Зима в Петербурге длится почти полгода, поэтому уборка снега имеет первостепенное значение, особенно для бесперебойного движения наземного общественного транспорта. Дороги, тротуары, дворы должны убирать быстро и качественно. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем.


База механизации на проспекте Пархоменко. Здесь хранят запасы противогололедных средств, обслуживают и ремонтируют уборочную технику. В 6:30 механизаторы уже на работе. Перед выездом каждый должен получить допуск — пройти осмотр у «электронного доктора». Терминал измеряет давление, пульс, температуру, скорость реакции и наличие алкоголя в крови. Если все в норме, водитель получает путевой лист, где указан маршрут и план работ на день. За движением каждого трактора диспетчеры следят на интерактивной карте.

В штате 18 механизаторов. Зарплата — от 81 тысячи рублей. Каждый час переработки оплачивается дополнительно. Комплект теплой одежды и обуви выдают бесплатно.

Здание после капремонта. Здесь созданы все условия для комфортной работы. Есть раздевалки, столовая, душ и даже сауна.

Сергей Морозов устроился на работу семь месяцев назад. Опыта не было никакого. Всему научили.

В Выборгском районе 136 внутриквартальных территорий общего пользования. Сейчас все они убираются силами государственного жилищного агентства. Раньше к очистке дворов от снега привлекали в основном частные компании.

АНТОН ПОЛЯНСКИЙ, заместитель главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Был так называемый подрядный принцип, то есть разыгрывались аукционы или конкурсы на выбор подрядчика, который в дальнейшем обслуживал эту территорию. Законодательство не запрещало участвовать в конкурсе компаниям, которые впоследствии нанимали под конкретный государственный контракт специалистов ручного труда или технику. То есть у нас был контракт с организацией, которая, по сути, могла состоять из нескольких человек, которые нанимали в субподряд несколько организаций. От этого система контроля очень страдала. Мы не могли привлечь то лицо, которое в ответе за уборку. Сейчас же эта система максимально прозрачна».

В ведении Жилищного агентства Выборгского района находятся четыре базы механизации. Для них было закуплено 89 единиц техники и набран штат специалистов. Работников ручного труда, например, больше трехсот.

АНТОН ПОЛЯНСКИЙ, заместитель главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Мы понимаем, во-первых, с кого спросить за уборку. Это очень важно. Мы отстроили логистику. У нас нет перепробега по технике или задержек с выездом техники на место уборки. Конечно, мы продолжаем получать обращения граждан, это никуда не ушло, но все-таки мы эти обращения граждан более оперативно отрабатываем, потому что можем распределить их по участкам».

Уборку во дворах вернули под государственный контроль по поручению губернатора Александра Беглова. Реформа стартовала в 2022 году. На новую систему переходили поэтапно.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Возвращаем под максимальный государственный контроль важнейшую сферу городского хозяйства — уборку. Первыми на новую систему переведем районы. Для содержания внутриквартальных территорий предоставим им на три года 15,2 млрд. рублей. Вторым этапом на прямое государственное регулирование начнут переходить дорожные службы. Помимо масштабных закупок новой техники, город берет на себя организационные расходы по формированию штатов новых государственных учреждений. Реформирование отрасли ЖКХ — процесс непростой. В нем задействовано большое количество подрядчиков. У многих из них заключены с городом «длинные» договоры. Поэтому мы рассчитываем, что полноценный переход на новые рельсы произойдёт в течение 2 — 2,5 лет».

То, что частные управляющие компании не справляются с объемом работ, подтвердила и нынешняя зима. За уборку этого двора в историческом центре отвечает частный Жилкомсервис №2 Центрального района. Жильцы неоднократно жаловались на скользкие тротуары и сосульки. Компания даже получила предписания от Государственной жилищной инспекции, но устранять нарушения, по словам гендиректора, видимо, мешает человеческий фактор.

НАТАЛЬЯ ПОЛУЯНСКАЯ, гендиректор ЖКС №2 Центрального района Санкт-Петербурга:

«Что касается людей, у нас люди согласно штату набраны, именно дворники. Сейчас это проблематично. У нас договор есть и на погрузочную технику, и есть своя техника, на которой мы работаем».

Городские власти проблему взаимодействия с управляющими компаниями и ТСЖ признают и принимают меры.

ОЛЕГ ЗОТОВ, председатель Жилищного комитета Санкт-Петербурга:

«Не все управляющие компании оперативно реагировали на вызовы погоды. Частники просто игнорировали графики уборки».

Проблемы были в этом дворе на улице Шевченко. За уборку также отвечает частная управляющая компания. В штате всего-то десять специалистов с допуском на крышу. Это на 237 домов. По нормативу два альпиниста должны расчищать одну кровлю за три часа. Простой подсчет показывает, что все дома, которыми управляет компания, можно своими силами очистить только за 29 суток. Без перерыва.

МАКСИМ БУТИН, генеральный директор ЖКС №1 Василеостровского района:

«Санкт-Петербург находится в высокой климатической зоне. И перепады температур влияют на сроки уборки. То есть, у нас нет такого, что идёт постепенное накопление снега. Постепенный рост сосулек. В каждой управляющей компании есть свой штат сотрудников, ответственных за уборку кровель».

Зачастую сбрасывают снег и очищают подходы к парадным подрядчики, а не сотрудники управляющей компании. В этом ещё одна хитрость. Своих сотрудников держать в штате частным компаниям невыгодно, ведь нужно ежемесячно платить зарплату. А с подрядчиков можно и вычесть. Например, за погнутый столбик или испорченный газон. Или вовсе не нанимать, когда небо чистое, и погода позволяет экономить.

ВЛАДИМИР МАТЮХИН, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга:

«Большая часть замечаний, которые мы выявляли за последний период, это всё-таки частные управляющие компании и частично ТСЖ. Следует заметить, что, в том числе, в случае нанесения вреда здоровью, органы прокуратуры или следствия могут возбудить и уголовное дело».

Государственная жилищная инспекция напоминает о штрафах за некачественную уборку: от 50 до 100 тысяч рублей для конкретного должностного лица. И от 250 до 300 тысяч — для юридического.

Нынешняя зима выдалась холодной и снежной. Первый залповый снегопад обрушился на город в конце ноября. Для координации усилий всех служб губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов провел экстренное совещание с членами городского правительства. Обсуждалась работа по ликвидации последствий непогоды.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Обращаюсь к жителям города. Минимально использовать личный транспорт, чтобы можно было город убрать. Обращаюсь к транспортному блоку, что, возможно, потребуется усилить маршруты наземного общественного транспорта. Рекомендовать по возможности перевести часть сотрудников на удаленную работу».

Основная задача — не допустить больших пробок и скопления людей в утренний час-пик. Для этого дворники оперативно расчищали подходы к «зебрам» и тротуары. Представители коммунальных служб начали работать и у станций метро еще до его открытия.

СЕРГЕЙ ПЕТРИЧЕНКО, глава администрации Калининского района Санкт-Петербурга:

«Мы с вами живём в северном городе. Снег для Санкт-Петербурга — это обыденная вещь. Мы его ждали. Все силы и средства у нас готовы. Безусловно, я хочу обратиться к жителям с одной просьбой: на внутриквартальной территории, во дворах большая просьба, парковать машины ближе к тротуару, чтобы могла пройти уборочная техника».

На уборку внутриквартальных территорий вышли более трех с половиной тысяч дворников районных жилищных агентств и тысяча механизаторов. В Приморском районе со стихией боролись 58 единиц техники и 279 дворников.

ЕЛЕНА КРАСИЛЬНИКОВА, заместитель главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга:

«Снег тяжёлый, к вечеру температура будет ноль градусов — это физически тяжелый труд. Будем организовывать работу дворников так, чтобы они с утра вышли, затем ушли на небольшой перерыв, и вечером вышли во вторую смену на уборку территорий и окончательную зачистку».

На борьбу со стихией вышли буквально все. Представители бизнеса убирали свои территории, строительные компании в поддержку к основным силам выделили около 200 единиц дорожно-строительной техники. Помогали очищать дворы и волонтеры.

Снег в Санкт-Петербурге не просто убирают. Его отправляют на специальные пункты. Сейчас их 18: 11 снегоплавильных и 7 снегоприемных. С начала зимы они приняли уже 1,9 млн кубометров снежных масс. Это почти в полтора раза больше, чем годом ранее. В сутки на утилизацию отправляется порядка 30 тысяч кубометров осадков. А всего за 11 лет было растоплено более 18 млн кубометров снега.

По сути, это мини-очистные сооружения. Снег высыпают на специальные дробилки, которые размельчают куски и отсеивают крупный мусор. Далее снег поступает непосредственно в плавильную камеру под землей, где тает под воздействием тепла сточных вод.

ЮЛИЯ АЗОВЦЕВА, заместитель директора филиала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» «Водоотведение Санкт-Петербурга»:

«Талый сток со снегом по системе тоннельных коллекторов поступает на очистные сооружения города, где проходит полный цикл очистки».

То есть, все стадии, что и вода, попавшая в канализацию из многоквартирных домов. А далее с чистотой, соответствующей всем нормам, без вреда для экологии, попадает в Финский залив.

Проблема утилизации снега существовала и в Петербурге 19 века. Снежные массы из центра складировали на окраинах. За это собственники участков получали по пять копеек с воза. Санитарная комиссия также разрешала сбрасывать снег в реки. Официально было выбрано несколько мест: Нева напротив Фонтанки, Малая Невка у острова Голодай и Средняя Невка ниже яхт-клуба. Считалось, что весной эти свалки вместе с тающим льдом унесет в море. В начале прошлого века популярность приобрели снеготаялки: большие деревянные ящики, внутри которых железный шатер, где горели дрова. Сверху бросали снег, он таял, а вода стекала в канализацию. Деревянный ящик не горел, поскольку всегда оставался влажным. Снеготаялки могли работать на любом топливе (предлагали даже электричество), однако нужно было следить, чтобы «дворы при действии топки не застилались дымом». А талые воды перед спуском в городскую систему проходили через особый осадочный колодец. Снегопогрузчики в СССР начали делать еще в 30-е, но привычный для нас вид они приобрели только после Великой Отечественной войны. Снегопогрузчик С-3 был сконструирован на базе грузовика ЗИС, только ездил он задом наперед. Кабина водителя располагалась над передним правым колесом. Это грохочущее чудо техники захватывало снег «лапами» и по транспортной ленте отправляло его в кузов самосвала. Ленинградцы дали автомобилю название «Золотые ручки», «Хап-хапыч», «Давай-давай». Снегопогрузчики в СССР делали и на гусеничном ходу — для труднопроходимых районов. А в 60-е начали использовать универсальные машины: летом они поливали улицы, а зимой спереди на раму устанавливали отвал, который сгребал свежевыпавший снег.

Улица Чапыгина, дом 2. Сотрудники Жилкомсервиса №1 очищают от наледи крышу жилого здания. Основная задача — прочистить желоба и освободить их от остатков снега.

СЕРГЕЙ ДАДАЕВ, начальник общестроительной службы ЖКС №1 Петроградского района Санкт-Петербурга:

«В первую очередь мы работаем по угрозам, которые могут представлять опасность для граждан города. Вторым этапом мы уже работаем на полную расчистку. Полностью расчищаем желоба, открываем воронки, эксплуатируем».

Территория в зоне работ огорожена сигнальными лентами. Наверху работают 6 альпинистов. Еще два специалиста — их называют «низовые» — контролируют движение транспорта и людей. Но напоминают, что прохожие и сами должны быть внимательными.

Оттепель — самая активная пора для коммунальщиков. В этот момент из-за перепадов температур и возникает наледь. И сразу же возможен ее сход с крыши. Что угрожает и припаркованным автомобилям, и пешеходам. Именно поэтому действовать надо быстро. По технике безопасности работа проводится только в светлое время суток. Жилкомсервис №1 отвечает за чистоту 468 крыш, на них трудятся больше сотни альпинистов.

В историческом центре своя специфика. Узкие дворы-колодцы. Поэтому все ответственные за уборку службы работают вместе. Начинают с очистки кровель.

СТАНИСЛАВ НОВОКРЕЩЁНОВ, директор Жилищного агентства Центрального района:

«Прежде всего, счищают наледь, скидывают, зачищают наледь после себя. Далее мы уже выполняем комплексную уборку дворовой территории. Вычищаем весь снег, просыпаем территории. То есть полная синхронизация действий должна быть постоянно. В том числе и с дорожными службами. Ведь после зачистки двора мы должны этот снег вывезти».

И порой прямо из двора снег вывезти не получится, потому что не в каждую арку заедет самосвал. Поэтому собранные массы зачастую необходимо перемещать к дороге силами жилищных агентств.

Усложняет процесс еще и нехватка дворников. На более чем 1300 дворов или 1,5 млн. квадратных метров территории, находящихся в ведении жилищного агентства Центрального района, сегодня приходится 237 работников ручного труда. И с этого года их труд можно считать благодарным. Достойная зарплата, соцпакет, а еще вот такие дворницкие — теперь это норма.

В результате реформы ЖКХ было создано 6 тысяч новых рабочих мест с конкурентными зарплатами. При этом 80% новых сотрудников оказались жителями Петербурга. Вячеслав Прыщенков раньше работал тренером по атлетической гимнастике. А сейчас в свои 62 делает город чище — убирает родной двор.

В рамках реформы город закупил уборочную технику на 4 млрд рублей. Все тракторы и мотоблоки подключили к системе ГЛОНАСС для отслеживания её работы.

Склад с инвентарем, склад для хранения соли и гараж для проведения ремонтных работ. Так выглядит обновленная база механизации в Красногвардейском районе. Кухню оборудовали холодильником, чайником и микроволновкой. В комнате отдыха не только книги, но и фортепиано.

ЕВГЕНИЙ РАЗУМИШКИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Создание условий труда для тех людей, которые делают наш город комфортным, на это внимание обращал наш губернатор. И эта программа реализуется в каждом районе».

Для новой системы уборки внутриквартальных территорий, первые снегопады, случившиеся еще в ноябре, стали первым серьезным испытанием.

Фрунзенский район разделен на 5 участков — это почти 2 миллиона квадратных метров. Каждое утро, можно сказать, тактику уборки каждого участка продумывают здесь, в штабе. То есть разрабатывают специальные маршрутные карты. В них отражено, какой адрес нужно убрать в первую очередь, где есть проблемные зоны, сколько дворников и механизаторов задействованы в конкретном квартале. При этом важно учитывать особенности дворовых территорий.

АЛЕКСЕЙ СТУКАЛОВ, мастер участка №5 Жилищного агентства Фрунзенского района:

«Квартал Гашека 4-1, очень тяжелый дом, с большим количеством поворотов, зигзагообразный. Здесь большое скопление машин. Мы прекрасно понимаем, что сюда нельзя поставить большую технику, но можем поставить маленький «Бобкет». К этой технике нужно минимум 2 дворника».

Площадь квартала примерно 40 тысяч квадратных метров. За рабочий день эту территорию смогут убрать 6 дворников и 2 единицы техники. Сейчас важно очистить парковочные места, так как в период снегопада они почти не убирались. Вначале проезжает трактор с щеткой и формирует у поребрика снежный вал. Потом с помощью погрузчика и лопат его собирают и вывозят на снегоплавильные пункты. Тропинки и тротуары убирают вручную.

ПАВЕЛ ЖИВКИН, директор Жилищного агентства Фрунзенского района:

«С переменой погоды, с изменчивой погодой, которая сейчас установилась, акцент уделяется обработке внутриквартальных территорий противогололедными материалами. Чтобы устранить скользкость и обеспечить безопасный и качественный проход наших жителей. Обработанная территория противогололедными материалами не дает образоваться корке наледи».

Бригадир Оксана командует дворниками на земле — следят, чтобы прохожие не заходили за оградительную ленточку. И управляет группой промышленных альпинистов, которые сверху сбрасывают снег и наледь.

Лопатой некому махать. Нехватка кадров — одна из острых проблем уборки территорий. Промышленные альпинисты на вес золота. В снежный период они востребованы как никогда. Мешают качественной уборке, как ни странно, сами горожане. Всему виной припаркованные авто. Поиски владельцев машин существенно тормозят работу.

На очистку одной кровли уходит 40 минут. Бригадир Оксана в день может обойти с командой десяток зданий. Очищают их только пластиковыми лопатами — никакого железа.

Теперь нужно убрать ледяные глыбы с тротуара, чтобы они не мешали пешеходам.

Анатолий Крылов работает механизатором больше 10 лет. Говорит, такие условия, когда снега много и нужно действовать оперативно, интереснее погодного штиля.

Во время снегопадов расчищают основные артерии города, чтобы избежать заторов и задержек в движении транспорта. Особое внимание также к мостам, набережным и пространствам во дворах. Следить за уборкой петербуржцы могут в цифровом сервисе «Я здесь живу». Узнать информацию о проводимых работах — от пешеходных зон до автомагистралей — получится как в реальном времени, так и за последние 24 часа.

МИХАИЛ РУДНЕВ, директор Жилищного агентства Петроградского района Санкт-Петербурга:

«Внутриквартальных территорий уборка производится ежедневно. Работники ручного труда и наша механизация. Штат их набран в полном объеме, на 100%, поэтому с уборкой территорий справляемся».

Петербуржцы действительно заметили, что в результате реформы ЖКХ убирать город стали лучше.

В прошлом году обновили 292 дворницких в каждом районе города, поэтому в перерывах коммунальщикам есть, где погреться и выпить горячего чаю. Существенно выросла и зарплата сотрудников, была закуплена новая техника. Все это повысило привлекательность работы в сфере ЖКХ. А петербуржцы отмечают: дворы убирают более оперативно. В этом году реформа будет продолжена.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В 2024 году начнем второй этап модернизации. На прямое государственное регулирование будем переводить дорожные службы. Их основная задача — качественная уборка проезжей техники. На приобретение техники для уборки магистралей запланировано 11,49 млрд рублей. По 3,83 млрд ежегодно».

Одновременно город увеличивает финансирование на содержание дорог. В этом году выделят 23,5 миллиарда рублей — на 65 процентов больше, чем годом ранее. Такое масштабное финансирование, в том числе, позволит использовать при уборке дорог современные противогололедные материалы, обеспечивать на конкурентном уровне плату водителям, механизаторам и работникам ручного труда, максимально эффективно использовать уборочную технику — за счет работы в три смены.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Петербург продолжает переходить на новую схему уборки. Первый этап реформы коснулся внутриквартальных территорий. Теперь за них отвечают государственные жилищные агентства. Такие же изменения планируются и в отношении автомобильных дорог. Система уборки должна быть прозрачной и эффективной. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».