Павел Глазков:
Всем здравствуйте. С вами Павел Глазков. Сегодня мы побываем на Раковых озёрах, в которых раков нет и никогда не было. А почему, мы скоро узнаем.

Природный заказник «Раковые озёра» находится в центральной части Карельского перешейка в 110 км на Северо-Запад от Петербурга. Это одна из самых первых особо охраняемых природных территорий Ленинградской области и включена в список перспективных водно-болотных угодий России.

Станислав Сурело, главный специалист отдела «Северный» Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
В период веченне-осенней миграции мы здесь встречаем просто тысячные стаи гусей, лебедей, уток. Они здесь все представлены в полной красе.

Павел Глазков:
На территории заказника оставил свой след последний Валдайский ледник. Здесь есть многокилометровые гряды мелких валунов.

Такие вытянутые гряды называются «озами», от шведского слова «ёз» – хребет. Они, словно стрелка компаса, чётко указывают направление движения ледника.

Павел Глазков:
Большую часть заказника занимают сосновые леса.

Кроме них в заказнике встречаются березняки, осинники и ельники. А вот широколиственные виды — липа, вяз, дуб, клён — растут отдельными деревьями. Для них здесь нет подходящих условий.

Павел Глазков:
Особую таинственность этой местности придают черноольховые топи.
Это же звериная тропа. Интересно, чья? А вот и домик хозяина. Это же хатка бобра, а точнее, семьи. Попробую понаблюдать за ними, но для этого надену специальный маскировочный костюм под названием «леший».

Судя по размеру хатки её строили не один год. Своё жилище бобры сооружают из палок и веток, скрепляя их землёй и глиной. Вход найти непросто: для безопасности он находится под водой. Взрослые грызуны сейчас активно занимаются воспитанием своего потомства, которое появляется на свет в мае. С заботливыми родителями бобрята будут жить ровно два года, а потом образуют свои собственные семьи.

Павел Глазков
В заказнике два экологических маршрута: природный и исторический. Последний посвящён событиям советско-финской войны.

Здесь хорошо сохранились гранитные противотанковые заграждения — надолбы. Исторический маршрут называется «Память Зимней войны». Его протяжённость 1.5 километра.

Павел Глазков:
Протяжённость природного маршрута — 8 километров. Идти по нему одно удовольствие. Главное надеть удобную походную обувь.
В сырых местах проложены специальные настилы, поэтому резиновые сапоги вам не понадобятся. А вот взять с собой бинокль совсем не помешает. Хорошая вещь, чтобы полюбоваться красотами заказника.
В заказнике находятся три озера. Одно из самых живописных — Охотничье.

Летом оно почти наполовину зарастает водными растениями. Как раз то, что нужно для гнездования птиц. Максимальная глубина – всего 1,5 метра, благодаря чему для пернатых здесь ещё и отличная кормовая база. Охотничье соединено протокой с самым крупным водоёмом заказника – озером Большим раковым.

Павел Глазков:
Оно тоже постепенно зарастает.

Третье озеро заказника – Малое Раковое уже сложно назвать озером. Оно полностью заросло и выглядит как низинное болото.
Любопытно, что в озёрах, которые в 1949 году были названы «Раковыми», не водятся, да и никогда не водились раки. По одной из легенд во время тотального переименования кому-то в финских названиях озёр послышалось слово «рак». По другой — эти места получили своё имя в честь лётчика, дважды Героя Советского союза Василия Ивановича Ракова, который потерпел крушение на своём самолёте неподалёку.

Павел Глазков:
В заказнике «Раковые озёра» построено несколько орнитологических вышек, и не зря Здесь настоящий птичий рай. Почему пернатым так нравится этот заказник? И каких именно птиц здесь можно увидеть? Узнаем об этом у орнитолога Ивана Старикова.
Иван, кого сегодня удалось здесь увидеть?

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
Прямо сейчас несколько пар лысух с птенцами уже. Их можно наблюдать. Кроме этого парил болотный лунь.

Павел Глазков:
Один он или пара?

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
Скорее всего самка где-то недалеко. Сейчас ещё идёт время гнездования. Но что точно можно сказать, что это его кормовая территория. Небольших куличков он вполне может добыть. Или птенцов тех же самых уток и лысух.

Павел Глазков:
А там не цапля ли сидит, Иван?

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
Более того, это не серая цапля, которая у нас достаточно обычная. Это большая белая цапля. Это в общем-то редкость.
Раковые озёра — это очень богатый на птиц участок. Здесь много пищи летом, озёра эвтрофируются, много беспозвоночных, различная водная растительность. Это всё привлекает птиц.

Павел Глазков:
Иван, а вот в связи с тем, что здесь стали заболоченными эти озёра, какие новые виды птиц появились?

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
Например, та же самая чомга. Здесь её не было изначально в конце XIX века, когда начинали изучать озёра, она появилась уже в XX. В какой-то момент её стало довольно много, она стала гнездиться. Потом в 60-е годы произошла обратная история, когда тростник, в котором она любит гнездиться, перестал расти. Вместо этого стал расти камыш, рогоз. Связано это с деятельностью ондатры, которые изменили место обитания вокруг, погрызли то, что было и построили свои хатки. Те же самые гуси стали останавливаться в последнее время. Например, краснокнижный серый гусь — раньше его было достаточно мало. Белолобый гусь — практически не отмечен был вообще. Только в последние десятилетия он регулярно останавливается на миграциях.

Павел Глазков:
Иван, а если мы можем представить гипотетически, сейчас снимается охранный статус этой территории, что может произойти?

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
Конечно, это нанесёт очень сильный урон не только фауне птиц, но и в принципе животных и растений здесь. Конечно, режим охоты, даже контролируемой охоты, он приведёт к снижению численности, в первую очередь гусеобразных. Ну а если охота не регламентирована вообще, мы знаем к чему это приводит. Всё может вернуться к тем временам, когда птицы здесь просто не останавливались.

Павел Глазков:
Здесь трудился чёрный дятел. Этот известный санитар леса избавил дерево от короедов.

Второе название этого дятла – желна. Всего в заказнике встречается 8 видов дятлов: зелёный, седой, большой пёстрый, белоспинный, малый пёстрый, трёхпалый дятел и вертишейка.

Павел Глазков:
Смотрите, на солнышке греется рептилия, которая в случае опасности способна отбрасывать свой хвост. А напасть на неё может даже щука.

Это самая распространённая ящерица Евразии. Особенность её – живорождение. С весны оплодотворённые яйца развиваются внутри самки, после чего во второй половине лета появляются на свет – и сразу готовы вести самостоятельную жизнь – около десятка её детёнышей. Длина матери достигает 10–12 сантиметров, а размер только что вылупившихся малышей – 4. Их главная задача не быть съеденными. А питаются ими многие: и птицы, и звери, и змеи, и даже рыбы, ведь эти ящерицы прекрасно плавают. Так что высокая численность живородящей ящерицы крайне важна для обитателей заказника.

Павел Глазков:
Лосиный рог. Вот это находка. Самец сбросил его поздней осенью или даже зимой. Сейчас будущие женихи усиленно отращивают себе новые рога.

Кроме лосей из зверей в заказнике «Раковые озёра» можно увидеть ежа, лисицу, енотовидную собаку, куницу, барсука, зайца-беляка и русака, кабана, волка и даже росомаху.

Павел Глазков:
В заказнике поспела черника. Этой ягоде рады не только люди, но и медведи, которые периодически сюда захаживают.

В это трудно поверить, но во второй половине лета черника для медведя является основным кормом. Несмотря на небольшую калорийность, при массовом потреблении эта ягода хорошо обеспечивает энергетические потребности даже такого крупного зверя как медведь. Черника содержит углеводы, которые как раз и нужны для накопления жировых запасов. В этом году её много, а значит мишки наберут достаточное количество жира и успешно перезимуют.

Павел Глазков:
Если вы в лесу встретились с медведем, ни в коем случае не убегайте от него. Зверь плохо видит. Чтобы понять, кто перед ним, он встаёт на задние лапы и вдыхает воздух. Осознав, что перед ним человек, медведь, как правило, опускается на четыре лапы и уходит. Хуже, если зверь начинает к вам подходить. Ваша задача — пятиться назад и максимально увеличивать расстояние между вами и медведем. Над головой поднимите палку, корзинку или рюкзак. Это остановит его от нападения.
А теперь безопасные лесные новости.
В лесу бывает и такое. Медведь испугался лося.

На поляну, где мне постоянно встречаются лоси, наведался медведь. Этот хищник активен, в основном, ночью. Похоже мишка, устав под утро, решил отдохнуть на открытом участке леса. Вдруг его что-то насторожило. В наших лесах медведь может испугаться только ещё более крупного медведя Но на поляну вышел лось. У обоих этих зверей довольно плохое зрение. В жизни они, чаще всего, полагаются на слух и обоняние. Когда лось учуял, что перед ним медведь, сразу дал дёру, а медведь вспомнил, что он хищник, и побежал за своей потенциальной добычей. Недалеко от поляны находится болото. Если лось бросился туда, то по зыбкой почве медведю было бы трудно его догнать. Почти сразу же мишка вернулся на поляну. Возможно, он просто был сыт.

Павел Глазков:
Ну наконец-то енотовидная собака показала нам своих щенков.

Второе название этого зверя – уссурийская лисица, ведь его историческая родина Дальний Восток. Их специально завезли к нам в середине XX века. Енотовидные собаки образуют пары на всю жизнь. Весной я видел их вдвоём. В последнее время мне попадался только самец, который был явно чем-то озадачен, и не случайно: ведь сейчас ему приходится кормить и себя, и самку, которая после родов находится в норе со щенками. И вот первый выход самки с потомством. Пять щенков хором издают крики, совсем не похожие на звериные. Не удивительно, что в Японии енотовидных собак за необычные звуки прозвали «собаками-птичками».

Павел Глазков:
На прогулку по природному заказнику Раковые озёра у меня ушло почти 3 часа. Это потрясающее место, чтобы отдохнуть от городской суеты, понаблюдать за жизнью птиц, побыть наедине с природой.

Главное: нужно помнить, что здесь нельзя ставить палатки, разводить костры и мангалы, мусорить, заезжать на автотранспорте, пользоваться лодкой с мотором и водными мотоциклами. Важно, в период гнездования и массовых миграций птиц – с 1 апреля и до 15 июля каждого года – заказник «Раковые озёра» полностью закрыт для посещения.

Станислав Сурело, главный специалист отдела «Северный» Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
Я считаю, что данное место обязательно для посещения, потому что на одной природной территории мы с вами можем встретить разнообразное количество птиц и животных. И также погрузиться немножко в нашу историю.

Природный заказник «Раковые озёра» находится вдалеке от остановок общественного транспорта. Так что самый удобный способ добраться сюда — это автомобиль.

Павел Глазков:
Согласитесь, даже в отсутствии раков «Раковые озера» — необыкновенное по своей красоте место, куда стоит приехать хотя бы раз. А мы продолжаем исследовать заповедные уголки Ленинградской области и Санкт-Петербурга. С вами был Павел Глазков. До следующих диких выходных.