Иногда нам кажется, что тайны нас окружают буквально на каждом шагу. И сама действительность подтверждает это на каждом шагу! Вот, например, часто говорят: Петербург — один из самых умышленных, мистических и странных городов, когда-либо созданных за всю историю человеческой цивилизации. И это действительно так! Достаточно повнимательнее посмотреть на  фасады старых петербургских домов, и вам откроется абсолютно другая – невероятная, таинственная, мистическая вселенная знаков и символов, отображенных на них. Вселенная, по сравнению с которой мир Гарри Поттера с его дементорами, Волан-де-Мортом и слугами покажется доброй детской сказкой. А кто их нарисовал? Зачем? Что он хотел сказать этим? Или, быть может, о чём-то предупредить? Об этом мы сейчас и расскажем в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны»!


Даже, как писал Бродский, не выходя из комнаты и точно без ошибки, просто посмотрев на карту Петербурга, уже можно заметить какие-то черты сакральной геометрии, по законам которой строился этот город. Вот, например, равносторонний треугольник, повторяющий масонский знак Лучезарной Дельты. Он чётко и математически выверено повторяется, если соединить три главных точки в самом сердце Петербурга: Александрийский столп на Дворцовой площади, Исаакиевский собор и, наконец, Казанский собор. Точь-в-точь всевидящее око великого строителя вселенной. Что это? Масоны в городе или город, созданный масонами. Да что там говорить про карту! На фронтоне Казанского собора мы видим этот божий глаз – явная отсылка к масонским тайнам. Ничего удивительного, если знать, что архитектор Казанского собора Андрей Воронихин тоже был масоном и строил Казанский собор по образу и подобию собора Святого Петра в Ватикане. Найдите, что называется, 10 отличий. А сам знак был заимствован масонами из других культур ещё задолго до появления масонства. В качестве примера приведём картину Якопо Понтормо «Ужин в Эммаусе», написанную в 1525 году. Она была написана еще в то время, когда масонов не было и в помине. Они появятся только спустя два века. А уж если быть точным – основа этого знака берёт своё начало с эпохи древнего Египта. Таким образом обозначался знак бога Гора. Око бога Гора символизирует огонь и свет, защищает всё и вся, что стоит за ним. Да хранит вас Бог Гор, да укроет от тьмы и зла и даст Вам спасение и обретение вечной истины жизни.

Так что масоны масонами, но всё это отголоски древних культур и цивилизаций. Обычная архитектурная цитата и никакой мистики. Те же американцы додумались взять этот знак себе на долларовую купюру! Но, может быть, больше загадок мы найдём вот здесь, на Каменноостровском проспекте, 3. Это дом Лидваля. Здесь ты как будто действительно попадаешь в какой-то таинственный и загадочный лес с непроходимой чащей, мухоморами, зверьми, совами… Не хватает только бабы Яги! Но самое важное – это особая отделка этого дома. Здесь использована технология так называемого горшечного камня, когда его ровная поверхность намеренно покрывается выбоинами, сколами, мелкими круглыми точками, образующими такую как бы рябь на граните. И что самое удивительное – в лесах Карельского перешейка до сих пор можно увидеть такие камни с вырубленными чашевидными метками. Вот посмотрите… Это магические знаки, которые связаны с культом поминовения мертвых у древних жителей территории нынешней Карелии и Финляндии. Естественная или рукотворная выемка на гранитном валуне считается как след ноги или руки великана Хийси. В финно-угорской мифологии Хийси – это дух леса, призрак великана. Вода из этих углублений считалась целебной. И вот ровно этот рисунок Лидваль и перенёс на цоколь своего дома. А мухоморы, звери, летучие мыши – это всё отголоски северного модерна. Модерн-то какой – северный! А на севере у нас что? Леса, болота, мухоморы… Или, говоря языком специалистов, элементы и мотивы растительного и животного мира в архитектуре модерна. Одним словом, целый эпос Калевала на одном фасаде!

Ну, и уж совсем банально расшифровывается паук на ограде балкона этого дома. Страшный паук, олицетворяющий темные силы. Разглядеть дьявола в деталях можно на решетках балкона. Но на самом деле это просто железная паутина, а паук – это символ ткацкого и прядильного дела. А бизнес семьи Лидваль во многом был  связан со швейным ремеслом.

Но давайте продолжим наше путешествие по мистическому миру петербургских фасадов. И, конечно же, нас ждёт дом на углу Садовой и Вознесенского архитектора Лишневского. Того самого, который любил размещать на своих домах Мефистофелей. Вот здесь действительно и химеры, и грифоны, и совы. И не поймёшь, то ли это перенесённый какой-то мистической силой сюда из Парижа собор Нотр-Дам-де-пари, то ли это фрагмент культового фильма по повести Гоголя «Вий».

Но мистики здесь нет никакой. Просто был архитектурный конкурс, который проводили власти столицы на строительство дома городских учреждений. И Лишневский то ли в шутку, то ли из-за того, что хотел эпатировать публику, предложил этот проект дома в готическом стиле. И самое удивительное, что члены архитектурной комиссии поддержали этот проект. Почему? Казённый дом с ведомственными учреждениями, а тут – химеры и грифоны! Ответ очень простой: потому что тогда это было модно, то есть, извините за сленг, Лишневский хотел просто хайпануть на этом популярном тренде столичной архитектуры, а комиссия на конкурсе его с удовольствием поддержала. И никакой тайны и мистики тут нет.

И это мы вам рассказали лишь о нескольких адресах с мистическими знаками на фасадах. А всего в нашем городе более 15 тысяч исторических домов. И представляете, сколько на них можно обнаружить тайных знаков и символов, которые ждут своей разгадки! И мы обязательно когда-нибудь их все исследуем. И обо всех расскажем в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны». Когда-нибудь. Уже в следующем веке.