Без них невозможно представить ни одну поликлинику и больницу. Сегодня это правая рука хирурга, надежный помощник стоматолога и рентгенолога. А еще благодаря медсестрам и братьям пациенты быстрее идут на поправку. Сколько получают эти незаменимые специалисты, сколько открытых вакансий и где? Куда идти учиться и когда надо готовиться к поступлению? Подберем ключ к профессии вместе с Марией Марченко.


МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Невозможно представить больницу без среднего медицинского персонала. Именно медицинские сестры и братья проводят с пациентом более 80% времени, обеспечивая должный уход и выполнение всех рекомендаций лечащего врача. А порой еще оказывая психологическую поддержку».

Альбина Ишмухаметова – старшая медицинская сестра в Городском центре эндоскопической урологии, открытого на базе больницы Святителя Луки. В профессии уже 34 года. И ни разу не пожалела о своем выборе. Работала фельдшером, палатной и операционной медсестрой.

АЛЬБИНА ИШМУХАМЕТОВА, старшая медицинская сестра Городского центра эндоскопической урологии и высоких технологий:
«Когда я вижу, что страдает пациент, мне хочется облегчить его боль. Все время было стремление к этому».     «То есть вам хотелось помогать людям?»     «Да, сострадание было такой основой».

Сейчас Альбина Ишмухаметова передает опыт новичкам: вводит в курс дела медcестер, которые только устраиваются на работу, а еще является наставником для школьников. Это уникальный проект, который реализуется при поддержке правительства Петербурга. Один из тех, кто принимает в нем участие, – Даниил Бондаренко, ученик одиннадцатого класса.

Даниил учится в 197-й школе Центрального района, в одиннадцатом – медицинском классе. На дополнительных уроках ребята освоили программу профессионального обучения «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», а на каникулах смогли применить знания на практике – трудоустроиться в больницу Святителя Луки.

Владимир Пахомов восстанавливается после операции. Говорит, с таким уходом быстро идет на поправку.

ВЛАДИМИР ПАХОМОВ, пациент клинической больницы Святителя Луки:
«Здесь все: и врачи, и средний медперсонал очень высокого уровня. Есть, с чем сравнивать. По сравнению с другими больницами».

Старшеклассники работали в терапевтическом отделении. Помогали палатным и процедурным медсестрам. А те, в свою очередь, с удовольствием делились своим опытом.

Санобработка палат, кормление и сопровождение пациентов, доставка анализов в лабораторию – школьникам поручили самую простую, но от этого не менее важную работу.

ДАНИИЛ БОНДАРЕНКО, ученик 11 класса школы 197 Центрального района Санкт-Петербурга:
«Работа в больнице – это для меня прямо колоссальный опыт. И он показал, что я уже готов психологически, может быть, к профессии медика. И еще больше захотел пойти в эту сферу».     

Какие у тебя планы? Ты пойдешь в колледж или в высшее учебное заведение? На кого учиться?
— В высшее медицинское учреждение. На лечебное дело. Хотелось бы на реконструктивного хирурга потом.
— Почему?
— Я девять лет учился в художественной школе, и мне всегда нравилось зарисовывать органы, людей. Всегда увлекала эстетика тела и лица.

Проект «Моя первая профессия» реализуется за счет средств городского бюджета с 2023 года. В старших классах школьники проходят обучение и получают «корочки» вожатых, лаборантов, младшего медицинского персонала. В больнице Святителя Луки отметили высокий уровень подготовки ребят.

ГАЛИЯ СТЕНИЧКИНА, главная медицинская сестра клинической больницы Святителя Луки:
«Мы с радостью их приняли на работу. В летний период это было большое подспорье. Я считаю, что это очень полезный и нужный проект. Когда ребята будут поступать в профессиональные учреждения, средние или высшие медицинские учреждения, они будут точно понимать, зачем им нужна эта специальность, и у них будет четко поставленная цель, к которой они будут стремиться. И это будут профессионалы».

В больнице целый пул медицинских сестер. Все они имеют диплом колледжа по специальности «Сестринское дело». Постовые наблюдают за состоянием пациентов в палатах, выполняют назначения врача. Процедурные делают внутривенные инъекции и вливания, берут кровь для исследований. Рентгенолаборанты проводят диагностику внутренних органов с помощью МРТ или КТ-аппарата.

АЛЕКСАНДР АЛХАЗИШВИЛИ, заведующий рентгенологическим отделением клинической больницы Святителя Луки:
«Мы, врачи-рентгенологи без рентгенолаборанта, наверное, как хирург без операционной сестры. Потому что это основная и самая главная, наверное, роль в выполнении исследований. И ключевой момент – правильное выполнение исследований – безусловно, находится на плечах рентгенолаборанта. Правильная укладка, грамотная постановка периферического венозного катетера, проведение самого исследования».

Операционная медсестра – правая рука хирурга. Досконально знает ход хирургического вмешательства. Она и операционную подготовит, и вовремя инструменты подаст, и подбодрит добрым словом. А после – все тщательно уберет.

ИГОРЬ ОРЛОВ, заместитель главного врача по медицинской части клинической больницы Святителя Луки, врач-уролог, онколог:
«На самом деле, у нас труд медицинской сестры на сегодняшний день зачастую недооценен. Недооценен врачами, недооценен сообществом, потому как-то что считается, что это средний медицинский персонал, вроде бы врачи чуть статусом выше. Но на самом деле основная работа выполняется именно медицинской сестрой. Это помощник врача. Это правая и левая рука».

Екатерина Платонова начинала карьеру в клинике Военно-медицинской академии имени Кирова с постовой медицинской сестры. В какой-то момент поняла – нужно менять профиль. И перешла в операционную. Ассистирует хирургу во время роботических вмешательств.

ЕКАТЕРИНА ПЛАТОНОВА, старшая операционная сестра операционного блока отделения урологии 1 клинической больницы Святителя Луки:
«Мы не меньше знаем, чем врачи. А на перспективу могу сказать, что, наверное, мы должны больше знать, чем доктор. Когда ты стоишь в операционной, мы должны наперед знать, что может произойти. А это знание анатомии, это знание хода операции, течения болезни».

Она уверена: без любви к людям работать невозможно.

Многие будущие врачи начинают свой путь именно с позиции медицинской сестры или медбрата. Работать по этой специальности студенты медицинских вузов могут уже после третьего курса. Это позволяет погрузиться в профессию и получить навыки и знания, которые помогут в дальнейшей карьере.

По данным крупнейшего сервиса по поиску работы, в четвертом квартале 2024 года петербургские медицинские учреждения, как городские так и частные, разместили более 2300 вакансий. В среднем работодатели готовы платить соискателям 61,5 тыс. рублей. А лучшие зарплатные предложения начинаются от 86 тыс. рублей. К примеру, соискателям на вакансию медицинской сестры или медицинского брата в процедурный кабинет в частной клинике готовы платить от 110 тысяч рублей. В операционной – от 115 тысяч.

Нет, это не медицинский колледж, как можно подумать, а школа номер 197 Центрального района. Та самая, чьи ученики работали в больнице Святителя Луки. Сейчас за партами новый поток.

МАРИЯ КОТКОВСКАЯ, ученица 10 класса школы 197 Центрального района Санкт-Петербурга:
«Мой дедушка был заслуженным врачом Российской Федерации, и я решила пойти в медицину, так как мне это интересно. Изначально в классе пятом-шестом, когда у нас начались химия, физика, меня это очень увлекло».

Занятия раз в неделю после основных уроков. Но прогульщиков тут нет. Потому что все мечтают связать свою жизнь с медициной. Анна Лазарева перевелась из другой школы. Чтобы попасть в медицинский класс, сдавала вступительный экзамен.

АННА ЛАЗАРЕВА, ученица 10 класса школы 197 Центрального района Санкт-Петербурга:
«Я изучала английский, а потом посмотрела, что-то с бабушкой мы обсудили, она у меня тоже училась на медсестру, она рассказывала какие-то истории, и меня это очень заинтересовало».

Тренажеры-симуляторы, интерактивные приборы, пособия и препараты – оснащению этого кабинета позавидует любой колледж. Все оборудование закупили на средства гранта в рамках проекта «Твой бюджет в школе».

НАТАЛИЯ ПАХОМОВА, учитель биологии и основ сестринского дела школы 197 Центрального района Санкт-Петербурга:
«Профессию, которую они получают, – это младшая медицинская сестра по уходу за больными. Здесь предполагается знание различных манипуляций, по прохождению которых в конце сдается квалификационный экзамен. Выдается диплом. И они могут работать непосредственно где-то в медицинских учреждениях».

В прошлом году дипломы получили 17 школьников. В этом году подготовят еще около 30 младших медицинских сестер и братьев. Потребность в таких специалистах высока. Не хватает и среднего медицинского персонала.

ОЛЬГА ПОГОДИНА, заместитель директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга:
«На сегодняшний день вакантных рабочих мест по профессии «медицинская сестра»  –  1500. Это в полтора раза больше, чем вакансий врачей. То есть мы можем сделать вывод, что в среднем медицинском персонале работодатель очень нуждается. Я думаю, такая профессия не исчезнет никогда. Сколько будет человечество существовать, столько и будет эта профессия».

В Петербурге профессию «медицинская сестра» и «медицинский брат» можно получить в четырех вузах и 13-ти колледжах. Больше всего бюджетных мест – 390 – в медицинском колледже №2. Средний балл должен быть не ниже 4,3. С таким же средним баллом можно поступить в фельдшерский колледж. Он предлагает 375 бюджетных мест. В медицинском колледже №1 было открыто 325 бюджетных мест. Средний балл – 4,4. На платной основе – 120 мест. Средний балл всего 3,2. Всего же в петербургских колледжах почти 2400 бюджетных мест и более 900 мест для обучения на платной основе.

Уже более 70-ти лет медицинский колледж №1 готовит медицинских сестер и братьев. Аудитории оснащены самым передовым оборудованием. Например, анатомию студенты изучают с помощью мультимедийных технологий. На экране – строение организма в формате 3D.

ОЛЬГА ДАВТЯН, преподаватель анатомии и физиологии человека медицинского колледжа 1:
«Ребята на работе видят человека, они не видят внутренние органы отдельно. И нам нужно точно знать, куда они проецируются, на какую часть человека живого, покрытого кожей. И здесь мы совершенно точно можем это посмотреть. И вот мы совершенно точно знаем, если мы говорим об артериях, где они проходят, на уровне каких позвонков».

Не удивительно, что традиционные макеты теперь пылятся в сторонке. Медицинский стол позволяет показать в подробностях, как выглядят отдельные органы или целые системы, например, дыхательная или кровеносная.

В итоге студенты лучше усваивают, а значит, и запоминают сложный материал.

ОЛЬГА ДОВГАЛЕВА, преподаватель медицинского колледжа 1:
«Это «ТьюторМэн». Здесь студент учится практическим манипуляциям, отрабатывает их, затем может сдавать экзамен. Система все записывает, и я потом могу это просмотреть отдельно и указать ошибки, которые студент допустил во время манипуляций».

Сегодня студенты учатся устанавливать систему для внутривенных вливаний. Технику отрабатывают на фантомах рук.

Дарина Деткова – победитель регионального этапа чемпионата «Профессионалы» в компетенции «Медицинский и социальный уход». Мечтает стать операционной медсестрой.

ДАРИНА ДЕТКОВА, студент третьего курса медицинского колледжа 1:
«Нет, в семье никого медиков нет. Но почему-то с самого детства я не представляла себя никем другим».

Анжелика в колледж поступила после девятого класса. Вдохновил пример мамы. Она работает медсестрой в поликлинике.

АНЖЕЛИКА СОРОКИНА, студент третьего курса медицинского колледжа 1:
«Когда я увидела объявление, что проходит набор учащихся в первый медицинский колледж, я загорелась этой идеей, я ходила на дни открытых дверей. Мне очень понравился этот колледж. И я очень хотела сюда поступить».

Учиться сложно, но интересно. Те, кто поступил после девятого класса, проходят все школьные предметы, вроде русского языка или истории. Кроме того, в расписании есть анатомия, фармакология, патология, психология общения.

ИРИНА БУБЛИКОВА, директор медицинского колледжа 1:
«Учитывая огромную потребность в городе в медсестрах и в медбратьях, с 2023 года по заданию Министерства здравоохранения по всей России была сокращена подготовка на целый год. Раньше они учились 4 года, теперь учатся 3 года. И через 3 года это специалист».

В колледже отмечают: после пандемии коронавируса интерес к профессии медсестры начал стремительно расти. В прошлом году колледж открыл третью площадку на Крестовском острове. Но и этого недостаточно.

ИРИНА БУБЛИКОВА, директор медицинского колледжа 1:
«Чтобы покрыть эту огромную потребность в городе, а самое главное, чтобы каждый выпускник из школы, если он действительно решил посвятить себя медицине, мог поступить, обязательно нужны дополнительные площади. Для Санкт-Петербурга хотелось бы выстроить как минимум два-три суперсовременных, больших по площадям образовательных учреждения для медсестер и медбратьев».

Перед выпускниками медколледжей сегодня открыты широкие возможности. Они могут выбирать, где работать: в частной клинике или в государственной, с детьми или со взрослыми. Чтобы стать операционной медсестрой, необходимо пройти курсы повышения квалификации по направлению «Операционное дело». Они длятся от двух до трех месяцев.

Есть также высшее сестринское образование. Выпускники становятся преподавателями, главными медицинскими сестрами в стационарах или заведующими отделениями сестринского ухода.МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«В работе медсестры и медбрата важны не только знания и навыки, но и личные качества, такие как доброта, сострадание, милосердие, спокойствие. Для кого-то это лишь первый этап в карьере. Но совершенно ясно одно – профессия медсестры будет востребована всегда».