Кем стать? Куда пойти учиться? Эти вопросы волнуют всех старшеклассников. Задача педагогов — раскрыть потенциал каждого ребенка, чтобы к выбору будущей специальности он подошел осознанно. Для этого в школах создаются кабинеты предпрофессиональной подготовки. Их оснащение находится под особым, губернаторским контролем.


Знакомьтесь. Это — «Пылесос». Такое имя роботу дал его создатель — Максим Веряскин, ученик третьего класса. Говорит, «Пылесос» умеет все: быстро ездить по линиям, проходить лабиринт, сбивать кегли.

Студию робототехники в школе номер 255 Адмиралтейского района открыли в далеком 2007-м. Начинали с одного конструктора. Сейчас есть все необходимое для участия в соревнованиях, в том числе всероссийских. Один из преподавателей — Арсений Ярмолинский, выпускник этой же школы. Окончил Политехнический университет Петра Великого и пришел работать учителем информатики.

Третьеклассники готовятся отправить своих роботов в «Большое путешествие» в рамках престижного фестиваля «РобоФинист».

Школа сотрудничает с Государственным архитектурно-строительным университетом. Ребята изучают компьютерные технологии в строительстве. А еще 3D-моделирование, программирование, электронику. Главный принцип — свободное техническое творчество.

МАРИТА ЯРМОЛИНСКАЯ, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе школы № 255 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:

«Чем больше ребенок получает различных сведений, знаний, навыков из профессиональных областей, тем легче ему определиться, что ему понравилось, что ему зашло, что ему хочется в жизни развивать. И таким образом выбрать свой профессиональный путь. И, кстати, определившись, можно заранее немножечко помочь себе с поступлением».

То есть предпрофессиональная подготовка начинается еще в школе. Это требование времени. И чтобы идти с этим временем в ногу, 255-я сменила художественно-эстетический профиль на инженерно-технологический.

ЕКАТЕРИНА КАПИТАНОВА, директор школы № 255 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:

«Это очень важно, когда ребенок своими руками что-то создает. А когда это создается, и еще мы это демонстрируем, для ребенка это очень важно. Это престиж определенный. Это направление, про которое ты понимаешь, что я в этом направлении пойду».

То есть в центре системы образования сегодня стоит ребенок. Его интересы и таланты. А задача педагога — эти таланты раскрыть, чтобы дети получали удовольствие от самого процесса обучения и хотя бы в одном предмете были лучшими. Это, кстати, один из принципов  национального проекта «Образование».

Национальный проект «Образование» реализуется в Санкт-Петербурге с 2019 года по инициативе Президента Владимира Путина. Его основные цели: вхождение Российской Федерации в число 10-ти ведущих стран мира по качеству общего образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью до 15 процентов.

В рамках национального проекта в Санкт-Петербурге строят и модернизируют школы, внедряют новые методики и технологии преподавания, а педагоги получают возможности для развития и обучения на протяжении всей своей профессиональной деятельности.

Со следующего года в стране запустят еще один национальный проект — «Кадры». Его анонсировал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Глава государства отметил: до 2028 года необходимо подготовить порядка 1 миллиона специалистов рабочих профессий.

ВЛАДИМИР ПУТИН, президент РФ:

«Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. На это направим новый национальный проект «Кадры». Нужно на деле укрепить связку всех уровней образования: от школы до вуза. Они должны работать в единой логике на общий результат».

Готовить специалистов будут исходя из конкретных потребностей рынка труда. В идеале с будущей профессией ребята должны познакомиться еще в школе и на вопрос, кем стать, ответить самостоятельно.

АЛЕКСЕЙ ДЕМИДОВ, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

«Мы видим абитуриентов, которым, порой, в последний момент подсказали родители или друзья, а давай пойдем туда-то. И видим, наоборот, тех, кто изначально, со школьной скамьи видел многое, знал, куда пойдет и искренне интересуется этим. Так вот, второй путь должен войти в основу нацпроекта «Кадры». Понимание будущей профессии — это очень серьезная задача».

В Санкт-Петербурге во многих школах уже развернута система профориентации. Открыты курчатовские, инженерные, педагогические классы.

Первые, как их кумир, Юрий Гагарин, чей портрет красуется на значках и тетрадях. 3 «В» полным составом вступил в ряды «гагаринцев». Теперь раз в неделю после основных уроков они говорят о Солнечной системе и ракетах. У каждого ученика свой позывной, а задания записывают не просто в тетрадь, а в бортовой журнал.

ОЛЬГА БАСКАКОВА, советник директора по воспитанию школы № 58 имени С.П. Королёва Приморского района Санкт-Петербурга:

«В программе общеобразовательной школы есть разделы, посвященные космосу, но это небольшие темы. А вот детей интересует больше. И они смотрят с родителями фильмы, им интересно, что происходит там».

58-я школа — первая в городе, где открыли «Гагаринский класс». Это и не удивительно. Образовательное учреждение официально носит имя конструктора Сергея Королёва. Есть и музей. Благодаря подлинным предметам далекий космос кажется ближе. Правда, пока повторить подвиг Терешковой или Леонова готовы не все. Боятся не справиться с физическими перегрузками.

Можно сказать, сегодня мы переживаем новый всплеск интереса к покорению вселенной. Спустя 63 года после полета на корабле «Восток». Вот его копия, уменьшенная в 10 раз, выставлена в Музее космонавтики и ракетной техники имени Глушко. Благодаря Гагарину миллионы советских мальчишек мечтали стать космонавтами.

ГАЛИНА САКОВА, методист музейно-образовательной деятельности Музея космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко:

«Стала организовываться масса всевозможных кружков. Это действительно было, в хорошем смысле, повальное увлечение, когда дети с малых лет зажигались идеей полета в космос. Каждый полет был подвигом, а каждый космонавт был героем».

«Гагаринский класс» — это только первая ступень на пути к профессии. 58-я школа тесно сотрудничает с Военно-космической академией имени А.Ф. Можайского и Государственным университетом аэрокосмического приборостроения.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Пока в 58-й школе один «Гагаринский класс», но со следующего года к отряду присоединятся еще три. А с 9-го класса начнется более углубленная профориентационная и проектная деятельность. В школе уверены: фотографии этих ребят обязательно появятся в музее, рядом с Гагариным и Королёвым».

В 293-й гимназии Красносельского района ребята могут попробовать себя в разных направлениях и выбрать то, что действительно по душе. Первого сентября там открылся технопарк «Кванториум». Это современные лаборатории химии, биологии, физики, робототехники, 3D-моделирования, информационных технологий и графического дизайна. В проектной деятельности участвуют с первого класса, серьезная профориентация начинается с седьмого. Выпускники получают диплом «чертежник-конструктор».

ИННА БАЕВА, директор гимназии № 293 имени Героя Советского Союза В.И. Гризодубовой Красносельского района Санкт-Петербурга:

«Реализуя национальный проект и задачу президента дать каждому ребенку возможности для самореализации в рамках бесплатного образования, в рамках «Кванториума», мы надеемся, что наши дети будут иметь больше возможностей для выбора своей будущей специальности и профессии».

Современный кабинет, так напоминающий процедурный в поликлинике, на самом деле, учебный класс 471-й школы. Будущие медики здесь постигают азы профессии. Ампулы с препаратами, ЛОР-аппликаторы, шприцы — всё настоящее, одноразовое. Только «пациенты» крайне терпеливые и почти что вечные. Но от этого далеко не «лёгкие». Взять кровь из невыраженной вены — настоящее испытание иногда и для дипломированных медсестер. Но школьники справляются.

Для старшеклассников занятия в классе — это не только полезные навыки для жизни и поступления, но и свидетельство государственного образца о дополнительном образовании. После окончания школы ребята могут устроиться на работу младшей медсестрой или медбратом.

ИРИНА СИДОРОВА, директор школы № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга:

«В 2022 году школа выиграла грант правительства Санкт-Петербурга по направлению «Медицинский класс». И наши возможности образования существенно расширились. Мы можем интегрировать физику, химию, биологию, ОБЖ, оказывать первую помощь».

Ну, а главный помощник в постижении основ первой помощи — тренажер «Егорка». Чувствует даже малейшие отклонения от правильной техники.

Учатся спасать и кадеты школы № 50. Вытащенный по легенде из водоема «Максимка» жить будет.

Спасение утопающих — дело рук совсем не утопающих, уверены школьники. Ведь их класс открыли благодаря сотрудничеству учебного заведения с Инспекцией по маломерным судам МЧС. Школа с таким профилем в стране единственная. Кадет учат даже стрелять, изучать язык флажного семафора и азбуки Морзе, вязать морские узлы, ну и, конечно, идеально разбираться в устройстве практически любого судна.

АЛЕКСАДР РАДЬКО, начальник инспекции по маломерным судам ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу:

«Если из этих ста человек пять – шесть – десять пойдет в военно-морское училище или в мореходку или спасателями, я считаю, что мы уже на правильном пути. А другие просто станут нормальными гражданами Российской Федерации».

Инновационные лаборатории — это в первую очередь практические занятия. В таких классах каждый ребенок, еще не получив аттестат, может попробовать себя в профессии. И очень важно, что в обучении участвуют университеты и крупные промышленные предприятия. Например, занятия для школьников организовали на «ОДК — Климов».

Ну, где ещё вот так запросто школьнику своими руками дадут прикоснуться к мотору самолёта или вертолёта? Причём, обстановка не как на уроке. Гайки закручивают в прямом смысле слова — это практика. Навыки полезные. Страны, где сегодня производят авиадвигатели, можно пересчитать по пальцам одной руки. Специальность востребована, но без влюблённости в это дело ничего не выйдет, предупреждают опытные профессионалы.

АНДРЕЙ МЕЛЕХИН, заместитель генерального конструктора — начальник ОКБ «ОДК – Климов»:

«Основная задача наша на данном этапе — рассказать детям, что существует отрасль авиадвигателестроения, что можно учиться. Можно пойти работать руками, можно поступить в вуз, учиться, соответственно, проектировать двигатели, изготавливать двигатели. Года через два посмотрим, как они начнут поступать в вузы».

В «ОДК-Климов» понимают: не всех, кто сейчас посещает занятия в инженерных классах, позже они увидят в качестве своих сотрудников. Но для промышленности и авиастроения России подобные проекты готовят квалифицированный кадровый резерв. Специалистов, чей осознанный выбор будущей профессии сделан ещё со школьной скамьи.

По сути, это возвращение к советской системе ранней профориентации. При школах, в том числе в Ленинграде, были созданы столярные и швейные мастерские. Для старшеклассников проводили углубленные занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Ребята не просто смотрели на производство, но и работали на предприятиях, с которыми школы подписывали договоры по наставничеству.

Сегодняшние студенты признаются: как раз такого, практического подхода к обучению, им и не хватало. А те, кто окончил еще советскую школу, вспоминают то время с ностальгией.

Итак, в Санкт-Петербурге 678 школ. Там учатся более 580 тысяч человек. За последние три года 169 учреждений получили 200 грантов на приобретение высокотехнологичных лабораторий. На эти цели было выделено свыше двух с половиной миллиардов рублей. Еще 600 миллионов рублей из городского бюджета в 2023 году направили на оснащение кабинетов химии, физики, биологии, а также создание инженерных классов. В этом году обновление материально-технической базы школ продолжится. 170 образовательных учреждений во всех районах получили субсидии на сумму 350 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на закупку оборудования для опытов по естественно-научным предметам.

Первого апреля стартовала запись детей в первые классы. Подать заявление можно через портал «Госуслуги», обратившись МФЦ или в администрацию школы. В этом году за парты впервые сядут 69 тысяч ребят. Вера уже ходит на подготовительные курсы, добросовестно делает домашние задания. И ждет начало учебного года.

Заявление на зачисление подают дистанционно — через «Госуслуги». Школу выбрали рядом с домом, чтобы не тратить драгоценные минуты в транспорте и подольше поспать.

Именно так и советуют делать в Комитете по образованию — выбирать школу в пешей доступности. Так у ребенка будет больше времени на кружки, секции и отдых. Тем более, образовательная программа в начальной школе одинаковая. Впрочем, в выборе школы родителей не ограничивают. Подать заявление можно в любую.

НАТАЛИЯ ПУТИЛОВСКАЯ, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

«Отказы могут поступать. И родители не должны удивляться и расстраиваться в этой ситуации — у нас в каждом районе после 30 июня начнут работать конфликтные комиссии. Родитель может обратиться в конфликтную комиссию, и уже каждый индивидуальный случай будет рассмотрен».

Для мам и пап будущих первоклассников все школы провели день открытых дверей. 99-я школа на Петроградской стороне удивляла предметным обучением.

ЕЛЕНА РЕЗНИЧЕНКО, директор школы № 99 «Старт» Петроградского района Санкт-Петербурга:

«Предметное обучение — это когда на класс работает целая команда педагогов в начальной школе. Каждый из них является учителем начальных классов, но преподает один какой-то предмет. Например, учитель русского языка, литературы и чтения. Учитель математики отдельно. Учитель ИЗО и технология отдельно».

А в 74-й гимназии Выборгского района — курс на углубленный немецкий. Школьники и родители подчеркивают: одно из главных достижений — полностью отпадает потребность в платных репетиторах по каким-либо предметам.

Это учреждение работает с 1967 года. Недавно получило новый облик. В рамках национального проекта «Образование» теперь уже бывшую советскую-типовую школу полностью перестроили. А в этом году, при поддержке университета имени Герцена, на базе гимназии был открыт психолого-педагогический класс.

АННА ЛАККО, директор гимназии № 74 Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Мы гордимся тем, что у нас сегодня 14 выпускников нашей школы работают учителями. И с 1 сентября у нас пришли 10 молодых специалистов, студентов, которые закончили Герценовский институт. Так как у нас коллектив стабильный и уже, в общем-то, возрастной, мы уже думаем о перспективах и делаем так, чтобы к нам пришли молодые».

Ряды петербургских школьников недавно пополнили ученики из Белгородской области. Власти города подготовили места для размещения и обучения.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Мы очень вас ждали, очень быстро постарались подготовить ваш приезд, кроме вас, вы знаете, у нас будет около 800 ребят из Белгородской области, уже прибыло 735, разместились здесь, в колледже, другие разместились в других зданиях, у них тоже хорошие комфортные условия, тоже с ними познакомлюсь обязательно, встречусь».

В одной из петербургских школ учатся 67 ребят из Белгорода. Их распределили по разным классам. Ребята рассказывают: быстро втянулись в учебу.

Больше всего ребята хвалят, конечно, столовую. Кормят бесплатными завтраками и обедами. Кстати, качество еды в школьных столовых регулярно проверяют. В 168-й гимназии Центрального района меню чередуется каждые две недели. Блюда подходят под любые запросы юных гурманов.

Сегодня на завтрак бутерброды с сыром, йогурт, кофейный напиток и творожный пудинг. Каждое блюдо должно соответствовать не только рецепту, но и технологической карте. В том числе, по количеству соли и сахара.Сотрудники управления социального питания и лаборатории «СОЦПИТ» взяли пробы творожного пудинга и так называемые микробиологические смывы с оборудования, инвентаря, рук и одежды персонала.

ЖАННА ЯКОВЕЦ, инженер-микробиолог:

«Мы отбираем смывы на бактерии групп кишечной палочки. Проведя микробиологическое исследование, мы будем понимать, есть они в этой пробе или нет. В принципе, качество исследования по бактериям кишечной палочки в смывах на высоком уровне». 

По поручению губернатора Александра Беглова, с 2019 года в Санкт-Петербурге ликвидируют дефицит социальных объектов. В этом году введут 32 новые школы. Каждая уникальна и соответствует петербургскому образовательному стандарту: с бассейнами, спортзалами, мастерскими и лабораториями, чтобы в погоне за знаниями родителям не приходилось возить детей в другой район. Один из таких объектов — в микрорайоне Каменка.

ЯКОВ ПОПОВЧЕНКО, руководитель проектов компании-застройщика:

«Школа запроектирована по самым современным стандартам Петербурга. Она оснащена двумя бассейнами. В школе просторные кабинеты для учащихся, она оборудована специальными кабинетами. Это и кабинеты труда, кабинеты технологии, дополнительно школа оборудована просторными зонами рекреации».

Школу на тысячу мест строят на Полюстровском проспекте. Здание готово уже на 75%. Рабочие монтируют фасад, кровлю, инженерные коммуникации. Сдать объект планируют в этом году, а первого сентября уже начать занятия.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Я хотел еще раз напомнить, что в этом году мы строим 90 социальных объектов — школ и детских садов. Этим самым закрываем тот полный дефицит, который был, более 300 объектов полностью. И уже с 2025 года начинаем строить планово: жилье — социальный объект. Невозможно ввести жилье, если нет социального объекта — не дадим разрешение. Предупредили об этом всех строителей. Эти правила сегодня выполняются».

Развитие системы образования — один из приоритетов работы правительства. В Смольном понимают: школа 21 века должна не только давать запас знаний, необходимый для поступления в университет, но и учить жить в сложном, многогранном, постоянно меняющемся мире.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Санкт-Петербург из года в год подтверждает высокие стандарты школьного образования. Сохраняя традиции, учебные заведения внедряют авторские методики. Уровень подготовки детей должен оставаться одним  из лучших в стране. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».