От легендарной «Полтавы» до самых больших ледоколов в мире, суперсовременных траулеров, корветов и подводных лодок. Исторически судостроение – одна из ключевых сфер промышленности Петербурга. Сотни тысяч человек работают на верфях. Каждый корабль, каждое судно – уникальное произведение искусства, которое создают инженеры-конструкторы. Сколько можно заработать в сфере судостроения? Сколько открытых вакансий? Куда пойти учиться? И когда нужно начинать готовиться к поступлению? Подбираем ключ к профессии вместе с Дмитрием Ковалевым.


ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«Судостроение – исторически одна из ключевых сфер промышленности Петербурга. На верфях работают сотни тысяч человек. А посчитать количество профессий и специализаций практически невозможно. Со стапелей сходят траулеры и ледоколы, корветы и подводные лодки, прогулочные катамараны и самоходные исследовательские платформы. И каждое судно, каждый корабль – неповторимое произведение искусства. Уникальное даже в серии. И такими их делают инженеры-конструкторы».

Пять лет назад Станислав Петров, инженер-конструктор первой категории, выбрал для себя что-то новое и необычное. По образованию – специалист в гражданском строительстве. Но сейчас отвечает за судовые системы: вентиляцию и кондиционирование.

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВ, инженер-конструктор управления по конструкторской подготовке производства (надводное судостроение):
«Два основных проекта, над которыми я сейчас работаю, это надводное судостроение. Это проекты СТ-192 – серия рыболовецких судов. Сейчас в активной стадии – научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» проекта 23680».

С точки зрения конструктора это совершенно разные корабли. Потому что отличаются регионы плавания. «Иван Фролов» пойдет во льдах Арктики. А значит, особые требования к материалам, из которых он будет построен, к системе отопления. Такое просто не устанавливают на траулеры.

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВ, инженер-конструктор управления по конструкторской подготовке производства (надводное судостроение):
«Мы велосипед не изобретаем. Мы используем опыт, положительный опыт предыдущих поколений. Но в то же время от нас всегда требуется знание актуальных и инновационных методов реализации и постройки судов. Мы должны идти в ногу со временем. Это всегда интересно, это всегда вызов».

И такой вызов – это каждый чертеж, каждая деталь. Сегодня кульман – та самая большая доска для работы – уже не используется. Все расчеты и разметка – в 3D, максимально детализировано и подробно. Чтобы исключить ошибки и недопонимание. Ведь по линиям и моделям рабочие будут резать металл, собирать корабли.

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВ, инженер-конструктор управления по конструкторской подготовке производства (надводное судостроение):
«Нам приходится часто бывать на заказе, смотреть, как происходит реализация чертежей. В ходе строительства возникают какие-то коллизии, ошибки, которые мы как инженеры-конструкторы должны устранить. Самым быстрым и рациональным способом. Это одна из самых интересных частей работы, которая мне больше всего нравится».

Также конструктор должен знать, как и на чем будут воплощаться его идеи. То есть разбираться в оснащении, возможностях производства.

— Инженер-конструктор. Что за работа такая?

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВ, инженер-конструктор управления по конструкторской подготовке производства (надводное судостроение):
«Инженер-конструктор, если ответить философски, отвечает на вопрос, как реализовать идеи, которые были заложены инженером-проектировщиком на стадии технического проекта судна».

Профессия востребованная. Но из-за особенностей каждого производства сразу влиться в рабочий процесс невозможно. Станислав Петров несколько месяцев вникал в тонкости проектов, разбирался в рабочей документации, и только потом начал трудиться самостоятельно. На верфях к подбору и обучению персонала подходят трепетно.

МАРИНА КУЛАГИНА, начальник управления по работе с персоналом:
«Мы серьезно занимаемся подготовкой студентов, и у нас есть целевая контрактная подготовка. Соответственно, мы готовим кадры себе сами. И всё равно кадровый голод присутствует, потому что инженером нельзя стать сразу с получением диплома, необходимо наработать опыт».

У инженера-конструктора в каждом заказе ключевая роль. Но, конечно, над проектом работает не один такой специалист. Десятки, сотни. Поэтому когда судно спускают на воду, в доке собирается весь персонал верфи.

— Какие чувства вы испытываете, когда заказ спускают на воду, поднимают флаг или просто сдают заказчику?

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВ, инженер-конструктор управления по конструкторской подготовке производства (надводное судостроение):
«Это очень хорошее чувство облегчения и радости, потому что ты видишь результат своих трудов, он вдохновляет продолжать делать то, что ты делаешь, и с новыми силами реализовывать новые проекты».

По данным крупнейшего сервиса по поиску работы, абсолютным лидером среди российских городов по количеству предлагаемых рабочих мест в сфере судостроения традиционно остается Петербург. Частные и государственные компании разместили почти 6 тысяч вакансий. Более 1200 – для специальности инженер-конструктор. В четвертом квартале прошлого года в сфере судостроения требовалось 380 специалистов. Зарплатные предложения начинаются от 95 тысяч рублей. На портале «Работа России» в Петербурге сейчас требуется 387 инженеров-конструкторов. В среднем соискателям предлагают от  60-ти до 130-ти тысяч рублей.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Передовая инженерная школа «Судостроение индустрии 4.0». Одна из лабораторий. Это установка гибридной лазерно-индукционной закалки. На таких студенты делают заказы для индустриальных партнеров. Практика – дополнение к насыщенной учебной программе.

ОЛЕГ ТИМОФЕЕВ, старший научный сотрудник Передовой инженерной школы:
«Такую нагрузку тянут 10, максимум 12% студентов. У нас проходит специальный отбор. То есть мы выбираем студентов из бакалавров, выпускников, которых мы знаем и предлагаем учиться по передовой инженерной школе».

—  В чем заключается главная цель и миссия такого дополнительного, по сути, обучения?

ОЛЕГ ТИМОФЕЕВ, старший научный сотрудник передовой инженерной школы:
«Не все инженеры одинаковы. Ребятам, которые хотят себе обеспечить быстрый карьерный рост, нужны знания, нужна дополнительная подготовка. Поэтому мы как раз этим и занимаемся».

Группы небольшие. И для большинства магистров занятия в чертежных программах в аудиториях перед компьютером – способ закрепить полученные уже на производстве навыки.

ОЛЕГ ТИМОФЕЕВ, старший научный сотрудник Передовой инженерной школы:
«Инженер-конструктор сейчас работает в топе цифровых технологий. Всё делает компьютер. По сути дела, он работает с трехмерной моделью, с продвинутыми физическими задачами, на специальном программном обеспечении, которое требует очень хороших знаний и понимания физики процесса. Поэтому я современным молодым инженерам и студентам завидую, у них всё впереди. Конструктор – это самая массовая специальность, самое массовое направление. Конструктор – это, прежде всего, творческая работа. Особенно конструктор в судостроении. Инженер может выбрать направление, к которому лежит душа. Например, корпус, системы, энергетика и электрооборудование, общее проектирование. И ходить на работу с удовольствием».

Павел Семенов уже два года совмещает работу и учебу. В проектном бюро разрабатывает системы энергообеспечения.

ПАВЕЛ СЕМЁНОВ, магистр 2-го курса Передовой инженерной школы:
«Это такое чувство! Ты смотришь на бумаге, потом смотришь в жизни. И понимаешь, что ты что-то создал физическое, чего не существовало, было только в проекте».

«На бумаге» – скорее, метафора. В распоряжении конструкторов современное ПО, мощные вычислительные машины.

АЛЕКСЕЙ КРЮКОВ, руководитель научно-образовательной лаборатории:
«Любыми машинами управляет человек. Поэтому машины становятся умнее, но требуют другого подхода. С точки зрения программирования и механизмов они постоянно совершенствуются. С точки зрения приборов, аппаратуры».

Но главное, отмечают и студенты, и преподаватели, – это практика. Работа в цехах дает максимальное представление о судостроении.

— Какие перспективы у этой профессии?

ОЛЕГ ТИМОФЕЕВ, старший научный сотрудник Передовой инженерной школы:
«Перспективы в нашей стране огромные, поскольку мы сейчас в начале нового развития отечественного флота. Если не как при царе Петре, то примерно так же. Это специальность, где и знания IT, и знания физики, химии, материаловедения – все комбинируется в одном специалисте».

В Петербурге специальности, связанные со сферой судостроения, можно получить в двух вузах и восьми колледжах, открыто почти две тысячи бюджетных мест. Больше всего (504) в Санкт-петербургском государственном морском техническом университете. Проходной балл должен быть не ниже 51-го, на некоторые программы минимум составляет от 65-ти до 75-ти баллов. В Морской технической академии имени адмирала Сенявина предусмотрено 400 бюджетных мест, средний балл 3,8. В Колледже судостроения и прикладных технологий открыто 200 бюджетных мест, средний балл 3,9.

От морских глубин до сотен метров над землей. Но это позднее. Сейчас – экспериментальный бассейн в школьном кабинете и полеты на небольшой высоте. Такие занятия дополняют классическую программу для учеников профильных судостроительных классов 339-й школы Невского района.

ОЛЕГ КУЗЬМИЧЁВ, директор средней школы № 339 Невского района:
«Ребята, попавшие в инженерный класс, считают себя элитой. Потому что попасть в него не сложно. Мы принимаем фактически всех желающих. Но учиться там крайне сложно. Это повышенные требования к физике, к техническим наукам, к математике. Это очень большая нагрузка и плюс дополнительные занятия. То есть это очень серьезная нагрузка, которую, конечно, выдерживают не все».

В школе несколько профильных лабораторий. Морская робототехника – один из способов понять, а что такое судостроение? В помощь старшеклассникам – два вида учебных беспилотников.

ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВА, учитель технологии и информатики средней школы № 339 Невского района:
«Конструирование – это 100%. Они понимают, из чего состоят эти роботы, как можно менять конфигурацию для конкретных задач. Ну и, соответственно, программировать. Это популярное сейчас направление».

Конечно, учатся и управлять. Робот-пиранья покорно выполняет команды, подаваемые с джойстика. Движение во все стороны, погружение и подъем на поверхность.

Рядом летательные аппараты. Также двух видов. Беспилотники активно используются в гражданском флоте – для разведки обстановки, сбора метеоданных.

ЕВГЕНИЙ САФЁРОВ, учитель технологии средней школы № 339 Невского района:
«Это максимально показательная модель, то есть здесь заложено всё, что должно быть в беспилотных летательных аппаратах».

Микроконтроллеры, то есть платы, для своих роботов школьники собирают здесь же. В их распоряжении оборудованные рабочие места.

ОЛЕГ КУЗЬМИЧЁВ, директор средней школы № 339 Невского района:
«Это обязательно нужно в обучении. Потому что именно это мотивирует и профилирует ребят. Они должны попробовать своими руками что-то создать».

От небольших разработок – к глобальным проектам. Совместно с индустриальными партнерами ученики 339-й школы собирают стендовую модель судна. Это перспективный «Спасатель» для северных морей. Екатерина Кузнецова и её одноклассники собирают мачтовую часть. Сначала нужно разобраться в чертежах. Потом перенести их в программу для моделирования. На 3D-принтере отлить деталь.

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВ, заместитель директора средней школы № 339 Невского района:
«Инженеры-конструкторы тоже работают в таких программах, как и мы. У нас получается, что мы выполняем в упрощенном формате такие же задачи, как и наши индустриальные партнеры».

А чтобы понимать, как судно движется, как им управлять – симулятор ходовой рубки. В VR-очках можно рассмотреть всё в деталях. И пройти обучение. Этот тренажёр сделали сами школьники.

Свои навыки ученики профильных судостроительных классов могут отточить на небольшом производстве. Этот станок – уменьшенная копия тех, что используют на заводах. Функционал – от гравировки до лазерной резки дерева и полимеров. Но прежде чем делать детали для модели судна, нужно потренироваться в работе с 2D-графикой. Вырезают шахматные фигуры.

НАТАЛЬЯ ЗАРУБИНА, учитель физики средней школы № 339 Невского района:
«У нас в классах работа полного цикла. От предварительного эскиза до готового изделия. И дети могут посмотреть все эти этапы и понять, какой из этапов интереснее и нужнее».

ОЛЕГ КУЗЬМИЧЁВ, директор средней школы № 339 Невского района:
«Правительство Санкт-Петербурга вкладывает большие деньги в детей. Поддержку огромную оказывает администрация Невского района. И, безусловно, оказывают поддержку индустриальные партнеры. И деньгами, и технологической поддержкой».

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«От самых простых деталей до систем жизнеобеспечения судна – все это в зоне ответственности инженера-конструктора. Сегодня профессиональный работник на этой должности – специалист, разбирающийся в нескольких науках, обладающий разными навыками. Сама работа не ограничена офисом, компьютером и программой для черчения. В целом судостроение – это та отрасль, в которой каждый найдет для себя ключ к профессии».