Петербург — город открытый, умный и комфортный. За минувшие пять лет реализовано несколько масштабных проектов по созданию инфраструктуры для удобства горожан. В первую очередь речь идет о строительстве социальных объектов, благоустройстве территорий и решении экологических задач. Важный вопрос — развитие транспортной инфраструктуры. Ремонтируются дороги и проезды, возводятся новые путепроводы и развязки. Отдельное внимание объектам, которые станут основой транспортного каркаса города. Например, Широтная магистраль скоростного движения. Реализация этих задач находится на особом, губернаторском контроле.
Впервые отчёт губернатора слушали вне стен Мариинского дворца — в Большом концертном зале «Октябрьский». И по форме, и по сути это было выступление «не по регламенту». Что показало совершенно новый уровень взаимодействия между исполнительной и законодательной властью.
За 5 лет Петербург с честью преодолел множество испытаний. Победил пандемию и экономические ограничения. Досрочно достиг результатов, поставленных в 2019-м году. И это не просто экономические показатели, а конкретные изменения в жизни горожан.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«За пять лет мы смогли с вами увеличить доходы бюджета в два раза. Мы хотели добиться и заработать 1 триллион в 2024 году, даже во время пандемии нам удалось в 2022 году заработать более 1 триллиона рублей, что и дало развитие нашему городу».
Поддержка федерального центра, по словам экспертов, подтверждает обоснованность амбициозных планов команды, которую подобрал Александр Беглов.
АЛЕКСАНДР БЕЛЬСКИЙ, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«Все те обещания, которые были даны губернатором, когда он приходил на выборы, — они выполнены. Даже какие-то перевыполнены. Поэтому у нас есть уверенность в том, что те задачи, которые сейчас ставятся перед правительством города, будут тоже сделаны».
Город должен громко говорить о своих достижениях. Отчет губернатора — яркий тому пример. Очевидные изменения, которые произошли в Северной Столице за последнее время, — то, чем стоит гордиться каждому петербуржцу.
Динамичный рост мегаполиса 21-го века невозможен без активного развития дорожной инфраструктуры. В новом Генплане определены три точки роста, которые задают развитие транспортного каркаса Петербурга.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«В 2024-м году начали новый знаковый проект — строительство Большого Смоленского моста. Широтная магистраль скоростного движения вместе с КАД-2 ускорит развитие востока Петербурга. Первый этап КАД-2 — дуга от трассы М-11 до Мурино — разгрузит самый напряженный участок действующей кольцевой».
Первая и уже осязаемая часть будущей Широтной магистрали скоростного движения — Витебская развязка. Движение будет организовано по трем полосам в каждую сторону. К ЗСД, и в сторону Витебского проспекта.
ИЛЬЯ МАЛИНОВСКИЙ, начальник второго участка строительства компании — генерального подрядчика:
«Выезд отдельный в город не предусмотрен. Таким образом, граждане, проезжающие ЗСД, могут уйти по нашей хорде в сторону Витебского проспекта. Соответственно, на Витебском предполагаются дополнительные съезды, которые уже имеют место быть сопряжением с действующей улично-дорожной сетью».
Первые автомобили по Витебской развязке, по планам, поедут уже в конце этого — начале следующего года. И эти замыслы выполнимы, не сомневаются в Смольном.
Ещё один ключевой транспортный объект — Большой Смоленский мост. Первая разводная переправа через Неву за последние 40 лет.
МАКСИМ МОЛЧАНОВ, заместитель директора СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства»:
«Данным мостом будет пользоваться порядка 800 тысяч жителей нашего города. Мост является составной частью транспортной развязки, которая будет начинаться с левого берега».
Там автомобилисты смогут выехать на Октябрьскую набережную, Дальневосточный проспект и улицу Коллонтай.
Сделать общественный транспорт удобным и социальным — одна из задач городского правительства. Среди инструментов — тактовое движение электричек на самых популярных маршрутах и обновление подвижного состава.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Существенно обновили наземный общественный транспорт. Это крупнейшее обновление подвижного состава в истории города. Мы его проводим на всех видах транспорта».
Электробусы — это светло-зеленые «Сириусы». Один из самых популярных экспонатов на выставке пятого «Транспорт Феста». Уже летом поедут по петербургским улицам.
ВИТАЛИЙ ТУШИНОВ, генеральный директор компании-производителя электробусов:
«Срок контракта — до 31 июля 2024 года. Таких электробусов, действительно, в Санкт-Петербурге не было. Можно говорить, что это вообще инновационная модель».
Сегодня экспонаты на выставке, завтра — на улицах города. Автобусы, троллейбусы и электробусы вскоре пополнят городские автопарки.
КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«В своём докладе губернатор Александр Беглов много внимания уделил именно развитию общественного транспорта. Благодаря поддержке федерального центра мы сегодня проводим масштабную программу обновления общественного транспорта в Санкт-Петербурге. Это и трамваи, и троллейбусы, и автобусы, это новые вагоны метро «Балтиец»».
Отдельно стоит отметить увеличение за пять лет протяженности маршрутной сети на четверть. Сейчас это почти 10 тысяч километров.
Развитие системы здравоохранения — одна из ключевых задач за последние пять лет. Существенным испытанием стала пандемия коронавируса. С 2018 года объем высокотехнологичной медицинской помощи в Петербурге увеличился более чем на 35%. В первую очередь, это можно объяснить увеличением количества больниц. За четыре года городская система приросла на 52 учреждения. В том числе, это 14 новых поликлиник. Как детских, так и взрослых. Сейчас в Северной столице строится и реконструируется 6 поликлиник, три станции скорой медицинской помощи, два диспансера и отдельные здания нескольких стационаров.
С 2020-го года автопарк службы скорой помощи пополнился на 340 машин. В 2024-м добавятся еще более 150-ти. Поставки ожидаются и в ближайшие годы. Обновляется и медицинская техника. С 2019-го года закуплено более 21 тысячи единиц оборудования. В том числе, аппараты МРТ, КТ и лучевой терапии.
Петербург — лидер среди всех городов страны по обеспеченности жильем. Политика правительства позволила решить проблему дефицита социальных объектов. Темпы ввода школ и детских садов за пять последних лет — самые высокие в новейшей истории Петербурга. Построено 106 новых школ, которые рассчитаны на 82 тысячи детей, и более 220-ти детских садов на 37 тысяч малышей. А с 1 сентября 2024 года в городе на Неве отменят плату за посещение детского сада.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Я предлагаю с 1 сентября для наших городских детей отменить плату за детский сад. Все городские детские сады в нашем городе будут бесплатными».
Губернатор также отметил, что правительство города уже прорабатывает вопрос расширения программы регионального материнского капитала. Он будет начисляться при рождении четвертого, пятого и всех последующих детей.
За последние пять лет Петербург стал светлее в прямом смысле слова. А в ближайшие годы больше семидесяти тысяч устаревших натриевых ламп заменят на светодиодные. Это позволит, в том числе, экономить расходы города. Ежегодно около ста миллионов рублей. В 2024 году новое освещение получат 40 улиц, а так же парки, скверы, детские площадки. Безопасность и комфорт общественных пространств — один из важнейших вопросов.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«За пять лет в Петербурге создано 226 новых общественных пространств, более полутора миллионов жителей получили скверы, прогулочные зоны, велосипедные дорожки, скейт-парки. Отдельный проект, которым город гордится — это возрождение Кронштадта, по решению президента создается кластер «Остров Фортов», посвященный истории русского флота».
Ещё один глобальный проект — Суздальские озера. Любимое место отдыха жителей Выборгского района существенно обновили. Комплексное благоустройство ведется в несколько этапов в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» и регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«На сегодняшний день южная сторона Верхнего озера, Среднего озера, Нижнего приводится в порядок. Работа продолжается, необходимые средства выделены. Самое главное — соучастие в проекте благоустройства самих жителей. Они высказали предложения по велодорожкам, дорожкам для ходьбы, прогулочным зонам».
Новый облик получают городские набережные — порядка 40 километров береговых линий. Зоны отдыха обустраивают там, где набережные не заняты транспортом. Это, например, реки Карповка, Охта, Оккервиль.
Именно позитивные изменения во внешнем виде города отмечают его жители. Петербург — мегаполис комфортный для каждого. Тенденцию можно проследить в строительстве новых общественных пространств, где учитывают потребности петербуржцев любого возраста. Кроме того, горожане отмечают развитие культурной жизни и изменения в системе общественного транспорта.
Развитие науки и технологий — один из приоритетов работы правительства. Город восстановил звание мощного индустриального центра. За пять лет в Северной столице создано 46 тысяч новых рабочих мест. Более ста крупных и средних предприятий.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Самый большой рывок сделали фармацевтические предприятия — за пять лет было открыто 14 новых заводов. Наш город возвращает лидерство в энергомашиностроении, производстве турбин, оборудовании силовых машин».
Городские промышленные компании стремительно развиваются. Появляются новые, а старые заводы модернизируются. Принципиальное решение — их сохранять. Не отдавать участки под жилищное строительство.
ИГОРЬ МАКСИМЦЕВ, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета:
«Разрушить проще всего. Но оставить, модернизировать, переделать так, чтобы это было очень современно и технологично, — решение сработало».
По масштабам предпринимательской активности Петербург — лидер в стране. На треть опережает среднероссийский уровень.
Петербург на протяжении десятков лет истории был промышленным центром страны. Особая роль, конечно, отведена судостроению. Даже во второй половине прошлого века, когда по всему Советскому Союзу появлялись новые предприятия, основная часть кораблей производилась в Ленинграде.
В послевоенные годы Северную столицу можно назвать столицей энергомашиностроения. С берегов Невы оборудование поставляли на все электростанции страны.
Другие традиционные отрасли, такие как тяжелая, пищевая и химическая, развивались вместе с самим мегаполисом. С конвейеров петербургских заводов сходили детали для АЭС, станки и космическое оборудование, вычислительная техника.
Одни из национальных проектов, которые реализуются в Петербурге, — это «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт» и «Производительность труда». В рамках последнего в Северной столице запущен региональный проект «Системные меры по повышению производительности труда». В прошлом году его участниками стали 65 предприятий. С 2019-го года — 277.
Программу профессиональной переподготовки прошли более трёхсот человек. А в этом году к проекту присоединились 12 компаний города. Главная цель проекта «Малое и среднее предпринимательство» — поддержка бизнеса и частных инициатив на всех стадиях развития. В Петербурге предприниматели и самозанятые могут получить льготные кредиты, помощь в реализации товаров за границей, а также консультации от экспертов.
Петербургские библиотеки за последние пять лет преобразились в современные культурные пространства, и в этой сфере город признан лидером в России. В 2026 году все учреждения перейдут на единый стандарт обслуживания читателей. Посетители смогут по «Единой карте петербуржца» круглосуточно брать и сдавать книги, пользоваться мобильным приложением «Петербургская библиотека».
ОЛЬГА ХОМОВА, генеральный директор «Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга»:
«В речи губернатора это прозвучало, что очень много современных технологий сейчас в культуре. Он говорил о значении библиотек, новые форматы появляются в библиотеках. Но очень важно, я как представитель музыкальной культуры Петербурга хочу отметить, что за эти годы были оснащены музыкальные школы инструментами».
Правительство города активно помогает негосударственному сектору культуры, создаются новые формы поддержки театров, концертных площадок.
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«К 2030-му году бюджет Петербурга может составить два триллиона рублей. Сегодня даже такая значительная сумма не выглядит недосягаемой. Ведь всего за несколько прошлых лет удалось удвоить городскую казну и достичь показателя в один триллион даже раньше намеченных сроков. Новая вершина может покориться за счет привлечения высокотехнологичных производств и развитие всего промышленного кластера. А широкие возможности бюджета напрямую влияют на качество жизни горожан. Повышение этого показателя — основная задача. Ее решение находится на особом, губернаторском контроле».