Павел Глазков:
Всем здравствуйте. С вами Павел Глазков. Мы знаем, что бывает роща берёзовая, осиновая, дубовая. А вот, что из себя представляет «Линдуловская роща» думаю знают не все. Отправляемся на прогулку по одноимённому заказнику.

Линдуловская лиственничная роща. Здесь охраняются старейшие в России и Европе искусственные насаждения этих деревьев, заложенные в 1738 году по указу Петра I, для выращивания высококачественного корабельного леса для Кронштадтской верфи.

Александр Марунчак, главный специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
За время своего существования ценность Линдуловской рощи несколько изменилась. Это перестало быть местом для производства древесины хозяйственной, а скорее это стал объект ценный в историческом и культурном плане.

Павел Глазков:
Почти в каждой стране есть своё национальное дерево. Как вы думаете какое в России? Берёза? Вот и ошибаетесь. Отечественные лесоводы считают национальным деревом нашей страны именно лиственницу. А в заказнике её целая роща.

Лиственница является самым распространенным деревом России. 40% наших лесов состоят из неё. Данная порода обладает высококачественной древесиной, которая ценится своей прочностью, долговечностью и устойчивостью к вредителям и болезням. В заказнике есть экземпляры, которым уже почти 300 лет, а всего в природе они могут прожить более пяти веков.

Павел Глазков:
Хвоинки лиственницы словно листочки каждый год желтеют и опадают. Получается, что в заказнике можно наблюдать не только осенний листопад, но и осенний хвоепад.

Лиственница, хоть и относится к семейству сосновых, но в отличие от большинства из них, сбрасывает свои хвоинки по осени. Делает она это для того, чтобы зимой максимально сократить испарение воды. Иначе в морозы дерево может погибнуть от высыхания. Лиственницам не страшны низкие температуры. Они выдерживают до минус 62 градусов – когда замерзает даже ртуть. Поэтому лиственничные леса встречаются и за Полярным кругом.

Павел Глазков:
На деревьях заказника можно увидеть необычные гнездовья. И это не скворечники или синичники и даже не совятники. Это гоголятники, в которых весной поселяются утки гоголи.

Это некрупные утки. Самцы словно одеты во фрак: их оперение чёрно-белое, с металлическим отливом на голове. Под золотисто-жёлтыми глазами хорошо заметны белые щёчки. Самка гоголя – гоголиха – выглядит намного скромнее. Голова – коричневая, а тело – преимущественно серого цвета.

Павел Глазков:
Особую ценность в заказнике представляют семена лиственниц. Начиная с 1840 года по предварительным заказам их высылали во многие страны Европы, США, Японию и даже в Австралию. Любопытно, а представляют ли эти семена интерес для птиц охраняемой территории? Об этом мы узнаем у орнитолога Татьяны Петровой.

Татьяна Петрова, орнитолог:
Поскольку лиственницы здесь искусственно высажены, то для местных птиц семена лиственницы это как добавка к рациону. Охотно семенами лиственницы питаются вьюрковые птицы такие как клесты, которые даже в морозы зимой выводят птенцов за счёт того, что они питаются семенами хвойных растений. Которые дают им много энергии. В лиственнице шишки более легкодоступны, их легче открыть, поэтому более мелкие птицы, они с удовольствием открывают эти шишки, и едят.

Павел Глазков:
А какие птицы здесь постоянно живут?

Татьяна Петрова, орнитолог:
Самая заметная группа птиц, которых все любят, которых все знают и которых легче всего найти в лесу — это, конечно, группа синиц. Можно встретить пухляка. Конечно, здесь есть и большая синица, и лазоревка, но они предпочитают более лиственные части леса. У нас есть ещё интересная птица — желтоголовый королёк. Это самая маленькая наша птица. Она кочует, она мигрирует такими стайками дружными через Линдуловскую рощу. Это крошечная птица с тоненьким клювиком. Они не открывают шишки, они не проделывают такую тяжёлую работу, как синицы. Он следует за дятлом, за поползнями. То есть за птицами, которые могут разворошить под корой гнёзда насекомых, раздолбить какую-то труху. 9:01

Павел Глазков:
А птицы способствуют расселению лиственницы?

Татьяна Петрова, орнитолог:
Скорее всего нет. Поскольку подроста лиственницы здесь нет, даже если они рассеивают какие-то семена, даже если они шелушат шишки, они не прорастают, потому что здесь это не лиственничный лес. Здесь вероятный подрост, он заглушается местными растениями. То есть подроста лиственницы здесь практически нет.

Павел Глазков:
А куда-то далеко они не могут унести?

Татьяна Петрова, орнитолог:
Далеко не уносят, потому что птицы, которые здесь у нас едят эти шишки, они далеко не кочуют.

Павел Глазков:
В заказнике проложена живописная экологическая тропа — «Лиственичная роща». Её протяжённость пять с половиной километров. Гулять по ней одно удовольствие. На крутых склонах для удобства посетителей сделаны деревянные настилы. На маршруте есть река и чтобы ей можно было безопасно полюбоваться, установлена смотровая площадка. Это Рощинка — особая гордость заказника. Именно она и дала имя роще — Линдуловская. Скажете, несовпадение в названиях? Всё по порядку.

Одним из основных условий при выборе места для выращивании лиственниц было наличие реки, по которой в дальнейшем можно было сплавлять спелый лес. Река Рощинка прежде носила название: Линдуловая. Слово имеет карельское происхождение и происходит от слова «линду» – «птица». И это не удивительно, ведь здесь обитает около 90 видов пернатых.

Александр Марунчак, главный специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
Река очень интересная, река порожистая, река очень быстрая. Она интересна ещё тем, что несколько видов редких охраняемых в ней либо живут постоянно, либо сезонно. В самой реке это, конечно, приходящие на нерест лосось и кумжа.

Павел Глазков:
Неужели показалось. Только что над рекой пролетела голубая птица. Снова она. Голубой зимородок.

Зимородок больше напоминает обитателя тропического леса: его перья переливаются синим и небесно-голубым цветом. В названии – зимородок – таится загадка. Многие думают, что он выводит потомство зимой. Это не так. Как и большинство других пернатых, зимородки насиживают птенцов в тёплое время года, но не в гнёздах и дуплах, а в норах. И правильнее их было бы называть «землеродок» или «земородок».

Павел Глазков:
Слышите кто-то кричит? Очень похоже на голос ворона, но это точно не он. Тональность звука другая. Не может быть. Это же знаменитый «таёжный лесовод» — кедровка. Неудивительно, ведь заказник находится в зоне южной тайги.

Эта птица относится к семейству врановых. По сути, пёстрая ворона в миниатюре. Второе название птицы – ореховка. Это более правильно, ведь питается она не только кедровыми орехами, но также семенами ели, сосны и лиственницы. Кедровка – довольно звонкая птица. В случае тревоги издаёт громкое протяжное карканье. Для леса эти пернатые крайне полезны. На зиму они делают запасы семян и устраивают при этом самые настоящие кладовые. Правда, порой кедровка забывает, где именно спрятала припасы. Таким образом она, словно заботливый лесовод, высаживает деревья по лесу.

Павел Глазков:
В реке Рощинка живёт древний хищник, который обитает на планете Земля уже 350 млн лет. У него три глаза и рот в виде присоски с сотнями острых зубов. Для безопасности, ну и для тепла, я надел специальный гидрокостюм. Сейчас попробую найти и показать вам это животное. Он здесь.

Минога – это не рыба, а её предшественник. У неё нет воздушного пузыря и парных плавников. Челюсти, кстати, тоже отсутствуют. Рот – как у пиявки: в виде присоски, с сотнями острых зубов. А вот глаза у миноги – три. Третий находится на затылке и помогает животному определять, день сейчас или ночь. За сотни миллионов лет, пока минога живёт на нашей планете, внешне она практически не изменялась. Ещё с осени миноги заходят в реку Рощинка с Финского залива, чтобы продолжить свой род.

Павел Глазков:
Смотрите, какие ярко-красные и с виду аппетитные ягоды встречаются в заказнике. Но есть их категорически нельзя. Это плоды ландыша, и они крайне ядовиты. Особенно объясните это детям.

Ягоды ландыша майского на фоне осенней листвы сейчас особенно заметны. Они ядовиты как для людей, так и для животных. Яд содержится во всём растении, включая и его нежные красивые цветки. Известны даже случаи отравления водой, в которой стояли цветы.

Павел Глазков:
Не смотря на то, что заказник круглый год активно посещается людьми, на охраняемую территорию заходят лоси, кабаны и даже медведи. Косолапые сейчас активно запасают жир на зиму. И делают они это в том числе и за счёт рябины, которой в этом году урожай.

В это трудно поверить, но во второй половине лета ягоды для медведя являются основным кормом. Несмотря на небольшую калорийность, при массовом потреблении они хорошо восполняют энергетические потребности даже такого огромного зверя. Ведь они содержат углеводы, которые как раз так и нужны для накопления жировых запасов.

Павел Глазков:
А теперь безопасные лесные новости.
Енотовидные собаки, судя по виду, уже готовы к зимнему сну.

Эти пушистые зверьки ведут ночной образ жизни, и встретить их в светлое время суток — большая удача. Енотовидная собака – единственная из семейства псовых впадает в зимний сон. Судя по пушистому, густому меху, они уже окончательно переоделись в зимние шубы, а их упитанный вид говорит о том, что жирового запаса достаточно, чтобы залечь на зимовку в нору. Ждут морозов. Неудивительно, что зверьки гуляют парой, ведь они преданные семьянины, и постоянно держатся вместе.
Петербургскому фотографу Кириллу Никифорову на Финском заливе в районе Сестрорецка посчастливилось встретить крайне редкого для Петербурга гостя – серощёкую поганку. Это молодая птица. Характерные светло-серые щёки у неё появятся только весной, когда пернатые надевают свой брачный наряд. Эта поганка, скорее всего, остановилась у нас отдохнуть на пути в Европу из северных регионов, но возможно, она и местная, ведь в Ленинградской области несколько пар этих краснокнижных птиц гнездятся и продолжают свой род.

Павел Глазков:
Неудивительно, что Линдуловская роща является излюбленным местом отдыха у жителей и Петербурга, и Ленинградской области, да даже всей России. Здесь можно отвлечься от повседневной суеты, подышать свежим воздухом, провести время в одиночестве, с друзьями или семьёй.

Александр Марунчак, главный специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
Линдуловская роща — это как раз тот заказник, экотропа которого довольно лояльна к посетителям. Единственный момент — тропа очень рельефная — лестницы, склоны — поэтому не очень удобно передвигаться с велосипедами, не очень удобно передвигаться с колясками.

Линдуловская роща находится в 60 километрах от Санкт-Петербурга. Поэтому добраться сюда удобнее на машине. Есть и альтернативные варианты, например, маршрутка номер К-680 от метро «Проспект Просвещения». Или электричка от Финляндского вокзала. На ней доезжаем до станции «Рощино», а далее придётся прогуляться пешком 2,5 километра.

Павел Глазков:
Теперь мы знаем, что представляет из себя Линдуловская роща. Продолжаем исследовать заповедные уголки Ленинградской области и Санкт-Петербурга. С вами был Павел Глазков. До следующих диких выходных.