ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«ЧПУ – числовое программное управление. Термин, появившийся в середине прошлого века. В СССР подобные станки – токарные и фрезерные – начали собирать уже в начале шестидесятых. Но их внедрение в производство шло медленно. Сегодня же ни один крупный завод нельзя представить без парка станков с ЧПУ. Их главные преимущества – точность и предсказуемость результата. За который отвечает оператор станка ЧПУ».

Иван Федяшов – студент четвертого курса. Несколько месяцев занятия совмещает с работой на заводе. Пока только ученик оператора станка. Но уже в штате. Это платная стажировка.

И такие термины из учебников в техникуме на рабочем месте становятся максимально понятными. И уже прочно входят в лексикон будущего оператора станка.

Токарная, фрезерная – метод обработки вторичен. Для оператора станка с ЧПУ важнее спецификация по языку программирования и типу стойки управления, то есть пульту.

ИВАН ФЕДЯШОВ, студент 4 курса «Техникума энергомашиностроения и металлообработки», ученик оператора станка с ЧПУ:
«Стал разбираться в металлообработке. Как это происходит, как это может даже в некотором роде заворожить. И потом ещё познакомился с программным управлением. Постепенно сам уже пишу программы».

На «Ленинградском металлическом заводе» молодые специалисты познают детали профессии под руководством опытных наставников. Пётр Орлов пять лет назад сам ещё только учился. Теперь следит за работой 19-летнего подмастерья.

ПЁТР ОРЛОВ, оператор станка 4-го разряда:
«С теоретической точки зрения ребята очень хорошо обучены. Они умеют читать чертежи, корректируют программы. Основные аспекты они все изучили. Очень быстро втягиваются. Буквально пара месяцев. Ребята приходят, вникают в работу. Один раз показал – они запоминают».

Здесь выпускают турбины для модернизации и строительства атомных, тепловых и гидроэлектростанций. В 2024 году на заводах компании сделали оборудование, которое заработает на 30-ти энергообъектах по всей России. Например, паровые турбины для Сургутской ГРЭС-1, гидротурбины для обновления Воткинской ГЭС в Пермском крае, для строящейся Черекской ГЭС в Кабардино-Балкарии. Оборудованием «Силовых машин» оснащены 70% электростанций России.

ИЛЬЯ ЕГОРОВ, заместитель директора «Ленинградского металлического завода», начальник турбинного производства:
«Мы имеем большой рост загрузки в перспективе. На текущий момент мы полностью укомплектованы контрактами до 2032 года».

– Правильно ли я понимаю, что у ребят, которые приходят каждый день на работу, работа есть?

ИЛЬЯ ЕГОРОВ, заместитель директора «Ленинградского металлического завода», начальник турбинного производства:
«Инновационная программа модернизации и обновления нашего оборудования на текущий момент включает в себя закупку и установку порядка 40 единиц оборудования механообрабатывающего. Естественно, все эти станки новые, современные, которые имеют систему ЧПУ. И на всех станках, вновь вводимых на ЛМЗ и в «Силовых машинах», основная профессия, кто их обслуживает, – это операторы станков с числовым программным управлением».

– Самая востребованная профессия?

ИЛЬЯ ЕГОРОВ, заместитель директора «Ленинградского металлического завода», начальник турбинного производства:
«На текущий момент – да. И в перспективе, скорее всего, будет потребность в этой профессии только увеличиваться».

В компании действует свой учебный центр. Готовят рабочих по 45-ти специальностям. А в 2022-м «Силовые машины» присоединились к программе «Профессионалитет».

ЕЛЕНА МОРДВИНОВА, начальник управления развития персонала «Силовых машин»:
«Для ребят, кто уже перешел на второй курс и начинаются спецпредметы, мы считаем правильным, когда наши эксперты приходят на дисциплины и рассказывают о том, что сейчас используется из новых материалов, из новых технологий. И мы видим отклики ребят, что это интересно, и в учебниках это не написано. А вот те люди, кто сами своими руками, это делают для реальных заказов».

Новое оборудование в первую очередь влияет на сроки изготовления продукции. Современные станки просто быстрее работают. И точнее. Это унифицированный инструмент, позволяющий делать разные детали. А для молодых специалистов цех, где установки шумят под управлением процессоров, – это привлекательное со всех сторон рабочее место.

ИВАН ФЕДЯШОВ, студент 4 курса «Техникума энергомашиностроения и металлообработки», ученик оператора станка с ЧПУ:
«Если вы человек, которому хочется как-то разнообразить жизнь определенными новыми задачами, то это работа подойдет для вас».

По данным крупнейшего сервиса по поиску работы, в четвертом квартале 2024-го года петербургские предприятия разместили более тысячи вакансий для операторов станков с ЧПУ. По сравнению с аналогичным периодом 2023-го, спрос на специалистов в городе вырос на 229%. В среднем работодатели готовы платить соискателям 110 тысяч рублей, что на 19% больше, чем в конце 2023-го. А лучшие зарплатные предложения для операторов  станков с ЧПУ – на отметке в 178 тысяч рублей.

– Сколько вакансий «Оператор станка ЧПУ» в Петербурге на сегодняшний день?

ОЛЬГА ПОГОДИНА, заместитель директора «Центра занятости населения Санкт-Петербурга»:
«На сегодняшний день работодателями востребована данная профессия, мы видим на портале «Работа России», что размещено 205 вакансий. Порядка 45-ти работодателей Санкт-Петербурга – это крупные промышленные предприятия, ждут к себе специалистов, операторов станков с ЧПУ».

– Молодые люди, то есть те, кто только что закончил колледж, вряд ли они у вас стоят на учете в центре занятости как безработные. Скорее всего, это чуть постарше люди?

ОЛЬГА ПОГОДИНА, заместитель директора «Центра занятости населения Санкт-Петербурга»:
«Сейчас важен для работодателя каждый соискатель. Он обращается и к молодому специалисту, идет в профильное образовательное учреждение, чтобы этого специалиста сразу завлечь на работу после окончания вуза или ссуза. Сейчас за молодыми студентами, за молодыми специалистами охота. Потому что, конечно, работодатель в них видит кадровый потенциал. И если молодой человек хочет работать, он, конечно, будет работать. И он устроится на предприятие, потому что работодатель сейчас на молодых тоже делает ставку. И гибко подходит к найму персонала, не предъявляя жестких требований к опыту работы».

Судя по статистике, именно на молодых специалистов делают ставку работодатели. Это, конечно, совокупность факторов при поиске и найме персонала. Но главное для соискателей – более мягкие требования к опыту работы. Впрочем, сегодня уровень подготовки в средне-профессиональных образовательных учреждениях позволяет уверенно чувствовать себя на рабочем месте с первого дня. Один из флагманов – «Электромашиностроительный колледж»

– Что за профессия такая – оператор станка ЧПУ? Кто на неё приходит учиться? И чему в вашем колледже учат, чтобы человек, уже выпускаясь, имел «корочки» в которых так и написано – «оператор станка ЧПУ»?

АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж»:
«Это довольно востребованная на сегодня профессия, и на неё приходят в основном молодые люди, которые в процессе обучения осваивают работу на разных станках с ЧПУ. И оператор станка с ЧПУ – это тот человек, который отвечает от начала производства детали до её конца, контролирует технологические процессы, которые происходят в станке».

– Какая материальная база в колледже для этого есть? На чем учатся?

АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж»:
«Сегодня колледж располагает одной из самых современных материальных баз, наверное, в Северо-Западе как минимум, у нас есть мастерская станков с ЧПУ, токарная, фрезерная мастерские. Абсолютно новые, с новым оборудованием. Все эти станки представляют широкий спектр стоек, на которых происходит программирование».

– То есть у вас в колледже, по сути, те же самые станки с теми же пультами, которые и стоят на заводах в Петербурге?

АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж»:
«Да, совершенно верно, те же самые станки, с такими же стойками, таких же марок. Школьники когда приходят после школы, у них просто восторг. Особенно когда они видят новые станки, отремонтированные помещения, понимают, что их ценят, что они нужны стране и городу. Сегодня ведутся большие профориентационные мероприятия на уровне колледжа, на уровне города. Плотно работаем со школами в части профориентации, первых профессий. Основная часть обучающихся приходит уже замотивированная».

– Спрос есть?

АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж»:
«Да, конечно. При условии того, что за последние два года план набора увеличился на 50%, все равно не все поступают».

– То есть это конкурс на место?

АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж»:
«Да. Конкретно по наладчикам – там за 4 балла конкурс».

– Говоря о программе «Профессионалитет», понятно, что уже закуплено оборудование благодаря программе. Но если какое-то сотрудничество с городскими предприятиями? Что это даёт и колледжу, и предприятиям, и самим студентам?

АЛЕКСАНДР ГУСЕВ, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж»:
«Если говорить в целом о программе «Профессионалитет», то ее философия изначально состоит в том, что образовательные учреждения входят в неё с предприятием. Это говорит о том, что у образовательного учреждения как минимум есть серьезные партнёры, которые готовы работать с учреждением, готовы принимать студентов на практику с последующим трудоустройством».

В Петербурге профессию «Оператор станка с ЧПУ» можно получить в восьми колледжах. Больше всего бюджетных мест в Академии машиностроения имени Котина – 1010. И 400 на платной основе. Здесь же и самые высокие требования к абитуриентам – вступительный балл для тех, кто хочет выучиться за счет государства не меньше 4,1. Средний балл по всем учреждениям – 3,8. Всего же в петербургских колледжах 3810 мест на это направление подготовки и 661 место для обучения на платной основе.

Робототехника, прототипирование, 3D-моделирование, лаборатория нанотехнологий. Для учеников лицея №150 дополнительных направлений в образовании столько, что можно заполнить недельное расписание. Георгий Кюттер и вовсе свой проект планирует на два года.

ГЕОРГИЙ КЮТТЕР, ученик 8 класса лицея №150 Калининского района:
«Я хочу построить свой собственный радиоуправляемый самолёт. Как раз при помощи 3D-принтеров. На них я буду печатать детали для самолета: крылья, корпус и рулевые крылья. Я хочу поставить на нем специальные камеры, чтобы можно было вести полёт от первого лица».

В распоряжении восьмиклассника 3D-принтеры, установка для лазерной резки. Здесь школьники не только учатся управлять роботом и программировать его, а самостоятельно собирать колёсные машины.

ГЕОРГИЙ КАЗАНЦЕВ, преподаватель робототехники лицея №150 Калининского района:
«Робототехника становится актуальной наукой, сейчас необходимо воспитывать молодое поколение именно работать в этой области: конструирование, работа с электроникой, электротехника, распайка. Также это программирование самих роботов».

ВИКТОРИЯ ПЕЧНИКОВА, директор лицея №150 Калининского района:
«Занятия по робототехнике, 3D-моделированию и прототипированию, занятия с лазерным резчиком – это очень актуально. Они получают первые навыки, которые им потом помогут уже в колледже, по профессиям, связанным с применением станков. В рамках лаборатории 9-е и 10-е классы могут получать первую профессию. А именно – лаборант физической лаборатории. И уже с этим сертификатом спокойно идти в университет и даже устраиваться на работу в лабораторию университета».

В этом классе под контролем лаборантов старшеклассники изучают люминесценцию квантовых точек.

МАКСИМ РИДЕР, младший научный сотрудник международной лаборатории «Гибридные наноструктуры для биомедицины»:
«Записываем спектры люминесценции различных квантовых точек. Скорее познакомить ребят с работой на научном оборудовании. Сама лаборатория создана, чтобы рассказать детям, что такое наука».

Такие опыты еще в прошлом году проводить можно было только в стенах ИТМО. Сейчас высокотехнологичные приборы – в школьном кабинете. Это удобно и для детей, и для педагогов. Плюс старшеклассники получают опыт общения с молодыми учеными. Это элемент бесшовного перехода между уровнями образования.

АННА МОРИНА, ученица 10-го класса лицея №150 Калининского района:
«Для меня это огромный опыт. Здесь всё оборудование, которое необходимо для исследований. Нет необходимости ездить в университеты. Это большие возможности для будущего».

Сегодня дополнительное образование в петербургских школах в первую очередь – это современное оборудование. Даже простой физический опыт становится нагляднее, а значит и понятнее, если его проводить на новых приборах.

НАТАЛЬЯ БОРОДУЛЯ, учитель физики лицея №150 Калининского района:
«Одно дело, когда мы говорим на теории, для чего мы считаем период математических маятников, а другое, когда они прямо на практике достают оборудование, сами пользуются им. Оно помогает тем, что это, во-первых, очень быстро. С ним можно очень быстро собрать, комплектация полностью есть, не надо задумываться о том, чего не хватает. Использование компьютеров позволяет автоматически посчитать даже время, например, без погрешностей».

Дополнительное образование сегодня – это подспорье для школы. Для детей смена деятельности, чередование классических уроков и вот таких занятий – элемент отдыха. А ещё – место, где можно найти новые увлечения, добиться успехов в учёбе и найти свой ключ к профессии.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«На примере этой профессии можно сделать вывод – недостаточно овладеть только одним навыком, нужно быть подкованным сразу в нескольких направлениях. Это залог успешной карьеры. И вариантов ее развития также несколько. Во-первых, постоянное совершенствование своего мастерства, повышение разряда и уровня заработка. Во-вторых, по достижении определенного результата можно будет занять руководящий пост. Но сейчас уже очевидно: оператор станка с ЧПУ – профессия востребованная. Как сегодня, так и в ближайшие годы».