ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Летний сад — старейший сад Петербурга, основанный самим Петром I в 1704 году. Будучи почти ровесником города, он испытал многое: взлёты и падения, роскошь и запустение, знаменитые Петровские ассамблеи и блокадные огороды. Как известно, Пётр основывал свою новую столицу, свой новый город как своеобразный парадиз. Неслучайно, что небесным покровителем города стал Святой Пётр — хранитель ключей от рая. Но и внутри этого детища Петра был свой парадиз — Летний сад.
ОКСАНА БУКАНОВА, ведущий специалист по научно-просветительской работе Государственного Русского музея:
Летний сад для Петра — это победа. Если ещё не над Швецией, это ещё рано. 1704 год, мы ещё не укрепились на этих землях, ещё нет Полтавской баталии, но уже существует Летний сад. Уже есть указы, по которым сюда свозят растения и различные цветы.
Если мы говорим с вами про райский сад, про Летний райский сад — это такой уголочек действительно счастья райского для Петра. Он действительно отдыхал здесь.
ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
И при этом мы понимаем, что всё-таки одна из функций сада — это и обучение…
ОКСАНА БУКАНОВА, ведущий специалист по научно-просветительской работе Государственного Русского музея:
Глядя на то, что находилось в Летнем саду — а это разнообразные растения, это разнообразные деревья. Не только для того, они здесь в Летнем саду появлялись, чтобы какая то эстетическая функция исполнялась, но и важно было ещё подданных Петра I научить. Чтобы они знали, что это за растение: это граб, это клён, это липа, это яблоня.
ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Правильно я понимаю, что как в Ботаническом саду у каждого дерева была табличка, так же и здесь, в этом саду было. Граждане должны были понимать, что это за дерево…
ОКСАНА БУКАНОВА, ведущий специалист по научно-просветительской работе Государственного Русского музея:
Царь своих подданных даже научал, как сажать дерево, какого обхвата должен быть ствол дерева, чтобы оно прижилось, как надо транспортировать его на кораблях. Сам не гнушался лопату взять в руки, посадить, показать на личном примере, как всё это должно было происходить. Просвещение — одна из важных задач петровского времени. Это была одна из важных задач Петра Алексеевича. И та скульптура, которая приобреталась, большую часть, конечно, это была просветительская программа. Бюсты императоров, их жен, персонажи мифов и исторические персонажи, не обязательно живущие в одно время с Петром.
ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Известно, что Пётр I любил басни Эзопа, поэтому нет ничего удивительного в том, что почти сразу в Летнем саду появились фонтаны со скульптурным изображением из басен. К сожалению, они не сохранились. Рядом с каждым из фонтанов стоял столбик с русским переводом сюжета. Вот такая форма приобщения к европейской культуре.
В 1855 году в Летнем саду появляется один из первых в России и первый в Петербурге памятник русскому литератору, великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, который, кстати, тоже любил, переводил и адаптировал басни Эзопа. Памятник достаточно быстро стал одним из знаковых элементов петербургского текста — и в жизни, и в литературе.
ОЛЬГА СЕМЕНЕЦ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка РГПУ имени А. И. Герцена:
Мне кажется, это первый памятник русскому поэту, наверное, который окружен текстом из тех текстов, которые он создал. Этот текст можно читать, разглядывать этих персонажей и пытаться угадать, кто из какого произведения. Разнится количество басен, которые здесь приведены. Например, смотрите — лев. Нам вроде бы хочется подобрать одну басню и сказать, что это она. Но лев и, кстати, лиса — самые частотные персонажи. В среднем, льву и лисе посвящены 22 басни. На втором месте следует волк, которому посвящены 17 басен. Возникает вопрос: из какой именно басни этот волк? Но иногда изображены здесь персонажи, у которых есть определённые атрибуты. Вот у нас есть мартышка со скрипкой, вот висит виноград и есть лиса. Мы скорее всего догадаемся, о какой из этих 22 басен идёт речь.
По приказу петербургского обер-полицмейстера, через некоторое время после установки памятника его обнесли оградой. Это было связано с участившимися случаями вандализма: каждый восхищённый ценитель этого произведения искусства хотел отломить себе кусочек на память. Мне кажется мы с вами близки к открытию: мне кажется, что вот этот персонаж, сидящий под листиком — мартышка — у неё в руке какая-то палочка. А что, если это «Мартышка и очки»? Просто очки кто-то забрал себе на память.
ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Правильно ли я понимаю, что получается, что так же, как мы не можем до конца расшифровать этот текст, так же и в культуре: вот те крылатые выражения, которые восходят к басням Крылова, тоже задают некий такой загадочный пласт, где не каждый может что-то увидеть?
ОЛЬГА СЕМЕНЕЦ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка РГПУ имени А. И. Герцена:
Крылов был первый автор, который разлетелся на цитаты. И Пушкин, и Грибоедов его активно цитирует. «Самых честных правил» был осёл — та строчка, которую взял у Крылова Пушкин. Уже все крыловские фразы сегодня для нас — это арсеналы ярких средств языка.
Отчалил пароход, когда нам звонкогласый
Мальчишка прокричал три раза «Летний сад»,
И листья жёлтые, осенние прикрасы,
В Фонтанку мутную торжественно летят…
ГЕОРГИЙ ВИЛИНБАХОВ, заместитель генерального директора по научной работе Государственного Эрмитажа:
Моя семья жила здесь недалеко — на набережной Кутузова около Литейного моста. Поэтому самые ранние воспоминания, когда меня сюда водила бабушка. Естественно, когда она меня водила — водила, конечно, к памятнику Крылову. Всегда меня сюда привлекало, когда здесь играл военный оркестр. Я помню ещё тот период послевоенный. Они играли либо марши, либо вальсы, либо какие-то ещё популярные мелодии.
С мальчишками из нашего двора приходили сюда зимой кататься с горки: здесь была одна из самых высоких горок деревянных, которые здесь ставили. Но мы сюда приходили, когда Летний сад уже закрывали: было самое интересное сюда прийти в это неурочное время кататься с горки. При этом всё время надо было смотреть сторожа, который нас шёл выгонять. Нужно же было убегать. Перелезали через ограду у Фонтанки. И удовольствие, и приключения.
ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Художественное литературное осмысление Летнего сада началось с Пушкина: именно благодаря ему этот роскошный императорский парк в центре новой столицы стал восприниматься как уютное домашнее пространство, связанное с детством.
СЕРГЕЙ ДЕНИСЕНКО, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН:
На самом деле, Летний сад, поскольку он локально расположен в самом центре города, и в основном дворянское сословие и, в том числе, и русские писатели, художники, они где-то дислоцировались неподалеку. Даже можно вспомнить знаменитую картину «Парад на Марсовом поле», где целая толпа литераторов. Собственно говоря, эта толпа литераторов тоже здесь гуляла. Если мы вспомним оперу Чайковского «Пиковая дама», опять же мы недалеко уходим от Пушкина, действие там происходит в 18 веке. И в 1 действии 2 картина как раз происходит здесь.
Здесь разыгрывается одна из ключевых сцен в романе «Обломов» с Ольгой. Впереди помолвка, которой страшится Илья Ильич. Перед этой самой помолвкой Ольга назначает ему свидание, можно сказать, тайное в Летнем саду на главной Липовой аллее. Ольга влюблена. Но Обломов уже именно в Летнем саду для себя уже понимает, что надо уходить в сторону. Летний сад разный, и наверное, обобщить, что вот он — символ увядания или он символ возрождения — наверное, невозможно. И поэтому ещё раз стоит подчеркнуть эту мысль, что это символ вечности. Здесь есть всё. Здесь есть все времена года, все века Петербурга.
ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
В каждом населённом пункте есть свои знаковые места, где назначаются встречи. В разные времена это могли быть перекрёстки, рестораны, памятники, станции метро. По легенде, в 19 веке бытовала присказка «встретиться у Шарлеманя». Место это — южная ограда Летнего сада напротив Михайловского замка. Ограда, созданная по рисунку Людвига Ивановича Шарлеманя. Она не так величественна и знаменита как ограда Фельтена, которую в своих стихах увековечила Анна Ахматова. Однако не менее достойна внимания. Ограда состоит из чугунных пролётов, украшенных изображением головы Медузы Горгоны — вот опять отсылка к античности. Именно здесь и назначали встречи петербуржцы.
Читая Летний сад, мы вспомнили идею Петра I о парадизе в парадизе, увидели пересечение европейской и отечественной культуры, погрузились в историю страны и Петербурга, взглянули в зеркало петербургского фольклора и русской литературы. Что есть ещё в прекрасной книге под названием Петербург? Узнаем в следующей главе! До новых встреч!