Павел Глазков
Всем здравствуйте. С вами Павел Глазков. Охраняемая природная территория, на которую мы сегодня приехали, словно Земля по представлениям древних людей, стоит на трёх китах. На двух из них в одной из наших прошлых передач мы уже побывали. А сегодня обследуем третьего кита. Отправляемся на прогулку по отдалённому участку заказника «Южное побережье Невской губы», который носит название Кронштадтская колония.

Этот природный заказник расположился по береговой линии Финского залива на границе двух городов: Петергофа и Ломоносова. Он необычен тем, что состоит из трёх отдельных территорий, которые носят названия: «Знаменка», «Собственная дача» и «Кронштадтская колония». Последняя протянулась на 3,5 километра вдоль побережья Невской губы.

Дмитрий Мухаметшин, начальник отдела охраны ООПТ Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга:
Эти территории интересны тем, что рядом находятся дворцовые комплексы. И во многом это были парковые или околодворцовые территории. А эта территория никогда не была окультурена. Во многом она была сформирована после Великой Отечественной войны. Сюда свозились остатки от развалов города — бетонные и другие, и эта территория отсыпалась. Прошло у нас с вами 80 лет и эта территория заросла довольно хорошо и приобрела естественный вид. И теперь приманивает много различных птиц, которые здесь обитают и чувствуют себя довольно комфортно.

Название «Кронколония» появилось в XIX веке. Так именовалось поселение, специально созданное для иммигрирующих в Россию немцев.

Павел Глазков
Саму Кронштадтскую колонию можно условно разделить на две части: водную и лесную. С неё то мы и начнём.

Хвойного леса в заказнике нет, встречаются единичные ели и сосны. Широколиственных массивов тоже нет, хотя можно увидеть отдельные дубы и липы. Основная территория Кронштадтской колонии занята мелколиственными лесами: берёзой, осиной, серой ольхой, ивой.

Павел Глазков
В Кронштадтской колонии растёт чёрная ольха. Этих деревьев в Петербурге становится всё меньше и меньше.

Это дерево играет важную роль в жизни птиц. Ведь семена созревают рано, уже в начале весны. Они падают на снег и служат кормом для мелких пернатых.

Павел Глазков
Слышите, кто-то ухает? Близко подходить не будем. Это опасно.

Это редкая для Петербурга сова – серая или обыкновенная неясыть. Она не только живёт в заказнике, но и каждый год успешно выводит потомство. Обыкновенная или серая неясыть чаще всего, имеет серую окраску, но иногда в природе, в том числе, в этом заказнике, встречаются экземпляры рыжего цвета. Птенцы появляются очень рано – в начале весны. Примерно через месяц они начинают покидать родительское дупло, и их можно увидеть, прогуливаясь по заказнику.

Павел Глазков
Специального экологического маршрута здесь нет. Есть лишь одна единственная лесная дорожка, идущая вдоль берега. Для того, чтобы гулять по ней с комфортом, надевайте походную обувь, а в непогоду — резиновые сапоги.

Общая протяжённость дорожки около двух километров. Она достаточно крепкая, частично отсыпана гравием. Гулять по ней одно удовольствие.

Павел Глазков
Смотрите, это же следы зубов самого крупного грызуна Европы. Да, он добрался и до Санкт-Петербурга.

Стволы деревьев бобры не перегрызают, а перепиливают. Верхними резцами они упираются в древесину, а нижнюю часть двигают из стороны в сторону, работая словно пилой. Бобриных хаток мы тут не увидим. Ведь в здешних берегах удобно рыть норы. Правда, и такой вход в жилище зверя найти непросто: он находится под водой. Так животные стараются обезопасить себя от визита хищника.
Из зверей в заказнике ещё можно встретить горностая, лесную куницу, американскую норку, ондатру или мускусную крысу, зайца-беляка, лисицу.

Павел Глазков
Когда-то на этой территории располагались сады и огороды. С появлением заказника огородничество запретили. И теперь природа возвращает себе эту землю.

Поражает, насколько быстро природа берёт своё. Ведь прошло всего чуть больше десяти лет, а здесь уже почти ничего не напоминает о недавнем присутствии человека.

Павел Глазков
Смотрите, лисёнок! Хоть он и маленький, но за себя уже может постоять.

Эти пушистые рыжие зверьки рождаются, как правило, в конце апреля. Значит ему примерно 1,5 месяца. Лисята очень любопытны, активны и непоседливы. Они часто убегают от своих родителей, чем, порой, доставляют им немало проблем. Если в заказнике вам повстречалось дикое животное, пусть даже и детёныш, ни в коем случае нельзя к нему приближаться, а тем более пытаться его кормить. Лисицы могут быть переносчиками стригущего лишая и смертельно опасного для человека заболевания – бешенства.

Павел Глазков
На участке «Кронштадтская колония» расположены самые большие в заказнике тростниковые и камышовые заросли, которые называются плавнями – от слова «плавать». Не удивительно, что здесь максимальное видовое разнообразие пернатых. А кого именно мы можем увидеть, узнаем у орнитолога Ивана Старикова.

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
В первую очередь это, конечно, почти исключительно водно-болотные виды. Во-первых, озёрная чайка. Их здесь очень много. Наверно, самая привычная обычная чайка, знакомая нам по городским условиям. Это серая утка, это кряква, которую тоже все хорошо знают. Гоголь. Иногда бывает хохлатая чернеть. Из журавлеобразных можно отметить лысуху. Она похожа на уток, но к уткам никакого отношения не имеет. Чуть ранее был замечен болотный лунь. Его как раз преследовала озёрная чайка, потому что эта птица привязана тоже к водно-болотным местам обитания, и питается в общем-то различными птицами, которые с этим связаны — куликами небольшими. Понятно, что птицы, которые здесь гнездятся, естественно его присутствие их беспокоит. Чёрная крачка здесь тоже гнездится, причём здесь самая большая колония на территории Санкт-Петербурга. В принципе этот вид не очень многочислен, занесён в Красную книгу города. Он стал продвигаться на северо-восток в последние десятилетия. Например, век назад известный орнитолог Валентин Бианки за 15 лет наблюдений встретил всего одну чёрную крачку на южном берегу Финского залива. Теперь здесь целая колония. И в отдельные годы гнездится до 500 пар. Ещё один интересный вид — это зелёный дятел. Он встречается почти исключительно к югу от Петербурга. И также связан с лиственными деревьями. Он интересен тем, что питается почти исключительно муравьями. То есть это его основная пища.

Павел Глазков
Интересно, почему именно в это место птицы притягиваются?

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
Это связано с тем, что здесь большие заросли тростниковые, камышовые, поэтому здесь скапливается достаточно большое количество рыбьей молоди. Кроме этого довольно много насекомых, потому что мелководье, много травянистой растительности. Например, те же самые чёрные крачки — птенцы у них питаются не только рыбой, как другие чайковые, но очень любят ещё стрекоз.

Павел Глазков
Иван, насколько я знаю до строительства дамбы здесь была открытая вода. Получается, что строительство дамбы способствовало видовому многообразию пернатых?

Иван Стариков, орнитолог, кандидат биологических наук:
Можно сказать и так. Большинство видов околоводных, они как раз комфортно себя чувствуют в таких условиях — в зарослях, когда есть какой-то кустарник, тростники, где можно кормиться и выводить потомство. То есть видовое разнообразие увеличилось. Можно сказать, это сыграло на пользу многим видам, которых тут раньше не было, ну а мы в свою очередь можем за ними наблюдать.

Павел Глазков
Смотрите, схватка чаек с вороной. Похоже, серая разбойница пыталась поживиться яйцами чаек, а возможно и птенцами.

Завидев хищницу ещё издалека, они сразу же криком оповещают соседей о не прошенном госте. Всей колонией чайки атакуют хищницу. Нередко вороне приходится уносить ноги, а вернее крылья.

Дмитрий Мухаметшин, начальник отдела охраны ООПТ Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга:
Вообще ворона очень интересная птица. Она себя комфортно чувствует и в природной среде, и рядом с человеком. И во многом вороны создают дискомфорт даже для хищных птиц в нашем городе. В том числе для сов и тех же канюков. Они собираются в стаи и в дневное время с совой им справиться, конечно, несложно. Вряд ли они, конечно, могут её убить, но могут доставить много неприятностей.

Павел Глазков
А для того, чтобы побывать на водной части Кронштадтской колонии, воспользуемся лодкой. Не забываем и про меры безопасности. Обязательно надеваем спасательный жилет.
Для того, чтобы понаблюдать за жизнью птиц с близкого расстояния, маскировка отличное решение. Для этой задачи я использую специальную накидку — «тростниковые заросли». В таком наряде можно подплыть к пернатым довольно близко.

А теперь свежие лесные новости.
Вот и попался в мою видеоловушку серый разбойник! А если быть точным — серая разбойница. Судя по размеру этой волчице чуть больше года. Волки в нашем регионе на свет появляются во второй половине весны. Не удивительно, что молодая волчица одна. Её родители, с большой вероятностью, сейчас растят новое поколение, и для безопасности живут с волчатами в логове. А их дети предыдущего года рождения ведут одиночный образ жизни. Свою семейную пару эта волчица создаст в конце ближайшей зимы. А пока задача — в одиночестве пережить лето.
Любопытно, что на эту же поляну через несколько часов вышла лосиха с лосёнком. Несмотря на начавшийся дождь, мать учуяла, что недавно здесь был хищник. Словно собака-ищейка, она обследовала поляну. Хотя лосиха молодая и только набирается материнского опыта, инстинкт подсказал ей, что это место нужно немедленно покинуть. Лосёнок шустро побежал следом. Молодец, маму надо слушаться.
В Пушкине на Большом пруду Екатерининского парка птицы катают своих птенцов на спине. Знакомьтесь, чомга или большая поганка. Это не утка, у чомг своё отдельное семейство – поганковые. У этих птиц удивительная забота о своём полосатом потомстве. Птенцы чомги с первых дней жизни для безопасности катаются на спинах своих заботливых родителей. Малыши буквально зарываются в тёплые перья мамы или папы так, что из спины торчат только головы, а бывает и их не видно. Взрослые кормят сидящих на спине птенцов, плавают с ними и даже ныряют. Дети настолько привыкают к родительской заботе, что будучи уже совсем большими продолжают кататься на родительских спинах. С какого-то момента они уже помещаются на маме или папе только по одному, и катаются по очереди.

Павел Глазков
Участок «Кронштадтская колония» небольшой, поэтому на прогулку у меня ушло чуть больше часа. Несмотря на близость цивилизации здесь можно побыть наедине с природой, насладиться ветрами с Финского залива, понаблюдать за птицами.

Дмитрий Мухаметшин, начальник отдела охраны ООПТ Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга:
Я думаю, что эта территория всё-таки пускай будет чуть более заповедной, чем другие особо охраняемые природные территории в городе. Создана она для того, чтобы сохранить природу. Чтобы, возможно, если здесь ещё остались какие-то следы человека, то природа в итоге выровняет весь этот антропогенный пресс на территорию, и она будет становится с каждым годом всё краше и краше.

Добраться до «Кронштадтской колонии» можно поездом с Балтийского вокзала до станций Ораниенбаум-2 или Кронштадтская Колония. А также на личном автомобиле или общественном транспорте по Краснофлотскому шоссе.

Павел Глазков
Теперь мы побывали на всех трёх участках, из которых состоит заказник «Южное побережье Невской губы». Продолжаем исследовать заповедные уголки Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С вами был Павел Глазков. До следующих диких выходных.