ВИКТОР ПЛЕШАК, композитор, заслуженный деятель искусств России:

Я родился на Староневском, вот этот дом, 166. Он же тоже какой-то особенный, особенная аура. Напротив и родился, и жил Василий Павлович Соловьёв-Седой. Вот его портрет. Рядом, дом 168, там жила семья Учителей: Ефим Учитель и Алексей Учитель, с которым я сделал 4 документальных фильма. В доме 164 жил, наверное, тогда самый знаменитый актёр Советского Союза Павел Кадочников. Такая творческая аура в том доме, где я родился и прожил первые 18 лет.
Если говорить о духе города, то это тоже уникально. Я вот уже 2 оратории написал, связанные с блокадой нашего города. И я всегда говорю: надо кричать на весь мир — не было такого ещё в истории чтобы, миллионы людей были героями. Вот этот дух ленинградцев — это уникальное явление. Пример моей мамы: местная противовоздушная оборона объявила конкурс в ансамбль, который состоял из разных коллективов, и мама прошла в 3 из них: в хор, в балет и даже в джазовый ансамбль женский. И вот во всех этих трёх ипостасях она провела все военные годы. Это был уникальный коллектив, который дал более 600 концертов. В блокадном Ленинграде они выступали, на кораблях, в госпиталях. Хор был первым исполнителем знаменитой песни, которая до сих пор звучит, «Эх, Ладога, родная Ладога». После войны хор стал профессиональным женским хором. Репетиции проходили на Рубинштейна, 13, где сейчас театр «Зазеркалье». Там был Дом народного творчества. И вот, по легенде, меня укладывали на рояль, ещё в пеленках, и я, вроде, внимательно слушал, никогда не плакал, и её подруги подходили и говорили, что наверное это будущий композитор.
С 7 лет я сочиняя музыку, и самое интересное, что я некоторые темы, которые сочинил в детстве, до сих пор использую. Была премьера «Пушкин. Рок. Любовь» мюзикл, я использовал там мазурку, которую сочинил, когда мне было 10 лет. В оратории «Страсти по Советскому Союзу» я использовал вальс, который я сочинил в 1959 году. В этом году официально я отмечаю 60 лет композиторской деятельности профессиональной. Потому что в Капелле в конце мая 1964 года была исполнена моя маленькая хоровая поэма на стихи революционного поэта Филиппа Шкулёва с этого дня и пошла моя композиторская жизнь.
Как говорил Василий Павлович Соловьёв-Седой, написать популярную песню почти невозможно, хотя у самого там их было достаточно много. Действительно, да, столько должно совпадать каких-то условий, чтобы песня стала популярной! И вот так может быть произошло с моей песней «Ленинградки», которую я посвятил маме и посвятил этому хору ветеранов МПВО. Где бы не исполняли, кто бы не исполнял, всегда её принимают сердцем. И часто я вижу на глазах у людей слёзы. Потому что там какая-то есть правда жизни.
Петербург стал же ещё столицей с недавних пор Военно-морского флота, теперь здесь все парады. Мне было приятно, что моя песня «Экипаж — одна семья» даже какое-то время была символом этих торжеств. Мне приходилось выступать в Адмиралтействе и петь командующим Военно-Морским флотом и даже спускался на подводную лодку в свободном плавании. В кубрике у меня там был концерт.
Я когда учился в Хоровом училище, всегда шёл после занятий пешком по Невскому. И потом, я горжусь, что я живу на Гороховой, потому что Гороховая улица — это самая центральная. Она прямо ведёт к Адмиралтейству, а Вознесенский проспект — рядом с Домом композиторов. То есть вся моя жизнь — вот, на этих трёх линиях. Неразрывно всё связано, вся музыка, с моей жизнью.