В Петербурге всё готово к началу нового учебного года. Во всех образовательных учреждениях прошли проверки. А все новые объекты строятся с учетом того, чтобы ребенок в школе мог проводить время не просто полезно, но и интересно. Комфортное и лучшее образование – вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем.


Образовательная среда должна быть комфортная, это очень важно. Об этом губернатор Петербурга говорил на городском педагогическом совете. Дорога в школу  должна занимать минуты, а не часы. Для этого Петербург делает всё, чтобы ликвидировать дефицит образовательных учреждений, он был особенно высок в новых районах. Уже 1 сентября дети отправятся в десятки новых школ.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«За 4 года мы построили 68 школ, 164 детских садика и вышли на финишную прямую по ликвидации дефицита социальных объектов. Спасибо нашим строителям – они действительно строят сегодня рекордными темпами».

Как неоднократно звучало в кулуарах, у воспитания нет каникул, поэтому очень важно с помощью общественных и молодёжных организаций запускать новые проекты. Активно развивается внедрения опыта детских инициатив. Ребята должны понимать, что их идеи по развитию школы будут услышаны.

СОНЯ ПАГОСЯН, заместитель председателя правления Российского движения детей и молодёжи «Движение первых»:

«Мы подготовили целую программу активации деятельности наших первичных отделений. Всероссийские акции, программные проекты, направленные на привитие детям всех важнейших духовно-нравственных наших традиционных ценностей. Это проекты «Хранитель истории», «Школьная классика», «Первая помощь»».

Увеличивается роль педагогов в организации не только образовательного, но и воспитательного процесса. Дети активно интересуются всем происходящим в мире, и педагог должен быть авторитетом для ребёнка. А это не просто.

АЛЕКСАНДР БЕЛЬСКИЙ, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Сейчас, конечно, вам непросто. Потому что есть большое пространство, интернет-пространство, где есть блогеры, не имеющие ни образования, ни знания, но являющиеся серьезными авторитетами для наших детей. И мы зачастую не можем даже определить почему  они для них авторитеты. Кончено, вам непросто в такой сложной ситуации являться   авторитетами для детей, когда вы им преподаете и даете им знания».

ИРИНА ПОТЕХИНА, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«И вопрос сейчас в том, как учителю помочь свою основную функцию исполнить. Чем ему может помочь город, чем может помочь промышленность, чем смогут помочь родители».

С каждым годом всё больше в школах обращают внимание на поиск ребенком ответа на вопрос, кем быть. С помощью образовательных лабораторий детям дают возможность познакомиться с множеством профессий.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В чем еще важность этих лабораторий? Они дают уже первую профессию. То есть нашим мальчишкам и девчонкам дают первую профессию. Посмотрите, 500 ребят в этом году получили первый аттестат со своей первой профессии. Да их как пирожки разбирают! Они знают, как работать».

Внимательно следят и за талантливыми детьми – победителями олимпиад. Самое главное, что исследовательская работа ведётся и после окончания такими ребятами школ. Как они устроились в жизни, поступили ли в ВУЗ или, например, утратили интерес к тому, чем хотели заниматься в детстве.

ЕЛЕНА ШМЕЛЁВА, руководитель образовательного фонда «Талант и успех»:

«Сегодня действительно много возможностей показать с раннего возраста преемственность школьного предмета и реально большой задачи. Независимо от уровня образования, самое главное – это мотивация».

В конце общегородского педсовета губернатор наградил лучших преподавателей и воспитателей образовательных учреждений. Глава города подчеркнул: очень важно, чтобы такие люди знали – их усилия не проходят в пустую, их труд высоко ценят. По итогам двух часов диалога Александр Беглов поручил всем профильным ведомствам проработать стратегию, чтобы все идеи, озвученные на педагогическом совете, воплотились в жизнь в ближайшее время.

Школьный стиль, в отличие от высокой моды подиумов, остаётся весьма консервативным. И сегодня — белый верх, тёмный низ. Хотя возможны варианты. На этом небольшом швейном производстве в Петергофе изготавливают костюмы и платья для девочек. Работа не останавливается.

Особая гордость владельца бизнеса – отечественные ткани. Итоговая стоимость сшитой на берегах Невы школьной формы выше той, что можно заказать, например, из Поднебесной, но и качество лучше, убеждают производители.

ОКСАНА НЕВЕРОВА, предприниматель:

«Нам, конечно, тяжело конкурировать с китайскими производителями по цене. Но по качеству, я могу сказать, что мы на 100% уверены в выпускаемых нами изделиях, потому что мы проходим многоступенчатый контроль. В этом году, как и в прошлом сезоне, остались в моде кружевные воротники, белые и большие. Мы их широко применяем в наших изделиях, на платьях, на блузках для девочек».

О своём костюме, который в День знаний наденет на линейку первоклассник Андрей Смирнов, сейчас почти не думает. Хотя мама, конечно, позаботилась заранее. Мальчик больше увлечён изучением предметов из набора для школьников. Это полезный подарок от городских властей.

А ещё – самое необходимое: тетради, обложки, карандаши, ручки, ластик, линейки и гуашь. Жизнь первоклассника насыщенна. Но как можно скорее пойти в школу Андрей мечтает не только поэтому.

Что-что, а цветы к школе заранее покупать точно не следует. Поэтому у флористов горячая пора традиционно наступает в самом конце августа. И в Петербурге год от года формируется не только мода на школьную форму, но и на букеты. Помимо классических гладиолусов, астр, гвоздик, в прошлом сезоне популярными стали гортензии. Да и к оформлению внимание у первоклассников и их родителей особое.

ОЛЬГА НОВИКОВА, владелец магазина цветов:

«Букет оформлен в виде пиджачка. В розовом, в голубом цвете, в нежно-розовом. Им этот формат очень хорошо зашёл, они его запомнили, дети безумно счастливые шли на 1-е сентября, потому что такая именно коллекция мало у кого была».

Первого сентября в нарядных костюмах с элегантными букетами и красивыми стрижками школьники приступят к учёбе. А в этом процессе главное уже не форма, а содержание.

К встрече со школьниками готовятся в новой школе номер 475 в Парголово. Новая школа – это не только образовательный, но и оздоровительный комплекс. Спортивный блок разместился сразу на двух этажах и занял четверть всей территории. Только физкультурных залов здесь шесть. Самый большой вполне сгодится для проведения городских чемпионатов – более полутора тысяч квадратных метров. Бассейны для обучения плаванию и для продвинутых спортсменов с шестью скоростными дорожками. При этом спорт далеко не единственное направление, которое будет предложено на выбор ученикам.  

АНДРЕЙ ОВЕЧКИН, директор ГБОУ школа №475 Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Учитывая, что школа будет достаточно большая, по проектной мощности у нас 77 учебных коллективов, у нас есть возможность практически каждому ребенку предложить свое направление развития».

Больше ста учебных классов и специализированных кабинетов, несколько столовых, библиотека с читальным залом, медицинский блок, деловой центр, лаборатории и мастерские.

АНДРЕЙ ОВЕЧКИН, директор ГБОУ школа №475 Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Стоит отметить, что у нас здесь отдельным блоком создается центр цифрового образования детей. Это в рамках федерального проекта «Образование». Центр «IT-куб», где будут преподаваться такие направления, как программирование, программирование роботов, программирование квадрокоптеров, виртуальная дополненная реальность, 3D-моделирование,  кибер-гигиена, системное администрирование, то есть все современные IT-специальности».

Актовый зал новой школы больше похож на современный кинотеатр. Огромная светодиодная панель и вместимость почти тысяча человек. Пока одна половина школьников усердно учится и ставит спортивные рекорды, другая половина может спокойно разместиться в зале, например, на школьном концерте. Здесь всё только на пятерки. Пандусы, специальные подъемники, лифты, оборудованные туалеты и душевые. Образовательное пространство полностью адаптировано для детей с ограниченными возможностями здоровья. И барьеров тут не будет ни для кого – заключил глава района после осмотра школа.

ВИКТОР ПОЛУНИН, глава администрации Выборгского района Санкт-Петербурга:

«Эта школа в нашем районе самая крупная, исходя из того, что и в городе таких школ построено только две. Одна в Шушарах, ее открыли прошлом году, и эта. Она и оснащена по последнему слову техники».

Открытие нового образовательного учреждения позволит разгрузить другие школы, где детям приходилось обучаться в несколько смен. А школа может стать новой точкой роста для развития всего района.

А это Адмиралтейский район. Малая Митрофаньевская улица. Здесь 1 сентября откроют новый корпус 564-й школы. Объект проверил губернатор Петербурга Александр Беглов.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В этом году у нас рекордное количество ввода школ – 24 школы. 17 новых, остальные после реконструкции. И 36 детских садов. Так что сегодня строители поработали. Мы наладили работу со строительным комплексом. У нас строительный комплекс становится самым мощным в стране».

На 825 мест рассчитана новая школа на Малой Митрофаньевской. 45 тысяч человек проживают на территории квартала, где возвели учебное заведение. Кстати, его сдали на год раньше запланированного срока. В новом здании три спортивных зала. Актовый зал на 500 зрителей. 33 учебных кабинета. 400 детей одновременно сможет принять столовая. Детский сад на 100 мест в том же квартале возведет застройщик. Открытие запланировано на октябрь».

Вокруг нового здания благоустроенная территория. Оборудованы спортивные площадки и футбольное поле. Установлена инфраструктура для маломобильных групп. Кроме того, для учащихся откроются столярные и слесарные мастерские, швейный и кулинарный цех.

Дорога в школу. В преддверии начала учебного года коммунальные службы приводят в порядок дорожные покрытия рядом с образовательными учреждениями. На Мичуринской улице, возле нового здания начальной школы номер 85, рабочие приступили к замене асфальта, им предстоит привести в порядок почти 500 квадратных метров территории. На месте проведения работ дорожные службы срезали слой старого покрытия и приступили к работам по укладке нового.

ВАСИЛИЙ ПОНИДЕЛКО, председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга:

«По поручению Александра Дмитриевича Беглова мы проводим мониторинг всех образовательных учреждений, которые находятся на подведомственной территории Комитета по благоустройству. Всего выявлено 69 дефектов, часть которых уже устранены».

Работы ведутся во всех районах города. К 1 сентября специалисты комитета проверят всю улично-дорожную сеть, территории зеленых насаждений, а также строящиеся объекты по программе «Формирование комфортной городской среды» на предмет чистоты, безопасности и отсутствия препятствий на пути к школам.

В преддверии нового учебного года в лагере «Дружных» подошла к концу пятая смена «Петербургских каникул» для детей и учителей из города-побратима Мариуполя. С ребятами встретились губернатор Александр Беглов и спикер городского парламента Александр Бельский. Для детей была подготовлена насыщенная программа с экскурсиями и мастер-классами. Глава города пожелал им хорошей учебы после каникул и напомнил: после выпуска из школы у них есть возможность поступить в петербургские вузы.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Я уверен, что вы хорошо отдохнули и будете хорошо учиться. Ваши сверстники с прошлой смены, выпускники школ, уже поступили в вузы и колледжи нашего города. Я уверен, и вы, когда завершите обучение, тоже приедете поступать к нам в наши вузы».

АЛЕКСАНДР БЕЛЬСКИЙ, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Здоровья, счастья, благополучия! Мы всегда ждем вас в этом городе. Действительно, Александр Дмитриевич правильно сказал: теперь у вас больше пяти миллионов братьев и сестер, которые вас всегда ждут в этом замечательном городе. Мы надеемся, что вы вернетесь сюда еще не один раз, вырастете и приведете сюда ваших детей. Здоровья, счастья, благополучия вам, вашим близким, вашим преподавателям!»

После торжественной части губернатор Александр Беглов также принял участие в посадке деревьев на Аллее Дружбы, она появилась на территории лагеря этим летом по инициативе мариупольских гостей. Затем глава города провел встречу со школьниками, на которой они поделились впечатлениями от отдыха. Кроме экскурсий по городу, для детей провели встречи с выдающимися петербуржцами, заслуженными спортсменами, известными деятелями культуры. Александр Беглов в конце встречи поблагодарил педагогов, благодаря которым отдых детей получился не только полезным для здоровья, но и интересным.

Он более тридцати лет возле школьной доски сеял разумное, доброе, вечное. Александр Николаевич – учитель истории. Дрожащими от волнения и ностальгии руками он спустя десятилетия заправляет пленку в фильмоскоп. Вряд ли современное поколение школьников поймет нашу радость от просмотра этого учебного фильма. Да и само слово «диафильм» им вряд ли знакомо. Но вот такая пленочка из железной круглой баночки для советского учителя была спасением. И считалась наивысшей степенью развития технического прогресса в образовании.

Школьные парты с наклоном стола в 15 градусов, чтобы при меньшем напряжении зрения для ученика создавалась хорошая видимость. Дневники наблюдений за погодой, деревянные пеналы и чернильницы. Сегодня все это не просто воспоминания наших родителей, бабушек и дедушек о своем школьном детстве. Сегодня это часть большой истории. Той самой, где учителю на День Рождения посвящали песни.

Когда после уроков школьники бежали во дворцы пионеров. Вот один из них – имени Жданова в Аничковом дворце. Здесь ансамблем песни и пляски руководил Исаак Дунаевский. Занятия по шахматам проводил Михаил Ботвинник. А лекции по искусству ленинградским школьникам читал директор Эрмитажа Иосиф Орбели. Вот оно – советское школьное образование, которое современному поколению, поколению высокоскоростного интернета и гаджетов, наверное, сложно понять.

Перед началом нового учебного года в Петербурге взяты на особый контроль общеобразовательные учреждения и прилегающие к ним территории. По поручению вице-губернатора Анатолия Повелия специалисты ГАТИ обследовали все зоны производства работ вблизи детских садов и школ. Большое внимание уделено обследованию фасадов. На ста зданиях выявлены незаконные рисунки и надписи, разрушение штукатурного и облицовочного слоёв. Информация о необходимости устранения передана главам районов. Всего с начала августа специалисты Государственной административно-технической инспекции проверили около девятисот объектов, выявив почти 230 нарушений.

На Соборной площади Петропавловской крепости торжественно передали флаг Всероссийского конкурса педагогических достижений «Мастер года» от Сибирского федерального округа Северо-Западному. От Петербурга участие в конкурсе приняли 32 преподавателя и мастера производственного обучения из 23-х профессиональных образовательных учреждений нашего города.

ВИТАЛИЙ КОНДРАТЬЕВ, победитель регионального этапа конкурса мастер года, преподаватель Радиотехнического колледжа:

«Эмоции положительные, потому что уже мы показали в регионе сильный результат. Конечно, теперь это груз ответственности. Уже мы представляем регион на всероссийском этапе. Мы едем туда за победой».

ЕВГЕНИЙ ГАГОНИН, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

«Сама программа состоит из трех этапов, где совершенно разные творческие задания. Я думаю, и самим педагогам интересно поучаствовать, посмотреть друг на друга, кто как подходит к каждому заданию. Я думаю, это очень полезный конкурс в целом для отрасли и для Санкт-Петербурга».

Торжественному событию – передаче флага – посвятили полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости. В рамках деловой программы представители петербургских колледжей расскажут, как реализуется проект «Профессионалитет» в кластерах «Судостроение», «Легкая промышленность» и «Машиностроение». А затем флаг передадут Ленинградской области.

ВИТАЛИЙ ФЕДИНСКИЙ, директор Центра креативных решений, событий и инициатив Государственного Университета Просвещения:

«Флаг конкурса «Мастер года» – символ объединения педагогов системы среднего профессионального образования. У нас есть два этапа. Окружной этап церемонии эстафеты флага, который проходит в одном из городов федерального округа, сегодня мы с вами в Санкт-Петербурге. После окружной церемонии флаг передается от региона к региону».

Эстафета передачи флага конкурса «Мастер года» стартовала в Северо-Кавказском федеральном округе, а завершится 28-го сентября в Тульской области.

В тяжелых условиях, связанных с ковидными ограничениями, они находили возможность переформатировать программы обучения, не терять связь со своими учениками. О своих достижениях в профессии педагоги города с гордостью рассказывают на всероссийском уровне, делятся опытом.

Так, например, Петербург на главном педагогическом конкурсе России в прошлом году представлял учитель истории и обществознания школы 619 Калининского района. Егор Киреев вышел в финал регионального этапа и подготовился к конкурсу «Учитель года России», который прошел в Тюмени. Среди участников были лучшие педагоги из всех регионов страны. Всего 85 человек. Петербургский учитель считает, что самое главное в его работе – доброжелательность и честность в отношении с учениками.

История буквально оживает в школьном кабинете. Егор Киреев не только учитель, но и исторический реконструктор. Занимается воссозданием быта, доспехов, культуры Средневековья и других эпох. Для него урок – это не монолог учителя, а возможность совместного творчества с учениками.

В Петербурге меняется подход к обучению. Через 10 лет рынок профессии изменится до неузнаваемости. Чтобы экономика страны росла и развивалась, сегодня необходимо инвестировать в образование. Так в Петербурге запустили предпрофессиональные классы, оборудованные мощными компьютерами. Особое внимание сегодня уделяют подготовке профессиональных кадров, способных не просто давать знания, но и мотивировать учеников на открытия. Нехватки педагогов в Петербурге нет. Только в прошлом году около двух тысяч педагогов были трудоустроены в новые школы. Конечно, глядя на такие классы для занятий, кажется, что выражение «школа будущего» – это уже не фантастика, а наша жизнь. И этот тезис подтверждают сами педагоги.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Жить, работать и учиться в Петербурге – многие специально переезжают сюда, чтобы дать своим детям достойное образование. Специалисты высокого класса и современные методики преподавания – этим всегда отличался наш город. Комфортное и лучшее образование – вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».