Экология в большом городе – какая она? Об этом много говорят и спорят. Но Петербург определил: экологическая безопасность – одна из стратегических целей и главных задач. И она находится под особым, губернаторским контролем.


Несанкционированные свалки, которые образуются стихийно – проблема любого мегаполиса мира. Вот Невский район Петербурга. Еще летом это место активно обсуждали в социальных сетях. Подвойского, 16. Свалка выросла за несколько дней. Здесь кто-то решил устроить настоящий могильник под открытым небом, свалив груду костей животных. Люди в комментариях делились историями и о свалке покрышек на этой площадке, которую ликвидировали ранее. И вот опять. На этот раз классика – строительный и бытовой мусор вперемешку. Запахи соответствующие.

АНДРЕЙ КУКИН, начальник отдела благоустройства и обогащения с отходами администрации Невского района:

«В настоящий момент по данному адресу правоохранительными органами проводится проверка. Зафиксированы факты сброса, зафиксирован автотранспорт, который был использован. Сейчас сотрудники органов внутренних дел проводят проверку. В качестве профилактики там установлены камеры видеонаблюдения».

Ответственность за несанкционированное складирование мусора предусматривает штрафы, а недавно принятое ужесточение позволяет изымать транспортное средство, с помощью которого  было совершено данное деяние. То есть частным извозчикам есть над чем задуматься, прежде чем принимать участие в подобных авантюрах. Что же касается этой свалки, то параллельно проверке, которую проводят правоохранительные органы, силами администрации мусор будет убран в течение пяти дней. А организациям, находящимся по периметру данной площадки, вероятно, стоит задуматься об ограничении на неё доступа посторонних. Ведь работать в таких условиях и неприятно, и неудобно.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В 2022 году стартовала реформа по обращению с отходами. Напомню, что основная ее задача – утилизация мусора, к которой на протяжении многих лет никто не приступал. Мы начали чистить город во всех смыслах. Как от мусора, так и от недобросовестных подрядчиков. «Невский экологический оператор», созданный городом и областью, провел полную инвентаризацию площадок сбора мусора и контейнеров. Наладил контроль за маршрутами вывоза. Каждая машина теперь отслеживается системами навигации. Вместе с Ленинградской областью сформировали и утвердили единую концепцию обращения с отходами. Она не допускает сжигания или захоронения мусора в черте города. Составили новую территориальную схему обращения с отходами. С ее помощью ведём расчет мощностей для новых сортировочных и перерабатывающих предприятий».

Более чем в два с половиной раза Петербург наращивает объемы закупки природоохранной техники. На это выделено 1,5 миллиарда рублей. 25 автоматических станций контроля воздуха будут обновлены за ближайшие три года. В 2022-м модернизированы 5 котельных, которые ранее работали на неэкологичных видах топлива. До конца 2023-го все городские котельные будут переведены на газ или электричество. В рамках национального проекта «Экология» в прошлом году в Петербурге стартовала реформа по обращению с отходами. Более 7 тысяч оборудованных площадок для сбора мусора появились в городе. Их количество увеличилось в полтора раза.

Реализация экологической политики современного Петербурга проходит в рамках национального проекта «Экология». Вот его главные инициативы: ликвидация свалок, утилизация и переработка мусора, обезвреживание опасных отходов, чистый воздух, оздоровление Волги, сохранение озера Байкал, сохранение рек и озер, национальные парки и заповедники (по нацпроекту восстанавливают численность редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных), сохранение лесов (площадь ежегодных посадок леса будет равна площади вырубленных и погибших лесов).

ВЛАДИМИР ПУТИН, президент Российской Федерации:

«Мы уже приняли решение продлить до 2030 года проект «Чистый воздух», цель которого – оздоровить экологическую ситуацию в крупнейших индустриальных центрах. Обращаю внимание и промышленных компаний, и региональных, местных органов власти: задача существенно снизить вредные выбросы с повестки дня не снимается. Добавлю, что мы неплохо продвинулись в реформировании отрасли по обращению с отходами. Наращиваем мощности по переработке и сортировке, чтобы перейти к экономике замкнутого цикла. В приоритете – дальнейшая ликвидация старых мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда. Прошу Правительство совместно с регионами уже сейчас подготовить перечень тех объектов накопленного вреда. Прошу правительство вместе с регионами уже сейчас подготовить перечень тех объектов, которые будут ликвидироваться после завершения действующей программы. Продолжим и оздоровление уникальных водных объектов, включая Байкал и Волгу, а в среднесрочной перспективе распространим эту работу на такие наши реки, как Дон, Кама, Иртыш, Урал, Терек, Волхов и Нева, озеро Ильмень. Нельзя забывать и о наших средних и малых реках. Обращаю на это внимание всех уровней власти».

В Петербурге в рамках нацпроекта «Экология» в каждом районе города есть стационарные экопункты. Работают экомобили. А еще на берегах Невы лучшая система сбора опасных отходов. Показатели в десять раз лучше, чем в других регионах страны. Система постоянно развивается. Начался прием просроченных лекарственных средств.

Мусор категории А — неопасный. В основном это упаковки от инструментов, бумага и все, что не соприкасается  с пациентом. Эту категорию можно вывозить на обычный полигон. Отходы Б и В могут содержать инфекционный компонент. Это не только иглы, маски и перчатки, но и даже упаковка от кефира, если она принадлежала больному из стационара.

АННА БЕЛОГЛАЗОВА, начальник отдела охраны окружающей среды клинической инфекционной больницы имени С. П. Боткина:

«Медицинские отходы класса Б и В различаются в зависимости от группы патогенности микроорганизмов, которыми они заражены. Если это группа патогенности 3 и 4, то это медицинские отходы класса Б. Если 1 и 2, то медицинские отходы класса В».

сТо есть к классу Б можно отнести, например, ОРВИ, а к классу В – ковид. И если первые можно вывозить за территорию для дальнейшего обеззараживания специальными службами, В – могут покинуть больницу только после обработки. В больнице имени Боткина отдельные участки для проведения подобных работ существовали всегда, а в ковидный 2020 год мощности пришлось увеличить и построить дополнительное здание.

АННА БЕЛОГЛАЗОВА, начальник отдела охраны окружающей среды клинической инфекционной больницы имени С. П. Боткина:

«С приходом ковида все изменилось, мы практически все «покраснели», все было в отходах класса В. Динамика общая на увеличение количества отходов. Это, прежде всего, связано с использованием средств индивидуальной защиты персонала: комбинезоны, маски, перчатки, шапочки».

Если в 2019 году отходов класса В было 35 тонн в год, то в 2022 эта цифра выросла до 405-ти. Содержимое всех мусорных контейнеров сначала обеззараживают насыщенным паром под давлением, а затем отправляют в шредер, чтобы они точно не использовались повторно. Через систему проходит около тонны отходов в день. Причем правильно обрабатывать необходимо даже телевизоры и холодильники. Казалось бы, оргтехника. Но раз она находится в больнице, может быть потенциально опасна.

Даже после обезвреживания вывести отходы за территорию больницы непросто, так как они не относятся к твердым коммунальным. «Невский экологический оператор» их не вывозит. Значит, каждая больница должна самостоятельно искать подрядную организацию для вывоза отходов на полигон.

Телефоны, магнитофоны, пылесосы, игрушки и счетчики электроэнергии. До 500 килограммов бытовой техники ежедневно попадает сюда из городских экопунктов. На переработку принимают электронику в любом состоянии. В начале для удобства ее сортируют в зависимости от типа и габаритов. Потом каждое устройство разделяют на отдельные детали – фракции.

За одну смену работник участка по переработке бытовой техники может разобрать, к примеру, 45 компьютеров или 12 принтеров. Очень важно правильно подготовить материал для его повторного использования. Например, после сортировки пластик не должен содержать металлические или стеклянные элементы. А если для вторичного производства необходимо измельченное сырье, то для этого есть дробильная машина.

Затем смесь из разных видов пластика передают на завод-производитель. Там из чистого отсортированного материала прессуют низкотехнологичные пластмассовые изделия: расчески, вешалки для одежды и подоконники. Такой же путь через дробилку проходят печатные платы, чтобы после из порошка отсеять нужные для вторичного производства металлы, в том числе драгоценные.

КОНСТАНТИН ЯНИН, начальник отдела по обращению с опасными отходами СПб ГУП «Экострой»:

«С тонны техники получается в среднем 3 грамма золота, 300 грамм серебра, но может быть больше – до 700. Может быть платина, палладий».

Также на переработку принимают ртутные приборы: термометры, барометры и манометры старого типа, компактные и трубчатые люминесцентные лампы. Их больше всего – в день поступает по 100 килограммов.

ЮЛИЯ САМСОНЕНКО, заместитель генерального директора по обеспечению радиационной и химической безопасности СПб ГУП «Экострой»:

«Люминесцентная лампа помещается в узел загрузки, далее по транспортировочному шнеку она поступает в барабанный грохот, где происходит разделение стеклянной и металлической части. Таким образом, алюминиевые цоколи собираются отдельно в приемную бочку-накопитель. А стекло едет дальше».

Внутри установки мелкодисперсный порошок, который содержит ртуть. На выходе получается три фракции: люминофор, стекло и алюминиевые цоколи. Последние две совершенно безвредны и готовы к повторному использованию.

ЮЛИЯ САМСОНЕНКО, заместитель генерального директора по обеспечению радиационной и химической безопасности СПб ГУП «Экострой»:

«Стекло можно использовать в дальнейшем производителями, например, при изготовлении пеностекла, для подсыпки дорог, а также спокойно размещать на полигоне».

Отдельно собранный люминофор отправляется на следующий цикл обезвреживания – на термическую обработку. После полного цикла переработки из 1,5 тысяч люминесцентных ламп получается 100 мл чистой ртути, которая потом может использоваться в машиностроении, химической промышленности и атомной энергетике. А также в изготовлении ртутных измерительных приборов.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В этом году переходим к массовому раздельному сбору отходов. В полтора раза увеличили количество оборудованных площадок. Сегодня их уже более 7 тысяч – это четвёртая часть всего объёма. В общей сложности за прошлый год на утилизацию было передано 720 тонн вторсырья. Следующий шаг – создание современной инфраструктуры переработки. Сейчас используем совместно с Ленинградской областью 7 сортировочных комплексов. В декабре начали пуско-наладочные работы на модернизированном комплексе на Волхонском шоссе. К 2025 году планируем ввести в эксплуатацию ещё 5 современных комплексов. Это позволит нам добиться 100% переработки ТКО до 2030 года, в соответствии с поручением Президента. Уже сегодня уровень переработки повышен в полтора раза: 29,6% в 2021 году, 44,1 % в 2022».

В Советском Союзе сбор отходов был частью повседневной культуры. Перед гражданами СССР ставили задачу максимально полезно использовать любой допустимый для переработки ресурс. Каждый школьник знал, что 20 килограммов макулатуры спасают одно дерево. За активное участие в мероприятиях по сбору сырья для переработки дети получали подарки, грамоты, путевки в пионерские лагеря, а их родители – талоны, позволявшие приобрести редкие подписные издания. Многие собирали домашние библиотеки с сочинениями Толстого, Пикуля, Стендаля, Конан Дойла и других классиков. А еще за старые газеты и журналы давали мыло, стиральный порошок и другие нужные в хозяйстве товары. Бутылки из-под молока, кефира или лимонада были многоразовыми. Их сдавали в специализированных пунктах. Приемщик внимательно осматривал стеклотару на предмет трещин и сколов и выдавал деньги. А бутылки после стерилизации снова использовали на заводе. Из пищевых отходов делали комбикорм для свиней, а из старой одежды – коврики для дома. В целом, как отмечают эксперты, в 1987 году в Советском Союзе в оборот вовлекалось более 70% вторичных материалов.

За порогом в заповедный лес – тенистый коридор из дубов, берез и кленов. И вместо привычного городского шума – только шорохи и шелест листьев. Северное побережье Невской Губы – петербургская экотропа, которая приводит в Лукоморье. Тут на обустроенных дорожках можно встретить следы даже самых неожиданных городских зверей.

Нескучное краеведение в картинках – дополнение к прогулке. Для детей в дирекции особо охраняемых природных территорий издали книгу. В ней – рассказы обо всех диких животных Петербурга.

Рядом, на берегу Финского залива, колышется бескрайнее море тростника. Деревянный настил, проложенный сквозь высокие заросли, – продолжение экотропы. Здесь обитают цапли.

АЛЕКСЕЙ КАШИРИН, начальник отдела развития ООТП:

«Проводятся работы по обустройству наблюдательной площадки, ее высота относительно уровня воды будет два с половиной метра, благодаря определенной конструкции вы можете незаметно подойти к площадке, скрытно для птиц. Сама площадка будет зашита снаружи тростником».

Особая защита здесь нужна и почве. Рабочие уже готовят продолжение пути. Уже скоро вокруг дуба, которому только по самым скромным подсчетам без малого 350 лет, возведут специальный помост.

НАТАЛЬЯ КОЛЯГИНА, заместитель председателя Всероссийского общества охраны природы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

«Когда мы ходим просто по дроге, мы вытаптываем ее, и корни начинают вылезать. Мы, таким образом, ходим по корням, страдают деревья и вся растительность рядом. Запланирована смотровая площадка, чтобы увидеть эту красоту».

Рядом с городом, говорят эксперты, это, пожалуй, одна из самых интересных экотроп. На маршруте – лес, поляна, выход  к Финскому  заливу. Разные природные зоны представлены на небольшом и живописном участке.

АЛЕКСАНДР ГЕРМАН, председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:

«Сейчас уже существует порядка 660-ти метров экологической тропы по настилу для удобства наших посетителей. Сейчас еще будет порядка 400. Основная задача – это, конечно, во-первых, экологическое просвещение, чтобы людям было удобно посещать наши экологические тропы. Во-вторых, это сохранение природы».

В Петербурге 17 особо охраняемых природных территорий. На каждой, уверяют специалисты, появится своя экотропа. Такой вид отдыха давно стал модным. Только в прошлом году, по данным общества охраны природы, такими зелеными маршрутами прошел миллион человек.

Вот так специалисты центра лабораторного анализа и технических измерений разворачивают комплекс приборов контроля качества атмосферного воздуха.За двадцать минут работы анализаторов считано несколько параметров: содержание формальдегида, аммиака, диоксида углерода, сероводорода. Исследование проводят после обращений жителей посёлка Янино. Люди жаловались на резкий, неприятный запах. Некоторые связывали это с работой завода по механизированной переработке бытовых отходов. После сообщений в социальных сетях жителей Ленобласти пригласили лично проверить работу завода. Впрочем, в этот раз желающих посетить площадку не нашлось. Рейд провели специалисты и представители городской власти. Предприятие находится в ведении петербургского Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

ИВАН КАЗАКОВ, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:

«Завод не работает на приём отходов с 1 января 2021 года. Примерно за год, с июня прошлого года, порядка 45-50% отходов уже вывезено на лицензированные объекты в Ленинградскую область».

Сейчас на площадке около 35 тысяч тонн балласта. Это остатки со времен, когда предприятие еще функционировало. Уже без полезных фракций, без органики. Поэтому на территории нет характерного для свалки запаха.

АЛЕКСАНДР ЛАПЧЕНКО, директор СПб ГУП «Завод МПБО-2»:

«В процессе обезвреживания органика отделялась, и получалось два продукта: компост и так называемый балласт, который хранится у нас на площадке. Исторически данный вид продукции с конца семидесятых годов заводом производился, до момента закрытия полигона «Новосёлки» размещался там».

Всего же специалисты проверили забор воздуха на трёх точках вокруг территории завода.

ГУЛЬНАРА ГУДУЛОВА, пресс-секретарь СЗМУ «Роспотребнадзор»:

«По результатам проведенных замеров повышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ не выявлено. Таким образом, негативное влияние завода МПБО на атмосферный воздух в рамках выездного обследования не установлено».

Завод МПБО-2 проверяли как объект, подлежащий федеральному экологическому надзору. Контроль работы других предприятий промышленной зоны – сфера ответственности профильных ведомств Ленинградской области.

Подготовительные работы по строительству комплекса по переработке отходов «Островский» – начать! После сигнала два десятка самосвалов отправляются на погрузку. С этого начинается строительство завода по переработке отходов. Пока только снимают грунт и укладывают плиты. Площадь всей территории – 120 гектаров. На ней появится современный комплекс, всего 8 технологических участков. Оборудованная зона разгрузки, линии сортировки, карта, то есть место для захоронения мусора. Всего же комплекс будет принимать 600 тысяч тонн отходов в год. Их будут сортировать, компостировать, перерабатывать. При этом здесь будут внедрять новые технологии.

Из всей массы отходов около 15% – вторсырье. Его после сортировки отправят на повторное использование. Еще 45% бытового мусора – органические отходы. Их будут компостировать, высушивать, получая технический грунт. На заводе будут производить РДФ-топливо.  Альтернативный вариант привычному газу или дизельному, из лёгкого пластика. Захоранивать после всех этапов сортировки будут примерно четверть всех отходов.

АЛЕКСАНДР ГЕРМАН, председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:

«Задача, которая стоит, поставленная президентом, – до 2030 года снизить захоронения до 50%. На сегодняшний день захоронения у нас – 90%. Это большая цифра. Мы прекрасно понимаем, что это самый дешевый и самый экологически грязный способ размещения отходов. Поэтому те заводы, которые строятся и будут строиться, они нацелены как раз на задачу сохранения экологии».

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВ, председатель комитета Ленинградской области по обращению с отходами:

«Это позволит нам выстроить комплексную систему обоих субъектов в сфере обращения с отходами. Приоритеты политики России – это переход на комплексную систему обращения с отходами, а самое главное – создание современной, эффективной и безопасной инфраструктуры».

«Островский» – один из пяти комплексов, предусмотренных проектом реформы на территории Петербурга и Ленинградской области. Каждый из них – почти тысяча рабочих мест. Завершить строительство и ввести комплекс «Островский» в эксплуатацию в Невском экологическом операторе рассчитывают до конца следующего года.

Петербург — держит курс на безопасную экологию. Конечно, сделать мегаполис на 100% экологически чистым невозможно. А значит, всегда есть, что улучшить, на что обратить внимание.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Появились в Петербурге первые электробусы. Сегодня их 11. Планируем в ближайшие два года приобрести 120».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Большинство инициатив и реформ реализуются в Петербурге с учетом возможного влияния на экологию. Потому что безопасная экология – это одна из главных задач, и она находится под особым, губернаторским контролем».