Один из основных маркеров состояния экономики мегаполиса — индекс промышленного производства. В Петербурге это значение за первые девять месяцев 2023-го года превысило 110%. На семь пунктов выше, чем в среднем по стране. Наглядный показатель устойчивого развития промышленного сектора. И оно включает в себя несколько направлений: повышение производительности труда, подготовка кадров, участие компаний в городских и федеральных программах. Это же и основные задачи для продолжения роста. И они на особом, губернаторском контроле.


Петербургская промышленность — это в первую очередь промышленность обрабатывающая. А также энергетическое и транспортное машиностроение, в том числе и судостроение, фармацевтика, радиоэлектроника. Среди крупных сфер также стоит отметить автомобильную и пищевую промышленность. Всего — 867 крупных и средних предприятий, часть их которых входит в госкорпорации. И, конечно, малый бизнес. Более двадцати пяти тысячи компаний.

18 предприятий города в 2023-м году были отмечены наградой Правительства Санкт-Петербурга — почетным знаком «За качество товаров, работ и услуг». Церемония прошла во время открытия в Северной столице 27-го международного форума-выставки «Российский промышленник».

Главная тема форума этого года — «Устойчивость и развитие: ключевые технологии, роль государства, кадры для промышленности, новые контуры международной кооперации». Петербург стал площадкой для взаимодействия государства и бизнеса, университетов, научных организаций. В деловой программе состоялись более ста сессий. Ключевая тема — технологический суверенитет.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Наш президент Владимир Владимирович Путин поставил задачу сохранения технологического суверенитета. Но это только первый шаг. А здесь собрались наши предприятия, наши промышленники, чтобы не только его сохранить, а сделать прорывные технологии и стать передовиками. Я абсолютно уверен, что это нам удастся».

Среди экспонентов компании из России, Белоруссии, Казахстана, Ирана и Китая, Турции. Всего 460 предприятий. Площадь всей экспозиции заняла 10 тысяч квадратных метров. Посетителями стали 25 тысяч человек. В конференц-залах обсуждались перспективы кадрового развития, межрегиональной и международной кооперации.

АЛЕКСАНДР РОГОЖНИК, министр промышленности Республики Беларусь:

«Министерством промышленности принято решение о создании в Санкт-Петербурге мультибрендового белорусского центра техники. Где будет производиться полное сервисное обслуживание и реализация всей номенклатуры производимой в нашей стране техники».

В рамках форума «Российский промышленник» состоялось первое заседание Экспортного совета при губернаторе Петербурга. Это инструмент для координации, поддержки предприятий.

ВЕРОНИКА НИКИШИНА, генеральный директор Российского экспортного центра:

«Когда в поддержку экспортеров вовлекаются именно губернатор и правительство региона, происходит, действительно, формирование региональной линейки мер поддержки экспорта, либо даже просто элементарно помощь организационная, то синергия таких мер для экспортеров носит серьезный эффект. Поэтому экспортный совет в регионе — это очень важный инструмент для того, чтобы сформировать экспортную стратегию региона».

Сегодня экспортный потенциал Петербурга — это, в первую очередь, машинотехническое производство, деревообработка, продовольствие. Новые ниши для реализации нужно искать на рынках дружественных стран. Впрочем, на форуме деловые отношения Петербург выстраивал и с регионами России. С Ростовской областью — в сфере развития беспилотников. С Башкортостаном договорились об использовании петербургских информационных систем в промышленности.

КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле:

«Увеличилось количество регионов кратно, которые принимают участие со своими стендами. Количество стран участников. Всё это даёт возможность превращения форума «Российский промышленник» в действительно федеральную площадку, где обсуждаются вопросы промышленной политики».

Все эксперты сошлись в одном — сегодня российская промышленность входит в новую эру. Меняются логистические цепочки, открываются новые рыночные перспективы.

АЛЕКСАНДР ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

«Если раньше мы говорили об импортозамещении как о поиске решений, которые позволяли заменить ушедших поставщиков и комплектаторов, то сейчас мы говорим о технологическом лидерстве».

Северную столицу на международном форуме-выставке представили 40 компаний. Гиганты петербургского рынка. Но, говоря о развитии промышленности в целом, стоит уделить особое внимание малому и среднему предпринимательству. Именно подобные предприятия могут взять на себя часть глобальных заказов.

Впрочем, общая тема на всех заседаниях и встречах, у каждого стенда и на бизнес-завтраках — подготовка кадров для промышленности. В Петербурге методика отточена. Стоит лишь упомянуть о суперсовременных и сверхоснащённых школьных лабораториях и инженерных классах. Именно подобные условия позволяют школьникам попробовать себя в профессии, сделать выбор.

Впрочем, среди семисот молодых людей, приехавших в Петербург на финал первого российского чемпионата по профмастерству «Профессионалы», уже немного тех, кто сомневается в выборе профессии. Студенты и школьники со всей страны встали к станкам, взяли в руки сварочные аппараты, ремонтировали судовые двигатели. Условия максимально приближены к заводским.

ВИКТОР ЛУКИЯНЧУК, эксперт-наставник:

«Задания сложные, они приравниваются к профессионалам. То есть где-то 4-5 разряд, если сравнивать с заводскими условиями».

Сравнить можно и оснащение. Площадку оборудовали самыми современными машинами. Станки и аппараты получили петербургскую прописку, станут основой для создания в городе Центров подготовки кадров. Там смогут проходить практику ребята из любых колледжей. Центры будут открываться совместно с предприятиями, в том числе – на их площадках.

ИРИНА ПОТЕХИНА, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Мы договорились о том, что мы делаем большие образовательные полигоны прямо на предприятиях. Предприятия выделяют нам существенную площадь. 5 тысяч квадратных метров. Куда уезжает целиком они-две-три компетенции, максимально близкие к тому процессу производственному, который есть на этом конкретном предприятии».

Самая современная отрасль сегодня — ремонт гражданских беспилотников. Задание: почти с нуля собрать поврежденный дрон и заново его запрограммировать. Затем ещё и всё проверить. Двигатели тестируются отдельно в специальной камере, и только потом их можно закрепить на корпусе дрона.

ЭДУАРД АБРАМОВ, индустриальный эксперт соревнований:

«Молодой специалист найдет себя в этой отрасли. Кому-то нравится паять, кому-то программировать, кому-то моделировать. Сейчас мы на таком уровне развития микроэлектроники, что, скорее всего, поломка беспилотника — ошибка оператора, сами они по себе просто так не падают».

Среди участников представители шестидесяти двух регионов России и одиннадцати стран. Соревнования проходили по тридцати пяти компетенциям. Сварщики, скрываясь за ширмой, демонстрировали судьям все известные сегодня виды сварки. Задание для слесарей — сделать  печку. И здесь, кстати, пословица — семь раз отмерь, один отрежь. Впрочем, эксперты на семи не остановились.

ИГОРЬ СОЛНЦЕВ, эксперт-наставник:

«В чем самая главная изюминка — 240 замеров. Плюс-минус 5 миллиметров. Поймал — получил бал, не поймал — извини. Главное, чтобы он сделал всё точно и в размер. 240 замеров мы, эксперты, будем делать».

ДИНАР КАПЕЕВ, участник чемпионата:

«У нас сварка, пилка — вот это всё. Плюс еще ты можешь поплыть, у тебя зрение может поплыть. Ты замерил, вроде нормально. А на замерах он ушел».

Накануне конкурса, организаторы сломали более 10 автомобилей. Чтобы участники смогли их починить. При этом только после старта выяснилось — на кузове специально оставили скрытые дефекты.

Этот чемпионат стал шансом для каждого участника заявить о себе. А представители регионов договорились с профильными вузами, что те будут учитывать призовые места турнира как дополнительные баллы при поступлении.

СЕРГЕЙ КРАВЦОВ, министр просвещения Российской Федерации:

«Общий охват, с учётом региональных чемпионатов — более 100-120 тысяч. Колоссальный интерес, колоссальная популярность. Участвуют не только студенты колледжей, но и школьники старших классов. Это хорошая профориентационная работа».

Все представленные в рамках соревнований специальности в России крайне востребованы, от электрика до автослесаря. В Петербурге в борьбе сошлись победители региональных, отборочных этапов конкурса.

Сразу несколько национальных проектов в области промышленности реализуется в Петербурге. Один из них — «Международная кооперация и экспорт». В его рамках в Северной столице есть два региональных проекта: «Экспорт продукции АПК» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Среди результатов стоит отметить определение приоритетных рынков сбыта, помощь компаниям в участии в международных выставках, а также меры поддержки в виде субсидий. Также в Петербурге разработан Региональный экспортный стандарт 2.0. Это набор из пятнадцати инструментов для экспортеров агропромышленного кластера. Среди них: Центр поддержки экспорта, обучение предпринимателей основам экспортной деятельности, подготовка кадров в сфере внешнеэкономической деятельности и программы повышения квалификации.

Ещё один нацпроект — «Производительность труда». В него вовлечены почти двести предприятий. Больше трех тысяч человек прошли обучение, создан региональный центр компетенций.

В Северной столице помимо национальных проектов реализуется несколько городских программ поддержки предпринимателей. Одна из них — «Мой бизнес». Поддержка от Правительства Петербурга позволяет вкладываться в расширение производства. Одна из компаний по производству обуви — как яркий пример.

На фабрике — полный цикл производства. Пока обувные колодки проходят необходимую обработку, мастера режут кожу и ткань. А оглушительный шум в цехах — музыка для предпринимателей. Без остановки станки работают благодаря, в том числе, поддержке правительства Петербурга.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Был предоставлен оперативно займ в объеме 5 миллионов рублей – это позволило нарастить объемы производства, нивелировать те кассовые разрывы, которые возникли в результате санкционных ограничений, в результате усложнения логистики».

Городская программа «Мой бизнес» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Подобные инструменты позволяют осваивать новые рынки. В том числе и на международной арене. Обувная продукция с берегов Невы продается в 3 странах СНГ.

ЯКОВ МЕЗИАС, директор компании:

«Первый раз они в коронавирус дали помощь, чтоб мы людей не потеряли, и мы не потеряли».

На фабрике шьют обувь на все сезоны. Сотни моделей для женщин и мужчин. Реализуют товары через маркетплейсы в любом регионе страны. Около тысячи пар ежедневно проходят через чуткие руки контролеров отделка качества.

ГАЛИНА КАШИНА, контролер ОТК Компании:

«Здесь вот отставание – самое главное, чтобы не было отставания. А в других, где не вставлены каркасы, смотрим, чтоб гвоздей не было».

Только за первую половину 2023 года из Фонда развития промышленности на поддержку предприятий было выделено более 1,5 млрд рублей. До конца 2023 года эта сумма вырастет до 4 млрд. Кроме Фонда развития промышленности, в Петербурге работает Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. По словам специалистов, их главная задача – сделать так, чтобы экономическое поле Северной столицы было одинаково комфортно всех предприятий.

Губернатор Александр Беглов отметил: планы по формированию бюджета больше 1 трлн рублей удалось воплотить в том числе благодаря грамотной работе с представителями бизнеса.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Президент Владимир Владимирович Путин на совещании по экономическим вопросам 1 ноября подчеркнул: нам необходимо усилить позитивные тенденции в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Мы оказываем поддержку предприятиям, которые показали эффективность и готовность увеличивать выпуск востребованной продукции. На 24-й год общий объем налоговых льгот для бизнеса составляет 60 миллиардов рублей».

Глава города также отметил, поддержать нужно инвестиции самого бизнеса как в открытии новых производств, так и подготовку квалифицированных кадров. Особенно это касается перспективных направлений промышленности.

Каждый месяц в Петербурге создается примерно тысяча рабочих мест. Такой темп развития промышленности нужно подпитывать кадрами. Один из инструментов как для горожан найти работу, так и для предприятий утолить кадровый голод — проект «Петербург заводской».

За уровнем шума, вибрацией, температурой и влажностью воздуха на заводе следит Артём Кашаев. На этой должности два месяца. Подходящую вакансию инженер искал долго — у него узкая специализация.

АРТЕМ КАШАЕВ, инженер:

«Узнал я о проекте через рекламу в городе, в метро. Через QR-код перешёл, заполнил анкету, отправил резюме. HR завода «Электросила» мне отзвонилась, дала обратную связь. И благодаря предыдущему моему опыту в области экологии и химии мне предложили должность инженера по измерению физических факторов».

В проекте «Петербург заводской» список предприятий, которые предлагают вакансии. Даже в тех случаях, когда соискатель не на все 100% соответствует квалификационным требованиям, ему не откажут.

По данным профильного комитета, дефицит кадров в промышленности сегодня составляет более десяти тысяч человек. Специальности рабочие: токари, сварщики, фрезеровщики, операторы станков ЧПУ, монтажники радиоэлектронных систем. Ликвидировать недостаток призвана цифровизация.

АЛЕКСАНДРА ЛАТЫШОВА, руководитель по работе с персоналом:

«У нас работают пять специалистов по проекту «Петербург заводской». Все себя зарекомендовали с хорошей стороны. Молодые люди заинтересованы, замотивированы. Мы стараемся поддерживать эту мотивацию благодаря наставникам и, конечно, уделяем им время максимальное, рассказывая про наши социальные программы, про все возможные курсы».

В рамках проекта «Петербург заводской» 35 колледжей взаимодействуют с двумя сотнями предприятий. Это позволит совершенствовать городские образовательные программы в соответствии с потребностями экономики.

Проблему подготовки кадров и развития промышленности на берегах Невы решали и 100 лет назад. Особый бурный рост в Ленинграде историки отмечают в конце 20-х годов прошлого века. Только за первую пятилетку было освоено более 200 новых производств. К 1941 году трудились более 600 тысяч рабочих только на предприятиях крупной промышленности.

Особая страница в истории города — работа во время Великой Отечественной войны. После мобилизации численность рабочих сократилась на 70%. Было эвакуировано 133 крупнейших предприятия. Начавшаяся блокада Ленинграда превратила заводы в крепости. К станкам стали женщины и подростки. В самые суровые годы на 50-ти заводах не останавливалось производство оружия и боеприпасов.

Восстановление промышленности происходит с 1944 года. Вновь в работе «Электросила» и «Кировский завод», Ленинградский металлический и Ижорский. Машиностроение – вот главное направление. А уже в 80-е годы промышленность Ленинграда выпускала столько продукции, сколько выдавали заводы во всей стране в 1935 году.

Судостроение — одна из самых известных отраслей промышленности Северной столицы. Подводные лодки, прогулочные катамараны, универсальные атомные ледоколы — это неполный список того, что сходит с петербургских верфей.

Среди новых заказов — «Бастион» и «Равелин». Катамараны проекта «Соммерс». Это новый опыт для петербургских судостроителей. Хоть буквально в нескольких метрах собирают очередной «Котлин». Ключевое отличие катамарана первого проекта от второго в том, что «Котлин» предназначен именно для перевозки пассажиров. Из точки А в точку Б. Как следствие —  выше скорость. «Котлин» в два раза быстрее, чем его сосед по цеху.

«Соммерс» — это экскурсионное, прогулочное судно. И там во главе угла комфорт пассажиров. А это — удобные диваны и столы в салоне. Повышенная устойчивость от волнения. В общем, всё, чтобы туристы не отвлекались от экскурсий и не отрывали глаз от достопримечательностей в Финском заливе. Проектировали катамараны с учётом особенностей места, где они будут ходить. Сочетали речное исполнение с морским. Учитывали особенности мест швартовки. Первый маршрут уже известен — между фортами Кронштадта. По данным компании-перевозчика, ему отводится десятая часть всех водных прогулок Петербурга.

ЮРИЙ НАБАТОВ, генеральный директор судоходной компании:

«Маршрут «Форты Кронштадта» ежегодно набирает популярность. И это уже будут новые, современные, комфортабельные суда, которые также отличаются улучшенными мореходными качествами относительно тех судов, которые эксплуатируются сейчас. И поэтому наша задача —  обеспечить стабильную, постоянную работу флота в акватории Кронштадта».

В работе на Средне-Невском судостроительном заводе ещё два скоростных катамарана этого проекта — «Форт Александр I» и «Форт Тотлебен».

АНТОН АРЬЮ, заместитель генерального директора по управлению проектами «Средне-Невского судостроительного завода»:

«Два «Котлин», два «Соммерс» в стадии окончания формирования корпуса. И ещё четыре катамарана в стадии резки металла и начала сборки гондол. С точки зрения насыщения катамараны абсолютно одинаковые, надстройки и там, и там алюминиевые. Поэтому вся разница с точки зрения строительства — только изготовление корпуса».

В Катамаранах проекта «Соммерс» используется отечественный алюминий, листовой материал, электронные системы и  навигационное оборудование. А также энергетическая установка и двигатель.

АНДРЕЙ ЕГОРОВ, руководитель проекта:

«Это совершенно новая ветка. Мы все привыкли «Метеоры» наблюдать в акватории Невы и залива. А сейчас современные быстрые катамараны проекта «Котлин», комфортабельные проекта «Соммерс» будут способствовать тому, чтобы и туристическую сферу развивать, и заинтересовать больше посетителей передвигаться таким видом транспорта. Возможно, когда-то будут и такие маршрутки у нас ходить снова».

Через 2 года только на одном направлении из сердца Петербурга до «Острова фортов» будут курсировать 10 катамаранов. Шесть — проекта «Котлин» и четыре «Соммерса». Закладывать и спускать на воду их будут попарно. Уже летом следующего года на маршрут выйдут еще два  скоростных и пара прогулочных. А эксперты осторожно дают прогнозы — в 2025 году катамаранами перевезут 350 тысяч пассажиров.

Как уже говорилось ранее, индекс промышленного производства, или ИПП, в Петербурге более 110 процентов. Он отражает текущее состояние всей отрасли. И это значение всегда приводится в сравнении с прошлым годом. При подсчете учитываются такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, а также производство воды, газа и энергии.

Наибольший рост в этом году отмечен в сфере изготовления компьютеров, электроники и оптики. Следом — одежда. Также в положительной динамике строительство машин и оборудования. И особо стоит выделить производство транспорта, мебели и лекарств. Судя по цифрам, это одни из самых развивающихся направлений.

С января по сентябрь этого года петербургские компании, выражаясь языком экономистов, отгрузили продукции более чем на три триллиона рублей. То есть с производства передали в продажу. Этот показатель выше, чем прошлом году почти на 4%.

Всего же по данным статистиков на предприятиях Северной столицы работает почти четыреста тысяч человек. А средняя заработная плата в промышленности — около 94-х тысяч рублей. И также в сравнении с прошлым годом она растет.

Чтобы выглядеть ярко и стильно женщине, уверена, Кетрин Буллос, не нужно искать повод. Выход из дома — это уже причина показать свою красоту. Сначала дизайнер шила для себя и друзей. Сарафанное радио помогло расширить круг клиентов. Но настоящий взлет продаж, говорит бизнесвумен, случился после попадания в «Петербургский дизайн».

КЕТРИН БУЛЛОС, участник проекта «Петербургский дизайн»:

«Продажи увеличились раза в три-четыре, то есть колоссальная разница. И да, я очень благодарна».

Участниками проекта стали уже больше сотни дизайнеров Северной столицы. Представлены вещи для детей, женщин и мужчин.

ЕВГЕНИЙ КОВЕШНИКОВ, участник проекта «Петербургский дизайн»:

«Если посмотреть — рынок просто завален одеждой, ее слишком много. Люди, которые в одежде продают одежду, сталкиваются, как правило, с большим рядом сложностей. Если они продают в одежде определенные ценности, пожалуй, только таким образом можно развивать бренд и конкурировать».

В идеях и дизайне модельеров не ограничивают. В трех крупнейших магазинах Петербурга в рамках проекта бесплатно предоставляют площади, рекламу, необходимое оборудование для продаж.

ВАЛЕРИЙ БЕРЕСТНЕВ, директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге:

«Мы запустили беспрецедентный микрофинансовый продукт, позволяющий резидентам «Петербургского дизайна» брать пять миллионов рублей до трех лет под один процент годовых. Задумайтесь — цифры сумасшедшие».

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«1,8 млрд рублей предоставим в 2024 году на поддержку малого и среднего бизнеса. Будут продолжены проекты: «Городской акселератор», «Петербургский дизайн», создание благоприятных условий для самозанятых и другие. Более 600 млн рублей предусматриваем в 2024 году на субсидии малому и среднему бизнесу».  

Солидные средства выдаются на открытие собственных магазинов. Фонд развития субъектов малого и среднего бизнеса работает над тем, чтобы вещи петербургских дизайнеров продавались в крупных мультибрендовых магазинах страны.

ИННА ВАСИЛЬЕВА, участник проекта «Петербургский дизайн»:

«»Петербургский дизайн» нам устроил шикарный праздник в виде показа в «Экспофоруме», было задействовано самое крутое агентство модельное, был задействован шикарный устроитель этих шоу-показов».

Для попадания в «Петербургский дизайн», напоминают организаторы проекта, модельерам достаточно иметь свое производство, продажи. Всему остальному научат эксперты. Кроме предоставления лучших торговых площадок города, предприниматели регулярно участвуют в лекциях и мастер-классах.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:

«Сегодня промышленность Петербурга — это основа наполнения бюджета разных уровней. Вклад предприятий в доходную часть городской казны — 40 процентов. А поддержка правительства — это инвестиции в будущее. Программы льготного кредитования, вложения в молодых специалистов, субсидии — всё это ведёт к росту предприятий, их совершенствованию, и в целом к развитию промышленного потенциала Северной столицы. И эта задача на особом, губернаторском контроле».