ОЛЕГ ПОГУДИН, народный артист России:

О нём часто говорят, что он холодный, о том, что он надменный, что он как-то не принимает — всё это, на самом деле, вздор. Это вопросы темперамента, а не сути, а по сути Петербург — это город, который любит и своих жителей, своих горожан, и тех, кто сюда приезжает. И формирует он тех, кто здесь живёт, пусть настойчиво, но очень нежно.

Ещё одна черта нашего города — он создан словом, словом императора Петра Великого, который сказал «здесь будет город заложён», и вот словом Пушкина:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит —
Всё же мне вас жаль немножко.
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьётся локон золотой.

О Капелле можно рассказывать бесконечно. Впервые я на этой сцене выступил, когда мне было лет 9, наверное, и здесь же, кстати, в этом зале я впервые записался на грампластинку, ещё в 80-м году, в составе Детского хора Ленинградского радио и телевидения, в котором я был солистом, с декабря 1993 года, кстати, вот ровно 30 лет назад, здесь прошёл мой первый сольный концерт — я зал этот бесконечно люблю.

У меня довольно богатая история, слава Богу я счастлив своей творческой биографии. В театре, особенно если ты вот попадал как, допустим, я в Большой драматический театр —  ещё имени Горького, в дальнейшем определенные перспективы: ты можешь служить просто в этом месте до конца своих дней, если ты будешь честно трудиться, если будет удача, если совпадут все звёзды, то ты там реализуешься. Но начало 90-х годов оно изменило всю картину, и я достаточно … ну как, не очень быстро, но прослужив три года в БДТ, я принял все-таки решение заниматься своей жизнью творческой самостоятельно. Тогда это был поступок почти героический, потому что я был очень молодым человеком, это было даже как-то ну, весело и интересно. Жизнь какие-то предлагает вызовы. Начались путешествия, начались сольные концерты.

Я всегда пытался протянуть вот ту историю, ту линию, которая меня всегда волновала и привлекала, и волнует до сих пор —  это великий русский литературный язык. Это совершенно фантастическое явление вообще в мировой истории. Великий, могучий, свободный, — да, цитируя Тургенева, но помимо всего этого он какой-то всесильный, если уже говорить определениями в духе Достоевского. Моё счастье, что я работаю как раз в этой области в искусстве: скрупулёзная работа над прекрасными словосочетаниями, над прекрасными стихами, над всеми текстами, которые дают возможность служить родному языку в его высшем проявлении.

Это потрясающая совершенно вещь в нашем Отечестве —  вот эта система, этот корпус музеев-заповедников литературных, когда ты можешь приехать, допустим, в Пятигорск в музей Лермонтова и увидеть какие-то вещи, которыми пользовался Михаил Юрьевич. Можно попросить общения со специалистом, который тебе расскажет в деталях какие-то вещи, которые потом ты выносишь на сцену, и ты становишься убедителен. И вот в этом году как раз, так получилось — перед юбилейным годом Лермонтова наконец-то получился у меня спектакль, уже его поставил как режиссёр, хотя я принимаю в нём участие как актёр и певец. Называется он «Лермонтов. Я к вам пишу».

Таких простых, душевных, хороших песен в общем-то мало, откровенно, но есть замечательный романс Маркиза из фильма «Достояние Республики», который мы цитируем постоянно, а там действительно потрясающие, прекрасные слова, можно на скрижали их высекать: «Я этим городом храним». Это совершенно точное определение. Где бы я ни был, путешествовал я много, но эта формула «Я этим городом храним» —  она остаётся для меня совершенно точной.