Большой Смоленский мост, Широтная магистраль скоростного движения, КАД-2 — об этом в Петербурге говорят как о мегапроектах. Новые дороги и развязки уже строятся и проектируются. Как пример — первая за 40 лет разводная переправа через Неву. Ее очертания уже видны, работа идет на всех участках. Но главная задача — связать районы скоростным движением, избавить центр Северной столицы от пробок и дать новый импульс развития всему петербургскому транспортному узлу. Совершенствование системы — сложная и важная задача в работе городского правительства. Ее решение находится на особом, губернаторском контроле.
Развитие транспортной системы Петербурга и Ленинградской области как единой агломерации на заседании координационного совета в Смольном обсудили губернатор Петербурга Александр Беглов и заместитель председателя Правительства России Виталий Савельев.
ВИТАЛИЙ САВЕЛЬЕВ, заместитель председателя Правительства РФ:
«Город меняется. И то, что делает команда Александра Дмитриевича и сам Александр Дмитриевич, достойно уважения. Я смотрю, как развивается транспортный комплекс, перспективы — те проекты, о которых сейчас говорил Александр Дмитриевич, — это достойно уважения. Это знаковые проекты, которые продвинут всю нашу экономику, покажут развитие логистических коридоров, которые особенно нужны России».
За минувшие пять лет реализовано более тридцати крупных проектов. Всего 72 километра дорог. Стоимость всех работ почти 80 миллиардов рублей. Как подчеркнул глава города, усилиями правительства при поддержке федерального центра идет масштабное обновление подвижного состава и развитие транспортной инфраструктуры.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Согласно стратегии развития Санкт-Петербурга до 2035 года, приоритет отдан развитию пассажирского транспорта. Это поможет уменьшить использование личных автомобилей. Таким образом, перед городом и областью стоит задача обеспечить транспортные связи в первую очередь для пассажирского транспорта».
Между Петербургом и Москвой возводят первую в стране пассажирскую высокоскоростную железнодорожную магистраль. Время в пути составит всего 2 часа 15 минут.
Проект строительства ВСМ представили в Петербурге в конце лета. А запустить движение планируют 2028 году. Это один из мега-проектов, определяющих развитие Северной столицы.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Президент принял решение по строительству этой скоростной железной дороги. 2 часа 15 минут от Санкт-Петербурга до Москвы. 29 минут до Великого Новгорода. Это большой мега-проект, который даёт развитие большой агломерации. Включая 6 субъектов федерации».
ВСМ — это 679 километров пути. Поезда пойдут со скоростью до четырехсот километров в час. Проект позволит повысить деловую и туристическую активность.
МАКСИМ ЛИКСУТОВ, заместитель мэра Москвы:
«Многие вещи, которые Санкт-Петербург привнес в проект, это самое внимательное отношение к жителям, которые будут пользоваться этой инфраструктурой, к той сложившейся исторической застройке, которая есть в Санкт-Петербурге. Мы это видим, опыт принимаем, чтобы реализовать в Москве».
Инженерные изыскания по состоянию на конец августа выполнены на 71%. Больше чем на треть готов проект самой дороги.
ОЛЕГ ТОНИ, генеральный директор компании «ВСМ Две столицы»:
«Старт проекту дан. Мы сейчас активно проектируем, в этом году выходим на подготовительные работы. Все идет четко по графику, который на данный момент утвержден. С Санкт-Петербургом у нас теснейшие взаимоотношения. Ещё раз хотел поблагодарить губернатора. Решаются сложнейшие вопросы».
В Петербурге бум дорожного строительства. Новый съезд с ЗСД экономит жителям намыва 10 километров дороги или 20 минут в пути.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербург:
«Мы идем с определенным опережением. Хорошо, что мы не побоялись взяться за этот вопрос, иначе здесь был бы просто-напросто коллапс».
Жилые дома, детские сады и школы, спортивный комплекс в новом районе — социальная инфраструктура крепится на надежный транспортный каркас.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Строители сделали все возможное, чтобы дорогу построить и развязки сделать к вводу социальных объектов».
Вместе с развязкой на новых территориях Васильевского острова открыли движение сразу по пяти магистралям.
ЕВГЕНИЙ ВАРОВ, директор СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства»:
«К концу года мы доведем еще три километра улично-дорожной сети, чтобы обеспечить полный контур. И на 2025 год остается улица Чирикова и улица Лисянского».
Московско-Дунайская развязка — еще один важный элемент транспортного каркаса Северной Столицы. Пересечения Дунайского проспекта и Московского шоссе больше не существует.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Выполняем поручение Президента по развитию транспортной инфраструктуры нашего города. Развязка — это еще один пример слаженной работы, совместной работы федерального правительства и правительства Санкт-Петербурга».
МИХАИЛ КЛОБЕРТАНС, генеральный директор компании-подрядчика:
«К концу этого года, в конце октября — начале ноября, мы откроем все съезды, и у нас останется только доделать пешеходные переходы по Московскому проспекту, плюс благоустройство».
Впереди много задач: завершение южной широтной магистрали, соединение ЗСД и Приморского шоссе, возведение Цимбалинского путепровода, строительство Поклонногорской развязки.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» включает в себя обновление пассажирского транспорта, повышение безопасности, строительство магистралей. В плане на 2024-й год в стране — ремонт более 500 тысяч километров дорог. На это выделено почти 269 миллиардов рублей.
Проект реализуют и в Северной столице. Так в 2020-м отремонтировали 76 объектов. Это 127 километров пути. В 2021-м протяженность увеличилась — 149 километров. Или 74 адреса. Годом после — 63 объекта и 171 километр отремонтированной дороги. В 2023-м — 83 улицы, 200 километров. Сейчас работы на городских магистралях еще продолжаются.
Наряду с развитием транспортной инфраструктуры в Петербурге идет масштабное обновление подвижного состава. На линию вышел уже 25-й состав поезда «Балтиец».
ВИТАЛИЙ САВЕЛЬЕВ, заместитель председателя Правительства РФ:
«Вагон является перспективным с точки зрения разработки автоматики, то есть он в состоянии будет осуществлять автоматическое движение, но для этого нужны особые условия и подходы. Но технически это возможно сделать быстро и эффективно. Это один из успешных проектов в России. И спасибо Беглову Александру Дмитриевичу за то, что он столько внимания уделяет».
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Новые вагоны метро — это очень важно, на это обращал внимание Президент. Он говорил, что безопасность — это в первую очередь. А нам действительно требуется заменить наши вагоны, некоторым по 50 лет. Поэтому работы продолжаются, идут в графике».
«Балтиец» разработан и сделан российскими специалистами. Один из самых современных поездов в мире. По поручению Президента из Фонда национального благосостояния на обновление подвижного состава выделено около 97 миллиардов рублей. Программа рассчитана до 2031 года. В метро Петербурга за это время появится 950 новых комфортных вагонов.
ЕВГЕНИЙ КОЗИН, начальник Петербургского метрополитена:
«Тот проект, который начал реализовываться благодаря решению Президента Российской Федерации при поддержке губернатора Санкт-Петербурга, приводит к тому, что мы полностью обновляем парк подвижного состава. В этом году будут поставлены еще три состава модели «Балтиец»».
Представили и первый трамвай для линии «Купчино — Шушары — Славянка». Это один из крупнейших проектов в стране, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства. После реализации путь составит 21 километр. Построят 3 моста и 4 путепровода. На маршруте будет 22 трамвая. 10 выйдут на линию сразу после сдачи первой очереди. По прогнозам, пассажиропоток составит около 13 миллионов человек в год. По рельсам пойдут флагманы — вагоны «Невский».
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Эта серия уже 17 миллионов километров прошла. Она показала себя очень эффективной. Но важно, что это первый шаг от вожатого к оператору».
И ещё о трамваях. Это юбилейный 250-й «Богатырь-М» для Петербурга. Модель комплектуется «умной» системой активной безопасности и помощи водителю.
А «Достоевский» — зарекомендовавшая себя современная машина в ретро-стиле — это еще и гид по городу и его истории. Их также собирают в Петербурге.
Впрочем, комфорт пассажиров определяется ещё и скоростью движения. Чтобы увеличить её, предпринимаются комплексные меры. Центр города поехал быстрее, когда полноценно заработала платная парковка. Ремонт и реконструкция транспортной инфраструктуры тоже ускоряют ход. И, конечно, выделенные полосы. Они на деле дают автобусам, троллейбусам и трамваям зелёный свет.
На проспекте Науки рельсы теперь — это выделенная полоса. Появляются и новые светофоры для трамваев. Комплекс мер разом решает несколько проблем.
РОМАН ОСАДЧУК, начальник службы движения СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Позволило нам повысить скорость движения трамваев, повысить регулярность движения. То есть у нас стало меньше задержек движения. Меньше посторонних ДТП на трамвайных путях. У нас, естественно, уменьшились интервалы. Что плодотворно сказалось. Пассажиры тратят меньше времени на ожидание».
В «Горэлектротрансе» отмечают: в целом трамваи становятся всё популярнее. Не удивительно. За последние три года больше чем наполовину обновился подвижной состав.
ДЕНИС МИНКИН, директор СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Программа развития «Горэлектротранса» была поддержана губернатором Бегловым в 2021 году. На самом деле, я благодарен не только за поддержку, а за то, что он в эту программу реально вник».
Последняя новинка — трамвай «Львёнок». Увезет более 150-ти пассажиров. Оборудован розетками, подогревом дверных проёмов. Для водителя — комфортное рабочее место.
Выделенная полоса — один из самых эффектных способов ускорить движение транспорта. Как колёсного, так и рельсового. Для автобусов и троллейбусов в ближайшие годы оборудуют 8 выделенных полос.
Такой комплексный подход — реализация транспортной стратегии Петербурга, где в приоритете пешеходы и именно общественный транспорт. А её главная цель — безопасность и высокое качество городской среды и жизни горожан.
Важнейший элемент совершенствования транспортной системы — обновление подвижного состава. В прошлом году город получил почти 550 новых автобусов. Парк электрического транспорта пополнился на 179 троллейбусов, из которых 68 с увеличенным автономным ходом. На линию вышли более ста новых трамваев. В 2024-м также закупаются новые машины. В Петербург поставят более 500 автобусов. Парк электробусов пополнится на 100 единиц. Также закупят 41 троллейбус и 136 трамваев.
Сами петербуржцы отмечают: комфорт при проезде в общественном транспорте — главный критерий успешного обновления подвижного состава.
Трамваи и автобусы по петербургским улицам пошли ещё до революции. Уже в 1936 году рельсовая сеть окутала весь город, а по улицам ленинградцев перевозили более пятисот автобусов. Роль трамвая во время блокады сложно переоценить. Также как мужество и героизм водителей. Не удивительно, что после войны растущий город получил новые маршруты и технику. В 60-х трамвайные линии потянулись в новые районы. А к концу 80-х годов трамвайная сеть состояла из 600 км путей и 67-ми маршрутов. В это же время в Ленинграде было 10 автобусных парков и почти полтысячи маршрутов.
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«По новым дорогам и развязкам пойдет современный общественный транспорт. Программа обновления подвижного состава — одна из самых важных для города. На улицах — экологичные автобусы и умные трамваи. Под землей — новые вагоны метро. Город постоянно в движении. И оно должны быть комфортным и безопасным. Модернизация и совершенствование всей транспортной системы, в том числе и пассажирских перевозок, — приоритетный вопрос. Его решение на особом, губернаторском контроле».