Население Санкт-Петербурга постоянно растет, вводятся новые жилые кварталы. И понятно, что на скорость перемещения такого количества людей напрямую влияет разветвленная сеть автомобильных дорог. Правительство города уделяет особое внимание строительству новых магистралей и ремонту уже существующих улиц и проспектов. И эта работа находится под особым, губернаторским контролем.


Дороги, как кровеносные сосуды, пронизывают ткань мегаполиса, связывая удаленные районы с историческим центром. Почти два миллиона горожан каждый день пользуются автобусами, троллейбусами и трамваями. А еще есть автомобили, велосипеды, самокаты. Улично-дорожная сеть должна постоянно расширяться, чтобы успевать за растущим городом. Строятся новые развязки и путепроводы.

Один из самых амбициозных проектов — строительство Широтной магистрали скоростного движения. Ее первый этап — Витебская развязка. Протяженность эстакады — более 2,5 километров, пропускная способность — 70 тысяч автомобилей в сутки. Магистраль сделает Западный скоростной диаметр доступнее для жителей Московского и Фрунзенского районов.

АНДРЕЙ ЦАПУ, начальник управления по связям с общественностью компании «Магистраль Северной столицы»:

«Она существенно повлияет на разгрузку такого востребованного транспортного узла, как развязка ЗСД с Кубинской и Благодатной улиц. Автомобилисты, которые используют ЗСД, и пользуются этой развязкой в часы пик, знают, насколько она востребована, потому что вынуждены стоять и ждать, чтобы съехать на улично-дорожную сеть».

По планам, уже в следующем году здесь поедут первые автомобили, а в перспективе Витебская развязка станет частью Широтной магистрали скоростного движения. Платная дорога дополнит Западный скоростной диаметр, связав город с запада на восток.

Укладка асфальта — один из финальных этапов возведения левого направления Московско-Дунайской развязки. Как говорят строители, экватор они перешагнули уже давно и выполнили более половины всех работ. Не обошлось и без сложностей. Место грандиозной стройки было вдоль и поперёк пронизано инженерными сетями: это трубы, линии электропередачи. Их вынос был достаточно трудоёмким процессом.

СЕРГЕЙ ВЕТЮГОВ, начальник строительного управления компании-генерального подрядчика:

«В планах в конце октября – начале ноября пустить движение по левому направлению, то есть машины с Дунайского поднять на уже построенный путепровод, тем самым мы откроем себе путь строительства второго путепровода».

Развязка разгрузит дорожную сеть Московского района, а также выведет транспорт на федеральную трассу М-10. Дорога будет оборудована двумя подземными пешеходными переходами с лифтами для маломобильных граждан, велодорожками и остановками. Также в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» активно идёт работа и по бесплатной замене окон в близлежащих к развязке домах на новые, шумоизоляционные. Александр Букин — один из тех, кто строит Московско-Дунайскую развязку. В профессии он уже давно.

АЛЕКСАНДР БУКИН, технический директор дорожно-строительного предприятия:

«За 20 лет много чего изменилось, поменялись технологии, появилось очень много машин и механизмов, которые облегчили труд рабочего. Появилось очень много современных материалов, поменялась нормативная документация».

На Софийской улице рабочие срезали старое покрытие, переустановили бордюрный камень и заново положили асфальт. По поручению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, при планировании ремонта учитывалось мнение петербуржцев и загруженность магистралей. Рабочие старались не перекрывать движение транспорта, и выполняли работы максимально качественно и быстро.

НИКОЛАЙ ЛИНЧЕНКО, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Вообще, Санкт Петербург в развитии не только в целом строительной отрасли, но и конкретно в развитии дорожной отрасли во многих направлениях является законодателем мод, потому что мы одними из первых внедряли определенные технологии и материалы производства работ».

Дорожное покрытие для Софийской улицы подбирали индивидуально, с учетом климатических условий и интенсивности движения.

ДМИТРИЙ ПОПОВ, руководитель филиала компании – генерального подрядчика:

«Это покрытие уникально, потому что мы использовали новый метод проектирования. Этот метод позволяет нам выбирать именно для этой дороги оптимальный состав из щебня, битума».

И труд дорожников ценят. Лучших наградили в Смольном, по поручению губернатора Александра Беглова. Получая благодарности и почетные грамоты, строители дорог и мостов скромничали. А после торжественной церемонии признались: поедут не отмечать, а работать дальше.

Помимо дорог, впереди ещё одна большая стройка, к которой надо подготовиться основательно. До конца этого года приступят к строительству Большого Смоленского моста, важного и необходимого проекта. Новая переправа через Неву свяжет несколько районов и улучшит транспортную доступность для более чем миллиона петербуржцев.Строительство транспортных развязок и ремонт улично-дорожной сети ведется в Санкт-Петербурге в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Его инициировал Президент Владимир Путин.

Основные цели. Увеличение доли городских автомобильных дорог, соответствующих нормативам по качеству, до 85 процентов, а дорог регионального значения — до 60 процентов к 2030 году. Снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом. Увеличение доли контрактов, предусматривающих использование новых технологий, материалов и технических решений повторного применения — до 80 процентов по сравнению с 2017 годом. Улучшение качества жизни населения.

ВЛАДИМИР ПУТИН, президент РФ:

«Мы уже добились хороших, заметных результатов в обновлении федеральной автодорожной сети, которая соединяет регионы, сшивает пространство нашей огромной страны. Следующим шагом необходимо привести в порядок региональные трассы. В 2024 году, буквально вчера мы об этом вспоминали, не менее 85 процентов дорог в крупнейших агломерациях, а также более половины дорог регионального и муниципального значения должны находиться в нормативном состоянии, то есть стать современными и безопасными».

В этом году на ремонт дорог в Санкт-Петербурге выделили более 12,1 миллиарда рублей. Из них 11 миллиардов — средства городского бюджета, еще один — федеральное софинансирование в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Отремонтировали 200 километров дорог по ста адресам. Самые серьезные по протяженности объекты: Приморское шоссе, Софийская улица, Витебский проспект, Московский проспект. Дорожное полотно также обновлено на Арсенальной, Ушаковской, Пироговской, Выборгской набережных, а также на Приморском проспекте. То есть по правому берегу Невы, от въезда в город до ЗСД, обеспечен практически сквозной беспрепятственный и безопасный проезд.

Оглушительно сигналя клаксонами, первой по новенькому асфальтовому полотну проезжает колонна строительной техники. Благодаря труду дорожников, отмечает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, удалось досрочно открыть участок Шуваловского проспекта.

С этого дня в Петербурге появилась не только новая дорога. Частью трассы стал мост через реку Глухарку. Конструкция из пяти пролетов потребовала сложных инженерных решений.

АЛЕКСАНДР ДЕГТЯРЁВ, руководитель проекта:

«Это заболоченная территория, где необходимо было решать технические проблемы с точки зрения выторфовки высоких вод, для этого понадобилось много песка, поднять насыпь».

Почти полтора километра дороги связали две части Приморского района: Камышовую и Планерную улицы. Эксперты уверены — магистраль избавит развязку на Богатырском от пробок.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Это поручение президента, это национальные проекты, мы его выполняем, и на этом участке строители за полтора года досрочно ввели этот новый участок рабочего движения Шуваловского проспекта».

Благоустройство прилегающей территории — новые стандарты строительства в Петербурге. Это комплексное освещение, велодорожки и защитные экраны. Кроме того, рабочие благоустроили набережную реки Глухарки. Перемены в Приморском районе жители уже оценили.Приморский район — один из самых быстрорастущих в Петербурге. Проживает в нем больше семисот тысяч человек. Вопросы транспортной инфраструктуры, по словам губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, должны соответствовать такому интенсивному развитию. Именно поэтому в адресную инвестиционную программу уже включено проектирование и строительство участка Шуваловского проспекта от Комендантского проспекта до Парашютной улицы. Сдать дорогу должны в 2025 году.

Кронштадтское шоссе станет шире. Реконструкцию начали с сооружения временной теплосети для безопасного переключения жилых домов. Переустроить планируют и водопровод.

АНДРЕЙ КОНОНОВ, глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга:

«Это большая работа. И Президента, и губернатора Санкт-Петербурга, и правительства. У нас сегодня есть уникальная возможность получить современнейшую дорогу в виде Кронштадтского шоссе, Цитадельской дороги и Цитадельского шоссе, получить современнейшие парковочные места, развязку, переложенные буквально все инженерные сети».

Сейчас шоссе двухполосное — по одной в каждом направлении. Но благодаря решению Президента о создании нового туристического кластера «Остров фортов», были выделены средства на развитие улично-дорожной сети Кронштадта. Это повысит транспортную доступность музейного комплекса и облегчит жизнь автомобилистам.

МАКСИМ МОЛЧАНОВ, заместитель директора дирекции транспортного строительства Санкт-Петербурга:

«Протяженность данного участка будет составлять 1,9 км. Данная дорога будет расширена до четырёх полос, по две в каждом направлении. Ширина полосы движения будет составлять три с половиной метра. Будет построено 8 остановок, 4 светофорных объекта, дорога будет полностью освещена».

Вынос и замена коммуникаций — долгий, но очень важный этап. Его своевременное начало позволит избежать аварий в период отопительного сезона, подчеркивают строители.

ЛЕОНИД СКОБЛО, руководитель проекта компании — генерального подрядчика:

«Существующая теплосеть, соответственно, обветшала. Будет произведён её демонтаж, проложена новая сеть. На этот период будет работать временная теплосеть. 14-го числа у нас планируется ограничение дорожного движения. Последующий этап, этап № 2, заключается в том, что мы перекроем движение по Кронштадтскому шоссе и запустим движение по боковому проезду».

После реконструкции пропускная способность Кронштадтского шоссе увеличится до 35 тысяч автомобилей в сутки. По окончании основных работ на участке восстановят нарушенное благоустройство. Сдать объект дорожники планируют в конце следующего года.

Грузовик наполняют асфальтовой смесью. Таким образом, дан старт новому асфальтобетонному заводу. Первому подобному государственному заводу в Ленобласти за полвека. Здесь будут выпускать несколько типов асфальта. Всего – до 150 тонн готовой смеси в час. Новый завод изготавливает асфальт в том числе для дорог, ведущих к садоводствам. Петербург и Ленобласть договорились ремонтировать их вместе. Соглашение подписали в конце минувшего года. Два объекта — Тосненском и Гатчинском районах — уже готовы к эксплуатации. Ещё пять — в работе. Почти все сдадут до конца года.

СТАНИСЛАВ КАЗАРИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Много лет эти дороги находились в ненормативном состоянии. По этим дорогам ездят десятки тысяч жителей Санкт-Петербурга, жителей Ленинградской области. И теперь совместно благодаря программе, которая подписана двумя губернаторами, это всё реализовано. Сегодня мы видим первые результаты».

Обновлён подъезд к деревне Захожье. На дороге длиной около пяти километров заменили асфальт, укрепили обочины и поставили новые знаки. Строители также завершили ремонт шестикилометровой трассы Чаща — Кремено.

АНДРЕЙ ЛЯХ, начальник Управления по развитию садоводств и огородничества Санкт-Петербурга:

«В первую очередь финансируются те дороги, которые идут к садоводствам, где проживают большинство жителей Санкт-Петербурга. Сами они этого построить не могут. Эта дорога порядка 100 миллионов стоит. Сами люди никогда не смогут это сделать, здесь только государство может им помочь».

Совокупно обе трассы обеспечивают подъезд к трём десяткам крупных садоводств, где жители Петербурга и области отдыхают круглый год. До конца декабря новые дороги получат 125 тысяч дачников. Всего до 2025 года совместными силами Петербург и Ленобласть восстановят 85 подъездных дорог — больших и не очень. На общую стоимость 1,3 млрд рублей. Впоследствии проект может быть продолжен.

Поселок «Понтонный». Пересечение Петрозаводского и Лагерного шоссе. Десятки машин вынуждены стоять на железнодорожном переезде, где каждые пять минут проходят грузовые составы. Решить проблему постоянных пробок должна двухуровневая развязка, которую сейчас возводят.

МАКСИМ МОДИН, начальник отдела строительства и реконструкции дорог и дорожных сооружений Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга:

«Объект у нас выполняется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Задача — обеспечить транзит движения жителей Санкт-Петербурга в область и из области — в Санкт-Петербург».

Работы над переездом были самым сложным этапом. Движение поездов и автомобилей не останавливали. Действовать нужно было точно и аккуратно. Поэтому на установку стометрового стального пролета ушло больше двух месяцев. Сейчас объект готов на 70 процентов.

ЯРОСЛАВ ЕРЁМИН, руководитель проекта генеральной подрядной организации:

«На сегодняшний день выполняются строительно-монтажные работы по устройству насыпи четвертого съезда. Также устройство переходной плиты в зоне сопряжения подпорной стены с путепроводом».

Сдать объект планируют в следующем году. В результате Петрозаводское шоссе расширится с двух до четырех – шести полос. Для пешеходов будут построены тротуары и надземный переход протяженностью 23 метра.

В первые годы существования Петербурга мостовые были грунтовые. Мостить дороги камнем начали с 1718-го года, причем обязанность делать это легла на плечи домовладельцев. Им предписывалось мостить улицу перед своим домом на ширину в сажень — это чуть больше двух метров — с ежегодным увеличением площади на два аршина, или 142 сантиметра. Мощение главных улиц закончили в 1787 году, а вот мостовые были деревянными вплоть до начала 19 века. Причем почти все они находились в подтопляемых зонах. В 1924-м году наводнение уничтожило 75% мостовых. Их пришлось отстраивать заново. Еще одним испытанием на прочность для улично-дорожной сети стала Великая Отечественная война. Восстановительные работы длились более десяти лет. Сегодня петербургские улицы и проспекты считаются одними из лучших в стране.

Стройка в чистом поле, к которой сегодня можно попасть лишь по одной дороге к югу от Шушар, — это начало нового пути. Трамвайного — между Купчино и Славянкой. У этого проекта много особенностей и новых решений. Здесь появится самое современное в Петербурге трамвайное депо.

ИЛЬЯ ИВАНОВ, начальник строительства трамвайного депо:

«Территория выделена большая, порядка 115 тысяч кв.м. На данном этапе производятся работы нулевого цикла. Мы сейчас видим, что возводятся фундаменты под производственный корпус. И строится цокольный этаж административно-бытового корпуса».

Депо, пожалуй, самый важный и сложный инфраструктурный объект новой трамвайной линии. Да, локация для строительства очень удобная, изолированная от жилых районов. Но пока приходится обходиться автономными технологиями. Сюда еще не проведены вода, электричество, газ. Всё это появится в ближайшем будущем, плюс многократно возрастет количество персонала.Еще одна особенность — бетон, используемый в строительстве — с повышенным сопротивлением влажности. По уже имеющимся очертаниям фундамента можно понять геометрию будущего депо. И сравнить с планами на схемах.

После открытия движения город получит абсолютно изолированную, то есть не пересекающуюся с другими транспортными потоками трамвайную линию протяженностью 21 километр. От Балканской площади и до Славянки время в пути будет составлять около получаса. А в Шушарах этот путь будет разделяться и охватит сразу два проспекта. Время ожидания трамвая составит 5 минут.

Почти как в метро, без пробок и по четкому расписанию, только под землю спускаться не надо. Напротив, над землёй трамвай будет пересекать железнодорожные пути, Московское шоссе, Витебский проспект и даже Кольцевую автодорогу. Такого еще не было в Петербурге, чтобы трамваи проезжали над КАДом.

СЕРГЕЙ РОДИОНОВ, начальник строительства трамвайной линии:

«Предусмотрено большое количество искусственных сооружений. В большей части они в своем роде уникальны. По своим размерам, объемам, количеству опор, высоте расположения пролетных строений».

Еще один долгожданный объект, по крайней мере, для жителей Васильевского острова — развязка ЗСД в районе Шкиперской развязки. Так выглядят заезды на скоростную магистраль на карте. С намыва — на север и на юг. Первую очередь развязки откроют до конца года.

Строительство Шкиперской развязки началось в 21-м году. Вначале подрядчику пришлось буквально готовить почву для работы. На месте, где сейчас парят дороги, ещё полтора года назад плескалась вода. Для создания достаточно плотного грунта строителям пришлось высыпать 40 тысяч кубометров песка и укрепить берег. И это не все трудности, с которыми столкнулись подрядчики.

ГЕРМАН ВОДЯНОЙ, начальник строительной компании-подрядчика:

«На данной территории был газопровод построен еще в 60-х годах. Его на данный момент переустраивают, в ближайшее время будет переключение на вновь устроенный газопровод».

Кроме устройства насыпей и газопровода, позади — сооружение опор эстакад и монтаж пролётного строения, металлоконструкций, которые кладутся на опоры. Некоторые работы пришлось проводить буквально над водой. Бетонирование пролетных строений уже на стадии завершения. Впереди — асфальтирование, монтаж освещения и шумозащитных экранов.

ГЕРМАН ВОДЯНОЙ, начальник строительной компании-подрядчика:

«В данный момент идет устройство щебеночного покрытия. Заканчиваются работы по омоноличиванию плиты проезжей части. В скором времени там будет устроен бортовой камень, уложен асфальт на бетонное покрытие».

Свой окончательный вид Шкиперская развязка приобретет к 2025 году. К этому времени откроют в общей сложности шесть заездов и выездов. Транспортный узел свяжет между собой не только ЗСД и намыв. Но и Наличную улицу, благодаря продлению Шкиперского протока. В законченном виде развязка позволит не только разгрузить заезды на ЗСД по вечерам и перед выходными, но и добавит новую подъездную дорогу к южной части намывных территорий.

Работы по ремонту улично-дорожной сети шли во всех районах. В Кировском обновили главную магистраль — проспект Стачек. Специалисты привели в порядок участок от Нарвских ворот до Ленинского проспекта. Ремонта там не было больше пяти лет. За это время из-за интенсивного движения на дороге образовались глубокие трещины. Чтобы устранить дефекты, понадобилось свыше 20 тысяч тонн асфальта. Во время работ движение транспорта не закрывали.

Московский проспект тоже радует водителей новым асфальтом. Это одна из самых загруженных городских магистралей. Пропускная способность — 70 тысяч автомобилей в сутки, потому дорожное покрытие должно быть повышенной прочности — из двух слоев, которые специалисты сравнивают с любимыми многими конфетами.

АНТОН МИХАЙЛОВ, главный инженер подрядной организации:

«Каменный материал, как грильяж: нет мелких фракций, есть примерно одинаковые фракции. Битумное вяжущее сцепляет этот материал. Получается, что материал более сопротивляемый к стиранию».

Смеси подбирали по инновационной технологии, с учетом погодных условий и нагрузки на конкретном участке дороги. Гарантия — четыре года.

Ещё один адрес — Витебский проспект. Асфальт меняли на участке протяженностью более 7 километров — от Петербургского шоссе до Окружной железной дороги. Температура асфальта —160 градусов. Специальные укладчики со скоростью три метра в минуту действуют как пресс. Следом двигаются катки, чтобы слой был идеально ровным. Здесь, как и на Московском проспекте, используют систему объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей.

ВИКТОР ПОВХ, руководитель проекта:

«Новый вид асфальта, применяется уже второй год. Больше нагрузка, меньше колейность, лучше будет стоять, держаться».

Благодаря участию в нацпроекте «Безопасные качественные дороги» Санкт-Петербург получает федеральное финансирование. Эти средства направляют на строительство новых магистралей и транспортных развязок. То, без чего невозможно представить современный, динамично развивающийся мегаполис.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В рамках корректировки бюджета мы нарастили финансирование крупных проектов, которых ждут петербуржцы. Это позволит в 2023 году открыть развязку ЗСД в районе Шкиперского протока, в 2024 году достроить Московско-Дунайскую развязку. В 2024 году ввести Витебскую развязку. Таким образом, завершить первый этап создания Широтной магистрали скоростного движения».

В этом году в Санкт-Петербурге отремонтировали рекордное число улиц. Поэтому специалисты уверены: к 2024 году главный показатель исполнения нацпроекта будет достигнут. 85 процентов дорог в городе приведут в нормативное состояние.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Санкт-Петербург успешно выполняет нацпроект «Безопасные качественные дороги». Перед городом стоит задача — привести в нормативное состояние абсолютное большинство магистралей. Пристальное внимание уделяют качеству. Асфальтовое покрытие должно служить как можно дольше. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».