Вот мы часто говорим: наши победители, наши герои, которые сохранили для нас мир. Но дело в том, что эту фразу нельзя расценивать как какой-то газетный штамп или стереотип. Они действительно сохранили для нас именно тот мир, в котором мы сейчас и живём. Без них этот мир – в буквальном смысле – был бы абсолютно другим. И даже сейчас, спустя 80 лет, мы всё равно не можем до конца осознать, а что было бы с нами, если бы наши герои тогда нас не спасли. И сейчас, благодаря им, мы и можем жить именно в нашей стране, а не в чьей-то чужой, и видеть тот Петербург, который мы видим и знаем сейчас.
А ведь этого города могло бы и не быть. И дело не только в том, что фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли. Это действительно было так, это был их план. Но был ещё и другой план, который тоже предполагал почти полное уничтожение города. И это был не немецкий, а наш план. План «Д». Что было бы с Ленинградом, если бы отдали приказ реализовать План «Д»? Точнее, что бы осталось от него, от нашего города? Как готовились к выполнению этого плана? И что должно было быть уничтожено в первую очередь? Об этом – в нашей очередной серии научно-исторического сериала «Петербургские тайны».
Спасти нельзя взорвать. Да, именно в этих трёх словах, а точнее в том, где поставить запятую, и заключался главный смысл Плана «Д»: «спасти – нельзя взорвать», или «спасти нельзя – взорвать». И его начали готовить с первых дней войны. Ведь, как известно, Гитлер приказал захватить Ленинград не позднее 20 июля, т.е. менее чем через месяц после нападения на СССР. Его комендантом уже был назначен бригаден-фюрер СС Шталкер. Он, по воспоминаниям, даже достал туристическую карту Ленинграда, и она лежала у него в кабинете на столе. Учил названия улиц и площадей. Изучал, так сказать, матчасть своей будущей зоны ответственности. И уже по его команде была сформирована группа специалистов, которые должны были заняться инвентаризацией и поиском самых ценных экспонатов в музейных фондах Ленинграда и транспортировкой их в Германию.
Поэтому, зная о желании немцев так стремительно захватить наш город, План «Д» был подготовлен в ставке командования уже к августу 1941-го года. Всё велось в условиях строжайшей тайны. На самой папке с Планом «Д» стоял гриф «Хранить наравне с шифрами». Выше этого грифа степени секретности не существовало. 13 сентября в город с особой миссией прилетел заместитель наркома внутренних дел Всеволод Меркулов. У него в папке с документами – мандат ГКО №670 на проведение подготовительных мероприятий на случай сдачи Ленинграда. В нём прямо было предписано начать осуществлять комплекс мероприятий по подготовке взрывов и уничтожения предприятий, а также стратегически важных сооружений в Ленинграде на случай вынужденного отхода наших войск из Ленинградского района. Всем было «приказано оказывать Меркулову беспрекословную помощь и содействие». Конец цитаты.
В первую очередь, должны были быть взорваны все мосты. Подчёркиваем: все мосты через Неву. В течение нескольких дней группы саперов под руководством НКВД заминировали 381 объект: крупнейшие заводы, фабрики, судоверфи, водопроводные станции, телефон, телеграф, нефтебазы и даже стоящие на рейде корабли. Для этих целей было подготовлено, внимание, 325 тысяч килограммов тротила и динамита. 325 тысяч. Весь город можно было бы уничтожить таким количеством взрывчатки.
Вот список под грифом «совершенно секретно». Команду на взрыв должен был дать лично Алексей Кузнецов, второй секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). Ни секретарь ЦК ВКП(б) Жданов, который был одним из приближенных Иосифа Сталина, ни кто-нибудь другой это сделать не мог. На каждом внесенном в список предприятии для организации проведения специальных мероприятий создавались свои тройки. В них входили: директор предприятия, секретарь партийного комитета и начальник секретного отдела. Эти тройки определяли объекты, которые в первую очередь подлежали выводу из строя. Бригады НКВД, подбирая рабочих-подрывников, заботились, чтобы их семьи были обязательно эвакуированы из города, чтобы они могли, цитата, «лучше и полнее» выполнить свои обязанности, не опасаясь за безопасность своих близких.
А теперь внимание! Центральный пульт, с которого и должен был проходить сигнал к взрыву Ленинграда, находился в подвале Казанского собора! Один из главных храмов нашего города был тем местом, где и располагалась та самая красная кнопка, которая приводила бы в движение реализацию Плана «Д». Из Казанского собора должны были взорвать город. Кстати, этот факт породил один из мифов: якобы к взрыву готовили и Исаакиевский собор, и Эрмитаж, и Русский музей, и ещё сотни музеев, театров и уникальных архитектурных шедевров Ленинграда.
Но это всего лишь миф. Точнее говоря, ложь. Таких позиций в чёрном списке Плана «Д» не было. Ни один музей, ни один памятник в городе не были заминированы. Но, например, в сводке недочетов по подготовке к проведению специальных мероприятий, составленной в начале октября 1941 года, сообщается: «Не утверждены планы по универмагу «Пассаж», Гостиному двору и Дому Ленинградской Торговли», из чего следует вывод, что планы по уничтожению этих крупных универмагов Ленинграда были разработаны, и их тоже готовили к подрыву.
И только в феврале 1944 года, после полного освобождения города от фашистской блокады, все материалы по Плану «Д» были собраны и уничтожены, а объекты разминированы. Ленинград был спасён. Он был спасён благодаря нашим героям, которые умирали и погибали в блокадном городе и в ходе битвы за Ленинград. Именно они и спасли наш Петербург, который мы видим и знаем сейчас. И хотя все материалы по Плану «Д» были впоследствии уничтожены, они всё равно достаточно подробно изучены и разобраны. И никаких тайн, связанных с Планом «Д», нет. Осталась лишь одна непостижимая и великая тайна – как наши герои смогли спасти наш город? Как они ценой своей жизни, будто какие-то небесные ангелы-покровители, защитили наш город и не допустили страшной возможности по реализации Плана «Д»? Эту великую тайну подвига наших героев мы никогда не сможем понять. Таковы масштабы их мужества и самопожертвования. Но мы можем только одно – всегда помнить об этом и всегда подробнее и точнее рассказывать об этом нашим современникам и нашим следующим поколениям. Как мы и стараемся это делать в нашем научно-историческом сериале «Петербургские тайны»!