Уже не первый год Санкт-Петербург реализует Стратегию цифровой трансформации, внедряя «умные» сервисы в работу городского хозяйства. Получение госуслуг должно быть простым и понятным для каждого петербуржца. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем.
На своем стенде на Международной выставке «Россия» Санкт-Петербург представил все, чем гордится. Одно из главных достижений — Единая карта петербуржца. Проект уникальный, первый подобный в стране. Персонализированный ключ ко многим городским сервисам. Банковская карта, СНИЛС и выгодный проездной. Для держателей действует самый низкий тариф — 42 рубля. ЕКП позволила горожанам сэкономить более 600 миллионов рублей на оплате проезда.
Партнеры предоставляют держателям карт скидки и бонусы. А цифровые сервисы позволяют быть в диалоге с городом и даже получать за это поощрения.За участие в опросах начисляются баллы. В так называемом «Магазине поощрений» их можно обменять на билеты в театр или в кино. Список учреждений постоянно растет.
ЮЛИЯ ПОСТИ, директор Театра эстрады имени Аркадия Райкина:
«Театр Эстрады подключился к этому сервису практически с самых первых дней. Я как руководитель считаю важной задачей для государственного учреждения культуры поддерживать инициативных, активных своей гражданской позицией горожан. Надо сказать, горожане отвечают нам взаимностью. И наш театр с завидным постоянством выбирают в этом магазине».
Популярность карты, которая появилась в Петербурге в 2019-м, с каждым годом растет. И это привлекает представителей бизнеса. Например, компаниям, которые организуют экскурсии для детей.
ВЕРА ЗИМИНА, представитель туроператора:
«Нам удалось привлечь около 10 процентов клиентов по карте петербуржца. Мы разработали для них собственную программу лояльности, предоставляем скидки от 3 до 7 процентов в зависимости от типа экскурсии, направления поездки».
АЛЕКСЕЙ ЗЫРЯНОВ, председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга:
«У нас порядка 560 партнеров, которые помогают петербуржцам, дают скидки, бонусы, преференции».
«Единая карта петербуржца» пришла и в школы. Теперь родители могут оплачивать питание детей через приложение, также получая кэшбек. Целых 10 процентов, которые зачисляют уже в течение пяти-семи дней. Кэшбэк есть и при оплате коммунальных услуг. Проект «ЕКП» уже дважды номинировался на престижные международные премии в области технологий для умного города и выигрывал национальные конкурсы в номинации «Цифровая карта жителя». Но, как говорят организаторы проекта, маленькая и при этом самая главная победа происходит каждый день, с каждым новым довольным пользователем.
Информационные технологии, которые меняют жизнь. Санкт-Петербург в десятый раз стал площадкой для проведения международного форума «IT-Диалог 2023». Один из почетных гостей — министр цифрового развития Максут Шадаев. Он высоко оценил петербургский проект «Я здесь живу». Приложение предлагает больше десятка различных услуг. Сервис «Мой питомец» поможет внимательнее заботиться о домашнем любимце и получить скидку на процедуры в государственной ветклинике. В сервисе «Красивые места» можно познакомиться с объектами уличного искусства, а в сервисе «Я — родитель» — подобрать секцию для ребенка: в перечне их – 37 тысяч, и три четверти – бесплатные. Петербургский опыт уже перенимают другие регионы.
МАКСУТ ШАДАЕВ, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:
«У нас есть поручение Президента: с 2025 года запустить большую новую программу. Она называется «Национальная экономика данных». Безусловно, когда мы ходим, смотрим решения, это все нас обогащает новыми идеями, которые мы и будем обсуждать, что из этого мы положим в новую программу».
Приложение «Я здесь живу» — разработка Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга на базе одной из популярных социальных сетей. Сейчас там 13 сервисов, которые помогают горожанам оперативно решать вопросы в сфере ЖКХ, быть в курсе культурных событий своего района, узнавать о свободных местах в ближайшем детском саду. Приложение будут внедрять и в других регионах. На форуме подписали меморандумы о сотрудничестве.
СТАНИСЛАВ КАЗАРИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Для нас принципиально важное соглашение между Санкт-Петербургом, Карелией и Оренбургом по тиражированию нашей системы, один из элементов экосистемы городских сервисов «Цифровой Петербург» — «Я здесь живу». Сегодня мы вместе с федеральными коллегами активно мигрируем ее на платформу «Гостех». Следующий этап — доступ к ней со стороны других регионов».
На выставке также можно было увидеть произведённый на берегах Невы комплекс для обучения пилотов, снегоуборочную технику, дроны, комплектующие для трамваев.
Внедрение «умных» сервисов в Петербурге происходит в рамках национального проекта «Цифровая экономика», инициированного Президентом Владимиром Путиным. Основные цели: увеличение затрат на развитие цифровой экономики, создание устойчивой и безопасной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере создаст условия для высокотехнологичного бизнеса, повысит конкурентоспособность страны на глобальном рынке, укрепит национальную безопасность и повысит качество жизни людей.
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент РФ:
«Правительством было принято 11 стратегий цифровой трансформации. Важно, чтобы все они были сориентированы на конкретные результаты широкого внедрения цифровых технологий. Каждая отрасль просто обязана, должна их достигать как в обозримом будущем, так и в перспективе, до 2030 года. Подчеркну, что уже сегодня их реализация должна идти одновременно с созданием отечественных технологий и программных продуктов».
Северная столица стала одним из лидеров по внедрению цифровых технологий в сфере транспорта. Все городские автобусы оснащены системами безналичной оплаты проезда и видеонаблюдения. Движение отслеживается на интерактивной карте и на специальном портале. Также с прошлого года в рамках масштабной программы по обновлению подвижного состава закупаются только «умные» трамваи, оснащенные системой активной помощи водителю, которая позволяет избежать ДТП.
Пассажиры посчитаны, проезд оплачен. С четырех экранов «умный» троллейбус пытается пробудить остатки совести в нерадивых «зайцах».
АЛЕКСАНДР ФИГИЧЕВ, заместитель начальника управления информационных технологий и интеллектуальных систем предприятия «Горэлектротранс»:
«Это система электронного контроля оплаты проезда. И система подсчета пассажиропотока — датчики. Происходит обмен информацией с датчиков и электронного контроля оплаты проезда».
Интеллектуальная система вычислит, на каких маршрутах безбилетники чувствуют себя наиболее вольготно, и направит туда бригады контролеров.
Петербург погружается в атмосферу цифрового комфорта. Вот, например, чат-боты — трудятся без обеда, не попросят зайти завтра. И в тупик их не поставить. На длинных ветках сценариев растут десятки вариантов ответов.
Чат-боты давно не дань моде. В Петербурге их с полсотни, почти у всех комитетов и ведомств. Это электронный ревизор Комитета по тарифам. Рассказывает пользователям, сколько должен стоить тот или иной жизненно необходимый препарат.
ЕЛЕНА ЗОЛИНА, заместитель председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга:
«При обращении в аптеку вы уже знаете максимальную стоимость препарата. Если она завышается, вы обращаетесь к нам».
В следующем году пёстрый цифровой строй пополнит ещё один электронный помощник.
КИРИЛЛ УТКИН, начальник отдела разработки цифровых интеллектуальных ассистентов Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра:
«Для Жилищного комитета необходим чат-бот, у нас тоже идут сейчас работы с ними вместе, можно будет посмотреть квитанции об оплате, оплатить. Скорее всего, это очередная интеграция, с их базой интегрироваться — кому оплатить, что оплатить, пени посмотреть, личный кабинет завести, обратиться в ту или иную компанию ЖКХ».
Образование, медицина, благоустройство — сфер, куда не проникли бы цифровые помощники, почти не осталось. И сколько бы их ни было, они всегда будут под рукой в собственном смартфоне. В перспективе разработчики подарят чатам искусственный интеллект, улучшат привязку к базам данных. На очереди назревшая оптимизация бюрократических процедур в системе общественной безопасности и работе судов. Но прежде не компьютерам, а людям придётся решить стратегическую задачу. Снабдить подобные сервисы отечественным программным обеспечением.
Около полутора миллионов петербуржцев каждую неделю пользуются возможностями государственных информационных систем, которых сегодня уже более пятидесяти. Каталог насчитывает 258 сервисов, и это количество постоянно растет. В городе разработана собственная платформа создания чат-ботов. В прошлом году по ней пришло более 500 тысяч обращений. Самым популярным оказался чат-бот по вызову врача на дом. В проекте бюджета на ближайшие годы на развитие государственных информационных систем предусмотрели 6 миллиардов 800 миллионов рублей.
Оператором службы экстренного вызова 112 Никит Гришан работает пять лет. За сутки отвечать приходится на триста-четыреста звонков.Обращаются в 112 не только по телефону. Вызовы поступают через смс и электронное приложение «Безопасный Санкт-Петербург». Это дает возможность помогать гражданам с ограниченными возможностями слуха и речи. Работают операторы в четыре смены, сутки через трое. Порядка 10 тысяч вызовов поступают за 24 часа.
НИКИТА ГРИШАН, оператор «Службы экстренных вызовов 112»:
«Главное, я считаю, перед сменой нужно хорошо выспаться. Потому что такой период времени — надо постоянно быть в тонусе. И стараться в течение короткого времени ответить на все вопросы заявителей».
За восемь лет существования службы операторы приняли 25 миллионов вызовов. Это больше численности Петербурга в четыре раза. Информация фиксируется автоматически. Затем ее направляют в профильные службы: МЧС, службу газа, полицию, скорую помощь.
ВЛАДИМИР ИВАНОВ, заместитель директора СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр»:
«Всплески обращений бывают сезонные. Связано с погодными условиями. Когда, например, в пятницу вечером люди торопятся попасть к себе на дачи. Плохие погодные условия. И возрастает количество ДТП».
Перенимать передовой опыт работы Петербургской службы экстренных вызовов 112 приезжают специалисты не только из Астрахани, Сахалинской области, Магадана и Камчатки, но и аналогичных подразделений Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Индии, Кубы.
К цифровым технологиям в поликлиниках уже все привыкли: запись к врачу на портале «Здоровье петербуржца», электронная очередь и электронные же медицинские карты. Несколько кликов — и вся информация о пациенте перед глазами: жалобы, результаты анализов, рентгеновские снимки, рецепты.
АРЗУ ЗИЛЛИ КЫЗЫ МАМЕДОВА, врач-терапевт городской поликлиники №17:
«Можно за предыдущие годы любой осмотр увидеть. В бумажной карточке это не всегда доступно. Тем более, бывают проверки: пациент приходил, а карта на проверке. И ничего не доступно. К сожалению, не все пациенты могут рассказывать об анамнезе, о заболевании».
17-я поликлиника состоит из нескольких отделений по разным адресам. Между собой они связаны единой информационной системой. Поэтому электронные карты доступны всем специалистам.
АНДРЕЙ РОМАНОВ, главный врач городской поликлиники №17:
«Приходя к врачу-гастроэнтерологу в поликлинику номер 10, которая у нас находится на проспекте Шаумяна, 51, врач владеет всей информацией о данном пациенте от момента его прикрепления к нашей поликлинике».
Не просто библиотека. Еще и арт-резиденция. «Шкаф» — это место, где книги соседствуют с произведениями художников. А технические возможности позволяют легко трансформировать пространство.
МИХАИЛ ЗЕЛЕНСКИЙ, заведующий сектором культурных программ библиотеки и арт-резиденции «Шкаф»:
«Одним из концептуальных элементов нашего пространства являются шкафы. Они необычные. Помимо функции хранения книг они выполняют, как вы можете заметить, функцию зонирования пространства. Если у нас проходит несколько мероприятий в одном помещении, мы можем повернуть шкаф и сделать их изолированными».
Позднесоветское здание в Красногвардейском районе модернизировали два года назад. Сегодня «Шкаф» — образец библиотеки будущего. Сдать книги можно в любое время суток, даже глубокой ночью. Взять новые — приложив читательский билет к стойке саморегистрации.
ЕКАТЕРИНА ЭДЕЛЕВА, библиотекарь:
«Это просто экономит время, читатель самостоятельно взаимодействует с библиотекой, ему не требуется идти за помощью к библиотекарю, потому что он мобильно приходит и записывает».
На полках — тысячи изданий на любой вкус и возраст. А с каждым месяцем книг становится еще больше — на 300 экземпляров. Не потеряться в этом многообразии помогает арт-каталог, он загружен в медиастол.
МИХАИЛ ЗЕЛЕНСКИЙ, заведующий сектором культурных программ библиотеки и арт-резиденции «Шкаф»:
«Вы можете воспользоваться рекомендательным сервисом «Livevib». Каким образом это работает? Вы регистрируетесь, переходите по QR-коду и рекомендательный сервис подберет подборку книг, которые подходят именно вам из фонда нашей библиотеки».
В камере хранения можно оставить вещи или зарядить мобильный телефон. На втором этаже есть места для работы.
МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Мультимедийные технологии, лекции, выставки, концерты — все служит одной цели: привлечь внимание посетителей к бумажным книгам. И это работает. С начала года в библиотеке «Шкаф» зарегистрировались шесть тысяч новых пользователей».
Удивлять посетителей современными технологиями будет и библиотека «Нота» на проспекте Косыгина. Сейчас она готовится к открытию. Авторы концепции уверяют: книги на полке зазвучат от прикосновения, а найти нужное издание можно будет с помощью дополненной реальности в смартфоне.
БОРИС ПИОТРОВСКИЙ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Библиотеки – это новаторы. Они все время придумывают что-то новое. Буквально два года назад открылась библиотека «Шкаф», в которой было представлено невероятное количество новых технологий, современных подходов. Библиотеки – это важная часть культурной географии нашего города».
Еще до официального открытия в библиотеке организовали выставку «Роман о Розе». Главная тема — размышление о будущем книгохранилищ. От античности и цивилизации инков до воспоминаний тех, кто хранил книги в немецких концлагерях. Истории и судьбы переосмыслены художниками. При этом творить они начали, зная только общую идею выставки.
ОЛЬГА МАРКАРЯН, куратор выставки «Роман о Розе»:
«Я поражена, что на выходе они гармонируют между собой. Мне кажется, что они гармонируют по форме, захватывают самые разные материалы, но при этом работают в общем художественном направлении. И вместе они уже встретились здесь, на монтаже».
Один из экспонатов — тридцатиметровое полотно Евгении Тут. Буквально окутывает пространство, оправдывая название. «Дым» вдохновлен печальной историей утраченных произведений, воплощает возрождение строк на страницах.
ЕВГЕНИЯ ТУТ, художник:
«Я изучала и практиковала каллиграфию. Вид этих букв базируется на форме инструмента. Это ширококонечный инструмент. Я специально его взяла здесь, чтобы одним каллиграфическим жестом создавать это все».
Художники размышляют о будущем книгохранилищ с помощью нейросетей и дополненной реальности. Откроется библиотека в конце ноября, но уже сейчас можно там побывать благодаря VR-видео о выставке «Роман о Розе». Это будет не просто книгохранилище, а современное общественное пространство.
МАРИНА ШВЕЦ, директор Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района Санкт-Петербурга:
«Это абсолютно разные форматы. Это лекторы, читательские конференции, мастер-классы. Целевые аудитории — мамочки и дети, молодёжь. Топовые спикеры, которые приезжают. Библиотека всегда наполнена событиями».
ФЁДОР БОЛТИН, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга:
«Мы можем сказать, что порядка 80 процентов всей библиотечной системы уже так или иначе модернизировано. Прошли эти этапы. Нам еще предстоит впереди большая работа, чтобы часть библиотек повысили уровень своего обслуживания».
В ногу со временем идет и первая в стране общедоступная библиотека — Российская Национальная. Последние четыре года в рамках нацпроекта «Культура», инициированного президентом Владимиром Путиным, оцифровывают книжные памятники: рукописи, карты, гражданскую литературу. Виртуальная коллекция доступна на сайте учреждения.
ИРИНА ГАЛЕЕВА, руководитель департамента цифровизации Российской национальной библиотеки:
«Для чего этот проект? Чтобы те книги, которые простой человек никогда в жизни не смог бы, согласитесь, прочитать (потому что трудно прийти в библиотеку, а в отдел рукописей не каждого пустят), зайдя на этот портал, он может спокойно ознакомиться и с Остромирово Евангелием, и с Лаврентьевской летописью».
В фондах РНБ — 40 миллионов единиц хранения. В цифру перевели пока только два процента. Сейчас готовятся к масштабному проекту — оцифровке библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря. Это 1,5 тысячи уникальных книг. Вот одна низ них — с характерной надписью на титульной странице. Специалисты не просто отсканируют каждый рукописный том, но и создадут 3D-модель знаменитой библиотеки, чтобы любой читатель мог совершить по ней виртуальную экскурсию.
Записаться в ближайший МФЦ уже можно с помощью карты одного из IT-гигантов. Боты у «Моих Документов» — в мессенджерах и соцсетях.
ВИТАЛИЙ СИМОНОВ, начальник отдела по работе со СМИ МФЦ Санкт-Петербурга:
«Они могут предоставить информацию о пакете требуемых документов для той или иной услуги, описание услуги могут представить. Можно ввести данные своего обращения, по этому номеру можно посмотреть статус своего обращения».
За девять месяцев горячая линия МФЦ обработала 1,5 миллиона звонков. На помощь операторам пришёл голосовой помощник. Отучая посетителей лишний раз приходить в МФЦ, специалисты стараются приучить их получать госуслуги с доставкой на дом.
ЯНА ПОЧЕПКО, инженер-инспектор первой категории МФЦ Московского района Санкт-Петербурга:
«Вот выплата пенсий — есть общее описание, на что претендуют пенсионеры, как они могут получать пенсию. Вот выдача СНИЛС, обмен, что предоставляется, какие документы требуются.
Это самый технологичный многофункциональный центр в городе. Открылся в торговом центре на Наличной улице. К услугам посетителей — три десятка окон обслуживания. А еще — «крипто» и «фото» кабины для сканирования биометрических данных и снимков на документы, зона для детей, пункт приема батареек и энергосберегающих ламп, постамат.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Это такой бокс, где можно получить документ, не обращаясь в «окно». Просто приходишь, набираешь заказ. Ячейка открывается, и ты получаешь документ. Не надо ждать, когда откроется или закроется МФЦ. Можно в любое время прийти, поскольку работает торговый центр. Хорошая площадка».
Записаться на прием можно по телефону, через приложение и на портале «Госуслуги». Или прийти лично. Консультанты ответят на все вопросы.Сервис — это в первую очередь люди. Новых сотрудников обучают правилам общения, умению справляться с нестандартными ситуациями и алгоритмом предоставления сотен госуслуг. Кандидаты должны иметь высшее образование и уметь работать в команде.Обучение длится три месяца. И проходит в несколько этапов. Первые две недели — знакомство с МФЦ. Потом — углубление в специфику предоставляемых услуг.
АНДРЕЙ ЕФИМОВ, начальник управления организации обучения и профессиональной подготовки персонала:
«Это обучение по услугам Пенсионного фонда, МВД и Управления Росреестра. Отдельно мы еще охватываем очным обучением обучение по детским пособиям. Это очень важный свод услуг, потому что это социальные гарантии. Поэтому мы оставили это в очной части, чтобы больше было времени и возможности разобраться, на практике поработать с документами, решить различные кейсы».
В завершении — тренинг с психологом. Для проработки гибких навыков. После окончания обучения за каждым новым сотрудником закрепляют опытного наставника. Кстати, популярность многофункциональных центров у горожан растет. Ежедневно туда обращаются 20 тысяч петербуржцев.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Мы продолжаем развивать сеть наших многофункциональных центров. Ведем дальнейшую автоматизацию госуслуг, внедрение в работу МФЦ новых информационных технологий и цифровых сервисов. В 2024 году планируем на 6% увеличить объем услуг МФЦ за счет перевода традиционного способа подачи документов в электронный вид».
МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Многофункциональные центры открыты в каждом районе. Запись в школу и в детский сад, регистрация сделок с недвижимостью, замена паспорта — все эти и другие услуги можно получить по принципу одного окна и без долгих очередей. Дальнейшее развитие сети МФЦ — вот важная задача. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем».