Петербург — неоспоримо культурная столица России. Музеи и театры, библиотеки и парковые ансамбли — всё это градообразующая сфера. Учреждения культуры Северной столицы вносят вклад в развитие мегаполиса, в том числе наполняя его бюджет. Ежегодно, судя по статистике, посетителями музеев становятся 8 миллионов человек. 2 миллиона — зрители театральных постановок. Ещё больше впечатляет количество обращений в библиотеки. Отрасль привлекает инвестиции, появляются новые рабочие места. А задача правительства города — программы поддержки и модернизации учреждений культуры. Её выполнение на особом, губернаторском контроле.


В новом здании Музыкального училища имени Римского-Корсакова завершился капитальный ремонт. Торжественное открытие учебного корпуса прошло в преддверии юбилея великого композитора. Здание на улице Володи Ермака образовательному учреждению передали в 2010 году. С 2021 года ход работ взял под личный контроль губернатор Александр Беглов. В новом здании 3 концертных зала, более 60-ти учебных кабинетов, включая зал хореографии и студию звукозаписи. Для занятий закуплены современные инструменты.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Для меня гордость, что правительству Санкт-Петербурга удалось выполнить, прежде всего, поручение президента России, потому что к нему обратились преподаватели училища, и он дал команду привести в порядок это здание».

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО, дирижер, музыкальный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина:

«У нас есть много талантливых людей, музыкантов. Конечно, надо создавать для них условия, чтобы они могли учиться. Я рад, что мы можем это делать в России, это большой знак высоты нашей культуры».

ТАТЬЯНА ЛЕБЕДЬ, преподаватель класса вокала музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации:

«Я знала, что если напишешь Владимиру Владимировичу, обратишься к нему, просьба будет выполнена обязательно, потому что он человек слова, наш петербургский, ленинградский».

«Новоселам» Александр Беглов вручил сертификат на оснащение студии звукозаписи. Студенты, в свою очередь, подготовили праздничный концерт. В заведении учатся более 450 юношей и девушек по четырем программам. Кроме того, здесь планируют открыть детскую музыкальную школу.

Больше 100 млн рублей выделят негосударственным театрам в 2024-м году. Средства пойдут на оплату аренды помещений, работы сотрудников и, в том числе, позволят привлекать сурдо- и тифлопереводчиков для показа спектаклей зрителям с ограниченными возможностями здоровья. Петербург — единственный регион России, который регулярно оказывает финансовую помощь негосударственным театрам. Ещё с 2009-го года.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Президент России неоднократно подчёркивал, что государство должно поддерживать все формы творческого поиска. И негосударственные театры всё более активно проявляют себя в Петербурге. Их спектакли завоёвывают награды на престижных конкурсах и фестивалях. Я сам иногда их посещаю, интересные вещи».

Губернатор особо отметил открытый общественный театр «Родом из блокады». В его постановках на сцену выходят ветераны, а также дети, внуки, правнуки блокадников. Вход на спектакли свободный, артисты выступают безвозмездно. А для ребят с ограничениями по здоровью также благотворительные спектакли проводят в детском интеграционном театре «Куклы». Всего в Петербурге более 60-ти негосударственных коллективов.

ФЁДОР БОЛТИН, председатель Комитета по культуре:

«Вклад негосударственных театров в развитие культуры Петербурга отмечен высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит», другими престижными театральными наградами. Негосударственные театры ведут свою активную гастрольную, фестивальную деятельность, участвуют в театральных мероприятиях не только в Санкт-Петербурге, но и в регионах России».

Александр Беглов поручил Комитету по культуре привлекать негосударственные площадки к проведению общегородских событий.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:

«В Северной столице сотни государственных и частных учреждений культуры. Особое место — театрам. Их почти сто: 27 городских, 60 негосударственных. 201 библиотека. Большая часть в подчинении районных администраций — 179. В городе на Неве более ста музеев. Среди них особо выделить стоит самые крупные — федеральные и городские. Слушателей принимают более чем в двадцати концертных залах. Учат музыкантов, актёров и художников в четырнадцати высших учебных заведениях и в одиннадцати училищах. И особо стоит отметить широкую сеть детских музыкальных, художественных и школ искусств. Их шестьдесят одна».

Актеров, певцов, художников, руководителей театров и концертных залов Северной столицы чествовали в Смольном. 25 наград губернатора за вклад в культуру Петербурга вручили впервые.

Сила искусства не знает границ. Оно способно удивлять и тревожить, вызывать слезы и смех. Как отметил губернатор Петербурга, в тяжелые моменты именно деятели культуры своим творчеством помогают жить дальше.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«У вас самая, наверное, сложная служба. Я бы не называл это работой, это именно служение родному городу. Это лечить души людей, заставлять смеяться, радоваться, переживать, плакать. Это большой труд, непростой, сложный. Вы вместе с нами, вместе с нашим городом во все времена».

В Петербурге, в Культурной столице, к людям искусства особое отношение.

ЮЛИЯ СТРИЖАК, директор Санкт-Петербургского музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина:

«Конечно, для меня это большая честь, и я благодарю всех, кто за меня голосовал, выдвигал, свой коллектив, свою команду».

ГРИГОРИЙ ЧЕРНЕЦОВ, солист Мариинского театра:

«Очень благодарен за признание и высокую награду правительству Санкт-Петербурга, лично губернатору Беглову Александру Дмитриевичу».

Скульптор, выпускник Ленинградского училища имени Мухиной Дмитрий Каминкер отдал своему ремеслу полвека. Его работы находятся в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи. Труды мастера украшают города России и других стран.

ДМИТРИЙ КАМИНКЕР, скульптор:

«Хотя скульптура обычно связывается с чем-то помпезным, пафосным — памятники, надгробия и так далее. Мне хочется, чтобы это все было в какой-то мере веселым ремеслом».

А в театре «Буфф» ведущий мастер сцены Анна Коршук смотрит на работу своих студентов — постановку «12» по поэме Блока. Опытная актриса подсказывает молодым коллегам, где встать, когда сделать паузу. За свою карьеру Анна сыграла десятки ролей, большинство из них — в «Буффе», где служит уже почти 30 лет.

АННА КОРШУК, актриса:

«Артисты люди тщеславные. Артистам важна любая награда: от зрительских аплодисментов, цветов до наград городского и государственного уровня. И, мне кажется, лукавство говорить, что это не имеет значения».

Среди награждаемых — Нинель Петрова. Балерина в этом году отметила вековой юбилей, за неё награду —  Орден за заслуги перед Отечеством 4-й степени — получил сын.

Свой вековой юбилей Нинель Александровна отмечает среди родных и близких в квартире в центре Петербурга, где прошли лучшие её годы. Признается — в балет она влюбилась в четырехлетнем возрасте. Сказалось общение с матерью Веры Фокиной, известной танцовщицы и жены знаменитого балетмейстера, жившей по соседству.

НИНЕЛЬ ПЕТРОВА, Народная артистка Российской Федерации:

«Мама не хотела, чтобы я шла в балет. И когда надо было прийти узнавать, приняли ли меня или нет, я не пошла в школу. А пошла вместе с мамой узнавать. Потому что я боялась, что она меня обманет. И не скажет, что меня приняли».

Судьба свела Нинель Петрову с ведущими деятелями балета двадцатого века. Она стала любимой ученицей Агриппины Вагановой в Ленинградском хореографическом училище. А в 1944-м на выпускном спектакле в одноактном балете «Ромео и Джульетта» хореографа Леонида Якобсона начинающая танцовщица блестяще исполнила партию Джульетты. В ученической работе ярко проявилась основная черта дарования Петровой — светлая, одухотворенная лирика. Это амплуа и определило в дальнейшем круг её ролей.

МАРИНА ВАСИЛЬЕВА, педагог-репетитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации:

«Лирическая и романтическая танцовщица. Сейчас уходит амплуа, а оно было, и в этом амплуа настоящие балерины — они могли себя полностью выразить до конца. Принести этот дух классического петербургского балета, я не побоюсь, балета Кировского театра».

Уже в 40-х годах Нинель Петрова танцевала сольные партии в ведущем театре страны. «Кировскому» она отдала 35 лет жизни. Десятки главных партий в балетах классического и современного репертуара Мариинки. Любая новая роль давалась ей с легкостью.

Сотрудничество с Леонидом Якобсоном, начавшееся в училище, продолжилось, когда на сцене Кировского театра мастер ставил свой легендарный «Спартак». Фригия Нинели Петровой, любящая подруга героя и гордая душа, не сломленная положением униженной рабыни. Как позже скажут критики, она отточила этот образ до совершенства. А её дуэт со Спартаком Аскольдом Макаровым в какой-то мере стал продолжением их реального супружеского союза в жизни.

Вспоминая своих героинь, Нинель Александровна и сейчас наполняется особым светом. Будто бы пытаясь снова воплотиться в роль, еле слышно она подпевает знакомую арию. Мелодию, которую ей не забыть никогда.

Национальный проект «Культура» — один из самых масштабных с точки зрения количества инициатив. Среди ключевых выделить можно: реконструкцию и ремонт учреждений культуры, работу над созданием цифровых концертных залов, гидов и копий книжных памятников,  а также строительство новых домов культуры.

В Петербурге в рамках национального проекта реализуют три региональных. Благодаря проекту «Культурная среда» в прошлом году новое оборудование и музыкальные инструменты приобрели для двадцати образовательных учреждений культуры. В рамках программы «Творческие люди» курсы повышения квалификации прошли почти десять тысяч человек.

Подлинные эскизы к постановкам Всеволода Мейерхольда представили в Театральной библиотеке. Выставку посвятили 150-летию со дня рождения выдающегося режиссера. В экспозицию вошло более 30-ти рисунков костюмов, бутафории, париков и грима.

«Электру» Всеволод Мейерхольд поставил в Мариинском театре в 1913-м году. На эскизах художника Александра Головина внимание не только к костюмам, украшениям, но даже к жестам и движениям рук. Постановки в императорских театрах прорабатывались детально. Только к «Маскараду» было выпущено несколько сотен рисунков.

ЮЛИЯ ШУТОВА, куратор выставки «Театр Мейерхольда. Императорская сцена»:

«Где-то в районе 70-ти женских костюмов, столько же мужских, еще приблизительно столько же — это эскизов всевозможных головных уборов, деталей».

На экспозиции — свыше 30-ти эскизов к восьми спектаклям, которые Всеволод Мейерхольд ставил на сценах Александринского и Мариинского театров с 1908-го по 1917-й годы.

ЮЛИЯ ШУТОВА, куратор выставки «Театр Мейерхольда. Императорская сцена»:

«Также есть эскизы Дмитрия Стеллецкого к неосуществленной постановке «Царь Фёдор Иванович». Они очень интересны, они как иконопись. Очень жаль, что постановка не была осуществлена».

Тему театров продолжает экспозиция, посвященная драматургу Семёну Анскому. В библиотеке впервые показали оригинал пьесы «Дибук».

Она считалась одной из самых репертуарных в 20-м столетии. Мистическая драма о духе умершего, который застрял между двух миров, легла в основу фильма в 1937-м году.

ВАЛЕРИЙ ДЫМШИЦ, куратор выставки «Меж двух миров. Семён Акимович Анский и его пьеса «Дибук»»:

«Это вызов для исполнительницы главной роли. В какой-то момент актриса, играющая главную героиню, сохраняя свое лицо, костюм, ничего с ней не происходит, должна полностью поменять голос, пластику, манеру поведения. Если бы она полностью изменила свою персоналию. Она становится другим человеком».

Рукопись считалась утраченной несколько десятилетий. В начале двухтысячных сотрудники библиотеки обнаружили ее в Фонде драматической цензуры. Пьесу Анский написал ровно 110 лет назад во время этнографической экспедиции по юго-западу. Экспозицию дополняют архивные документы и фотографии, посвященные театральной жизни пьесы.

До показа «Малыша и Карлсона, который живет на крыше» в театре комедии Акимова считанные часы. Галина Павлова обходит дозором: все ли в порядке с костюмами. На всякий случай иголки, булавки и нитки всегда с собой. Даже во время показа. Если на сцене порвется наряд слишком подвижных героев, костюмер за кулисами все исправит в считанные секунды. И так постановка за постановкой, год за годом, и вот уже 45 лет в любимом театре.За годы работы появились любимые костюмы. Один из которых — наряд Золушки. Платье с секретом.

Но чтобы случилось настоящее превращение, недостаточно умения только мастера закулисья. В святую святых повелителей театрального звука вхож не каждый. Уж слишком чувствительно здесь оборудование. А световой рисунок — один из элементов полноценного художественного приема — рождается  в совместном обсуждении постановки с режиссером, сценографом и художником по костюмам.

ВИКТОРИЯ НЕДОПЕКИНА, художник по свету Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им. Н.П. Акимова:

«Я, например, близка к классическому театральному свету, потому что он бывает просто необходим, чтобы окунуть зрителя прямо в атмосферу, внутрь происходящего, а не делать грандиозное шоу».

В цехе осветителей трудятся до 10 сотрудников. Их имена и многих других героев закулисья мало кому знакомы, но именно их слаженная работа помогает рождению каждой новой пьесы.

Всероссийский фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина прошел в Петербурге. Площадки — театр «На Литейном» и киноцентр «Родина». Программа фестиваля расширена, в нее вошли театральная часть, образовательная и драматургический конкурс.

Пять дней в году театр «На Литейном» начинается не с вешалки, а с ретро-территории общественного питания «У Клавы». Прайс в прямом смысле копеечный, и этот факт привлекает не только театралов, но и нумизматов. Особого внимания заслуживает хозяйка общепита.Барышня за стойкой в белом чепце и платье в горох щедро осыпает посетителей фразами из разряда «вас много — я одна». Но это тот редкий случай, когда и у зрителей, и у актёров этого маленького спектакля роль «кушать подано» вызывает улыбку, а не оторопь.

СЕРГЕЙ МОРОЗОВ, художественный руководитель Государственного драматического театра «На Литейном»:

«Могу сказать, что многие зрители приходят на фестиваль и приносят советские деньги, чтобы заплатить, как это было в их юности, молодости».

В зале после третьего звонка нет свободных мест. Это тоже традиция. Двадцатые, юбилейные «Пять вечеров» открывает спектакль еврейского театра «Шалом» по пьесе Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец».Это история молодого литовского еврея, попавшего в советскую армию и прошедшего через горнило Второй мировой. Четыре года страшной катастрофы описаны глазами смелого и одновременно ироничного молодого человека. Минимум декораций и многообразность на сцене концентрируют внимание на авторском тексте.

ОЛЕГ ЛИПОВЕЦКИЙ, художественный руководитель и режиссёр театра «Шалом»:

«Безусловно, текст Севелы великолепный. Севела и сам прошел всю войну. Он начал сыном полка. И у него все произведения пропитаны юмором. И это тоже. И, конечно, это трагикомедия, как и многие еврейские произведения. Это любимый еврейский жанр. Мы смеемся сквозь слезы и плачем сквозь смех».

В рамках фестиваля профессиональное сообщество актёров, режиссёров и драматургов в двадцатый раз собралось, чтобы создать новые смыслы в атмосфере бережного отношения к прошлому, посвятить их настоящему — володинскому. Тому, что помогает человеку сохранить себя в предлагаемых обстоятельствах разных исторических периодов, выжить и остаться человеком.Первый музей в городе на берегах Невы появился в 1728 году. Кунсткамера. А в 1756-м году был основан первый в Петербурге постоянный публичный театр. Сейчас он называется Александрийский. А первая библиотека открылась ещё раньше — в 1714-м году по указу Петра I. В 19 веке оперу и балет ставят в нескольких театрах, открываются Зоологический и Ботанический музеи. А к началу 20 века Петербург — культурная столица.

Особое время — вторая половина прошлого века. С 60-х расширяются экспозиции городских музеев, появляются новые. По городским улицам и музеям начали проводить организованные тематические экскурсии. А с ростом города появились районные дворцы культуры.

В Петербурге более восьми тысяч объектов культурного наследия, сотни музеев, театров, библиотек, выставочных и концертных залов. Есть даже «псевдо музеи» — это почти тридцать коммерческих развлекательных площадок. Но гости Северной столицы и петербуржцы чаще отдают предпочтение главным достопримечательностям.

В Петербурге продолжают совершенствовать и улучшать библиотечную сеть. О необходимости говорил Владимир Путин во время послания Федеральному собранию. Завершилась реставрация в читальном зале Государственной театральной библиотеки. В коллекции — порядка 600 тысяч единиц документов, рукописей, архивов, эскизов декораций и театральных афиш. В помещении воссоздали исторический облик, добавили современные элементы.

Лампы изумрудного цвета, стулья с резными спинками и стройные ряды столов. Стилизованная мебель гармонично соседствует с артефактами. Например, печатными машинками конца 19 века. После нескольких лет реставрации одно из старейших книгохранилищ России обрело исторический вид. Для этого даже не пришлось приостанавливать работу.

АЛЕКСАНДР ПРОХОРОВ, заместитель директора по инженерно-хозяйственной части Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:

«Самые большие технические трудности у нас были — это борьба с пылью. Помещения у нас и сама театральная библиотека ни на минуту не останавливалась, продолжала работать. И посетителей мы не обижали, находили разные способы, чтобы они могли прийти и заниматься своим любимым делом».

Александр Прохоров контролировал ход работ «от» и «до». Много времени и сил ушло на реставрацию окон. Всё осложнялось габаритами проёмов и замысловатой конструкцией створок. Чтобы узнать, как они выглядели изначально, пришлось поработать в архивах.

ПЁТР ЩЕДРИН, технический директор компании-подрядчика:

«Большое участие, скажем, не только столяров и реставраторов, но и монтажников лесов, потому что нужно было леса поставить на такое оконное заполнение, некоторые были так замазаны краской, что по 10-15 слоев мы встречали».

Приводить в порядок театральную библиотеку начали в 2022-м. В самом начале выполнили работы, которые с первого взгляда незаметны: электрика, инженерные коммуникации, видеонаблюдение и сигнализация. Затем приступили к эстетическим задачам проекта.

А под полом нашлись артефакты. Один из них — столетняя записка руки известной драматической актрисы 20 столетия — Екатерины Рощиной-Инсаровой. Ей рукоплескали на сценах по всему миру. Исторический флёр в библиотеке сохранился и в этом зале. Винтовая лестница, стол и стеллажи — 1889-го года.

АНАСТАСИЯ ГАЙ, директор Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:

«У нас очень много людей приходят просто посмотреть библиотеку. Она стала очень популярной. Правительство города очень поддерживает библиотеки, заботится о них. Нам выделили финансирование. Я благодарю за это Комитет по культуре».

Также в дальнейшем планируют отремонтировать антресоли, заменить батареи и обновить систему отопления.

Библиотека имени Герцена задаёт вектор нового культурного пространства. Только фантастики здесь больше шести тысяч книг. Но удивлять планируют не только этим.

ЯНА СИДЕЛЬНИКОВА, директор Межрайонной централизованной библиотечной системы имени М.Ю. Лермонтова:

«В библиотеке имени Герцена очень комфортно себя чувствуют люди, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем. Здесь всегда найдётся место любительницам и любителям рукоделия. Здесь теперь создано специальное пространство, в котором можно комфортно выступить артистам и музыкантам. Прежде это не всегда было удобно».

Пока взрослые слушают концерт, юные гости могут поиграть в детской зоне. Разрабатывая стиль библиотеки, дизайнеры руководствовались не только модными трендами, но поставили задачу создать особую дружескую атмосферу.

Ремонт длился чуть больше года. И это не единственное культурное пространство Петербурга, которое преобразовывают в современный формат. И эти проекты активно поддерживает правительство города. На модернизацию библиотек за три года планируют потратить более миллиарда рублей. Только в это году — 400 миллионов.

БОРИС ПИОТРОВСКИЙ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Это направится на обновление электронных сервисов, чтобы библиотеки были удобными. Автоматизированные сервисы, мобильные приложения, автоматические пункты приема книг, которые будут располагаться по всему городу. А дальше, как всегда, больше. Больше прекрасных библиотек».

Записаться в новую библиотеку имени Герцена, как и в любую другую, может любой желающий. И, как отмечают работники культурных пространств, таких становится все больше.

Этап модернизации библиотек в Петербурге рассчитан до 2025-го года. Это стало возможным благодаря нацпроекту «Культура», который был инициирован президентом Владимиром Путиным. В прошлом году Смольный выделил 426 миллионов рублей для закупки и обновления оборудования городских книгохранилищ.

Не просто библиотека — еще и арт-резиденция. «Шкаф» — это место, где книги соседствуют с произведениями художников. А технические возможности позволяют легко трансформировать пространство.

Здание в Красногвардейском районе модернизировали два года назад. Сегодня «Шкаф» — образец библиотеки будущего. Сдать книги можно в любое время суток, даже глубокой ночью. Взять новые — приложив читательский билет к стойке саморегистрации.

ЕКАТЕРИНА ЭДЕЛЕВА, библиотекарь:

«Это экономит время, а читатель самостоятельно взаимодействует с библиотекой, ему не требуется идти за помощью к библиотекарю, потому что он просто мобильно приходит и записывает».

На полках — тысячи изданий на любой вкус и возраст. А с каждым месяцем книг становится еще больше — на триста экземпляров. Не потеряться в этом многообразии помогает арт-каталог — он загружен в медиастол.

В ногу со временем идет и первая в стране общедоступная библиотека — Российская Национальная. Последние четыре года в рамках нацпроекта «Культура» здесь оцифровывают книжные памятники: рукописи, карты, гражданскую литературу. Виртуальная коллекция доступна на сайте учреждения.

ИРИНА ГАЛЕЕВА, руководитель департамента цифровизации Российской Национальной библиотеки:

«Для чего, собственно, этот проект? Чтобы те книги, которые простой человек никогда в жизни не смог бы прочитать, потому что трудно прийти в библиотеку, а в отдел рукописей не каждого пустят, зайдя на этот портал, он может спокойно ознакомиться и с Остромирово Евангелием, и с Лаврентьевской летописью».

В фондах РНБ — 40 миллионов единиц хранения. В цифру перевели пока только 2%. Сейчас готовятся к масштабному проекту — оцифровке библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря. Это полторы тысячи уникальных книг. Вот одна из них — с характерной надписью на титульной странице. Специалисты не просто отсканируют каждый рукописный том, но и создадут 3D-модель знаменитой библиотеки, чтобы любой читатель мог совершить по ней виртуальную экскурсию.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:

«В Северной столице особое, трепетное отношение к учебным заведениям, только за последние 4 года модернизировано 70 учреждений творческого образования. Закуплены музыкальные инструменты, книги, необходимое оборудование. Строятся новые школы искусств. Город финансирует просветительские проекты, в ближайшие 6 лет на это выделят порядка 100 миллионов рублей. А благодаря национальному проекту «Культура» обновляются и расширяются экспозиции в городских музеях. Поддержка культурной отрасли — одна из приоритетных задач. Её выполнение на особом, губернаторском контроле».