Более одного миллиарда поездок совершили петербуржцы на общественном транспорте в прошлом году. Заботясь о пассажирах, город закупает новые автобусы, троллейбусы, трамваи и вагоны метро. Перемещение по мегаполису должно быть быстрым и комфортным. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем.
Развитие общественного транспорта Петербурга обсуждается на самом высоком уровне. Вот губернатор Александр Беглов докладывает Президенту Владимиру Путину о том, что уже сделано. За последние полтора года закупили 3,5 тысячи современных автобусов на газомоторном топливе, в ближайшее время город получит 100 электробусов, современные вагоны появились в метро. Идет строительство новых станций.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Наш старый, знаменитый ленинградский «Метрострой» обанкротился. Мы создали городскую организацию, на стройку динамичных направлений перевели 3 тысячи специалистов, потому что если бы мы их потеряли, потом бы никогда не восстановили. Это же целая школа. Мы нарастили объёмы. Мы сегодня заказали новое оборудование. Да, нужно какое-то время, чтобы выйти на большие масштабы, но, тем не менее, уже нарастили коллектив — 4300 человек, профессионалов».
Технический лифт за несколько секунд опускается на глубину 60 метров. Это рабочая шахта. Дальше начинается перегонный тоннель, а вот строительство соседнего только началось. В будущем по нему и будут ходить поезда.
Гигантский бур врезается в кембрийскую глину, которой сотни миллионов лет. Это первые сантиметры непростого пути проходческого щита.
СЕРГЕЙ МУДРИЦКИЙ, заместитель главного инженера по монтажу и щитовой проходке управления механизации компании «Метрострой Северной столицы»:
«В кембрийской глине встречаются песчаники. Они изнашивают сильно режущий инструмент, приходится часто менять. Бывает, можно идти долго, если не попадается тот же самый песчаник, и песчаник может износить щит за 10 колец».
За работой тоннелепроходчика наблюдает губернатор Александр Беглов. Глава города также встретился с рабочими «Метростроя Северной столицы» и отметил, что сегодня город неуклонно наращивает темпы строительства метрополитена.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«В общей сложности на Красносельско-Калининской линии четыре станции: «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». У нас большие планы, нужно наращивать объёмы работы, но нужно, прежде всего, конечно, оборудование, деньги мы заложили. Но самое главное — мы приняли Генеральный план, в котором предусмотрели все необходимые станции».
Проходческий щит КТ-1, как говорят метростроевцы, ветеран труда. В общей сложности он прошел 20 километров, в основном по фиолетовой ветке. Теперь его задача — пройти более 7 километров Красносельско-Калининской линии. Это уже второй горнопроходческий щит, который работает на будущей коричневой ветке метрополитена. Первый был запущен в декабре прошлого года. И теперь оба комплекса параллельно друг другу — один в левом, другой в правом тоннеле — будут прокладывать путь к станции метро «Каретная».
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ, генеральный директор компании «Метрострой Северной столицы»:
«Основная задача — построить данный участок до 2030 года. Он позволит соединить несколько веток метро, что будет комфортно для жителей нашего города, то есть не нужно будет ехать до центра, делать пересадки, то есть все станции будут пересадочные».
Второй щит, как отметили эксперты, значительно ускорит темпы строительства новой линии метро. Но и это ещё не всё. В конце года уже от «Каретной» навстречу двум горнопроходческим щитам пойдет ещё один. Сегодня его изготавливают на одном из заводов концерна «Алмаз-Антей». А в 2025 году к прокладке тоннелей коричневой ветки присоединится четвертый щит.
Долгожданное событие для тысяч петербуржцев. Станция «Ладожская» открылась после капремонта. Работы провели с опережением графика. Размеры наземного вестибюля не изменились, зато он стал выглядеть светлее и объемнее. На 1,5 тонны «похудела» большая люстра под сводом — это точная копия советского светильника, но сделанная из современных материалов. Важной задачей было решение проблем с гидроизоляцией наклонного хода.
РОМАН ТЕМИРЛИЕВ, директор компании-подрядчика:
«Современная застройка вносит свои корректировки. Масса железобетонная давит на поверхность. Это все сказывается на грунтах, с течением времени вода сочится. Поэтому мы производим гидроизоляционные работы в наклонном ходе».
Полностью обновлены эскалаторы, установлены новые турникеты, появился отдельный вход для маломобильных горожан и специальная разметка для слабовидящих. В вестибюле освежили облицовку стен, колонн и покрытие пола из природного материала. Почти год, пока «Ладожская» была закрыта, в районе были усилены маршруты наземного общественного транспорта. Сейчас прежняя схема движения восстановлена, но некоторые из дополнительных маршрутов город сохранит. По просьбе петербуржцев.
По поручению Президента России, в Петербурге продолжается масштабное обновление городского транспорта. Крупнейшее в истории города. На «красной» ветке метро уже курсируют поезда нового поколения. Называются по-петербургски — «Балтиец». В просторных салонах в стиле хай-тек можно зарядить гаджеты, есть места для маломобильных граждан. Каждый вагон оснащен системой очистки воздуха и камерами видеонаблюдения. В кабине у машиниста изображение выводится на экран. А вести состав помогает компьютер.
РОМАН ЕКИМОВ, начальник электродепо «Автово»:
«Локомотивные бригады отмечают наличие компьютерных систем управления с тачскринами, которые позволяют очень оперативно получать информацию о работе всех систем подвижного состава, в том числе пожарной сигнализации, тяговых приводов, мотор-компрессоров. Все параметры, которые важны для осуществления подвижного состава, машинисты могут контролировать».
От старших «братьев» «Балтиец» отличается повышенной шумоизоляцией и плавным ходом. В случае аварийной ситуации, поезд способен проехать двести метров без электричества. Продуман даже рисунок обивки сидений. Дизайнеры отразили один из символов города — разводные мосты.
Что важно: вагоны «Балтиец» на 95 процентов состоят из отечественных деталей. С заменой комплектующих в случае поломки проблем не возникнет. Ремонтировать составы будут в Петербурге. По планам, в 2031-м году в метро будет курсировать уже 950 таких вагонов.
У современных трамваев легкий корпус и мощный двигатель, низкий пол, климат-контроль, а ещё возможность оплаты проезда «лицом».Эти трамваи родом из Челябинской области. Они уже успели выйти на линию в Петербурге и работают в Выборгском, Калининском, Красногвардейском районах.
А это уже знакомый всем петербуржец — трамвай «Невский», работает на маршруте №30, который был введен на время закрытия метро «Ладожская». Однако среди «умных» собратьев особенно выделяется стиляга «Довлатов». Хромированные детали, округлые формы, раскраска в исторических петербургских тонах. Ретро снаружи, но внутри — ни намека на прошлое. Наоборот, самая современная начинка.
Новый ретро-трамвай уже успел присоединиться к своему коллеге «Достоевскому». Сегодня такие «стиляги» курсируют по Васильевскому острову и Петроградской стороне. В ближайшие годы «Довлатовых» и «Достоевских» станет значительно больше, они специально разработаны для узких улочек Петербурга. А принцип управления понятен даже ребенку.Лев Савков почувствовал себя машинистом. Его мечта исполнилась благодаря «Елке желаний». Десятилетний мальчик из ЛНР коллекционирует игрушечные троллейбусы и трамваи. Но такого, сделанного в Петербурге, в его коллекции пока нет.
СЕРГЕЙ НАЗАРОВ, директор Невского завода электрического транспорта:
«Если состав выходит на большие площади и понимает, что ему не хватает светофора, теперь все по-другому — при нажатии клавиши светофор не переключается на красный до тех пор, пока состав не преодолеет данный перекрёсток».
Современный подвижной состав — это лишь часть масштабной программы модернизации городского общественного транспорта. Вместе с трамваями меняют и рельсы.
ДЕНИС МИНКИН, директор СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Мы ремонтируем пути, причём темп мы набрали. В первый год, когда начиналось, это всё ремонтировалось четыре километра, а в 2023 году сделано 25. То есть мы увеличили объём ремонта в шесть раз. Вы как жители города из-за этого страдаете, потому что идут перекрытия, идут пробки. И, к сожалению, это неотделимо. Надо сделать, чтобы в перспективе все было нормально».
Трамвайные пути обновили в Невском районе — от пересечения с улицей Тельмана до Володарского моста. Протяженность участка — почти 4 километра. В конструкции применяли технологии, снижающие шум и вибрацию. А для увеличения скорости и мягкости хода шпалы на путях заменили на железобетонную подушку. В качестве покрытия использовали литой асфальтобетон. Он водонепроницаемый, прочный, эластичный и не боится перепадов температур.
Трамвай — один из символов нашего города. До Великой Отечественной войны был самым массовым и привычным видом транспорта. Продолжал работать, даже когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. 8 декабря 1941-го трамваи окончательно встали — там, где их застало отключение электроэнергии. Город стал пешим. Только весной удалось восстановить разрушенную контактную сеть. 15 апреля 42-го произошло почти невероятное — по улицам осажденного города снова пошли пассажирские трамваи. Для измученных голодом, холодом и артобстрелами людей они стали символом жизни и будущей победы.
В рамках обновления подвижного состава в прошлом году в Петербург поступило почти 900 единиц различной техники. Каждый день на улицы выходят более 5 тысяч автобусов, трамваев и троллейбусов. Наш город — лидер в России по развитию сети троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Сегодня уже 13 таких маршрутов протяженностью 126 километров. По ним курсируют свыше 250-ти троллейбусов. А к 2028-му году их количество увеличится до 337-ми. Примечательно, что 41% поездок в общественном транспорте в прошлом году пассажиры оплатили с помощью карты «Подорожник». Благодаря этому они сэкономили порядка 17 миллиардов рублей.
Городской пассажирский транспорт обновляют и модернизируют в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом страны Владимиром Путиным.
Основные цели. Увеличение доли городских автомобильных дорог, соответствующих нормативам по качеству, до 85%, а дорог регионального значения — до 60% к 2030 году. Снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом. Увеличение доли контрактов, предусматривающих использование новых технологий, материалов и технических решений повторного применения — до 80% по сравнению с 2017 годом. Улучшение качества жизни населения.
Благодаря транспортной реформе коммерческие «маршрутки» отменены, все автобусы стали социальными. Оплатить проезд можно любыми способами: подойдут проездные, банковские карты или одноразовые билеты с QR-кодом, которые заранее можно купить во всех кассах станций метро или в пунктах продажи «Организатора перевозок». Закупленные городом «лазурные» автобусы — низкопольные, оборудованы в соответствии с современными стандартами безопасности и комфорта. Позитивные изменения отмечают и горожане. Их основное пожелание — транспорт должен ходить с меньшей интервальностью.
В тестовую эксплуатацию «Пассажиравтотранса» передано 25 автобусов на газомоторном топливе особо большого класса. Они будут работать на 39-м маршруте, который соединяет Петербург с аэропортом Пулково. Машины оборудованы местами для перевозки багажа, системой, которая позволяет распечатать посадочный талон, и электронным информационным табло вылетов и прибытия. При обновлении подвижного состава у города в приоритете комфорт и безопасность пассажиров. А также — экологичность.
КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Петербург в этом году занял лидирующие позиции по экологии в Российской Федерации. В том числе, в рамках программы обновления и перехода на экологические виды транспорта, которые у нас есть. Также мы покупаем и традиционную технику, которая работает на дизельном топливе, чтобы обеспечивать там, где недостаточно газозаправочной инфраструктуры».
Чтобы наземный общественный транспорт ходил по расписанию, город создает приоритетные условия для его движения: обустраиваются выделенные полосы, устанавливаются «умные» светофоры, автоматизируются системы управления дорожным движением. Сейчас протяженность дорог с приоритетом для пассажирского транспорта составляет 350 километров. В работе — еще 60 километров.
Население Санкт-Петербурга постоянно растет, вводятся новые жилые кварталы. И понятно, что на скорость перемещения такого количества людей напрямую влияет разветвленная улично-дорожная сеть. Она постоянно расширяется, строятся новые развязки и путепроводы. Благодаря организации зон платной парковки загрузка дорог личным транспортом в центре города снизилась более чем на 20%. Снизить автомобильный траффик на городских улицах помогают КАД и ЗСД. А в будущем транзитный поток также примет на себя Широтная магистраль скоростного движения.
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент РФ:
«Одним из значимых проектов является Широтная магистраль скоростного движения, а также второе автодорожное кольцо вокруг Санкт-Петербурга. Они вместе с уже действующими автострадами обеспечат создание эффективной дорожной сети всей Санкт-Петербургской агломерации».
Широтная магистраль протяженностью больше 27 километров соединит ЗСД, южные районы и КАД, а затем направится в Ленобласть — с выходом на Всеволожск, Мурманское шоссе и федеральную трассу «Кола». Сегодня восточный выезд из мегаполиса — один из наиболее загруженных. Первый этап проекта — Витебскую развязку — уже возводят и в этом году планируют запустить.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Широтная магистраль повысит мобильность жителей Ленобласти, востока Карелии, Вологодской, Архангельской и других областей в отношении Петербурга. Ускорит движение грузов из дружественных стран через Большой порт Санкт-Петербурга в регионы России. Раскроет градостроительный потенциал 9-ти миллионов квадратных метров жилья на территории Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области».
Хотя инженеры-строители называют этот проект типовым — так строятся многие искусственные дорожные сооружения и в стране, и во всем мире, — требования к нему и условия, в которых они выполняются, типовыми и стандартными точно назвать нельзя. Работы ведут в условиях плотной городской застройки. С одной стороны — железная дорога, с другой — почти вплотную окна заводских и деловых построек. Внизу — Московский проспект. И в этих условиях строителям удалась уникальная операция — соорудить мостовой переход над одной из самых загруженных улиц города.
ИЛЬЯ МАЛИНОВСКИЙ, начальник участка:
«Монтаж выполнен без ограничения движения, то есть жителям города мы не ограничили движение ни в личном автомобильном транспорте, ни в городских сетях, то есть проезд троллейбусов, трамваев был обеспечен. Чтобы осуществить эту идею, мы привлекли большой кран, большой грузоподъемности, и отдельными этапами поднимали все эти балочки, исключительно только ночью».
Второй этап Широтной магистрали предусматривает строительство трассы от развязки с Витебским проспектом до пересечения с Союзным проспектом, а также возведение нового разводного моста, через который магистраль проведут над Невой.
РУБЕН ТЕРТЕРЯН, генеральный директор «Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга»:
«Вы как житель Санкт-Петербурга получите несколько эффектов. Первый — это связанность Санкт-Петербурга с прилегающими территориями Ленинградской области. Это не секрет, что на трассе Кола, чтобы по ней проехать, после реконструкции это очень удобно, но чтобы выехать на нее, мы тратим 40 минут. Такие скоростные магистрали позволяют сократить это время в 2-3 раза».
Еще один важный проект — строительство Большого Смоленского моста. Новая переправа разгрузит движение в Невском районе Петербурга. Это упростит поездки более чем для восьмисот тысяч горожан. 6 полос движения, две из которых именно для общественного транспорта. Путь для трамваев. Переправа удобная как для автомобилистов, так и для тех, кто предпочитает велосипед или пройтись пешком — с каждой стороны трехметровые тротуары. Эксперты отмечают большую пропускную способность моста и прилегающих развязок. Они будут нерегулируемые. Без светофоров. И в таком исполнении магистраль примет в 4 раза больше машин.
РУБЕН ТЕРТЕРЯН, генеральный директор «Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга»:
«Трафик этого моста через 20 лет достигнет 90 тысяч автомобилей в сутки в оба направления. Для примера — в это же время 130 тысяч будет на ЗСД. То есть связь очень востребована».
ВАЛЕРИЙ СОЛДУНОВ, член Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества автомобилистов:
«Самое главное, что этот мост нужен в инфраструктуре города. Конечно, он свяжет и освободит правый берег, разгрузит. И в целом у него будет правильная роль. Автомобилистам как раз он нужен».
Впрочем, сам проект — это не только мост, а магистраль длиной более 4,5 километров. Развязки подведут к переправе с проспекта Обуховской обороны, Октябрьской набережной, Дальневосточного проспекта.
ЕВГЕНИЙ ВАРОВ, директор Дирекции транспортного строительства:
«В городе добавятся новые маршруты с учётом этой магистрали, потому что ближайшие переправы через Неву — это у нас Володарский мост и мост Александра Невского. И посередине мы организуем новое движение общественного транспорта».
А в опорах моста скроется оборудование для разводки. Основа — гидроцилиндры, собранные в России. Большинство материалов для переправы будут отечественными. Это позволит контролировать качество, сроки поставок. А значит, и точно определить дату сдачи объекта. Ориентировочно это 2027-й год.
Закрытый железнодорожный переезд и пробка на въезде в Пушкин — привычная картина для жителей этого района. Решить вопрос должна новая Южная широтная магистраль, которая оттянет на себя часть транзитного транспорта, снизит нагрузку на улицы Пушкина и Павловска и на переезд у станции «Царское Село». Первый этап магистрали соединит Волхонское, Петербургское шоссе и шоссе Подбельского. И со стороны Волхонского шоссе первые очертания путепровода уже начинают проявляться. Активные работы здесь начались в конце августа, сегодня блоки главных балок уже устанавливают на временные опоры.
АРСЕНИЙ БРЮХОВ, заместитель начальника управления по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры «Дирекции транспортного строительства»:
«Целью этой автомобильной дороги является снижение нагрузки с улично-дорожной сети города Пушкина. А также – обеспечение бесперебойного движения автомобильного транспорта в объезд железнодорожных переездов на въезде в город Пушкин, в районе Волхонского шоссе и в районе Новодеревенской улицы».
Согласно расчетам, городская трасса должна будет пропускать практически 50 тысяч автомобилей в сутки. Работы здесь закончатся до конца 2027 года. Следующий — перспективный — этап Южной широтной магистрали пройдет уже до поселка Металлострой и соединит развязками Московское шоссе и Советский проспект.
Между тем, на улицы Петербурга вышел первый китайский электробус. Рассчитан он на 80 пассажиров. Транспорт низкопольный и удобный для маломобильных граждан. Запас хода — 240 километров. А на восполнение ресурса батареи нужно четыре часа. Зарядная станция пока только одна, в автобусном парке Приморского района. Технические специалисты хотят проверить, как поведет себя техника при максимально низких температурах. Хотя, по расчетным данным, такой электробус может работать в диапазоне от минус 35 до плюс 45 градусов по Цельсию.
АЛЕКСЕЙ ПОПОВ, начальник производственно-технического отдела СПб ГУП «Пассажиравтотранс»:
«Больше интересует, когда температура упадет уже ниже 15-ти градусов — это самый главный показатель в наших климатических условиях. Комфорт пассажиров — какая будет реакция от пассажиров. После в заключении напишем».
В этом году город планирует принять в эксплуатацию первую сотню электробусов российских, белорусских и китайских производителей.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Безусловно, один из важных вопросов — экология. Потому что нельзя, чтобы город, жители, а особенно дети, дышали свинцом. Надо переходить на другой транспорт. Мы заложили по вашему поручению первый электробус. Уже в этом году мы сдадим первую очередь и получим 100 электробусов. А на следующий год будет уже 400. То есть мы постепенно, в соответствии с вашим поручением переводим на экологически чистый транспорт весь общественный транспорт».
Санкт-Петербург продолжит закупать новые автобусы, менять устаревшие моделей трамваев и вагонов метро на современные. В соответствии с развитием города будет совершенствоваться и организация дорожного движения.
МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«В Петербурге продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов. Большой Смоленский мост, Широтная магистраль скоростного движения, новые развязки — все это повлияет и на работу общественного транспорта. Несмотря на рост пассажиропотока, он должен оставаться удобным и надежным. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».