занятиях всему научат.
В 2025 году Петербург принимает участие в эксперименте по расширению доступности среднего профессионального образования. Действует упрощенная схема поступления на наиболее востребованные специальности. Девятиклассникам достаточно сдать только 2 ОГЭ вместо четырех. В списке 19 профессий, в которых остро нуждается экономика города, и 29 колледжей, где гарантировано место на бюджете. По упрощенной схеме можно поступить на программу «Мастер отделочных строительных и декоративных работ». В колледже «Петростройсервис» доступно 75 бюджетных мест. Столько же бюджетных мест открыто и в Академии реставрации и дизайна. 315 бюджетных мест открыто в Академии для реставраторов. Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха предлагает 12 бюджетных мест. В Инженерной школе одежды при университете промышленных технологий и дизайна 20 бюджетных мест.
Школьники старательно оттирают памятник от грязи, скопившейся за год. Сегодня они почувствовали себя специалистами Музея городской скульптуры. Научились делать нейтральный мыльный раствор и покрывать бронзу воском.
Секреты ухода за скульптурами, которые находятся под открытым небом, ребята узнали благодаря проекту «Маленький реставратор». Он реализуется с 2018 года по инициативе Российской ассоциации реставраторов. Цель – познакомить детей с профессией и научить их бережному отношению к культурному наследию.
Модель лилейки делают из скульптурного пластилина. Обводят контур детали и по нему моделируют лепестки и бутон.
Занятия развивают мелкую моторику и сравнительный анализ, чуткость и внимание к деталям. Ребята учатся видеть прекрасное и копировать признанных мастеров.
ОЛЬГА ОКАТОВА, художник-скульптор международного центра реставрации, преподаватель Академии реставрации и дизайна, член Союза художников Санкт-Петербурга:
«Этими маленькими упражнениями, маленькими занятиями мы помогаем ребенку понять, что реставрация – это, конечно, сложно, но если начинать с азов и пораньше, то к этому привычка появляется, любовь и желание найти себя в этой профессии. Искусство маленьких шагов. Идти маленькими шагами к своей огромной, большой цели, мечте и реализовываться в этом».
Прохор – один из тех, кто маленькими шагами пришел к своей мечте. Сейчас он уже студент третьего курса Академии реставрации. А начиналось все в 10 лет, со школы Маленького реставратора.
Дипломы об окончании второй ступени обучения маленькие реставраторы получили в торжественной обстановке, в новом выставочном зале Музея городской скульптуры. Многие из них решили продолжить обучение уже в следующем году.
МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Профессия реставратора – это тяжелый, кропотливый труд, где важны аккуратность, усидчивость и внимание к деталям. В то же время это невероятно интересно, ведь ты прикасаешься к предметам старины, сохраняя их для будущих поколений».