Первая учительница – это особенный человек в жизни каждого из нас. Не только потому, что учит читать и писать, но и дает жизненные уроки. Поддержка педагогов — важная задача, и ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем.


Выстрел пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости — в честь учителей. Пятого октября они отметили профессиональный праздник. Залп дали директор школы № 210 Центрального района Татьяна Максимчик и одиннадцатиклассник Мирослав Иванович. Как отметили канониры, впервые в истории из пушки Петропавловской крепости стрелял школьник.

ТАТЬЯНА МАКСИМЧИК, директор школы № 210 Центрального района:

«На самом деле, это не работа, это служба. Мы служим настоящему и будущему. Я очень рада, что сегодня половина мира вспоминает тех, кто даёт дорогу в жизнь. Я всегда детям желаю найти себя в будущем. У нас прекрасная страна, у нас очень много возможностей».

Пятнадцати педагогам впервые присвоены новые почетные звания: «Заслуженный учитель Санкт-Петербурга» и «Заслуженный работник просвещения Санкт-Петербурга». В БКЗ «Октябрьский» эти награды получили сотрудники школ, детских садов, организаций дополнительного образования.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Петербургские учителя начали получать почетные звания «Заслуженный работник просвещения Санкт-Петербурга» и «Заслуженный учитель Санкт-Петербурга». Это знак признания городом и государством ваших заслуг. Огромное вам спасибо! От лица всех петербуржцев за терпение и ответственность, за профессионализм, силу духа и любовь к Родине. Особые слова благодарности тем, кто помогает возрождать образование в новых регионах России. Еще раз поздравляю с Днем учителя! Здоровья вам, новых достижений и талантливых учеников!»

Почетного звания «Заслуженный учитель Санкт-Петербурга» удостоена Татьяна Иванова. В 540-й гимназии Приморского района она преподает русский язык и литературу.

ТАТЬЯНА ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 540 Приморского района, заслуженный учитель Санкт-Петербурга:

«То, что наш труд признан на уровне губернатора, правительства города, это очень ценно, важно. Мотивирует, позволяет сохранять задор, настрой, желание развиваться, творить. Я бы хотела выразить благодарность правительству Санкт-Петербурга за такую высокую оценку труда». 

Стать учителем — ее детская мечта. И она осуществилась. На выбор профессии, как это часто бывает, повлиял пример любимого школьного педагога, который не только давал знания, но и учил нравственности, состраданию, доброте. Теперь это и ее миссия.

ТАТЬЯНА ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 540 Приморского района, заслуженный учитель Санкт-Петербурга:

«Я понимаю, что родители доверяют мне самое дорогое — своих детей. И всегда помню о своей ответственности за эти живые души, которые смотрят на тебя сначала распахнутыми глазами, потом изучающе. И понимаю, что и как я говорю, какие упражнения подбираю. Это все формирует личность. Может быть, это прозвучит пафосно, на самом деле это так и есть, миссия учителя — это формирование будущего. Мы создаем будущее».

Татьяна Владимировна и сама постоянно учится, в том числе у детей. Признается: современное поколение более открытое и независимое. Каждый ученик – личность со своим уникальным внутренним миром. А урок — это разговор на равных. Благодаря непринужденной атмосфере, ребята не боятся высказывать свое мнение и делать ошибки. Эти качества пригодятся им и во взрослой жизни.

Почти три тысячи лет общего педагогического стажа. Это про тех, кого по поручению губернатора Александра Беглова пригласили в Мариинский дворец. Торжественный приём в Белом зале устроили 19-ти династиям учителей. В Год педагога и наставника, объявленный Президентом России, такая преемственность поколений особенно важна и почётна.

ЛЮДМИЛА ФЛОРЕНКОВА, директор школы № 323 Невского района Санкт-Петербурга:

«78 лет общего стажа. Нас сейчас двое, но на самом деле нас трое — есть ещё моя дочь, которая сейчас находится в Москве на форуме классных руководителей. И мой внук Александр. Мы работаем все в одной школе, все филологи».

АЛЕКСАНДР ГУДКОВСКИЙ, учитель русского языка и литературы школы № 323 Невского района Санкт-Петербурга:

«Было очень интересное решение пойти именно в педагогический институт. Это было для меня, кажется, более неожиданным, чем для моей семьи, потому что моя мама и моя бабушка как раз, кажется, думали, что я пойду по их стопам. А я до последнего сомневался. И когда уже попал в университет, понял, что мне действительно интересно этим заниматься».

Поздравляя педагогов с профессиональным праздником, председатель Законодательного собрания Александр Бельский и вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина — она, кстати, тоже принадлежит к династии учителей — вспоминали и свои школьные годы чудесные.

АЛЕКСАНДР БЕЛЬСКИЙ, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Уже начиналась демократия в 1980-х годах, нам разрешили выбирать, какой изучать иностранный язык. Я пришёл домой и спросил у мамы: «Ты какой язык учила?» Она говорит: «Немецкий». Папе говорю: «А ты какой?». Английский. Я пришёл и сказал: «А я буду учить французский»».

ИРИНА ПОТЕХИНА, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Мы же понимаем, что школа — это не стены. Школа — это педагог. И если в этом году ввели 24 школы, то в эти школы кто-то должен был прийти, вдохнуть жизнь. Мы поэтому хотели в том числе и вас спросить, как приходят в школу, как формируется, в какой момент ребёнок понимает, что он хочет стать учителем».

Учителей поздравляли не только на Земле. В своем обращении с борта станции МКС российские космонавты выразили благодарность и уважение педагогам, отметив, насколько важна их профессия для страны. А в петербургском Политехническом университете Петра Великого в честь праздника погасили художественный конверт почты России. На нём изображён пеликан — логотип Года педагога и наставника.

АНДРЕЙ РУДСКОЙ, академик РАН, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:

«Это было обдуманно, именно в День учителя, да ещё и в Год учителя и наставника торжественно погасить в стенах ведущего по масштабу – 36 000 студентов – и по направлениям подготовки инженерного вуза России, из стен которого вышли, кстати, десятки тысяч учителей».

Национальный проект «Образование» реализуется в Санкт-Петербурге с 2019 года по инициативе Президента Владимира Путина. Его основные цели: вхождение Российской Федерации в число 10-ти ведущих стран мира по качеству общего образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью до 15 процентов.

В рамках национального проекта в Санкт-Петербурге строят и модернизируют школы, внедряются новые методики и технологии преподавания, а педагоги получают возможности для развития и обучения на протяжении всей своей профессиональной деятельности.

ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент России:

«Будущее страны, так же как и всего человечества, связано с экономикой знаний. Знания приобретают, приобрели уже в современном мире первостепенное значение с точки зрения эффективности и конкурентоспособности государства. А все знания начинаются с учителя. Он является источником знаний для детей, а значит, и для будущих инженеров, будущих учёных и так далее. Поэтому это имеет фундаментальное значение для будущего страны».

Всю свою жизнь она посвятила обучению и воспитанию юных ленинградцев. Блокадной учительнице, Почётному гражданину Санкт-Петербурга Надежде Строгоновой исполнилось 103 года. Ей признательно не одно поколение ленинградских и петербургских школьников. Но и она многих помнит поименно.

НАДЕЖДА СТРОГОНОВА, почётный гражданин Санкт-Петербурга:

«С 1967 года у меня есть группа учеников, с которыми я до сего времени, больше пятидесяти лет, продолжаю встречи. Они ко мне приходят. В эту субботу у нас встреча всех».

Наверное, самые особенные дети были в блокадных классах. Детский дом, организованный при школе, сохранял жизнь страдающим от голода ленинградцам. Надежда Строгонова отправила в эвакуацию более 600 своих учеников. Сама чудом уцелела от прямого попадания бомбы в здание школы. Сколько ещё испытаний выдержала она за 103 года! Любовь к детям, к своим ученикам помогает ей и сегодня чувствовать себя хорошо.

НАДЕЖДА СТРОГОНОВА, почётный гражданин Санкт-Петербурга:

«Нужно твердо помнить, что профессия педагога — это самое главное для всех абсолютно государств. То, чему научит педагог, так и будет развиваться наша Родина, так и будет развиваться ее мощь и уважение».

А для всех петербургских педагогов Надежда Строгонова является примером Учителя с большой буквы. Это вообще один из главных принципов петербургского образования — бережно сохранять традиции и при этом поддерживать новаторов. Не случайно петербургские учителя получили признание на всероссийском уровне. Вышли в полуфинал проекта «Классная тема». Его цель — представить самых ярких педагогов и поддержать престиж важнейшей профессии будущего. Одна из полуфиналистов — Клавдия Бабкина.

На своих уроках учитель биологии Клавдия Бабкина рассказывает о самом сложном простым языком. И, конечно, показывает на практике. Нарезать тонкими пластами картофель или лист традесканции — ну как тут не представить себя ученым? «Потрогать и пощупать» — профессиональное кредо Клавдии Бабкиной. Вот уже 14 лет она делает уроки биологии интересным и яркими.

КЛАВДИЯ БАБКИНА, учитель биологии средней школы № 10 Василеостровского района Санкт-Петербурга:

«Картинку рафинированную в учебнике видишь — это одна история. А когда понимаешь, что это реально по-другому, все гораздо интереснее и сложнее, а, главное, ты можешь сам сделать препарат, сам можешь увидеть, настроить микроскоп — это совсем другой опыт. Это важно».

Из чего состоит атом и как при помощи растворов получить новое вещество? Со сложными темами и лабораторными работами ученики 223-й школы справляются легко. Всё потому что преподаватель химии Борис Покровский уделяет наглядным примерам особое внимание. Важным считает не только то, что рассказывать о галогенах, молекулах и изотопах, но и какую подачу выбирать.

В детстве, рассказывает учитель, родные в шутку называли его «профессор». Тяга к естественным наукам определила весь жизненный путь. Борис Покровский предан профессии уже больше 30 лет. А харизма и нетривиальный взгляд на предмет помогли ему стать полуфиналистом федерального конкурса «Классная тема!». Из семи тысяч кандидатов со всей страны были отобраны 35 участников. Они боролись за выход в финал. Провести урок так, чтобы увлечь не только детей, но и взрослых — задача не из простых. Особенно когда вместо школьного класса перед тобой — камеры, софиты и многотысячная интернет-аудитория.

БОРИС ПОКРОВСКИЙ, учитель химии средней общеобразовательной школы № 223 Кировского района Санкт-Петербурга:

«Проект мне понравился чем — он позволяет посмотреть на себя с другой стороны, когда ты не просто даешь предмет, а как ты его даешь. Я бы не состоялся как учитель, если бы не мои коллеги. Я бы вообще ничего не стоил, если бы не мои ученики. Поэтому это такая большая общая заслуга».

Преподаватель истории и обществознания Президентского физико-математического лицея № 239 Евгений Румянцев представлял Санкт-Петербург на конкурсе «Учитель года России». В его классе — лес рук и нет свободных мест. Никто из учеников и не помышляет прогуливать. Для них это, как пропустить эпизод любимого сериала и не узнать, как Хлодвиг завоевал и объединил земли франков. В арсенале учителя не только игровые приемы. Иногда уроки проходят прямо на улице. Здания и памятники Петербурга, говорит педагог, самые лучшие «живые» иллюстрации учебника истории.

ЕВГЕНИЙ РУМЯНЦЕВ, учитель истории и обществознания Президентского физико-математического лицея № 239:

«Мы же живем в городе-музее. Школа в центре находится. Вышел — и ты в музее. Школа — музей на самом деле. Здание старое, история богатая. Пожалуйста, рассказывай. На улицу вышел — на улице рассказывай. Проходим петровское время — вышел и рассказывай. Мы в петровском мире сейчас находимся».

А вот чтобы  окунуться в более древние времена, Евгений Александрович водит школьников в походы. Остатки прошлых цивилизаций, обычаи и традиции местных жителей и не только. Северный Кавказ, Кольский полуостров, Карелия, Южный Урал, Алтай, Камчатка, Сахалин. Вот уже больше 10 лет Евгений Румянцев руководит туристским клубом, который, к слову, работает в лицее с 1964 года. У истоков стоял учитель математики Михаил Житомирский. В его кабинете сотни значков — это города, в которых он побывал вместе со своими учениками. Говорит, походы — это не только образовательный процесс.

МИХАИЛ ЖИТОМИРСКИЙ, учитель математики, заместитель директора по учебной работе Президентского физико-математического лицея № 239:

«Им приходится самим себе заботиться и о других – для становления личности, для умения дружить. А это, я считают, намного важнее, чем знания, которые мы получаем здесь. Надо уметь дружить. Это, конечно, очень важно».

В системе образования Санкт-Петербурга заняты 123 694 горожан. Из них 36 232 человека — школьные учителя. Правительство делает все, чтобы они работали в современных, хорошо оборудованных зданиях. Только в этом году в городе открылись 24 новые школы. Из них 8 — в рамках нацпроекта «Образование». При поддержке губернатора в учреждениях создаются лаборатории предпрофессиональной подготовки. На проект уже выделили 2,5 миллиарда рублей. Мастерские и лаборатории открыты в 154 школах.

Ученики 104-й школы, как, впрочем, и многие родители, не сразу догадались, что современная, технологичная образовательная площадка, которая открылась в этом году, на самом деле — исторический памятник. До революции здесь располагались мастерские автомобильного завода, а потом на протяжении многих лет были цеха по сбору двигателей разного назначения, в том числе авиационных.

ВАЛЕРИЯ БЕЛЯКОВА, учитель физической культуры школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Когда я занималась, когда училась в школе, было тесно, потолки низкие. Друг на дружку залезали иногда. Тут высокие потолки. Хороший свет и самое главное — идет хорошая вентиляция».

При реконструкции зданию вернули его исторический вид. Это световые окна на крыше, так называемые фонари, и оконные проемы, занимающие большую часть стены. Внутри современная отделка, комфортная мебель, интерактивные доски.

АННА РОМАНОВА, заместитель директора школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Дети с удовольствием бегут в просторные светлые кабинеты, оснащенные школьной атрибутикой и целым комплексом технических средств. В просторных цехах этого завода наши воспитанники имеют возможность развивать свои физические способности в спортивном зале, бассейне, а творческие — в специализированных кабинетах музыки, изобразительного искусства и в этом прекрасном актовом зале».

С гордостью и трепетом относятся к своему учебному заведению педагоги и ученики 209-й Павловской гимназии. До площади Восстания пешком меньше 5 минут. 225 лет назад на этом месте построили здание Павловского института благородных девиц. И два века спустя здесь растят воспитанных, разносторонне развитых учеников.

Ученица Анастасия Изотова в костюме «павлушки» — воспитанницы того самого института благородных девиц — проводит экскурсию по гимназии. Когда-то в этом зале бывали первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, поэт Николай Гумилев, известный юрист Анатолий Кони. Каждый уголок школы погружает в историю родного города и страны.

ДМИТРИЙ ЕФИМОВ, директор гимназии № 209 «Павловская гимназия»:

«Мы находимся в историческом центре бывшей имперской столицы Российской Империи. И благодаря тому, что сделали наши предки в имперский период, очень много ценностей, смыслов мы можем ретранслировать для наших детей».

Здесь, конечно, есть и музей. Среди экспонатов — реконструированные костюмы императора Павла, основателя гимназии. А вместе с родителями в школе запустили специальный проект — теперь у каждого ребёнка на руках уникальный дневник — не только для оценок.

ОКСАНА ИЛЬМАСТ, автор идеи создания дневника гимназии № 209:

«Исторические статьи об известных личностях, которые обучались в стенах нашей гимназии, о важных датах в жизни нашей страны. Мы попытались все это собрать, чтобы детям было интересно, и у них осталась уникальная память в виде такого дневника».

Несмотря на обилие технологий 21-го века, верной традициям остаётся Нина Александровна. Транскрипцию английских слов пишет мелом, а оценки в журнале  предпочитает выставлять от руки. У учительницы Павловской гимназии — семейная династия. Муж и сын — тоже педагоги. Любимой профессии она посвятила почти полвека, и ни дня в своём выборе не сомневалась.

НИНА ЧЕРНОВА, учитель английского языка гимназии № 209:

«Чтобы получать удовольствие от этой профессии, детей надо любить. Мне всегда везло. Классное руководство — у меня были замечательные дети. В группе у меня всегда были дети, которые всегда чего-то хотели, делали и слушали».

Значительные изменения с прошлого века претерпел инструментарий педагога. Вот, например, вместо глобуса на уроке географии — аппаратура для наблюдения за спутниками и циклонами. Учитель 777-й школы Андрей Дорожков в работе именно практику ставит на первое место.

АНДРЕЙ ДОРОЖКОВ, учитель географии инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга:

«Каждую минуту тебя ждёт что-то невероятное. Какой вопрос зададут или что сделают. И тебе нужно настолько было сориентироваться в ситуации, чтобы правильно и доступно ответить этому ребенку».

«Не жди будущего создавай его сам» — это слоган 93-й школы Пушкинского района. И действительно, здесь ученики сами снимают видеорепортажи, устраивают шахматные турниры, на уроках физики выращивают кристаллы. Как говорят преподаватели, ребенок учится тогда, когда делает что-то сам. Поэтому особое внимание на уроках уделяют практике. Например, в классе химии ребята могут самостоятельно проводить эксперименты.

ВИКТОРИЯ ГОЛОВНИНА, учитель химии и биологии школы № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга:

«У каждого есть возможность отработать правильность выполнения опыта, технически правильно, потому что на экзамене отдельная оценка выставляется еще за технику выполнения. То есть, с какой стороны нужно взять пробирку, как правильно поместить препарат в пробирку, как правильно смешать».

В классе биологии главный помощник учителя — микроскоп. Новый, современный, электронный. Можно без труда рассмотреть инфузорию-туфельку или жало пчелы. Еще есть агро-класс, где дети учатся выращивать цветы. Возможно, после таких уроков кто-то захочет стать ландшафтным дизайнером. В соседнем кабинете готовят будущих журналистов, филологов и лингвистов.

День в школе полон активностей. Поэтому, важно, чтобы было место психологической разгрузке. Для этого в учебном заведении открыта сенсорная комната. Здесь дети могут послушать звуки дождя и поделиться своим настроением с психологом.

Для начинающих педагогов в школе тоже проводят психологические тренинги и консультации, где специалисты объясняют, как удержать внимание детей на уроке, как сохранить мотивацию и как найти подход к сложному ребенку. Ведь ежедневная работа педагога — это колоссальный вклад в развитие юных петербуржцев. И большинство из нас благодарность учителям проносит через всю жизнь.

Петербургская школа идет в ногу со временем, сохраняя лучшие практики прошлых лет. Это мир, в котором важен каждый ребенок, все направлено на развитие талантов и способностей учеников. Неслучайно образование — одна из самых существенных статей расходов городского бюджета. На поддержку школ в следующем году планируют выделить более 270 миллиардов рублей.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Россия всегда славилась и гордилась учителями. По решению Президента, этот год объявлен Годом педагога и наставника. Потому что, как говорит наш Президент, от педагога зависит устойчивость, стабильность и, главное, будущее нашего государства. В системе образования нашего государства 36,5 тысяч школьных учителей. Из года в год вы подтверждаете, что петербургская школа — лучшая в стране».

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание строительству и модернизации школ. Благодаря современным технологиям преподавание химии, физики, биологии, литературы выходит на качественно новый уровень. А педагоги имеют возможность внедрять авторские методики. Создать все условия для профессионального роста учителей — вот главная задача. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем».