Санкт-Петербург — это не только город-музей, но и крупный промышленный центр. Мы выпускаем суда, станки, электронную технику, лекарства, продукты питания, одежду. На предприятиях создаются уникальные технологии. Задача правительства — поддержать инновационные компании. И выполнение этой важнейшей задачи находится под особым, губернаторским контролем.


Технологический суверенитет — одна из стратегических задач. Об этом еще раз напомнил Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию. Глава государства  отметил: необходимо создавать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки. Уже сейчас формировать долгосрочный заказ на высокотехнологичную продукцию.

ВЛАДИМИР ПУТИН, президент РФ:

«Проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. Предлагаю поставить здесь цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а объём несырьевого, неэнергетического экспорта — не менее чем на две трети».

«Обуховский завод» — одно из старейших и крупнейших предприятий города. Сейчас здесь производят новые проходческие комплексы для строительства петербургского метрополитена. Процесс сборки двух щитов продемонстрировали губернатору Александру Беглову. Оборудование будут использовать на Красносельско-Калининской и Фрунзенско-Приморской линиях.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Для нас очень важно строительство новых проходческих щитов для «Метростроя». Мы сейчас посмотрели изготовление этих щитов. Они идут на самом высоком уровне. Лучше, чем в Германии, потому что более современное оборудование, и наши инженеры — лучшие».

Один из самых современных цехов — роботизированный корпус. Здесь на нескольких участках оператор лишь наблюдает за работой. Весь тяжелый труд отдан машинам. Тележки-шаттлы доставляют части будущего изделия. По спроектированному ранее двойнику детали сваривают и соединяют. Процесс отгрузки также проходит без участия рабочего. Всё это исключает человеческий фактор, позволяет выпускать точные, одинаковые детали.

МИХАИЛ ПОДВЯЗНИКОВ, генеральный директор Обуховского завода:

«Могу сказать, что мы обязательно сделаем все заказы, которые мы получили от города. Это в первую очередь «Метрострой» — по инструментальному производству. Коллектив готов выполнять любые задачи, которые перед ним поставлены. Не только для оснащения Вооруженных сил, но и для гражданского рынка».

Уверенно смотрит в будущее и руководство завода «Волна». Системообразующее предприятие планирует возвести новые корпуса и создать дополнительно 1300 рабочих мест.

АЛЕКСАНДР КАШИН, председатель Совета директоров «НПО Завод «Волна»:

«За последние годы «Волна» выросла примерно в три раза по объёмам. Станочный парк увеличен качественно на порядок — самое современное оборудование. Освоены совершенно новые направления деятельности. Самое главное, что удалось сделать заводу, — локализация выпускаемой продукции на заводе от 80 до 90%».

В феврале «Волне» исполнился 91 год. За это время удалось вырасти из авторемонтного завода в крупнейшего в стране производителя средств радиосвязи. Здесь разрабатывают, проектируют и выпускают телефонию, антенные системы. Особая гордость — аппаратные комплексы связи, такие обычно используются для самых важных звонков.

КОНСТАНТИН ИВАСИШИН, генеральный директор Псковского завода автоматических телефонных станций филиала «НПО Завод «Волна»:

«Уникальность в том, что в России таких предприятий всего два. И мы являемся лидером в этом секторе. На сегодняшний день, когда иностранные компании покидают Россию, мы готовы заменить их на данном рынке. Это коммерческие организации, где требуется конфиденциальная информация, госучреждения, муниципальные образования».

На предприятии трудятся целыми семьями. Для подрастающего поколения заводчан создан Центр детского технического творчества. Там юные и пытливые умы постигают азы науки. Сделать, к примеру, свою собственную игрушку на 3D-принтере для них — самая обычная задача.

Одной из ведущих отраслей городской промышленности остается судостроение. На верфях собирают боевые корабли для ВМФ, мощные ледоколы, современные рыбопромысловые суда. Траулер «Капитан Мартынов» — настоящая  передвижная рыбоперерабатывающая фабрика.

ВИКТОРИЯ АБРАМЧЕНКО, заместитель председателя Правительства РФ:

«Благодаря решению Президента и запущенному первому этапу инвестиционных квот, вы знаете, уже второй стартовал, мы смогли привлечь в отрасль частные инвестиции. На сегодняшний день по заключенным контрактам таких инвестиций уже больше 230 миллиардов рублей».

Это уже четвертый серийный рыболовный супертраулер, который сошел со стапелей «Адмиралтейских верфей». Его будущее место работы — акватория Охотского и Берингова морей. Основной улов — минтай и сельдь, которая попадёт, в том числе, и на петербургские прилавки.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР Санкт-Петербурга:

«Задача, которая поставлена Президентом по технологической независимости нашей страны, в том числе в судостроении, выполняется вместе с нашими судостроителями. Активно работаем по импортозамещению узлов, агрегатов, систем управления, жизнеобеспечения наших кораблей».

Несколько линий позволяют производить разные виды продукта: филе, фарш, рыбий жир и муку. В морозильных трюмах можно хранить более 5,5 тысяч кубических метров уже готовой продукции. По последнему слову техники укомплектован мостик.

ОЛЕГ ТКАЧЕНКО, капитан БМРТ «Капитан Мартынов»:

«На данный момент оно может работать во всех дальневосточных морях, северных морях. Кроме Арктики зимой. Мощность главного двигателя — 8200 «лошадей». У нас есть очень мощное подруливающее устройство. Это позволит нам как сейчас, так и в ближайшие 15-20 лет быть одним из самых мощных судов этого класса на рыбном флоте».

«Капитан Мартынов» — пятое судно проекта. Сейчас на верфях заложены ещё два его брата-близнеца. Всего же запланирован ввод в промысловый флот десяти судов, построенных на петербургском предприятии.

Недавно в состав ВМФ вошла подводная лодка «Кронштадт». Торжественная церемония поднятия флага состоялась на «Адмиралтейских верфях». Серию отечественных дизель-электрических субмарин спроектировали в ЦКБ морской техники «Рубин». Задачи подлодки — защита военно-морских баз, побережья и коммуникаций. При необходимости она может уничтожать надводные корабли противника.

НИКОЛАЙ ЕВМЕНОВ, главнокомандующий ВМФ России:

«Вооружения у него больше, погружается он глубже, плавает он быстрее и тише. Это основные его характеристики. Корабль небольшого водоизмещения».

Модернизировали субмарину, опираясь на результаты опытной эксплуатации головного корабля проекта — подводной лодки «Санкт-Петербург». В частности, улучшили систему управления корабельными техническими средствами, навигационный комплекс и систему электродвижения. Службу подводная лодка «Кронштадт», вопреки названию, будет вести на Северном флоте. Третья субмарина проекта называется «Великие Луки». Она недавно завершила этап ходовых испытаний. Сейчас на «Адмиралтейских верфях» строят четвёртую и пятую подлодки.

Сразу несколько национальных проектов в области промышленности реализуется в Петербурге. Один из них — «Международная кооперация и экспорт». В его рамках в Северной столице есть два региональных проекта: «Экспорт продукции АПК» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Среди результатов стоит отметить определение приоритетных рынков сбыта, помощь компаниям в участии в международных выставках, а также меры поддержки в виде субсидий. Также в Петербурге разработан Региональный экспортный стандарт 2.0. Это набор из пятнадцати инструментов для экспортеров агропромышленного кластера. Среди них: центр поддержки экспорта, обучение предпринимателей, подготовка кадров в сфере внешнеэкономической деятельности и программы повышения квалификации.

Ещё один нацпроект — «Производительность труда». В него вовлечены почти двести предприятий. Больше трех тысяч человек прошли обучение, создан региональный центр компетенций.

ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент РФ:

«Для нас критически важно кардинально повысить производительность труда — это одна из ключевых задач. А это означает внедрение цифровых технологий в управление, рост энерго- и ресурсоэффективных экономических предложений и реализация таких предложений, сквозную модернизацию промышленных мощностей, их роботизацию и автоматизацию».

Это предприятие — один из участников нацпроекта «Производительность труда» и основной партнер судостроительных заводов Северо-Западного региона, включая Санкт-Петербург, Выборг, Петрозаводск. Здесь выполняют электромонтаж и пуско-наладочные работы на кораблях любого класса и назначения. А также выпускают комплектующие.

СЕРГЕЙ ЯСТРЕБОВ, начальник отдела новых технологий электромонтажного предприятия:

«Наше подразделение занимается изготовлением малогабаритной аппаратуры. В данном случае на участке изготавливаются выключатели, розетки для ВМФ».

Основная идея нацпроекта «Производительность труда» — увеличение выпуска продукции благодаря максимальному использованию внутренних резервов. Под руководством наставников из Регионального центра компетенций на заводе внедрили так называемые «бережливые технологии».

НИКОЛАЙ ВОРОНОВ, руководитель проекта регионального центра компетенций:

«Большая нагрузка была на кладовщиков. Они много занимались документами. Благодаря руководству пришли к выводу, что им необходимо закупить планшеты. И эти планшеты повысили производительность, выработку на 20%. Сэкономили время».

Поддержку предприятиям оказывает и Фонд развития промышленности, созданный правительством города. В прошлом году выдали льготных займов на сумму 4 миллиарда рублей.

КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга:

«Мы действительно характеризуемся огромным объемом мер поддержки — спасибо Александру Дмитриевичу Беглову, который всегда идет навстречу, помогает в формировании бюджета, направленного на развитие промышленных производств. Стоит отметить отдельно, что в этом году Фонд развития промышленности — его капитализация будет больше 11 миллиардов рублей».

Благодаря инвестициям из Фонда развития промышленности заводу по производству радиоэлектронных компонентов удалось выйти на совершенно иной уровень, модернизировать производство. Это, можно сказать, опора и надежда электронной промышленности страны. Площадка, на которой производят конденсаторы, резисторы и микросхемы. Сфера применения — буквально все. От микроволновки до автомобиля и даже самолета. Завод с богатой историей, стоявший у истоков отечественного конденсаторостроения. Из опытной лаборатории внедрения технологий сегодня он превратился в крупного поставщика востребованной продукции.

ЮЛИЯ НОВОСЕЛЬСКАЯ, генеральный директор завода по производству радиоэлектронных компонентов:

«Благодаря поддержке Комитета по промышленности города и Министерства промышленности и торговле РФ мы смогли запустить новое производство керамических конденсаторов. А это более 250-ти единиц оборудования. То есть на сегодняшний день мы осваиваем новые технологии, открываем новые рынки и выходим с новыми изделиями, которые требует рынок».

За минувший год производительность завода выросла более чем в два раза, по отдельным позициям произошло многократное увеличение. Площади предприятия выросли на несколько тысяч квадратных метров. И модернизация продолжается, готовятся к открытию дополнительные линии. Например, новый участок гальваники здесь спроектирован и смонтирован подрядчиком из нашего города. Что же касается аппаратуры, то на этом заводе уже есть конкретные примеры, когда иностранные образцы полностью заменяются отечественными. Без потери качества.

Наш город вносит весомый вклад в экономическое развитие всей страны. Промышленность Петербурга занимает 39% в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему России. По итогам прошлого года индекс промышленного производства составил более 109%, а в обрабатывающей промышленности — более 111%. Объёмы отгрузки продукции выросли до 4 трлн руб.

К концу прошлого года в городе было 867 крупных и средних промышленных предприятий. Значимым событием стало расширение Особой экономической зоны «Санкт-Петербург». Ее территория выросла практически в два раза, теперь составляет 337 га.

Особая экономическая зона «Санкт-Петербург» сейчас одна из самых крупных в России. Этого удалось достичь за счёт присоединения новых площадок: «Парнас» и «Шушары».

ТАМАРА РОНДАЛЕВА, генеральный директор Особой экономической зоны «Санкт-Петербург»:

«Площадь «Парнаса» 27 га. На нее мы уже получили денежные средства из бюджета Санкт-Петербурга. И приступим в марте к инженерной подготовке площадки «Парнас». Порядка 2,8 миллиардов мы оцениваем инженерную подготовку».

Площадка «Шушары»  — 127 га. Там могут разместить кластер беспилотников. Расположение в особой экономической зоне дает компаниям налоговые льготы, готовую инженерную инфраструктуру и комфортные условия для выкупа земельного участка. Главное условие для участников — они должны предлагать инновационные решения. Один из таких продуктов будущего — автоматический биохимический анализатор для тестов и анализа крови — сейчас проходит финальную доработку.

ЛЕОНИД БЕКАЛДИЕВ, инженер-разработчик:

«Было непросто его разрабатывать, потому что у нас нет рынка разработки таких вещей, поэтому приходится самим выращивать команду, на своих лбах набивать шишки, своими силами пытаться сделать, чтобы оно составляло конкуренцию приборам зарубежным».

Бесконечный стеклянный лабиринт — уникальная система производства лекарств. Подобного нет ни на одной фармацевтической фабрике в мире. С конвейеров сходят 15 видов препаратов. От детских обезболивающих до жизненно важных. С расширением линейки продукции потребовалось и увеличение площадей.

АЛЕКСАНДР ХРОМОВ, генеральный директор компании:

«Новый завод, мы разделяем сырье химического синтеза, пептидного, сырье переработки животного происхождения. Мы переводим всё сырье животного происхождения на новую площадку. Это 400 метров от нас, на этой же зоне».

Начали фармацевты в Особой экономической зоне «Санкт-Петербург» и новое производство — косметики. Направление выбрано неслучайно. В нем также используют метод синтеза пептидов. Эти частицы широко применяются в фармацевтике при производстве лекарств, вакцин. Они могут выполнять транспортную или сигнальную функцию. В новой сфере — косметике — опыт и оборудование пригодится для производства товаров разной направленности.

СЕРГЕЙ БУРОВ, руководитель лаборатории синтеза пептидов:

«Мы идем по пути не просто повторения того, что есть, но и какие-то свои оригинальные вещи стараемся привносить, которые могут обладать соответствующими косметическими эффектами: осветляющее действие, коллаген, повышение упругости — в общем, известные вещи, которые в косметике применяются».

Более 80 процентов жизненно необходимых препаратов на рынке в стране — отечественные. Этот показатель будет планомерно увеличиваться. Свой вклад в разработку лекарств внесли ученые «Технопарка Санкт-Петербурга». Они завершили синтез кетопрофена, на основе которого производится более 120 препаратов.

ЮЛИЯ ТРУХАНОВА, химик:

«Это молекула бензойной кислоты. Она была выбрана в качестве исходного сырья для синтеза кетопрофена. И в ходе модификации данной молекулы и химического синтеза, осуществляемого в пять стадий, была получена молекула кетопрофена. В этом куске содержится как раз молекула бензойной кислоты, дальше уже то, что мы достроили в ходе химического синтеза».

Основой для исследований послужили публикации коллег, отечественные и зарубежные патенты. Правда, не все теории оказались рабочими. Пришлось искать собственные решения. Что важно, на всех этапах использовали только отечественное сырье и стандартное лабораторное оборудование. Чтобы технологию можно было легко масштабировать на предприятии.

ОЛЕГ ЯКИМОВ, генеральный директор компании «Технопарк Санкт-Петербурга»:

«Создание технологии синтеза кетопрофена является важным шагом в обеспечении лекарственной безопасности нашего города. Так как из данной фармсубстанции делается более 120 лекарственных препаратов обезболивающего, жаропонижающего действия, которые на сегодняшний день очень актуальны и входят в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов».

Сейчас большая часть активных фармсубстанций импортируется. Синтез кетопрофена — первый шаг к локализации производства полного цикла от разработки лекарства до вывода его на рынок. То есть со временем отечественные обезболивающие смогут заменить зарубежные аналоги в аптеках.

АННА ЛУКИНА, директор регионального инжинирингового центра активных фармсубстанций «Технопарк Санкт-Петербурга»:

«Это определенный тип препарата. Он одновременно и противовоспалительный, и препарат, способный снимать боль, и достаточно имеет высокий спрос на рынке за счет низкой цены. Но если раньше он у нас был китайский, то теперь он будет российский».

Ленинград называли «флагманом индустриализации». На предприятиях выпускали тракторы и промышленные станки, паровозы и вагоны, военную продукцию. К началу 41-го в городе насчитывалось 900 тысяч рабочих и служащих — около 30% населения города. Среди ленинградских предприятий выделялись заводы-гиганты: «Большевик», Кировский, Ижорский, Металлический имени Сталина, Невский имени Ленина и другие. В начале Великой Отечественной войны многие предприятия были эвакуированы. Но те, что остались, продолжали работать даже в тяжелейших условиях блокады. К станкам встали женщины и подростки, чтобы обеспечить фронт оружием, боеприпасами, средствами связи. На Ленинградском металлическом заводе собирали танки и бронепоезда. Сейчас легендарное предприятие входит в состав «Силовых машин». Специализируется на производстве турбин и другого вспомогательного оборудования для гидравлических, тепловых и атомных электростанций.

САВЕЛИЙ МИГАЙ, начальник цеха паровых турбин Ленинградского металлического завода:

«Огромный портфель заказов: газовые турбины, паровые турбины, паровые турбины для атомных электростанций, гидравлические… Конечно, мы испытываем нужду в рабочих. Сварщики, токари-карусельщики, токари-расточники, операторы станков с программным управлением. Это те рабочие места, где нам необходимо взращивать и нанимать новые кадры».

Прямо на производстве можно освоить новую и хорошо оплачиваемую профессию. В собственном учебном центре «Силовых машин» в прошлом году прошли подготовку 310 новых работников. В планах на этот год — 490.

Недавно на заводе открыли участок для обучения электросварщиков. Это пять современных станков, стоимость около двух миллионов рублей каждый. На них будут тренироваться как новобранцы после колледжей, так и сварщики с других предприятий, которые перешли на завод. А также более опытные сотрудники смогут развиваться в профессии и получить высшие разряды. Курс обучения для пяти человек длится две недели.

АЛЕКСЕЙ МОШКИН, главный сварщик Ленинградского металлического завода:

«Раньше не было такого дефицита в профессии. Раньше сварщиков было большое количество. Сейчас сложилась такая ситуация, что дефицит. И необходимо обучать непосредственно на предприятии».

Только два из десяти сварщиков, которые трудоустраиваются на Ленинградский металлический завод, способны сразу приступить к работе. Остальным требуется серьёзное повышение квалификации. Это связано с наивысшей в городе сложностью сварочного производства. В нём используют специальные сплавы стали, которые рассчитаны на эксплуатацию в тяжёлых условиях. Огромная турбина диаметром до четырёх метров под давлением пара может делать до трех тысяч оборотов в минуту. При этом гарантия на изделие — десятки лет.

Сегодня на 70% российских электростанций используют турбины «Силовых машин». Изготовление, в зависимости от сложности турбины, может занимать до двух с половиной лет. По словам специалистов, это благодарный труд.

Портфель заказов предприятия переполнен. Контракты — до 2032 года. В ближайшие пять лет, чтобы справиться с работой, предприятию придется существенно увеличить мощности. В том числе, штат сварщиков вырастет со 150 до 200 человек.

Предприятия испытывают кадровый голод. В Петербурге не хватает от 15 до 18 тысяч рабочих. Поэтому одна из важнейших задач — подготовка таких специалистов. Все чаще звучат предложения вернуться к советской системе профориентации, организовать для школьников экскурсии на заводы.

Петербург — один из самых больших промышленных центров России. И этот статус город сохранит. Новый Генеральный план не предусматривает передачу промышленных территорий под деловую и жилую застройку. Перепрофилирование «серого пояса», как называют промзону, остановлено.

Основу промышленности Санкт-Петербурга составляют около 900 крупных и средних предприятий. Порядка ста из них появились за последние 3 – 4 года. Активно развивается энергомашиностроение, радиоэлектроника и судостроение. Драйвер прошлого года — легкая промышленность, которая обеспечивает треть выпуска спецодежды по стране. Высокие темпы роста показывает фармацевтика и пищепром.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Объемы промышленного производства в Петербурге уверенно растут, в том числе, и благодаря систематической поддержке, которую оказывает предприятиям город. Один из самых действенных механизмов — кредиты на льготных условиях. Петербург будет и дальше развивать собственные производства. Ведь это вклад в независимость всей страны. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».