Павел Глазков:
Всем здравствуйте. С вами Павел Глазков. Сегодня наш дикий выходной пройдёт на природной территории, где в XIX веке люди с рекой Вуоксой играли в опасные игры. К чему это привело, вы скоро узнаете. Отправляемся на прогулку по природному заказнику «Озеро Мелководное».

Эта охраняемая территория раскинулась в 110 километрах на северо-запад от Санкт-Петербурга, в Выборгском районе Ленинградской области. В северной части заказника находится посёлок Озёрское, а южная граница проходит по реке Вуоксе.

Станислав Сурело, главный специалист отдела «Северный» Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
Данное место уникально тем, что среди зоологического разнообразия мы здесь с вами можем наблюдать и старые финские фундаменты, постройки, хутора. Тем самым озеро Мелководное является связью времён и природы.

Павел Глазков:
В западной части заказника проходит каменная гряда. Её создал ледник, который здесь побывал более 10 тысяч лет назад. Протяжённость этой природной территории около 8 километров.

Ширина каменной полосы несколько сот метров а высота — более 30. Лишайник, зелёный мох, сосны придают этому месту особенную, сказочную таинственность. Подобные места являются визитной карточкой Карельского перешейка.

Павел Глазков:
Прогуливаясь по гряде, мы встречаемся вот с такими каменными свидетелями ледникового периода — валунами. Некоторые из этих исполинов существенно выше человеческого роста.
Для кого-то ледниковый камень, а для кого-то — дом родной. Под валунами нередко спасаются от хищников животные, очень похожие на змей. Это ящерицы, у которых нет ног.

Полное название этой безногой ящерицы — веретеница ломкая. Пресмыкающееся ведёт скрытный образ жизни. Живёт в лиственной подстилке, под брёвнами или как здесь на гряде под камнями. Для Карельского перешейка в целом это редкий вид, и только в заказнике «Озеро Мелководное» веретениц довольно много.

Павел Глазков:
Экологический маршрут в заказнике необычный. Он проходит по старой лесозаготовительной дороге. Здесь нет специальных настилов, мостиков, смотровых площадок. Есть только указатели тропы, чтобы вы не заблудились.

Маршрут имеет романтичное название «Карельская тишина», что полностью соответствует истине. Звенящую тишину здесь разбавляет только пение птиц и стрекотание кузнечиков. Длина тропы почти 30 километров. Здесь можно прогуляться как пешком, так и на велосипеде.

Станислав Сурело, главный специалист отдела «Северный» Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
Не лишним будет с собой взять дождевик, потому что погода зачастую обманчива. Также пауербанк, чтобы всегда оставаться на связи, и в случае чего, наступления темноты, у вас всегда был с собой включенный фонарик.

Павел Глазков:
Когда-то здесь жили люди, а теперь с этих заброшенных лугов от заката до рассвета, слышите, доносятся странные скрипучие звуки.

Это поёт очень скрытная и крайне осторожная птица. Знакомьтесь: коростель. Кричат исключительно самцы. Так они заявляют свои права на территорию, и одновременно подзывают самку для продолжения рода.

Павел Глазков:
Вот мы и добрались до жемчужины заказника — озера Мелководного. Да! Какая же здесь красота.

Своему названию заказник обязан именно этому водоёму. Размер его 11 на 2 километра. А вот глубина не превышает полутора метров. Из рыб в Мелководном встречаются: щука, лещ, линь, карась, окунь, налим.

Павел Глазков:
На озере много островов, где охотно гнездятся птицы. Поэтому до середины июля выход на острова строго запрещён. Нельзя также использовать лодку с мотором.
В заказнике птицы не только отдыхают во время миграции. Это крупнейшее на Карельском перешейке место массового гнездования водоплавающих птиц. Почему пернатые облюбовали именно эту природную территорию, мы узнаем у нашего известного орнитолога, кандидата биологических наук Владимира Михайловича Храброго. Кого сегодня здесь увидели?

Владимир Храбрый, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук:
Если тут побродить часа два-три, то можно увидеть выводки самых разнообразных водоплавающих, которые здесь гнездится. В основном это утки, которые здесь находят великолепные места для размножения. Достаточно мелководное озеро, много возможностей кормиться, прятать птенцов, потому что все берега заросшие. Здесь сейчас ещё постоянно живут лебеди — лебеди-кликуны. Они размножаются, они отдыхают. И даже зимуют.

Павел Глазков:
В Ленинградской области же много озёр, а почему они облюбовали, выбрали именно эти озёра?

Владимир Храбрый, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук:
Это озеро не зря называется Мелководным, потому что здесь действительно мелководье даёт возможность именно кормиться огромному числу птиц. Тут кормов столько угодно. Полно различных беспозвоночных, ракообразных мелких, растительных компонентов, которыми питается молодняк.

Павел Глазков:
Владимир Михайлович, слышите? Затрубил.

Владимир Храбрый, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук:
Это не трубный голос, а скорее ухающий. Это выпь. Почему бы здесь выпи и не быть? Тут тростниковых зарослей полно, вот она здесь и живёт. Конечно, окружающие леса привлекают огромное количество различных певчих птиц — это все виды дроздов, славки, пеночки, мухоловки. Здесь богатая фауна. Если погулять вдоль берега, то можно увидеть от 80 до 100 видов птиц за один день.

Павел Глазков:
В заказнике есть и труднопроходимый лес с выворотнями и завалами. Пробираться по нему непросто, а вот для крапивника это любимые места.

Не случайно эту проворную птичку в народе ещё называют подкоренником. Выворотни деревьев её любимые места для постройки гнёзд. Этим непростым делом занимается исключительно самец. При чём сооружает он до 10 гнёзд. После чего предлагает невесте выбрать то, которое ей больше понравилось.

Павел Глазков:
Смотрите, на краю болота кормится лось. Полюбуемся им издалека. Приближаться к животному не стоит. Лось или убежит, или начнёт себя защищать. А это уже опасно.

Мне повстречался молодой зверь, которому чуть больше года. Скорее всего, он лишь недавно начал вести самостоятельную жизнь.

Владимир Храбрый, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук:
По большому счёту лось — зверь добродушный, но период гона — это происходит обычно в наших условиях в сентябре месяце, — конечно, он может представлять опасность. Обычно он уходит.

Павел Глазков:
А если лосиха с лосёнком?

Владимир Храбрый, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук:
Если лосиха с лосёнком реже она может защищать, как и любая мать своего ребёнка.

Павел Глазков:
А так услышит и уведёт?

Владимир Храбрый, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук:
А так услышит и уведёт. Это обычное явление в природе. Любой зверь практически так себя ведёт. Сейчас лось откармливается, растит рога, воспитывает молодняк. Мы находимся сейчас в угодьях, где лось обитает. Это его биотоп. Остаются какие-то следы деятельности. Вот например, это погрызы, заломы различные, кустики, веточки свежие. Вот например, здесь залом дерева — это рябина. Скорее всего это произошло в период гона. Зацепил рогами. Наша область — это всегда родина была лосей. Лось для нас обычный наш зверь.

Павел Глазков:
В заказнике есть и второе крупное озеро — Луговое. Своё название оно получило благодаря многочисленным заливным лугам, которые раскинулись вдоль него.

Озеро Луговое заметно меньше Мелководного. Размер его 5 на 1 километр. Это сейчас Мелководное и Луговое — два отдельных озера, а вот до середины XIX века они были единым водоёмом. В 1857 году люди решили осушить часть русла Вуоксы — для чего провели взрывные работы. Расчёты оказались ошибочными. Река вышла из своего русла и уже спустя 9 дней проложила новый путь к Ладоге. После прорыва за считанные дни уровень воды во всей системе Верхней Вуоксы упал на 2 метра — и озёра Мелководное и Луговое стали двумя самостоятельными водоёмами.

Павел Глазков:
На протоке живут бобры. А это их скромный домик — хатка.

Судя по внушительному размеру, своё жильё грызуны строили не один год. Здесь живёт семья. К слову сказать, бобры являются преданными семьянинами, пары образуют на всю жизнь. Дети остаются с родителями до двух лет, после чего отправляются в самостоятельное плавание, и вынуждены искать индивидуальную территорию. Во время расселения — весной — нередко они заплывают в большие города, в том числе, и в Санкт-Петербург.

Павел Глазков:
В леса заказника заходит один из самых свирепых хищников России, с которым боится связываться даже медведь.

Для нашего региона это крайне редкое животное, занесённое в Красную книгу Ленинградской области. Присутствие росомахи специалисты фиксируют, как правило, зимой по следам. Ещё из зверей в заказнике встречаются лисицы, енотовидные собаки, барсуки, кабаны. Крайне редко, но все же заходит сюда и медведь.

Павел Глазков:
А теперь безопасные лесные новости.
Слышите? Закуковала, а точнее закуковал.

Знаменитое «ку-ку» издаёт только самец, чтобы обозначить свою территорию и привлечь невесту. Не останавливаясь, он может произнести этот звук до 360 раз. Самка весной тоже издаёт призывные крики, но они похожи на булькающую трель. Известно, что кукушка подкидывает яйца в гнёзда мелких птиц, то есть является гнездовым паразитом. Но мало кто знает, что она приносит природе и огромную пользу. Взрослая кукушка – одна из немногих, кто питается ядовитыми мохнатыми гусеницами, которых боятся все пернатые, в том числе и её птенцы. Возможно, поэтому она доверяет воспитание своего потомства другим.

Павел Глазков:
Самка глухаря — глухарка, сейчас сидит на яйцах, но время от времени она покидает гнездо, чтобы подкрепиться и принять гигиенический душ.

Мы с вами моемся водой, а птицы, как и эта глухарка, принимают ванны из пыли. Таким образом пернатые борются с перьевыми клещами и вшами. Пыль тонким слоем покрывает паразитов и блокирует их дыхание, в результате чего они гибнут. Кроме того, с перьев уходит жир, что обеспечивает их чистоту и гибкость, ведь это необходимо для эффективного полёта птицы.

Павел Глазков:
Сегодня, не спеша, я прошёл половину маршрута. Сразу преодолеть все 29 километров тропы, а точнее, дороги сможет не каждый. Напоминаю, ночевать в палатке в заказнике запрещено.

Станислав Сурело, главный специалист отдела «Северный» Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:
Палатки нельзя ставить, так как они вредят ЖНП. ЖНП — это живой напочвенный покров, то есть если разрешить людям ставить палатки, то на месте черники у нас здесь будет примятый грунт, и соответственно ничего расти не будет десятилетиями.

В заказник удобнее всего добираться на автомобиле до посёлка Озёрского. Лучше ехать через Каменногорск. Но учтите, это пограничная зона, поэтому с собой необходимо захватить российский паспорт.

Павел Глазков:
Вот мы с вами и полюбовались жемчужиной Карельского перешейка. Продолжаем исследовать заповедные уголки Ленинградской области и Санкт-Петербурга. С вами был Павел Глазков. До следующих диких выходных.