Петербургские колледжи теперь выглядят современно. Станки и машины не отличаются от тех, что ждут выпускников на реальных производствах. Готовить востребованные кадры — это важнейшая задача. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем.


Несколько кликов мыши, и придуманный студентами рисунок появляется на ткани. Принт разработан для детской коллекции одежды. Морская тематика отражает дух Петербурга — объясняет Валерия Митькова. В колледж она поступила, чтобы исполнить мечту — стать дизайнером.

Оборудование, которое колледж получил в рамках нацпроекта «Образование», помогает воплотить любые идеи, уже с первых занятий почувствовать себя модельером, конструктором, портным. Есть даже 3D-сканер фигуры. Аватар сразу загружается в программу. Можно снять мерки и увидеть, как будет смотреться, например, пальто на конкретном клиенте во время сильного ветра.

ОЛЬГА ИВАНОВА, преподаватель спецдисциплин Колледжа петербургской моды:
«Поскольку сейчас рынок очень сложный, конкурентный, много молодых специалистов приходит туда, наши студенты за счет того, что они здесь получают такое разноплановое, всестороннее образование, в частности, профессиональное, конечно, им проще потом ориентироваться на рынке труда и искать свою нишу в жизни».

Колледж петербургской моды — участник кластера легкой промышленности, созданного в Петербурге. Программы обучения разработаны с учетом запросов работодателей. Индустриальные партнеры даже размещают здесь заказы. Сейчас, например, кроят детали для бронежилетов.

Колледж тесно связан с историей легкой промышленности страны. Основан в 1944 году как Профтехшкола портных при государственном тресте «Ленинградодежда». Цифры приёма и выпуска специалистов были жёстко связаны с потребностями производства на ткацких и швейных фабриках. В частности, здесь готовили кадры для «Первомайской зари» — на этом ленинградском предприятии впервые в истории советской швейной промышленности в 35-м году был запущен конвейер. Сегодня предприятия испытывают кадровый голод — нужны швеи.

ИРИНА КАБАНОВА, заместитель директора по учебно-производственной работе Колледжа петербургской моды:
«Упал престиж профессии, во-первых. Что такое швея? Это человек, который на производстве выполняет какие-то определенные операции. Все хотят быть дизайнерами, конструкторами. Мы впервые набрали 50 человек после 9-го класса, операторы швейного оборудования. Будут они учиться год и 10 месяцев. Думаю, наши социальные партнеры будут довольны, что через 2 года мы им дадим квалифицированных рабочих».

А вот и те самые первокурсники. Будущие швеи. Это третье занятие. Осваивают машину с компьютерным управлением. Важно научиться делать ровные строчки и плавно подавать ткань.

Принципы работы на швейных производствах изменились. Если в советское время на конвейере кто-то целый день вшивал рукава, а кто-то воротники, то сейчас такого количества одинаковой одежды не нужно. Кроме того, часть работы взяли на себя машины. Поэтому сегодня важно не только уметь шить, но и работать на разном оборудовании, то есть быть универсальным специалистом.

Развитие системы среднего профессионального образования — одна из ключевых целей национального проекта «Образование». Помимо этого, он направлен на строительство и оснащение школ, выявление талантов, патриотическое воспитание, волонтерство. В 2022 году в рамках этой работы стартовал федеральный проект «Профессионалитет». Одна из его ключевых инициатив — вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, максимальная ориентированность обучения на практику, подготовка специалистов по востребованным профессиям в сокращенные сроки. В Санкт-Петербурге открыты и успешно функционируют кластеры в машиностроении, обувной и легкой промышленности, судостроении, радиоэлектронике.

Количество бюджетных мест в петербургских колледжах постоянно растет. В прошлом году — 25 тысяч, в этом —  на 1,7 тысяч больше. Обучение идет по 80-ти рабочим профессиям и 160-ти специальностям. Наиболее востребованные у выпускников девятого класса направления: лечебное и сестринское дело, графический дизайн, информационные системы и программирование, повар-кондитер, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. По данным Комитета по образованию, выпускники колледжей востребованы на рынке труда. Работу по профессии находят, как правило, порядка 70%, получая на стартовых позициях зарплату от 40 до 80-ти тысяч рублей.

Один из самых популярных — Колледж автоматизации производства. Признан лучшим в городе по итогам регионального чемпионата «Профессионалы». Учащиеся завоевали 36 медалей. 1-го сентября здесь открылся центр инженерных компетенций. Уникальный образовательный полигон призван синхронизировать систему профессионального образования с потребностями промышленных предприятий города.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Ребята знакомятся с техникой, с оборудованием, получают первые навыки. И таких образовательных полигонов, а это образовательный полигон, будет создано у нас 12. По различным направлениям».

Центр инженерных компетенций — это 9 лабораторий: промышленная механика, автоматика, электромонтаж, реверсивный инжиниринг, мехатроника и другие.

АЛЕКСЕЙ ЛИХАЧЁВ, генеральный директор государственной корпорации «Росатом»:
«У нас много с вами вызовов, связанных с импортозамещением, санкциями, ограничениями. Но главный вызов был и остается — подготовка кадров. Санкт-Петербургский опыт, на мой взгляд, надо тиражировать просто массово во всех крупных промышленных центрах и субъектах Российской Федерации».

В колледже отмечают: за последние два года произошла революция во взаимоотношениях средних профессиональных учебных заведений и предприятий. Те начинают искать и готовить будущих сотрудников уже на первых курсах. В этом год впервые набрали студентов по таким направлениям, как промышленная автоматика, электромонтаж, ремонт технического оборудования.

НИКИТА ЗЛАТИН, директор Колледжа автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем:
«Мы готовим точечно под конкретный запрос конкретных предприятий. И поэтому наши образовательные программы так сформированы, что нам не нужно этой задачи из серии: «Знаете, сейчас приходите на предприятие, забудьте все, чему вас учили, мы вас сейчас научим на этом оборудовании». Нет, такого нет».

Софья Белоусова на первом курсе. От теории сразу перешли к практике. Девушка учится работать на видеоизмерительном микроскопе — на таких на заводах проверяют качество готовых деталей.

То есть колледж или техникум сегодня — лишь первая ступень в профессиональном образовании. Зачастую выпускники идут работать на предприятия и параллельно учатся в университете на вечернем или заочном отделении. По сути, мы возвращаемся к советскому опыту, когда рабочие профессии открывали большие возможности.

Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж — еще один участник федерального проекта «Профессионалитет». Готовит специалистов для работы на судах загранплавания и на предприятиях рыбной отрасли. Самая востребованная специальность — судовождение.

Подготовка ведется на современных тренажерных комплексах. Например, в лаборатории радиолокационного и навигационного оборудования курсанты получат начальные навыки управления судном.А в этой лаборатории холодильных машин и установок практика начинается чуть раньше. Учатся ремонтировать оборудование.

НИКОЛАЙ СИЗИНЦЕВ, преподаватель спецдисциплин Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа:
«С помощью этого оборудования мы можем уже на реальных машинах показать, как машина работает, какие могут быть неисправности, как их устранять, какие действия нужно предпринять, чтобы вывести в нормальный режим работы холодильной установки».

14 современных лабораторий появились благодаря программе «Профессионалитет». Колледж сотрудничает с 15-ю предприятиями Северо-Запада.

МАКСИМ КАЛИНИЧЕНКО, заместитель директора Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа:
«Рыбохозяйственная отрасль сейчас активно развивается. В связи с теми же санкциями, которые накладываются на Российскую Федерацию, очень активно развивается свой рыбодобывающий флот».

Интерес школьников к среднему профессиональному образованию стремительно растет. Сегодня 60 процентов выпускников девятых классов выбирают колледжи и техникумы. Во многом, потому что там современное оборудование и гарантии трудоустройства после выпуска. Колледж радиоэлектроники и приоборостроения, например, сотрудничает с ведущими предприятиями города. Оборудование позволяет студентам выполнять производственные заказы.

ТАТЬЯНА ФЁДОРОВА, заместитель директора по учебно-методической работе Колледжа электроники и приборостроения:
«Здесь эти платы проходят испытания, маркировку. И отдаем заказчику готовое изделие. Это действительно производственные заказы, которые дальше устанавливаются и идут в работу уже в изделиях для населения».

Новое оборудование, тесное взаимодействие учебных заведений с крупными промышленными компаниями — все это части проекта «Профессионалитет». Главная цель — дать студентам актуальные знания и навыки. В результате выпускники могут практически сразу выполнять сложные задачи на заводе наравне с опытными сотрудниками.

Петербург делает ставку на умную, высокотехнологичную промышленность. Город будет и дальше развиваться как индустриальный центр. В ближайшие годы планируется создать не менее 20 новых промышленных предприятий, а также более 50 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Растущая петербургская экономика требует сегодня квалифицированных кадров. Самую большую потребность испытывает промышленность. Подготовку в колледжах по некоторым профессиям необходимо увеличивать в несколько раз».

Популяризации рабочих специальностей будет способствовать и то, что Петербург будет ежегодно принимать финал национального чемпионата «Профессионалы», где соревнуются студенты колледжей. А закупленное для чемпионата оборудование станет базой для обновления всего среднего профессионального образования.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Санкт-Петербургу, как и всей стране, не хватает рабочих: сварщиков, токарей, операторов станков с ЧПУ. Поэтому городское правительство вкладывает огромные деньги в оснащение техникумов и колледжей. Развитие системы среднего профессионального образования — важнейшая задача. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем».