2024-й год — год трёхсотлетия первого университета страны, сегодня — СПбГУ. Указ о его учреждении, а также Академии наук издал Петр I. На протяжении трёх веков петербургские ученые своими открытиями прославляют не только город, но и страну. Сегодня их успехи и разработки — это инструмент достижения национальных целей развития. Дальнейшее совершенствование вузов и открытие новых учебных центров — одна из приоритетных задач. И её решение — на особом, губернаторском контроле.


Российская наука в ближайшие годы получит полтора триллиона рублей. Об этом Президент Владимир Путин заявил во время заседания Совета по науке и образованию. Глава государства подчеркнул: это фундаментальный вопрос, без решения которого невозможно достигнуть национальных целей развития. Также президент поручил уделить особое внимание наукоемким технологиям.

ВЛАДИМИР ПУТИН, президент Российской Федерации:

«Считаю необходимым сформировать обновленный перечень наиболее важных и необходимых для страны наукоемких технологий и в целом актуализировать приоритетные направления развития отечественной науки. Прошу Правительство совместно с президиумом Совета по науке и образованию подготовить соответствующие предложения, сделать это с учетом долгосрочного прогноза научно-технологического развития».

Также Президент вручил государственные премии в области науки и инноваций для молодых ученых за прошлый год. Среди лауреатов — доцент кафедры геохимии Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Якубович. Она награждена за развитие изотопно-геохимического метода как эффективного инструмента для поиска месторождений стратегически значимых металлов — золота и платины.

ОЛЬГА ЯКУБОВИЧ, доцент кафедры геохимии Санкт-Петербургского государственного университета:

«Я бы хотела поблагодарить всех, кто был со мной на этом пути: школьных учителей, университетских преподавателей, коллег из академических институтов и профильных геологических организаций. Эта работа — результат многолетнего тесного  сотрудничества СПбГУ и Института геологии и геохронологии докембрия РАН. Спасибо вам за это сотрудничество».

Премия присуждается c 2008-го года за значительный вклад в развитие отечественной науки.

Губернатор Александр Беглов объявил 2024-й годом Санкт-Петербургского университета. Галерею ректоров открыли в здании Двенадцати коллегий. На парадной лестнице размещены портреты руководителей вуза от Российской Империи до недавнего времени. Среди них: Михаил Ломоносов, Эмилий Ленц, Андрей Бекетов и Людмила Вербицкая. Всех студентов, преподавателей и выпускников глава города поздравил со знаковой датой.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Сегодня под руководством выпускника Санкт-Петербургского университета, Президента Владимира Владимировича Путина, Россия уверенно проходит сквозь эпоху перемен, становится лидером глобальных изменений мировой политики. Санкт-Петербургский университет — это не только великая история. Это современный, устремленный в будущее научно-образовательный центр».

Флагами СПбГУ украсили Дворцовый мост. В честь 300-летнего юбилея зажглись огни Ростральных колонн, прогремел полуденный выстрел пушки.

КОНСТАНТИН ЧУЙЧЕНКО, министр юстиции РФ:

«Петербургский университет — одна из самых высоких, если не самая высокая школа преподавания. И одна из лучших научных школ в мире».

Официальное открытие празднования прошло на стенде Северной столицы на международной выставке-форуме «Россия». Также малой планете присвоили имя в честь СПбГУ. Были выпущены банковские карты со специальным дизайном, почтовые марки.

В установке, похожей на космический аппарат, молодые ученые выращивают полупроводники в сотни раз тоньше человеческого волоса.

РОДИОН РЕЗНИК, руководитель лаборатории «Новые полупроводниковые материалы для квантовой информатики и телекоммуникаций» СПбГУ:

«Мы их сначала придумываем, а потом уже выращиваем, синтезируем эти новые материалы. И в большинстве случаев — впервые в мире».

Просто разрезав кабель, создать такой проводник не выйдет. Размеры материала меняют его свойства. Тончайшие пластины и нити в лаборатории собирают буквально по атомам. Ученые — фанаты работы. Объясняют: наука сегодня — это модно. 

КОНСТАНТИН КОТЛЯР, младший научный сотрудник лаборатории «Новые полупроводниковые материалы для квантовой информатики и телекоммуникаций СПбГУ»:

«Это лучший способ популяризации науки, оборудования и пример молодежи».

Из установки, изображение которой даже на футболке напечатали, нанонити попадают под микроскоп. Невидимая глазу щетина к обычным лампам чувствительна. В лаборатории включают желтый свет. Ученики знаменитого физика Жореса Алферова не исключают, что и они в будущем, возможно, получат нобелевскую медаль.

КОНСТАНТИН КОТЛЯР, младший научный сотрудник лаборатории «Новые полупроводниковые материалы для квантовой информатики и телекоммуникаций СПбГУ»:

«Это путь в век квантовых технологий, это новые типы вычислений, новые типы шифрования данных, и вот та электроника, которая у нас будет, сложно представить, какой это мир будет».

Один из главных показателей качества образования, говорит ректор СПбГУ, — конкурс на место среди зарубежных абитуриентов. В прошлом году 21 человек на место. Учиться на берега Невы приезжают из более чем ста стран мира.

НИКОЛАЙ КРОПАЧЕВ, ректор СПбГУ:

«На сколько, как вы думаете, сократилось число иностранных преподавателей по сравнению с предыдущим годом, в прошлом году? Увеличилось на 30 процентов. Количество экспертных заключений, которые мы делаем, ежегодно растет, и эти экспертизы идут не только для россиян, но и для иностранцев».

Триста лет назад в первом российском университете, кроме зарубежных преподавателей, других не было. Лекции читались на латыни. Со временем знания стали доступнее. А в 1878 году вуз оказался пионером высшего женского образования в России.

ЯРОСЛАВ АРТАМОНОВ, экскурсовод Музея истории СПбГУ:

«Курсы известны как Бестужевские. Многие наши профессора, доценты читали свои лекции на этих курсах абсолютно безвозмездно. Они старались выстраивать свои лекционные и семинарские занятия таким образом, чтобы они в полном объеме совпадали с университетской программой».

Выпускники Юрфака СПбГУ известны во всем мире. Будущие президенты, министры перед экзаменами волновались в этих коридорах. Это ли, говорят тут, не знак качества Петербургского образования?

СЕРГЕЙ БЕЛОВ, декан юридического факультета СПбГУ:

«Юридическое образование — это не про то, чтобы знать, что написано в законе. Это про то, чтобы понимать, почему так написано. Если юристу задать вопрос практического характера, он может не знать точного ответа, но он может предположить, как, скорее всего, этот вопрос урегулирован».

Урегулировать вопрос выпускники Юрфака могут и на китайском. Идя в ногу с трендами, тут изучают право Поднебесной. За триста лет ВУЗ  превзошел замыслы самого Петра. СПбГУ — не только одно из опорных высших учебных заведений России, работа и открытия его выпускников обогащают мировую науку.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:

«Петербург — один из крупнейших научно-образовательных центров страны. Город, в котором сосредоточено более 10% всего научного потенциала России. По данным профильного комитета, в Северной столице более 300 научных организаций. Кадровый потенциал — это почти 190 тысяч человек. 8 тысяч — доктора наук, более 25 тысяч — кандидаты наук.

В целом же систему высшего образования в Петербурге можно разделить на государственную и частную. В городе работают 43 госвуза. И ещё 29 негосударственных высших образовательных учреждений. В системе среднего профессионального образования почти 120 организаций. При этом часть училищ и колледжей — это структурные подразделения вузов».

Ловко щелкая по клавишам, маэстро исполняет «Катюшу». Робота Роберта собрали школьники в лаборатории ИТМО. Под белым халатом и роскошной шевелюрой скрыт замысловатый механизм.

ДМИТРИЙ КОВАЛЬКО, ученик Петербургского лицея:

«У него есть сервоприводы. Они вращаются. На них качалки поворачиваются, леска тянется. Небольшая передаточная система — и кнопка нажимается. Соответственно, звук извлекается».

Своим создателям механический виртуоз принес первые места на самых престижных мировых конкурсах. Но не музыкальных. Это обаятельная машина покоряет экспертов набором функций и умением встроиться в коллектив.

ИГОРЬ ЛОСИЦКИЙ, заведующий лабораторией молодежной робототехники ИТМО:

«Он играл на гармошке, он балансировал, у него была мимика. Но потом в процессе развития, например, добавлялось управление жестами, интеграция его в кибер-театр. Это отдельная тема. Мы делаем одного, делаем другого, третьего, а потом смотрим, почему бы не объединить их вместе. И получается уже оркестр».

В Северной Столице создали искусственное Солнце — плазма, температура которой даже выше, чем у ближайшей к нам звезды, находится установке — токамак. Потенциально это источник самой чистой энергии.

Первый международный термоядерный реактор строят во Франции. Российские, в том числе петербургские ученые, в создании мега-установки играют важную роль.

ОЛЬГА СКРЕКЕЛЬ, младший научный сотрудник лаборатории физики высокотемпературной плазмы ФТИ им. А.Ф. Иоффе:

«Тороидальная камера с магнитными катушками — собственно, непосредственно слово придумано, это русское слово, которое вошло в обиход во всем мире, потому что первая подобная установка была создана в Советском Союзе. Это устройство, установка, в которой происходит зажигание, горение, удержание плазмы внутри вакуумной камеры».

Науку Северной Столицы невозможно представить без технологий искусственного интеллекта. Компьютеры берут на себя даже рутинный крестьянский труд. Такой подход привлекает в сельское хозяйство молодых профессионалов.

АНДРЕЙ РОНЖИН, директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук:

«С помощью видеокамеры, с помощью тепловизора мы оцениваем состояние коровы, ее болезни. И тут важен именно фактор бесконтактности. Чем больше мы будем применять дистанционные системы с помощью, в том числе, видеонаблюдения, тем мы будем получать более качественный дешевый продукт».

На стенде Петербурга обвешанные инфракрасными, ультразвуковыми датчиками юркие роботы объезжают препятствия. Если задача дрону поставлена правильно, он увернется даже от самых неожиданных преград.

ЕКАТЕРИНА ЧЕРСКИХ, младший научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН:

«Объекты, препятствия могут быть движущимися, могут быть статичными. Роботы с ультразвуковыми датчиками, инфракрасными. Они используются, например, при спасательных операциях, где участие человека невозможно. Но эти датчики дают возможность ощущения среды».

В Петербурге активно изучают не только языки программирования. С помощью игры ученые из Института лингвистических исследований помогли гостям лучше понять региональные премудрости русского языка.

Петербургские ученые завершили работу по созданию проекта реставрации «Триумфальной Арки Пальмиры». Он был одобрен на заседании ученых советов Института истории материальной культуры РАН, Государственного Эрмитажа и Московского архитектурного института. Восстанавливать арку будут при помощи уцелевших частей и новых, максимально приближенных к оригиналу материалов. Несколько лет ученые трудились над созданием 3D-модели. Её площадь — 21 квадратный километр. Зафиксированы все разрушения. Кроме того, оцифрована не только триумфальная арка, а вообще вся Древняя Пальмира. Модель выгружена в сеть, чтобы доступ для её изучения был у всех. Но, именно арка остается сегодня главным объектом обсуждения.

НАТАЛЬЯ СОЛОВЬЁВА, заместитель директора ИИМК РАН, директор Центра спасательной археологии ИИМК РАН, кандидат исторических наук:

«Мы ее еще улучшили — нашли ещё камни, дополнительные блоки. И мы их поставим на место. И вот это уже улучшенный вариант».

Петербургские археологи становятся реставраторами. И за их работой опять будет следить весь мир. Многое еще предстоит понять, обосновать, согласовать. Арку им необходимо буквально построить заново. И при этом быть уверенными, что каждый блок простоит еще сотни лет. А для этого, вероятно, предстоит изучить уже не внешне, а изнутри состояние каждого камня.

Продолжается работа с другими сирийскими памятниками. Скоро будут обнародованы подобные цифровые 3D-модели и вся актуальная информация о ранних христианских храмах. Проект по их спасению, стал следующим после Пальмиры.

Историки отмечают высокую степень развития науки в Ленинграде в первой половине двадцатого века. В 1941-м году в городе было почти 200 научно-исследовательских учреждений. Это институты, лаборатории. Функционировало 62 вуза, где учились 85 тысяч студентов.

Научная жизнь продолжалась и в самые суровые годы блокады Ленинграда. Доказательство этому — работы ученых, большая часть решала военные задачи. Это разработки новых образцов вооружения, испытания приборов, поиск заменителей продуктов питания.

Временем расцвета ленинградской науки можно считать семидесятые годы. Кратно возрастает количество научных центров. Около четырехсот в 1976 году против 140 двумя десятилетиями ранее. Основой были именно технические науки.

Петербургские ученые продолжают открывать новые виды динозавров. В Российской академии наук исследования в этой сфере проводят вот уже больше века. Рекордсмен по описанию древних ящеров среди российских специалистов — научный сотрудник зоологического института РАН Александр Аверьянов. Первый скелет динозавра ученые РАН нашли в начале 20 века на китайском берегу Амура. Сейчас его можно увидеть в геологоразведочном музее Петербурга. Большой шаг советские палеонтологи сделали во время экспедиции в Монголию в 1946 году. Тогда были обнаружены кладбища динозавров. На территории России находки скромнее. Останки древних ящеров встречаются в Кемеровской области, Красноярском крае, Якутии, Забайкалье и даже под Москвой.

АЛЕКСАНДР АВЕРЬЯНОВ, главный научный сотрудник Зоологического института РАН:

«Выбирается регион, где могут быть найдены останки динозавров, они тщательно исследуются. Как правило, это происходит в пустынных районах, где выходят горные породы с костями динозавров на поверхность, где можно ходить и искать свободно эти кости».

Образы динозавров из фильмов и книг создавались по целым скелетам и довольно точны.  А вот цвет кожи или перьев — часто домысел. Однако ученым известно, что многие ящеры имели яркую окраску, как современные птицы — их прямые потомки.

У динозавров очень характерное строение костей, для ученых не составляет большого труда определить, кому принадлежат останки. За свою карьеру Александр Аверьянов описал 18 видов динозавров. В этом году выйдет описание еще 5-ти ящеров.

Процесс изучения вымерших ящеров не прост, иногда занимает годы. Останки нужно очистить от горной породы. При необходимости реставрировать. Эти знания  позволяют понять, как проходила эволюция, ведь динозавры жили в то время, когда возникли все современные группы млекопитающих и земноводных. Сейчас известно более тысячи видов не птичьих динозавров, но это только вершина айсберга — говорят ученые.  Так что самые громкие и удивительные открытия еще впереди.

В Политехническом университете нашли эффективный способ лечения меланомы. Ученые из Петербурга впервые в мире объединили наночастицы селена и золота, которые вместе способны уничтожить рак, а также создали специальные капсулы для их доставки к злокачественным опухолевым клеткам. Инновационный препарат уже прошел первые испытания.

Словно космическая галактика, выглядит опухоль под микроскопом. Красные же точки — это проникшие в раковые клетки капсулы с селеном и золотом. Такой дуэт в разы увеличил эффективность фототермической терапии, которую зачастую используют при меланоме.

КСЕНИЯ МИТУСОВА, младший научный сотрудник лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого:

«Добиваемся двойного эффекта при облучении опухоли лазером. То есть наночастицы золота нагреваются при облучении лазером, а наночастицы селена усиливают их эффект благодаря тому, что чуть дольше сохраняют тепло от золота, плюс еще сами обладают биологической активностью, сами по себе борются с раком».

Попав в эпицентр опухоли, наночастицы изнутри ее уничтожают, при этом здоровые ткани и органы не подвергаются атаке. В этой маленькой пробирке сотни миллионов таких капсул. «Упаковать» в них селен и золото ученым помогают студенты. Задача довольно простая, но важная.

ЕВГЕНИЙ ПРЯХИН, студент Политехнического университета Петра Великого:

«Работа на стыке и медицины, и химии, и физики, в каком то смысле. И в целом ощущение причастности к чему-то большому, к серьезному проекту. Конечно, это может даже будоражит в каком-то смысле».

Исследование проводилось в рамках программы «Приоритет-2030». Вместе с Политехом над проектом трудились: Первый мед (там проводили эксперименты на клетках), ИТМО (предоставил лазерную установку и тепловизор), на базе Химфармакадемии прошли практические испытания.

Черные мыши, на которых, как правило, изучают онкозаболевания, стали первыми, кто на себе испытал действие изобретения петербургских ученых. Им имплантировали клетки меланомы, и когда опухоль стала прогрессировать, грызунам ввели капсулы с селеном и золотом. Уже на второй день, отмечают лаборанты, по поведению мышей поняли — препарат работает. Они стали подвижными, вернулся аппетит. Через две недели после инъекции опухоль не только остановила свой рост, но и стала в разы меньше.

АННА РОГОВА, лаборант-исследователь лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого:

«Миллиметр на миллиметр — она в начале лечения. И в дальнейшем опухоль растет в геометрической прогрессии. И вот, спустя две недели, по сравнению с контрольными, опухоли с лечением наночастицами золота и селена, в комбинации, оказались раза в два-три меньше».

При повторном уколе, отмечают ученые, опухоль может и вовсе исчезнуть. Работа по совершенствованию изобретения продолжается. Сейчас перед биоинженерами стоит задача — уменьшить размер капсул примерно в 10 раз (сейчас они около 1-2 микронов), чтобы получить больший процент проникновения носителей в клетку. Ученые также отмечают, что селен и золото смогут лечить и другие виды рака, где применяют фототермическую терапию.

Собрать и разобрать двигатель, сконструировать настоящую ракету — эти и другие навыки приобретают школьники Петербурга на уроках в инженерных классах. На площадке одного из предприятий. Этот проект стал первой ступенькой в профориентации подрастающего поколения и стартом для подготовки кадров во многих отраслях промышленности.

Двухконтурный двигатель от не двухконтурного отличит, пожалуй, не каждый десятиклассник. Больше того: многие выпускники даже не поймут значения этих терминов. Но таких на занятиях в инженерных классах нет. Их посещают только подготовленные школьники.

ВИКТОРИЯ РЕДИКУЛЬЦЕВА, ученица Петербургской средней общеобразовательной школы:

«Мне просто очень интересны технические науки, поэтому я и пробовалась в проект «ОДК-класс». Учиться, в принципе, несложно, потому что всю теорию дают очень хорошо. Практики также много, достаточно».

АЛЕКСАНДРА ДМИТРИК, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы №617 Приморского района Санкт-Петербурга:

«Никакого принуждения — всё по желанию. И желающих много. У нас в школе несколько профилей, есть IT-профиль, химико-биологический, физико-математический. И вот, ребята из IT-профиля и физмата как-то более ориентированы на инженерные классы, поэтому они с удовольствием принимали участие в отборе».

Где ещё вот так запросто школьнику своими руками дадут прикоснуться к пламенному мотору самолёта или вертолёта? Причем, обстановка — не как на уроке. Гайки закручивают в прямом смысле слова. Навыки полезные. И подобную практику в Петербурге будут продолжать.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Почти 270 миллионов рублей город предусмотрел на стимулирование научно-исследовательской деятельности молодых ученых, вовлечение в науку школьников и студентов. Это на 43% больше, чем в 2023 году. При этом по целому ряду направлений размер грантов увеличен в два раза».

Страны, где сегодня производят авиадвигатели, можно пересчитать по пальцам одной руки. Специальность востребована, но без влюбленности в это дело ничего не выйдет, предупреждают опытные профессионалы.

АНДРЕЙ МЕЛЕХИН, заместитель генерального конструктора, начальник ОКБ «ОДК-Климов»:

«Основная задача наша на данном этапе — рассказать детям, что существует отрасль авиадвигателестроения, что можно учиться. Можно пойти работать руками, можно поступить в вуз, учиться, соответственно, проектировать двигатели, изготавливать двигатели. Года через два посмотрим, как они начнут поступать в вузы».

В проект сейчас вовлечены десять городских школ и три вуза. В «Военмехе» ученики инженерного класса разбирают ракеты. Иногда буквально. До винтика.

АРТЁМ ЛЕВИХИН, заведующий кафедрой «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов» БГТУ «Военмех»:

«Тот самый блеск в глазах — он есть. Когда я им рассказывал о твердотопливном двигателе, такой у нас был эпизод, я говорю: «Внизу есть маленькая ракета. Хотите, принесём?» Они тут же: «Хотим!» Мы принесли ракету, разобрали её, посмотрели. То есть даже в рамках занятия такой живой интерес и такая обратная связь, безусловно, были».

В Политехе Петра Великого свой подход. Детей там обучают 2D- и 3D-моделированию и подтягивают матчасть.

АЛЁНА АЛЁШИНА, куратор проекта инженерных классов:

«Проводим для школьников различные интенсивы: по расчету профиля крыла самолёта, по стресс-тестам крыла и, соответственно, даем им ещё математический аппарат».

Конечно, не все, кто сейчас посещает занятия в инженерных классах, позже станут сотрудниками городских предприятий. Но для промышленности и авиастроения России подобные проекты готовят квалифицированный кадровый резерв. Специалистов, чей осознанный выбор будущей профессии сделан  ещё со школьной скамьи.

СПбГУ вошел в пятерку лучших вузов в рамках проведенного в 2023 году федерального конкурса на получение средств для создания «Передовой инженерной школы». Речь об обучении высококвалифицированных специалистов для сырьевой отрасли страны.

Стоимость одного такого прибора достигает 20-ти миллионов рублей. Вот на что, в том числе, пойдёт федеральное финансирование. Студенты, решившие стать передовыми инженерами, должны иметь актуальное оборудование. А ещё — актуальные знания. Для этого в СПбГУ будут разработаны новые образовательные программы. Авторами, в том числе, будут и работодатели.

ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОВКОВ, доцент кафедры биофизики, директор передовой инженерной школы Санкт-Петербургского государственного университета:

«Поступление на эти программы будет, как и всегда, проходить летом. Отличие будет в том, что работодатель — высокотехнологический партнёр, он будет участвовать в отборе в том числе. Присутствовать в комиссии, смотреть портфолио, проводить собеседование — в  зависимости от того, насколько высокий конкурс на программу».

Компании-партнеры будут предоставлять своих специалистов для проведения лекций и практических занятий. То есть студенты в «Передовой инженерной школе» будут находиться в условиях, когда учебные задачи максимально соответствуют реальным. И в дальнейшем они будут максимально готовы к работе в высокотехнологичной компании. Уже зная и аппаратуру, и применяемые методы, и, даже, коллег и их компетенции. То есть, получается, государство дало старт программе, в которой компании в лучших вузах страны начинают инвестировать в свои будущие кадры.

ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОВКОВ, доцент кафедры биофизики, директор передовой инженерной школы Санкт-Петербургского государственного университета:

«Конечно, мы не должны опираться только на государственные деньги. Они нам выделяются до 2026 года, в 2027 мы должны выйти на самоокупаемость».

По результатам конкурса 2023 года  «Передовые инженерные школы» откроются на базе СПбГУ, Университета путей сообщения и ЛЭТИ.  Инженерам нового поколения предстоит решать важнейшую задачу — достижение технологического суверенитета и лидерства России. Три новые передовые инженерные школы будут готовить специалистов высокой квалификации в области добычи углеводородов, управлении железнодорожным транспортом, а также в сфере электроники и телекоммуникаций.

Период с 2022-го по 2031-й год Президентом страны объявлен десятилетием науки и технологий. Перед правительством и министерствами стоит несколько задач: привлечение талантливой молодежи в сферу исследований, вовлечение исследователей в решение государственных задач.

Кроме того, в России реализуется национальный проект «Наука и университеты». Кроме решения глобальных задач, вроде строительства кампусов и исследовательских центров, предоставляются частные возможности. Это льготный кредит для обучения в вузах, предоставление выплаты на приобретение жилья для молодых ученых или возможность получить специальную стипендию от правительства страны.

Петербургские вузы также участвуют в нацпроекте. И в каждом реализуется по несколько своих проектов. В Петербургском государственном университете путей сообщения ищут способы развития транспорта в арктической зоне. В Университете промышленных технологий и дизайна реализуют проект «Умный текстиль». А в Государственном Морском техническом университете студенты и ученые работают над созданием робототехнических комплексов.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:

«Расходы на науку в России в ближайшие три года превысят полтора триллиона рублей. В том числе с помощью федерального финансирования в Петербурге будет создаваться «Технологическая долина». Площадка объединит в себе новые научные центры, станет импульсом для развития образования и науки, местом открытий. А поддержка ученых и создание новых возможностей для молодежи – одна из приоритетных задач. Решение которой – на губернаторском контроле».