ТАМАРА МОСКВИНА, заслуженный тренер СССР:
Что для меня Петербург? Прежде всего — это тот город, где я родилась, где я живу и наслаждаюсь жизнью в течение уже многих лет. Для меня они не проходят годами, они идут мгновениями. Конечно, город меняется всё время, но всё равно остаётся тем душевным Ленинградом — Петербургом, в котором я счастливо живу и работаю. Особенно чувствуешь красоту города, когда возвращаешься из каких-то командировок. Иду — как у нас красиво, как у нас здорово!
А вот сейчас мы выезжаем на проспект Обуховской Обороны. Это тот проспект, по которому много-много лет я ездила на каток на Петроградскую сторону, естественно на трамвае, с двумя пересадками. Мы здесь жили, и я и в школу здесь ходила. И вот теперь всё вернулось на круги своя – каждый день я проезжаю мимо своего дома, где началась моя спортивная карьера. Вот этот дом, 4-й этаж, привет-привет! Поэтому для меня он родной, родной проспект – проспект Обуховской Обороны.
Я была отличницей, ко мне за парту посадили для перевоспитания девочку с нашего класса. Нарушения дисциплины были такие, что она в 4-м классе писала мальчикам на уроках записки «Где встречаемся после уроков?». Я естественно на уроке спрашивала, чем она занимается. Она рассказала, что ходит заниматься фигурным катанием. Я сказала: «Может, ты попросишь, чтобы мне тренер разрешил прийти?» Я пришла. Иван Иванович Богоявленский — первый тренер, великолепный! Человек, который привил любовь, он заинтересовал, хотелось бежать на каток.
Мои программы, как одиночницы, или программы, когда я каталась вместе с Алексеем Николаевичем Мишиным, не были авангардными, они просто были другими по сравнению с теми, с кем мы соревновались. А нам повезло соревноваться с известными, великими спортсменами — Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым, которые привнесли балетную технику, балетную музыку и искусство движений, они, конечно, были превосходные. Мы выбрали такую тактику, чтобы наши программы были более технически сложные, чем у Олега с Милой, и за счёт этого первый раз в 1969 году выиграли у них чемпионат СССР.
— Игриво, Настя, и вот это ручкой, надо поднять её как раз!
Великих тренеров много. Я считаю себя просто успешным, сообразительным тренером, а вот подсчитывать, сколько медалей завоевали ученики, которыми я руковожу, — не буду даже с калькулятором. Это их медали, это не мои медали. Моя медаль — это то удовольствие, которое я получаю, когда я начинаю работать с ними и довожу их до вершин в своей профессии.
— Вот, вот, здорово! Ура, придумали новый элемент!
Интересно создавать: выбрать музыку хорошую, создать программу, элементы, научить спортсменов, которые не всегда в себе уверены, успешно выступать. Ты их же ведёшь выше, чтобы они переступили какие-то свои границы возможного, а, может, невозможного, и чтобы из обыкновенных людей стали звёздами, которыми восхищаются любители фигурного катания, не только любители. Когда идут аплодисменты, я всегда смотрю на трибуны и смотрю на лица зрителей: вот это удовольствие, горящие глаза — вот это цель моей работы.