НАТАЛИЯ ФИССОН, художественный руководитель и ведущая актриса Театра «Комик-Трест», заслуженная артистка России:

Первое, по чему я начинаю скучать, это по видам города. Вот эта красота, которую каждый день, ты едешь где-нибудь не обязательно по набережной, а в любом месте в центре, и думаешь — неужели я живу в такой красоте!

Питер — разный: хулиганский, шаловливый, изысканный, ироничный, всякий. Питер не случайно — кузница лучших клоунских коллективов, и больше всего команд клоунских рождается почему-то здесь.

Я с какого-то момента мечтала быть актрисой, но не могла себя представить в этом образе вообще ни разу, никак. Всё дело, я бы сказала, в Солженицыне. Вот никакой связи, кажется, нет, но тогда Солженицына, как известно, было нельзя купить в магазине, и книжку «Один день Ивана Денисовича» передавали тайно друг другу, и встреча была назначена во Дворце молодёжи. Там была какая-то очередь, все поступали в «Лицедеи» – был экзамен такой творческий, но я как-то в эту очередь влилась, сочинили мне, какую басню я буду читать, сочинили мне, какой этюд буду показывать, стишок я вспомнила, который учила во втором классе про щенка какой-то — я показала, и каким-то образом меня оставили.

Когда я заканчивала Театральный институт, Вадик сделал мне номер «Старый официант», который вошёл потом в основу спектакля «Чушь во фраке», и я влюбилась в этот жанр. И всё!

Я помню, когда мы делали спектакль. Как раз было ГКЧП, все наши друзья ходили к Законодательному собранию и там проводили активно время, а мы внутри – тоже из такого же чувства протеста, репетировали спектакль. Причём спектакль, который не имел отношения к реальности. Мы начали с такого рывка неожиданного, что маленькая безделушка, спектакль на час пятнадцать получил приз зрительских симпатий и критики. Вместе со Львом Абрамовичем Додиным, который получал за «Бесы» – спектакль, который шёл три дня. То есть какая же была энергия, наглость … И уже пятое поколение зрителей и также смеётся, и также приходит. В общем, это приятно.

Васильевский остров — это такой особый символизм для меня, потому что, как известно, наш театр приземлился именно туда волею судеб. Здесь мы с 1998 года проживаем. Когда ходят по пешеходной линии, по которой я вам всем рекомендую это такой маленький Бродвейчик, как мы говорим, прогуливаться здесь по 6-7 линии, и вот именно за памятником некоему пушкарю Василию, в глубине этого дома большого и находится волшебная творческая норка. Здесь же в нашем садике, во дворе у нас проходят Дни Славянской письменности, и традиционно, теперь уже не первый год — это праздник, который с удовольствием теперь празднует не только население Васильевского острова, но и наши подопечные из проекта «Театр — доступная среда», который Вадим Фиссон когда-то в 2007 году организовал. Есть у нас «Буквоход», и участвуют поэты современные, которые приходят читать свои стихи.

Тем, мне кажется, прекрасен театр наш, что он объединяет сейчас невероятные форматы. Всегда наш театр о каких-то очень глубоких, ценных, важных вещах говорит такими, казалось бы, наивными простыми словами. Этот посыл — достучаться до взрослого ребёнка, ребёнка во взрослом через вот этот язык, разными режиссёрами используемый по-разному, но тем не менее, вот этот посыл — он останется.