Есть известная жизненная мудрость: за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. И история человечества доказывает, что чаще всего ровно так и происходит. Музы гениев, жёны декабристов, любовницы художников, поэтов или великих политиков – все они меняли этот мир. Но всегда находились где-то на втором плане, чуть позади своего кумира, оставаясь как бы фоном, на котором и разворачивались великие события, переворачивающие этот мир. И, безусловно, этот мир был бы абсолютно другим, если бы эти сильные и слабые, умные и страстные женщины в своей жизни не встретили своих гениев, злодеев или возлюбленных.
Но мы сегодня расскажем про тех женщин, встречи с которыми были не просто частью любовных отношений. Они были роковыми и оборачивались трагическим последствием. А иногда даже смертью. Нет, мы не будем сейчас пересказывать биографию Натальи Гончаровой и Александра Пушкина. Это совсем другая история. Но изучая длинный список многих петербургских тайн, можно с уверенностью сказать – у каждой этой тайны есть имя, и чаще всего это имя женское. Вот о некоторых из них мы сейчас и расскажем в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны».
Убийство Распутина. Казалось бы, практически всё в деталях и по минутам мы знаем про это главное политическое убийство в России начала 20-го века. Но всегда в этой цепочке известных причин и следствий упускают главное звено – а зачем Распутин приехал во дворец к Юсупову? Кто заманил его туда? Кого он хотел там встретить? По известной версии Распутина заманили во дворец обещанием организовать любовную оргию с Ириной Юсуповой – супругой князя Юсупова. Но дело в том, что Ирины Юсуповой в этот вечер не было не то, что во дворце – её не было даже в Петрограде. В это время она была в Крыму.
Так кто же написал женской рукой соблазнительное письмо-приглашение? Кто потом, уже в вечер убийства, своим женским смехом и шёпотом завлекал Распутина всё дальше и дальше в ловушку? Кто была последней роковой женщиной в его судьбе?
Внимание на сцену! Занавес! Встречайте! Её имя Вера Каралли. Прекрасная, обворожительная, божественная! Естественно, как требовала мода тех лет, она была балериной. Да ещё и звездой немого кино. Вера Каралли входила в состав труппы Императорского Большого театра. Её «Умирающий лебедь» даже считался более глубоким и ярким, чем у Анны Павловой. Вот как поэтесса Надежда Лохвицкая описывала её сумрачный декадентский образ: «Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого калия», стилет за воротником, чётки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке». Одним словом, тот ещё образ был!
У неё был роман с Великим князем Дмитрием Павловичем, двоюродным братом Николая II. Роман развивался бурно. При первой возможности Димитрий Павлович приезжал к ней в Москву. Там у них было свое любимое место для встреч, свой ресторан, любимое место для конных прогулок. А еще они обожали слушать на пластинке романс «Но то был дивный сон».
И вот однажды Вера Карали узнаёт от своего возлюбленного, что готовится план убийства Распутина. И она соглашается, даже точнее так – напрашивается принять в нём участие. И именно она писала то самое любовное письмо Распутину, с помощью которого и заманили старца в капкан. Из воспоминания Карали: «Дмитрий попросил меня написать письмо Распутину от лица некой поклонницы старца с предложением о тайной встрече. Я писала в перчатках измененным почерком, чтобы в будущем замести следы». И это сработало. И потом уже когда Распутин приехал во дворец, именно она, переодевшись под незнакомку, имитировала бурное веселье и женский смех в соседней комнате, что должно было усыпить бдительность похотливого старца Распутина.
Распутина убили. Каралли, замешанной в этой мрачной истории, молча запретили сниматься в новых фильмах, танцевать на сцене. И она эмигрировала в Европу, где и жила долгое время. 1 ноября 1972 года её просьба вернуться на родину в СССР была удовлетворена. Она очень обрадовалась. Но поехать уже не смогла. Через неделю она умерла.
Но часто женщин использовали как инструмент в своей работе спецслужбы. Так называемые Медовые ловушки. Одна из таких историй – это судьба баронессы Марии Закревской-Бенкендорф-Будберг. Она смогла стать не только секретным агентом, который сообщал сведения НКВД, но и музой для двух великих умов 20-го века: Максима Горького и Герберта Уэллса. Баронесса была завербована после того, как её арестовали по так называемому делу послов в 1918 году. Якобы иностранные послы готовили заговор против советской власти. И Будберг была любовницей одного из них. Но её вскоре отпускают. При одном условии: она будет сотрудничать с НКВД. Через Корнея Чуковского она познакомилась с Максимом Горьким и стала работать у него секретарём. Естественно, между ними вспыхнул роман, и Горький уже не мог себя контролировать, забыв про свою законную жену Екатерину Пешкову. Причём Будберг была намного младше Горького. Но писателя ничто уже не могло удержать от вихря страсти, который захватил их и разрушил всю его привычную прошлую жизнь.
Более того. Когда Герберт Уэллс приехал в гости к Горькому в Петроград, Мария Будберг сходится с Уэллсом. Последнюю ночь перед отъездом он проводит у Будберг в спальне. Много позже в своих мемуарах английский классик напишет о ее прокуренном голосе и сломанном носе, но отметит, что она гораздо интереснее и привлекательнее других женщин.
До этого Будберг не раз сопровождала своего Горького в заграничных поездках. Есть свидетельства, что «по совместительству» она выполняла задания ОГПУ. Например, по просьбе Сталина она достала переписку между Лениным и Горьким. В этой переписке Ленин давал не очень лестную оценку Сталину. И этот факт очень заинтересовал Сталина, который хотел иметь политический компромат на Горького, чтобы тот был более сговорчив в плане просьб со стороны руководства страны.
Кстати, из документов недавно рассекреченных иностранным ведомством Великобритании есть несколько фактов про Марию Будберг. Данные были взяты из отчёта, составленного в 1936 году московскими агентами спецслужбы Ми-5. В нём было сказано, что Будберг имела несколько личных встреч со Сталиным. Впоследствии даже было выдвинуто предположение, что именно Мария убила Горького по заданию Сталина. Есть версия, что писателя отравили. Эта версия не нашла документального подтверждения. Но официально известно, что в 1936 году Мария Будберг действительно приехала в Москву к умирающему Горькому и проводила его в последний путь.
И ещё один факт. Когда Горький умер, на прикроватной тумбочке стояла фотография его возлюбленной Марии Будберг.
Многие знают историю зарождения фашизма – самой страшной политической силы, которая унесла жизни миллионов людей. И точкой отсчёта в истории фашизма считается даже не начало политической деятельности Гитлера, нет. Гитлер лишь подражал. Подражал своему кумиру, у которого он взял всё: от символов фашизма до безумных идей захватить весь мир.
И этого кумира звали Бенито Муссолини. Вождь. Дуче. Но мало, кто знает, что молодого Муссолини, который заикался от страха во время публичных выступлений, во многом сформировала наша русская революционерка Анжелика Балабанова.
После февраля 1917 года в Петроград из-за границы стали возвращаться политические эмигранты, среди них была и «неистовая», как ее прозвали в Италии, Анжелика Балабанова. В Петрограде она жила у своей сестры, много выступала на митингах. Но никто не догадывался, какую тайну она хранит. А тайна называлась «политический роман с Бенито Муссолини». В 1900 году Балабанова записалась в Итальянскую социалистическую партию. В рядах именно этой организации началась политическая карьера Муссолини. К моменту знакомства с Анжеликой Балабановой в 1904 году он голодал, перебиваясь случайными заработками, и мало чем отличался от других нищих рабочих. «Этот человек был не просто беден, но чрезвычайно грязен. Я никогда не видела человека, который выглядел бы столь жалким. Несмотря на массивную челюсть, горечь и беспокойство в чёрных глазах, он производил впечатление исключительно робкого человека», – писала она про первую встречу с Муссолини.
Но именно Балабанова взялась превратить этого грязного, робкого и не умеющего даже правильно выражать свои мысли юношу в большого политика. Она даёт ему книги Маркса, Ницше и других философов. Уроки не проходят даром, через некоторое время Муссолини становится превосходным оратором, что открывает ему путь наверх. Потом они расстались. И уже когда Муссолини стал вождём, она писала в своих мемуарах: «На этом свете есть два чудовища, которых я ненавижу больше всего. Первое чудовище – это Гитлер. А второе – Муссолини». И кто знает, как бы сложилась история человечества 20-го века, если бы молодая Анжелика Балабанова не встретилась бы на митинге с грязным и робким юношей, который станет будущим кумиром всех демонов фашизма.
И таких историй про судьбы и тайны роковых женщин можно найти очень много и рассказывать очень долго. Но очевидно одно. У каждой такой тайны есть имя. И чаще всего это имя женское. Вот, пожалуй, главный смысл этой серии нашего детективно-исторического сериала «Петербургские тайны».