В Санкт-Петербурге полностью ликвидирован дефицит в образовательных учреждениях. За пять лет было построено более 100 школ. И все они соответствуют петербургскому стандарту: хорошо оснащенные, с просторными спортивными и танцевальными залами. Потому что развитие системы образования — важнейшая задача, и ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем.


Спустя 200 лет здесь снова будут учить и учиться. Зданию на Лермонтовском проспекте, где располагалось Николаевское кавалерийское училище, вернули образовательную функцию. Случай уникальный. Пример рецепции прошлого в новой современной традиции, где созданы безграничные возможности для развития каждого ребенка.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Это знаменитое здание, которое нам удалось реконструировать. Здесь учились многие ребята, которые потом стали известными на весь мир. И вы тоже станете известными на весь мир».

Объект культурного наследия превратили в современную школу за 19 месяцев. Рекордные сроки, учитывая состояние здания. Кровля, инженерные системы, окна, мебель — теперь здесь все новое. А то, что было возможно, бережно сохранили.

АНДРЕЙ МАЙОРОВ, исполнительный директор региональной дирекции по девелопменту компании-подрядчика:
«В то время студенты и ученики были тоже хулиганами, и здесь они оставляли о себе память. Если внимательно посмотреть, мы можем увидеть несколько разных надписей. В том числе «Корнет Князь Голицын»».

Убранство Церковного зала восстановили по архивным материалам. Вернули исторический цвет стен и огромную люстру. Здесь в камерной обстановке планируют устраивать концерты и литературные чтения. Но главное — это научные лаборатории, где будут проводить опыты по химии, цитологии, генной инженерии и другим направлениям.

МАРИНА ТОПУНОВА, директор лицея № 280 имени М.Ю. Лермонтова:
«Мы с гордостью пронесем историю славных юнкеров. Потому что в нашем лицее мы хотим воспитать настоящего гражданина нашей родины. Потому что те цели и задачи, которые ставились 200 лет тому назад, не утратили своей значимости. В таких условиях, в которых мы в настоящий момент окажемся, великое счастье учиться. Спасибо вам, спасибо правительству Санкт-Петербурга!»

В лаборатории цитологии дети смогут изучать клеточные структуры, строение микроорганизмов и насекомых, а еще самостоятельно готовить препараты. В конце обучения школьники получат удостоверение о первой профессии — химик-лаборант или химик-микробиолог.

ЕЛЕНА САМБУК, учитель биологии лицея № 280 имени М.Ю. Лермонтова:
«Это для старших школьников, там малыши смотрят крупные объекты, а в углу стоит флуоресцентный микроскоп, который мало кто может себе позволить. А здесь мы планируем проводить такие исследования, которые помогут не только нам в этой школе создать какую-то коллекцию плазмид, штаммов, но и распространять их среди других школ».

За годы своего существования Николаевское кавалерийское училище выпустило сотни выдающихся деятелей, среди которых поэт Михаил Лермонтов, композитор Модест Мусоргский и генерал Петр Врангель. Память обо всех выдающихся выпускниках обязательно сохранят в историко-патриотическом клубе, который откроют в лицее.

Развитие школ в Петербурге идет в соответствии с национальным проектом «Образование». Реализуются четыре региональных проекта: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». С 2019-го года обновлена материально-техническая база в 25-ти организациях, осуществляющих образовательную деятельность, внедрены методики преподавания дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования. На базе шести школ созданы детские технопарки «Кванториум», создано 30 новых объектов за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, создана система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Открыты 700 новых мест в различных общеобразовательных организациях для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Создано 832 центра цифрового образования детей, шесть центров «IT-куб», школы оснащают государственными символами Российской Федерации. Там теперь работают советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

В последние дни летних каникул учителя по традиции собрались на Городском педсовете. Губернатор Александр Беглов рассказал о достижениях и новых задачах: типовые советские школы ждет реновация.

Первая советская школа была построена в нашем городе на проспекте Стачек. Она стала ярким примером прогрессивной архитектуры конструктивизма. Но настоящий бум строительства школ в Ленинграде пришелся на 60-е – 80-е годы. Здания возводили по трем типовым проектам. Буква «П», где столовая совмещена с актовым залом. Буква «Н», где два здания соединены переходом. И, наконец, буква «О» — более поздние постройки с внутренним двором. Проект «Н» считается наиболее неудачным из-за быстрого износа конструкций и необходимости полной замены инженерных сетей.

На месте советских школ будут возводить новые здания, в три раза больше старых. При том же количестве детей. Пилотные проекты уже есть — гимназия номер 74 в Выборгском районе. На месте школы площадью 5 тысяч квадратных метров построена школа на 15 тысяч. Если новое строительство невозможно, будут проводить ремонты и реконструкции.

АЛЕКСАНДРА ГОГОБЕРИДЗЕ, заведующая кафедрой дошкольной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена:
«Это, конечно, город детства. И Петербург становится таким городом, где все делается для детей — от рождения до поступления в университет. И это очень здорово. Впечатления самые позитивные. Очень много делает правительство города, чтобы детям и родителям было хорошо».

В этом году в школы Санкт-Петербурга пришли 612 тысяч учеников. Из них более 60 тысяч — первоклассники. Примечательно, что более 85% ребят в процессе обучения используют современное оборудование. За 3 года гранты на создание лабораторий и профильных предпрофессиональных классов получили 169 школ. Там открыты курчатовские, гуманитарно-технологические, химико-биологические, инженерные, педагогические и другие классы. Еще более 400 учреждений получили оборудование для кабинетов физики, химии и биологии. Все это позволило запустить проект «Моя первая профессия» — вместе с аттестатом свидетельства получили почти 1800 школьников. В следующем году проектом планируется охватить более 4 000 старшеклассников.

Сегодня родители могут выбирать, в какую школу отдать ребенка: новую, технологичную рядом с домом или возить в центр, где гимназии и лицеи с большой историей и традициями, но без бассейнов и просторных спортивных залов. Поэтому такие популярные школы тоже будут развивать и расширять.

Пример — центр «Динамика» в Адмиралтейском районе. Это школа для детей с особенностями здоровья. Ради того, чтобы в нее попасть, родители переезжают в Петербург из других городов. Поэтому принято решение передать центру «Динамика» дополнительное здание по соседству.

САНИЯ ПОРШНЕВА, директор школы «Динамика» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:
«Катастрофически не хватает, конечно, для детей с инвалидностью мест в нашей школе. Очень много надомников, очень много обращений, дети не получают возможность посещать школу. Глава района нам предложил еще одно здание. Сейчас идет над этим работа. Я уже вижу, как будет развиваться моя школа на двух зданиях. И я вижу, что нам нужно еще одно здание».

«Петербургский стандарт» подразумевает не только строительство современных, хорошо оборудованных зданий, но и прогрессивные подходы к обучению. По инициативе губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, в городе активно внедряется система ранней профориентации школьников. Ребята из медицинских классов 197-й школы Центрального района во время школьных каникул работали в Клинической больнице Святителя Луки.

СЕРГЕЙ ПОПОВ, главный врач клинической больницы Святителя Луки:
«Нам нужны умные головы, горящие сердца. И вот когда эти дети появляются у нас, когда они хотят увидеть, как работает современная операционная, как работает «Да Винчи», тем паче, что есть обучающие программы, ребенок сразу понимает, будет он врачом или нет. Многие дети сказали — нет, это не наше дело, мы не будем этим заниматься».

Родители такое погружение в профессию со школьной скамьи поддерживают. Вспоминают советский опыт, когда старшеклассники в учебно-производственных комбинатах получали навыки токаря, слесаря, секретаря-машинистки, швеи и других профессий.

Вместе с бизнесом город строит образовательные полигоны для опережающей подготовки кадров. Первый открылся на базе Колледжа автоматизации производства. Там смогут обучать 10 тысяч ребят в год. Далее такие площадки будут создавать по всем основным отраслям экономики города.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«За пять лет мы создали 177 больших и средних предприятий. Новых рабочих мест — 75 тысяч. Следующая пятилетка — 20 тысяч промышленных предприятий и 50 тысяч рабочих мест. А кто на них будет работать? Конечно, наши дети».

Центр инженерных компетенций — это 9 лабораторий: промышленная механика, автоматика, электромонтаж, реверсивный инжиниринг, мехатроника и другие. Все оборудование было закуплено в прошлом году для проведения финала чемпионата «Профессионалы», а после его распределили между колледжами.

АЛЕКСЕЙ ЛИХАЧЁВ, глава госкорпорации «Росатом»:
«У нас много с вами вызовов, связанных с импортозамещением, санкциями, ограничениями. Но главный вызов был и остается — это подготовка кадров. Петербургский опыт, на мой взгляд, надо массово тиражировать во всех наших крупных промышленных центрах и субъектах России».

Обучаться здесь смогут студенты всех колледжей. Это позволит готовить востребованных специалистов.

НИКИТА ЗЛАТИН, директор Колледжа автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем:
«У каждой из этих лабораторий есть индустриальные партнеры, которые здесь и сейчас готовы помогать и работать вместе с нами, помогать детям осваивать профессиональные компетенции, которые непосредственно нужны на промышленных предприятиях нашего города здесь и сейчас».

Еще 5 лет назад в городе был накоплен дефицит образовательных учреждений. Задачей правительства и лично губернатора стало не просто ускорить темпы возведения соцобъектов, но и выработать новый подход к градостроительной политике: застройщиков обязали вместе с домами сдавать и социальную инфраструктуру.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Город сегодня высокими темпами вводит новые сады, школы. В 2018 году нам не хватало 100 школ и 220 детских садов. В новостройках особенно чувствовался этот дефицит. И нужно было решать эту проблему. И наши строители сегодня делают огромную работу. Это не просто школы и детские сады. Это школы с двумя бассейнами, с большим стадионом, спортзалами».

В День знаний в городе открылись 22 новые школы. А до конца года будет достроено еще 10 школ. Это рекордный показатель для Петербурга. Со следующего года перейдут на плановое строительство социальных объектов.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Город продолжит строить новые школы, а также ремонтировать существующие, оснащать их современными лабораториями. Задача — обеспечить каждому ребенку возможность получить профессию. И выполнение этой важнейшей задачи находится под особым, губернаторским контролем».