Подвиг блокадного Ленинграда — одно из величайших проявлений стойкости человеческого духа и героизма за всю мировую историю цивилизации. Нет даже никакого близкого сравнения с масштабами этого подвига. Самая крупная гуманитарная катастрофа, искусственно созданная для миллионов жителей одного мегаполиса. И Ленинград выжил в этом аду. Но в этой великой летописи испытаний адом есть страницы, которые вы не найдёте в учебниках истории. О них не принято рассказывать на уроках мужества в школах. Но они были. Были как мрачные свидетельства того, что с одной стороны — подвиг, героизм, самопожертвование, мужество. И в то же время, с другой стороны — подлость, жадность, цинизм, предательство и звериная безжалостность по отношению к жизни других людей. Вот одну из таких мрачных историй, с которой лишь недавно сняли гриф «совершенно секретно», мы и расскажем в нашей очередной серии детективно-исторического сериала «Петербургские тайны».

Это официальный факт, засвидетельствованный многочисленными документами из архивов НКВД. С началом блокады резко возросло количество случаев спекуляции, обмана, воровства и откровенного предательства. Все эти дела оперативники между собой потом определяли как «Преступления блокадных крыс». Но самой страшной крысой была банда, которая носила название ЗИГ-ЗАГ.

ЗИГ-ЗАГ — это двойная аббревиатура. ЗИГ означала «Защита интересов Германии», ЗАГ — «За Адольфа Гитлера». Организовал эту банду некто Виталий Кошарный. На тот момент ему было 24 года. До войны был судим за подделку документов. Он хотел вывести из оборота одного из заводов с помощью фальшивых платёжных документов очень крупную денежную сумму — 10 тысяч рублей. По тем временам огромные деньги. Но его поймали. Осудили. И отправили в лагерь, где его и застала война.

Кошарный подделывает документы об освобождении себе и своим подельникам, с ними бежит из лагеря. По дороге они захватывают машину, убивают водителя и едут в Ленинград. Начинается блокада. Кошарный, как он потом говорил на суде, узнав, что немцы уже стоят на границе Ленинграда, решает мстить коммунистам. Но мстить с умом и собственной выгодой. Он отправляет за линию фронта своего самого близкого подручного — Кириллова. Тот якобы сдаётся в плен. Потом в плену Кириллов заявляет немцам — у нас в Ленинграде уже есть готовая подпольная ячейка из нескольких человек, и все они готовы сражаться с коммунистами, даже придумали название, раскрывающее суть их подпольной деятельности: ЗИГ-ЗАГ — Защита интересов Германии — За Адольфа Гитлера. Фашисты с радостью берут в разработку такой ценный кадр. Кириллов проходит учебный курс в школе диверсантов, которая тогда базировалась в Гатчине. Они дают ему типографские шрифты, бумагу, краску, гранки, рацию для связи и забрасывают обратно в блокадный Ленинград.

Вот тут банда ЗИГ-ЗАГ уже разворачивает свою деятельность с огромным размахом. В доме по набережной Фонтанки они покупают огромную квартиру за 5 тысяч рублей, 13 килограммов хлеба и 20 пачек папирос. Там они организовывают подпольную типографию и начинают выполнять задачу со стороны своих немецких кураторов — печатать листовки, призывающие ленинградцев к массовой сдаче в плен. Одну из листовок они даже приклеили на стену Большого дома на Литейном, 4. Но вскоре блокадные крысы понимают, что есть более выгодное и сытое применение возможностям подпольной типографии — это печать фальшивых карточек на крупу, масло и, самое главное, хлеб.

Всё это происходит в самую страшную блокадную зиму, с ноября  41-го по март  42-го года. Листок типографской бумаги с карточками на хлеб в тех условиях был бесценен. За такой листок могли убить. И зиг-заговцы печатали их сотнями, наполняя блокадный город фальшивками.

Они вошли в сговор с некоторыми руководителями магазинов. Многие директора соглашались на сговор и отоваривали эти карточки. Потом продукты продавали на чёрном рынке. Таким образом, из тех скудных запасов продовольствия, которые были в то время в блокадном городе, они отняли огромную часть. По данным следствия, лишь за одну зиму 41 – 42-х годов банда ЗИГ-ЗАГ похитила более 17,5 тонн продовольствия. При норме хлеба 125 блокадных граммов этими продуктами можно было накормить более 1 миллиона  400 тысяч человек. А теперь представьте себе эти адские весы смерти. На одной чаше весов — украденные 17,5 тонн продовольствия, а на другой — 260 тысяч умерших от голода в эту самую страшную зиму  41 – 42-го годов. 260 тысяч ленинградцев. В том числе их убила и банда ЗИГ-ЗАГ, которая украла у блокадного Ленинграда эти тонны спасительного  хлеба.

Банду раскрыли весной  42-го года. Одна из продавщиц магазина, которой бандиты предложили сделку — отоварить фальшивые карточки на хлеб, сообщила об этом в НКВД. Значит, не все директора магазинов шли на преступный сговор. Были и честные люди — настоящие ленинградцы. В итоге все зиг-заговцы были схвачены. Кошарный и его сообщники писали прошения о помиловании, обещали искупить вину на фронте.

19 июня 1942 года Военный трибунал войск НКВД  вынес приговор: Виталия Кошарного и его сообщников расстрелять. 30 июня 1942 года приговор был приведен в исполнение.

И это лишь одна из историй, раскрывающая тайну тех преступных сообществ, которые действовали на территории блокадного Ленинграда. О них надо обязательно рассказывать, чтобы знать, как и по чьей вине умирал блокадный Ленинград. И мы обязательно продолжим рассказ об этих подпольных блокадных крысах в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны».