В Петербурге впервые за последние три года прошел Международный культурный форум. В этом году у него есть еще и второе название — Форум объединенных культур. На берега Невы съехались гости и участники из 70-ти стран мира. А для Петербурга такой форум — это еще одна возможность рассказать о своих достижениях в сфере культуры, которые всесторонне поддерживает правительство города. Потому что это главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем.
Цветочный аромат постепенно заполняет залы Главного штаба, тут же настраивают инсталляции и роботов. Последние штрихи перед бурными дискуссиями и многочасовыми трансляциями. Так проходила подготовка к главному событию в мире культуры — Международному культурному форуму на берегах Невы.
К гостям готовилась и Академическая капелла. И хотя, как говорят здесь, музыка в переводе не нуждается, переводчики все же понадобились. Таиланд, Узбекистан, Китай, Иран, Германия, Италия и республика Беларусь — эти представители искусства будут вместе думать, как привлечь молодого слушателя в классический концертный зал.
ОЛЬГА ХОМОВА, генеральный директор СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга»:
«Когда мы слышим друг друга, узнаём лучшие практики, то, конечно, обмениваясь опытом, потом внедряем всё это в нашу работу. Так когда-то в рамках форума родился проект «Виртуальный концертный зал»».
В этом году на форуме повышенный интерес к регионам. Например, тема театрального образования в нестоличных городах.
НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА, ректор Российского государственного института сценических искусств:
«Мы первые в 2020 году открыли Школу креативных индустрий. Наши филиалы представлены во Владивостоке, Калининграде и Кемерово. Там учатся дети 12 – 18 лет. Для них это возможность понять, что им интересно. Начиная от саунд-дизайна, заканчивая фотографией».
В дни проведения Культурного форума петербуржцев ждал приятный бонус. Посмотреть множество экспозиций и выставок в городе можно было бесплатно. Например, среди тех, кто не брал плату за вход, — Всероссийский музей Пушкина.
В рамках форума в Георгиевском зале Зимнего дворца в субботу вручили первую Эрмитажную премию, учрежденную оргкомитетом Петербургского международного культурного форума и Эрмитажем. Ее лауреатами стали художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато. Как подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, очень важно, что церемония проходит именно в этих исторических интерьерах.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Именно здесь, в зале, родилась новая культурная традиция — вручение Эрмитажной премии. Этот зал — свидетель многих событий в Российской Империи. Здесь принимались важные решения, касающиеся абсолютно всего мира».
ТАТЬЯНА ГОЛИКОВА, заместитель председателя Правительства России:
«Плоды труда этих людей уже вошли в золотой фонд мировой культуры. Поэтому сегодня они наши лауреаты, поэтому сегодня мы их чествуем, отдаем им дань глубокого уважения».
Статуэтка премии — уменьшенная копия Колыванской вазы 19 века — один из символов Эрмитажа, богатства и величия России. Отныне она будет вручаться ежегодно двум ведущим знаковым персонам — за особые достижения в области культуры и искусства и сохранении культурного наследия.
ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ, художественный руководитель Мариинского театра:
«Для меня огромная честь. Мы вместе — Эрмитаж государственный и Мариинский театр государственный — уже несколько десятков лет занимаемся тем, чтобы культура была связана с культурой, прежде всего».
Также прошла другая торжественная церемония — подписание соглашения о сотрудничестве между Эрмитажем и национальным музеем Султаната Оман.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа:
«Мы участвовали в реставрации экспонатов из национального музея. Вместе с национальным музеем реставрировали экспонаты из Сирии. И мы имеем большие планы по работам в Пальмире, Сирии».
В ближайших планах — совместные восстановительные работы уникальных памятников истории и культуры в сирийской Пальмире.
Русская театральная школа. А что она в условиях противостояния культур, в условиях времени, которому уже есть определение «культура отмены», может дать мировому искусству сегодня? Главная тема этой панельной дискуссии. В рамках культурного форума. Каждый из спикеров — знает, что такое театр. Но пытается понять, а каким он должен быть сейчас? Для этого и встретились. Вот так, все вместе.
Секцию театра возглавляет лично Ольга Любимова. Не только как министр культуры, а еще как театровед. Она понимает: театр — вот главное зеркало нашей жизни.
ОЛЬГА ЛЮБИМОВА, министр культуры Российской Федерации:
«Сам факт того, что приехали деятели культуры из 76-ти стран, мне кажется, говорит о том, что самого понятия «дружественная» и «недружественная делегация» на форуме объединенных культур быть не может».
Для этой съемки мы намеренно не выбирали определенный театр. Потому что в нашем городе каждый вечер аншлаг. Петербург остается Петербургом. Во все времена.
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Отрывок из соло для флейты «Математические методы и анализы комплексных систем». Композитор — искусственный интеллект».
Вот так Полина Зибарева, профессиональная флейтистка, возле Петербургской филармонии по нашей просьбе репетирует то, что будет исполнять на Культурном форуме. Культурный шок. Не иначе. Простая, незамысловатая мелодия, написанная нейросетью. Получается, что теперь каждый из нас может стать композитором?
ПОЛИНА ЗИБАРЕВА, музыкант:
«Для меня в этой музыке мало чувств. Искусственный интеллект — это здорово. Это прорыв, за ним будущее. Но у него нет того прожитого опыта, о котором пишет композитор. Послушайте того же Шостаковича, который пишет о том, что пережил, какие жизненные обстоятельства».
Шостакович жил и работал в условиях борьбы за справедливость. В условиях слома эпох. Об этом на культурном форуме говорил Президент Владимир Путин.
ВЛАДИМИР ПУТИН, президент Российской Федерации:
«Когда идет борьба за справедливость, когда возникают такие моменты, они очень часто подталкивают как раз людей творческих к созданию таких произведений искусства, которые на века остаются. Давайте возьмем Шостаковича. Когда город Ленинград был в блокаде, родилась 7-я симфония Шостаковича».
Но в современной музыке пока рождается только это. То, что пишет нейросеть.
С ошибкой в ударении искусственный интеллект приглашает участников форума на очередную дискуссию, на которой дирижер Иван Рудин презентует свой проект «Рахманинов. Я здесь». Программа, в которой сочетается музыка Рахманинова и текст, написанный искусственным интеллектом.
«Искусственный интеллект — это опасно!» — восклицали на форуме актеры и кинорежиссеры. Ведь их, по сути, нейросеть с экрана пересаживает в зрительный зал. И заставляет наблюдать за тем, как что-то играет кто-то.
АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ, кинорежиссёр, народный артист России:
«У нас дефицит интересных идей и хороших сценариев. В этом, мне кажется, основная проблема. Только грандиозными съемками и замечательными актерами не протянешь. Все равно, если там нет чего-то, что тебя привораживает, то ничего не будет».
Нужно выходить за рамки своих возможностей, отказываться от ассистента в лице искусственного интеллекта и делать большое настоящее кино. Тем более, авторы таких фильмов живут среди нас.
НИКИТА МИХАЛКОВ, народный артист России:
«Меня интересует то, что человека волнует, и как он умеет это волнение передать в зрительный зал. Это значит – понимание и соединение того, что и как».
В условиях глобального противостояния все спикеры форума искали ответы на вопросы: как жить культуре, что делать? И надеялись найти эти ответы в новой литературе. Но все эти ответы уже есть. В тех же романах Толстого, например.
Эпоха перемен. Глобальных перемен. И культура не может не реагировать на них. Поэтому современный Петербург как культурная столица уделяет этой отрасли особое внимание.
Более 114-ти миллиардов рублей на сферу культуры предусмотрено в бюджете Петербурга на 2023 – 2025 годы. 2 миллиарда 800 миллионов пойдут на капитальный ремонт 45-ти объектов в 2024 году. Еще 1 миллиард 900 миллионов предусмотрены на проведение ремонтно-реставрационных работ ансамбля зданий улицы Зодчего Росси, ансамбль Аничкова дворца и других объектов. 1,5 миллиарда рублей запланировано на создание новых постановок, проведение фестивалей и гастрольную деятельность петербургских театров.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«В период с 2024 по 2026 год запланирована реконструкция зданий театра «Мюзик-Холл» и комплекса зданий Академии танца Бориса Эйфмана в Петроградском районе. Хорошо известно, что туристы приезжают в Санкт-Петербург не только за экскурсиями, но и чтобы посетить наши театры и концертные залы. Продолжим модернизацию библиотек. 447 млн рублей предусмотрено в 24-м году на создание цифровой библиотечной инфраструктуры. Новой точкой туристического притяжения и местом отдыха становится обновленный Кронштадт. По решению президента здесь создается кластер «Остров Фортов», посвященный истории русского флота. Летом открыли Музей военно-морской славы и конгрессно-выставочный центр, где прошел Международный военно-морской салон. Петербург сохраняет за собой не только звание культурной столицы, но и центра проведения крупных национальных и международных мероприятий в календаре страны».
Для жителей больших городов, таких как Петербург, и для малонаселенных пунктов в рамках национального проекта «Культура» расширена возможность участия в создании культурных ценностей. И вот основные инициативы нацпроекта: культурная среда, творческие люди, цифровая культура, строительство домов культуры, строительство центров культурного развития, реконструкция театров кукол и ТЮЗов, реконструкция детских школ искусств, реконструкция музеев, создание мультимедиа-гидов по экспозициям, оцифровка книжных памятников, оцифровка фильмов на цифровых носителях Госфильмофонда, проведение онлайн-трансляций мероприятий на портале «Культура.рф», создание виртуальных концертных залов, создание центров непрерывного образования и повышения квалификации, повышение квалификации, патриотическое воспитание и волонтерство.
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент Российской Федерации:
«Вы знаете, сейчас четыре крупных кластера делаем в Калининграде, Владивостоке, в Кемерово, Севастополе. Это только одно из направлений, чтобы поднять интерес к этим регионам, помочь людям, которые там живут, почувствовать себя включенными в самом широком смысле слова в культурную жизнь страны, подвинуть туда самые наши лучшие возможности музейной деятельности, театральной деятельности, музыкального искусства. Повторю, это далеко не все, что мы собираемся делать. По всем направлениям будем работать. Как мы это упакуем, еще посмотрим. Но это уже дело техники».
В Петербурге в рамках нацпроекта «Культура» реализуется региональный проект «Культурная среда». Так, например, детские музыкальные школы и училища города оснащают новым оборудованием.
БОРИС ПИОТРОВСКИЙ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«У нас в рамках национального проекта это один из показателей — наши творческие школы, дополнительное образование, музыкальные школы. Мы ведем большую работу по обновлению. В этом году, если не ошибаюсь, 20 музыкальных школ обновили. В этом направлении тоже мы движемся. Активно сотрудничаем с общественными организациями. Это союз художников, кинематографистов, музыкантов».
Лёгкая кисть, ровная спина и чистая техника — слагаемые виртуозной игры на рояле. Ещё, говорят педагоги, важно прочувствовать смысл самого произведения. Анастасия Квач на старте своего пути, но уже есть глобальные планы — мечтает передавать свои знания подрастающему поколению. Связать жизнь с роялем захотела еще до того, как впервые дотронулась до его клавиш.
АНАСТАСИЯ КВАЧ, студентка 3 курса Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища:
«В детстве, когда я его выбирала, мне он казался самым красивым инструментом. Дальше я влюбилась в звучание, тембр».
Тембр второго нового рояля в соседнем кабинете демонстрируют игрой в четыре руки. «Военный галоп» Карла Майера — сложнейшая пьеса, ее исполнение профессионалы сравнивают с решением в уме квадратных уравнений.
НИНА МЕЛИК-ДАВТЯН, кандидат искусствоведения, преподаватель по классу фортепиано Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища:
«На рояле можно аккомпанировать певцам, инструменталистам. С этой точки зрения — очень богатый, дающий большие возможности для музыканта, для реализации его идей инструмент».
В училище закупили два рояля, пианино, почти 30 проекторов и мультимедийных экранов, а ещё — принтеры и учебники. Теперь на уроках информатики студенты будут разрабатывать музыкальные VR-проекты и записывать подкасты. Все это, говорит директор, может приумножить число выпускников, которые сделают в своем обучении ещё один важный шаг.
СВЕТЛАНА КЛЕВЦОВА, директор Санкт-петербургского музыкально-педагогического училища:
«Многие наши студенты идут после окончания училища в консерватории и вузы. В этом году 10 студентов из выпускников поступили в консерватории, 20 — в вузы».
Новые технологии осваивают и в музыкальной школе в Стрельне. Здесь появились интерактивные экраны. Биография композитора 18 века становится наглядной и понятной детям века 21-го.
ВЛАДИМИР ФОМИНСКИХ, директор детской музыкальной школы №42:
«Если раньше мы показывали все картинки, все тексты в графике, в книжках, то теперь мы можем все отобразить и показать детям на большом экране».
Сейчас аппаратуру настраивают — осталось несколько нюансов. Но помимо высоких технологий появились и новые классические инструменты.
ФЁДОР БОЛТИН, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга:
«До конца года мы обновим ещё 20 учреждений образования, тем самым достигнем 100% показателя по обновлению, по модернизации».
Теперь у коллектива 42-й детской музыкальной школы в Стрельне появилась новая мечта. Чтобы мастер-класс для детей дал пианист Денис Мацуев. Тем более, встретит виртуоза инструмент должного уровня.Несколько лет кропотливой работы — и особняк Корсаковых, а ныне театр имени Ленсовета, обрел свой первозданный вид. Как отмечают реставраторы, важно, чтобы в фасаде, выполненном в стиле позднего русского классицизма, были сохранены все особенности и оттенки знаменитого здания. Такие работы по восстановлению «лица» театра проводятся впервые с 1953 года. Они начались в прошлом году, и специалисты постарались их завершить к 90-летию театра.
В разные годы здесь ставили спектакли Николай Акимов, Петр Фоменко, Игорь Владимиров, а многие годы на сцене блистала его муза — Алиса Фрейндлих. Академический театр Ленсовета – это настоящий театральный дом с многовековой историей.
ВАЛЕРИЙ ГРАДКОВСКИЙ, заслуженный работник культуры России, директор академического театра им. Ленсовета:
«Много лет мы хотим воссоздать то, что когда-то было утрачено. Традиция русского театра – это театр-дом, поэтому я не оговорился, мы здесь практически живем. Мы очень любим этот дом, хотим, чтобы он был красивым. Для нас красота — это то, что было создано когда-то великими мастерами».
В 19 веке — это был не театр, а дворянский особняк. В память о бывших владельцах остался герб, который украшает камин в одном из фойе. Все архитектурные элементы, отделка, мебель и декор воссозданы по архивным материалам. Сусальное золото вернули и дверям. В своей ювелирной работе реставраторы использовали французскую технику. Мастера говорят, что таких дверей нет даже в Эрмитаже.
ВАЛЕРИЙ ГРАДКОВСКИЙ, заслуженный работник культуры России, директор академического театра им. Ленсовета:
«Сейчас мы поставили такую задачу — отреставрировать все эти фойе и открыть двери в них для зрителя, чтобы зритель полностью оказался во власти этой красоты, которая когда-то была здесь».
В ноябре академическому театру Ленсовета исполнилось 90 лет. К этому событию труппа готовится больше года.
ЛАРИСА ЛУППИАН, народная артистка России, художественный руководитель академического Театра им. Ленсовета:
«Разумеется, мы выпустим два новых спектакля. Один спектакль — «Бешеные деньги» по пьесе Островского — выйдет в конце ноября. Почему мы выбрали эту пьесу — именно этой пьесой когда-то 90 лет назад открылся наш театр. А в декабре этого года мы выпустим еще один спектакль по роману Толстого «Воскресенье», режиссер Айдар Забаров. А режиссер «Бешеных денег» — Юрий Цуркану. Везде будут заняты наши ведущие артисты».
Окончание реставрации фасада театра Ленсовета — это не только победа реставраторов, но и всего культурного сообщества, которое сумело объединиться, чтобы восстановить и сохранить один из самых важных символов театрального Петербурга.
Петербург — город с богатейшим культурным наследием. И это не только наши театры, музеи и концертные залы. Культурный Петербург — это огромное количество творческих коллективов. То есть в первую очередь — это люди.
ФЁДОР БОЛТИН, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга:
«Конечно, Петербург — город уникальный. Мы сохраняем то культурное наследие, которое у нас есть, и стремимся в будущее, развиваем современное культуру. Но все это происходит на базе развития и сохранения культурных доминант, которые нам оставили наши предшественники. Петербург уникален, мы — культурная столица, мы открыточный город с уникальными фасадами, музеями. Во многом это притягивает большое число путешественников в наш город. Не только из регионов, но и стран СНГ. Эта программа получилась интересной, мы увидели широкий отклик среди наших учреждений культуры. Это были и фестивали, и творческие конкурсы, художественные мероприятия. Очень рады, что в нашем городе работает большое число различных диаспор, которые тоже представили свои творческие программы. Такая интересная для нашего города фестивальная программа культуры стран СНГ. Петербургская культура получает свое развитие в совершенно разных направлениях, реконструируются наши театральные и музейные площадки, проходят новые постановки в наших театрах. Мы видим, какие современные интересные выставки проходят в ЦВЗ «Манеж», они становятся знаковыми событиями в общероссийском масштабе. Культурная повестка в городе обширна. Мы стараемся ее сделать максимально разнообразной. И в том числе, благодаря каналу «Санкт-Петербург», который регулярно показывает и дает эфиры наших замечательных концертных программ».
Петербург продолжает развивать сферу культуры. Еще весной в городе была принята концепция развития этой сферы до 2035 года. Её представили на Совете по культуре и искусству при губернаторе. Заседание прошло в центральном выставочном зале «Манеж». Документ готовили полтора года. В нем учли запросы петербуржцев и гостей города, а также цели национального проекта «Культура», а именно рост посещаемости музеев и театров, улучшение их материально-технической базы, развитие инклюзии и создание новых точек притяжения в удаленных от центра районах.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«На этот год предусмотрено более 26 миллиардов рублей. Это на 17,5 процентов больше, чем в прошлом году. Хороший результат. Большая часть средств будет направлена на финансирование городских музеев, театров, концертных, образовательных организаций, библиотек».
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Вы только вдумайтесь в эту цифру. 800 учреждений культуры. 25 тысяч мероприятий они проводят в год. Петербург — культурная столица. И этим все сказано. А правительство города всесторонне поддерживает сферу культуры. Потому что именно в нашем городе это главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».