Петербургские компании уверенно занимают ниши, освободившиеся после ухода иностранных брендов. Рост показывают почти все отрасли промышленности. Это, в том числе, заслуга городских властей, которые систематически оказывают поддержку предприятиям. Импортозамещение – одна из главных задач. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем.


Окружённый лесами корпус атомохода «Чукотка» стоит на самом длинном стапеле в стране. Сейчас здесь продолжают монтаж секций. Готовность судна, которое заложили в декабре 2020-го, пока 26 процентов. Впереди самые сложные виды работ. Балтийцам предстоит установить основное крупногабаритное оборудование: ядерные установки, турбонагнетатель, другие системы, отвечающие за движение и жизнь судна.

АЛЕКСАНДР ЛАРИОНОВ, заместитель главного строителя заказа УАЛ «ЧУКОТКА»:

«У нас работают разные специалисты. У каждого есть свои улучшения. В зависимости от опыта, полученного на предыдущих заказах. И именно из-за этого есть большая вероятность построить заказ быстрее и лучше, чем предыдущие».

Передать «Чукотку» заказчику – «Атомфлоту» – на заводе рассчитывают в 2026-м. К слову, именно гигантский стапель позволяет быстро для такого рода судов вести работу. Корпус просто сдвигают ближе к реке по мере готовности.

Это – ледокол «Якутия». Здесь можно увидеть, как проходит следующий этап – достройка на воде. Это третий серийный атомоход в проекте. Или, как часто говорят судостроители, «заказ». Был спущен на воду в ноябре 2022-го. Стратегическое значение таких судов – в освоении и изучении Арктики, а также в обеспечении безопасного судоходства – не раз подчеркивал президент России Владимир Путин. Сейчас судостроители формируют так называемую надстройку. Но самое главное – ледокол уже обретает черты завершенного судна. И вблизи можно рассмотреть интересные детали. Например, ледовый пояс, проходящий по всей длине атомохода.

Опыт заводчан позволяет применять некоторые производственные хитрости. Например, секции объединяют в большие блоки. И сразу же, на суше, устанавливают в них оборудование. Это позволяет сократить сроки строительства. Идёт работа и внутри ледокола, куда посторонним, конечно, не попасть.

ПАВЕЛ ЕЛЬФИМОВ, старший строитель кораблей по корпусной части «Балтийского завода»:

«Это один из самых трудоёмких этапов на стадии строительства. Потому что на заказе одновременно работает до тысячи человек. В одном помещении могут находиться более шести человек одновременно. И происходят такие работы, как подключение систем, монтаж труб, монтаж вентиляции, затяжка кабеля, окраска помещений, зашивка помещений».

Работы на этом заказе планируют завершить до конца года. И перейти к швартовным испытаниям «Якутии». На них проверят качество монтажа. В следующем году планируют заложить пятое судно серии – «Камчатку». Есть договоренности о строительстве шестого ледокола. Такая долгосрочная перспектива – залог беспрерывной работы завода и новые рабочие места.

Готовые же ледоколы, в свою очередь, это стабильное судоходство по Северному морскому пути и в устьях сибирских рек. А значит – тысячи тонн перевозимых грузов.

С 2019 года в Санкт-Петербурге реализуется национальный проект «Производительность труда», инициированный президентом России Владимиром Путиным. Цель нацпроекта – обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. В помощь бизнесу разработан комплекс мер, в том числе финансовое стимулирование и консультации экспертов по работе предприятий.  Федеральный центр компетенций и созданные в регионах РЦК помогают компаниям внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции. А обновить производство можно под займ в 1% от Фонда развития промышленности. Сейчас в нацпроект входят 237 петербургских организаций, большая часть из которых – предприятия обрабатывающей промышленности. По итогам первого полугодия в рейтинге Министерства экономического развития Санкт-Петербург занял лидирующие позиции среди 76-ти регионов, реализующих нацпроект «Производительность труда».

ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент России:

«Правительство предпринимает попытки, и небезуспешные попытки, создать систему повышения производительности труда. И в базовых отраслях производства – мы в целом наблюдаем фронтальный рост промышленного производства – у нас всё-таки обеспечивается чуть больше пяти процентов рост производительности труда. Это целый ряд мероприятий Правительство проводит. Конечно, то, что делает Правительство на своём уровне, должно транслироваться на уровень конкретного реального производства».

Пушкинский машиностроительный завод. Его продукция использовалась при строительстве олимпийских объектов в Сочи и космодрома «Восточный». В июне предприятие получило займ от Фонда развития промышленности на приобретение оборудования.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Предприятие является участником национального проекта «Производительность труда» как ключевого показателя экономики и нашего региона, и России в целом. Те средства, которые выделяются из бюджета Санкт-Петербурга на докапитализацию Фонда развития промышленности, используются на получение новых компетенций нашими промышленными предприятиями».

Пушкинский машиностроительный завод – один из ведущих производителей и поставщиков в России анкерных систем, бурового оборудования, строительных металлоконструкций. Здесь проектируют и изготавливают детали по собственным техническим заданиям. Сейчас в планах – открыть линию по переработке нефтяных насосно-компрессорных труб.

КОНСТАНТИН ЩАПОВ, генеральный директор Пушкинского машиностроительного завода:

«Сейчас старые режутся, расплавляются и заново выполняется заготовка под трубу. Потом она прокатывается как труба. Мы эти циклы убираем, и этот передел становится значительно дешевле».

Уже ведутся переговоры и о выделении Фондом развития промышленности дополнительных средств на расширение производства. На территории завода в скором времени появится цех горячего проката. Главное его отличие, что это будет капсульная модель, аналогов которой пока в мире нет. Обычно трубопрокатное производство занимает площадь около 6 гектаров, а этот цех будет в 15 раз меньше.

Еще один участник нацпроекта «Производительность труда» – компания «Альфа Горизонт», где выпускают нефтегазовое оборудование. Петербургские фильтры для скважин пришли на смену иностранным после того, как западные компании покинули российский рынок. По словам специалистов, некоторые заказчики даже не подозревали и были поражены, что в Петербурге выпускают наукоёмкую продукцию, которая отвечает не только национальным, но и международным стандартам.

МАРАТ НУХАЕВ, начальник отдела продаж премиальной продукции компании «Альфа Горизонт»:

«Выяснили, что наше оборудование не только не хуже, оно даже превосходит в некоторых частях зарубежных производителей. Более того, сервисные компании закупали оборудование у нас и поставляли им под своим именем».

С 2017 года промышленники четыре раза обращалась в Фонд содействия кредитования малого и среднего бизнеса за предоставлением поручительства. Всего удалось привлечь на развитие бизнеса выгодных кредитов на сумму более двухсот миллионов рублей. Финансовую помощь оказала компания-инфраструктура «Мой бизнес – Санкт-Петербург». Кроме того, завод является участником нацпроекта «Производительность труда», использует другие виды поддержки.

АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВ, генеральный директор компании «Альфа Горизонт»:

«Если мы говорим про займы ФРП, то позади нас стоят фрезерные токарные центры, которые запущены буквально неделю назад. Оборудование заказано, будет приходить. Они обеспечат новые рабочие места в городе. И достаточно высокооплачиваемые».

Штурвал на заводе по производству гидравлических систем – не самый очевидный прибор. Но это необходимая деталь для оценки работы испытательной установки рулевых машин. Таких стендов всего несколько в стране. Сейчас идут работы над деталями для Средне-Невского судостроительного завода. Их будут использовать при сборке новых катамаранов.

Цилиндры, насосные станции, запасные части для установок – вот небольшой перечень того, что изготавливают в этих цехах. В большинстве случаев агрегаты уникальны. Заказчики – предприятия нефтегазовой, судо- и машиностроительной, транспортной отраслей.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Опыт накоплен колоссальный. Есть собственная научная база. Собственное конструкторское бюро, которое позволяет предприятию, получив задачу, самим спроектировать, сконструировать и дать рынку такие нужные сегодня узлы и агрегаты, которые раньше мы закупали за границей».

Одна из целей рабочего визита вице-губернатора – оценка взаимодействия предприятия с Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса и Фондом развития промышленности. Здесь уже получали деньги, чтобы поддерживать оборотный капитал. Возможно, в ближайшее время вновь потребуются займы – на предприятии планируют масштабное обновление оборудования.

АНАТОЛИЙ ЯЦКЕВИЧ, генеральный директор завода:

«Всегда появляется ситуация, особенно при крупных заказах, – это крупные первоначальные затраты, и здесь без кредитов совершенно не обойтись».

На предприятии сталкиваются с необходимостью замены импортных деталей в производимых агрегатах. Раньше подобные требования выдвигали заказчики. Но сейчас из-за санкций и сложностей в логистике проще сделать необходимые части в Петербурге. На этом заводе действует собственное конструкторское бюро, поэтому задачи вполне выполнимы. Особо тщательно специалисты подходят к выбору сырья.

АЛЕКСАНДР АНТОНОВ, начальник отдела технического контроля завода:

«В основном, сейчас свое производство. Ездим на заводы, выбираем, смотрим на качество, потом получаем пробные вещи. Если все нормально, работаем с поставщиками очень плотно».

Индекс промышленного производства Санкт-Петербурга за семь месяцев составил 108,2 %. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показали отрасли, связанные с производством компьютеров, электронных и оптических изделий, машин и оборудования, одежды, лекарственных средств и материалов. В пищевой промышленности увеличился выпуск мясных полуфабрикатов, муки, кисломолочных продуктов, кондитерских изделий, молока. На петербургских предприятиях трудятся 393 тысячи человек. Средняя заработная плата составляет 93 тысячи рублей.

В советские годы Ленинград был вторым после Москвы промышленным центром страны. К 80-м годам в нашем городе насчитывалось 500 производственных и научно-производственных объединений, комбинатов, заводов и фабрик. Там работало больше трети трудящегося населения. Ленинград славился как один из самых главных центров судостроения в СССР. На Балтийском, Адмиралтейском, на заводе им. Жданова строили мощные танкеры, рефрижераторы, сухогрузы и военные суда. Крупнейшей отраслью и гордостью города на Неве тогда было машиностроение.

Сегодня, как и в советское время, на заводе строится оборудование для энергетического комплекса. Крупнейшая в своем роде компания страны растет постоянно. За 7 месяцев этого года объем производства, по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, увеличился на 14 процентов. Вот один из рядовых примеров продукции – ротор размером с вагон поезда. Скорость его вращения в паровой турбине – три тысячи оборотов в минуту. На фоне расширения возможностей предприятия возникает вопрос о самом важном ресурсе – кадрах. Хватает ли их для реализации текущих и новых проектов?

ИЛЬЯ ЕГОРОВ, заместитель директора, начальник турбинного производства «Ленинградского металлического завода»:

«На перспективу мы реализуем проекты, направленные на повышение внутренней операционной эффективности, наращивание мощностей с точки зрения персонала, в том числе с привлечением учеников, студентов, стажеров, практикантов. Обучаем их на нашем оборудовании, потом они становятся нашими сотрудниками».

Компания является участником городского проекта «Петербург заводской», который знакомит всех желающих с работой промышленных предприятий. Обеспечить заводы грамотными специалистами – одна из приоритетных задач правительства.

Резьба по металлу – дело шумное. Но все децибелы на современном производстве регламентированы и не должны вредить здоровью сотрудников. На заводе за этим следит инженер Артём Кашаев. Он замеряет уровень шума, вибрацию, температуру и влажность воздуха. На этой должности – два месяца. Подходящую вакансию искал долго – у него узкая специализация.

АРТЁМ КАШАЕВ, инженер завода:

«Узнал я о проекте через рекламу в городе, в метро. Через QR-код перешёл, заполнил анкету, отправил резюме. HR завода «Электросила» мне отзвонилась, дала обратную связь. И благодаря предыдущему моему опыту в области экологии и химии мне предложили должность инженера по измерению физических факторов».

На сайте проекта «Петербург заводской» целый список предприятий, которые предлагают вакансии. Даже в тех случаях, когда соискатель не на все 100% соответствует квалификационным требованиям, ему не откажут. Объясняют особенности проекта в Комитете по промышленной политике.

КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга:

«Важно желание. У нас достаточно сильная система дополнительного профессионального образования. Мы готовы повышать квалификацию и даже переобучать под потребности предприятия. Это делается через предприятия или колледжи или частные учебные заведения. Мы как комитет 80% затрат берем на себя, то есть возвращаем предприятию эти затраты».

По данным профильного комитета, дефицит кадров в промышленности сегодня составляет более десяти тысяч человек. Специальности рабочие: токари, сварщики, фрезеровщики, операторы станков ЧПУ, монтажники радиоэлектронных систем. В рамках проекта «Петербург заводской» 35 колледжей взаимодействуют с двумя сотнями предприятий. Это позволит совершенствовать городские образовательные программы в соответствии с потребностями экономики. Кадры готовят и сами предприятия с помощью программ наставничества.

Три месяца назад Юлия работала продавцом в магазине. Она с образованием товароведа всегда мечтала устроиться на большое предприятие. Специализация не позволяла, но девушка собралась с духом и отправилась прямиком на завод «Волна». Взяли диспетчером – комплектовать детали, из которых собирают радиоэлектронное оборудование. И вот – она под чутким руководством наставника проверяет выполненную работу.

ЮЛИЯ МУДРАЯ, стажёр-диспетчер научно-производственного объединения «Волна»:

«Мне всегда интересна была данная структура, коллектив замечательный, везде можно было подойти, спросить, любой может подсказать. Ну и так – душевные люди».

Освоить новую профессию помогла наставник Наталья. Она уже несколько лет работает на этом заводе. Говорит, что с нуля прийти и взяться за выполнение задач в производственных цехах невозможно. Если осваивать всё самостоятельно, уйдет не один год. Вместе с наставником стажёр Юлия справилась за три месяца.

НАТАЛЬЯ КОЛБАСИНА, диспетчер производства научно-производственного объединения «Волна»:

«На каждом предприятии нужно обучиться. Есть своя программа, есть своя специфика. Поэтому это очень хорошо, что есть на заводе наставничество. Так проще адаптироваться новому сотруднику, привыкнуть к коллективу, обучиться процессу».

Поддержка локальных брендов – одна из приоритетных задач городского правительства. В городе запустят программу льготных займов на открытие дизайнерских магазинов. Об этом рассказал Александр Беглов на встрече с участниками проекта «Петербургский дизайн». Смольный взял на себя оплату аренды площадей, где представлены коллекции, выплату заработной платы сотрудникам и рекламную кампанию.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Вы знаете, в прошлом году некоторые зарубежные бренды ушли с нашего рынка, но Президент наш Владимир Владимирович Путин сказал, что их место должны занять отечественные производители и дизайнеры. Доброго старта всем! Успехов, удачи! Ну, а город всегда поможет!»

Александр Беглов дал старт второму сезону проекта «Петербургский дизайн». Его миссия – поддержка локальных марок одежды и аксессуаров. Более ста модельеров представили свою продукцию в трех торговых центрах. Многие дизайнеры участвуют уже второй год подряд.

ЛЮБОВЬ ЛАЗУРЕНКО, дизайнер, участник проекта «Петербургский дизайн»:

«В результате продаж, которые были в первой части проекта «Петербургский дизайн», я смогла приобрести новое швейное оборудование, закупить ткани. Для меня это была не только серьезная рекламная, но и финансовая поддержка. Как известно, оплата аренды – существенная статья бюджета. И участие в этом проекте позволило сэкономить эти средства, попробовать себя на достаточно крупных площадках города».

Дизайнер предоставляет товар по базовой стоимости, которая не должна превышать стоимость на других площадках. Проект осуществляет наценку в виде 20%, которая идет на погашение обязательных платежей.

КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга:

«Для нас крайне важно, что проект обрастает новыми партнерами. Мы сейчас ведем переговоры и с Федеральной корпорацией малого и среднего бизнеса о дополнении нашего проекта и расширении его на всю страну. Мы ведем переговоры с различными торговыми центрами, которые тоже предлагают свою партнерскую программу для участников проекта «Петербургский дизайн». Тем самым мы создаем сплошную среду поддержки для выхода дизайнера на открытый рынок. То есть играем роль своеобразного бизнес-инкубатора».

По итогам прошлого года «Петербургский дизайн» был признан лучшим проектом поддержки креативных индустрий в России. Поддержать отечественных производителей готовы и петербуржцы. Благодаря уходу иностранных компаний, многие обратили свое внимание на российские аналоги.

Участие в нацпроекте «Производительность труда» помогает бизнесу вслед за производительностью труда увеличить доходы. А персонал получает возможность предложить свои идеи для оптимизации работы. В свою очередь, такая инициатива открывает перспективы карьерного роста и повышения зарплаты за счет дополнительной прибыли. Чтобы сохранить темпы промышленного производства, город рассматривает новые льготы для инвесторов. Среди них, например, возмещение затрат на подключение к инженерным сетям.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Ускоренное развитие промышленности нуждается в производственных мощностях. В 2022 году мы завершили основную часть подготовки промзоны «Ржевка». Начали проектно-изыскательские работы в производственных зонах «Ижорские заводы», «Обухово», «Рыбацкое». Это позволит подвести инженерные сети и дороги для 30-ти действующих и 30-ти будущих предприятий. До конца года подготовим все документы для запуска новой площадки особой экономической зоны на Парнасе на территории в 24 гектара. Завершаем формирование пула инвесторов. Приоритет – высокотехнологичным компаниям».

Сразу три новых предприятия появятся в особой экономической зоне Санкт-Петербурга. Как подчеркнул Александр Беглов, современные производства очень важны для города. Прежде всего, это дополнительные рабочие места.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Петербургские предприятия показывают рекордные темпы импортозамещения, оперативно реагируя на потребности внутреннего рынка и активно наращивая объемы выпускаемой продукции. Задача городских властей – оказать бизнесу всестороннюю поддержку. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем».