Петербургские предприятия успешно работают над импортозамещением. Для многих из них западные санкции – это шанс. Шанс, которого давно ждали. Чтобы обратить на себя внимание отечественного потребителя. А задача городских властей – оказать петербургскому бизнесу всестороннюю поддержку. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем.


Более ста тонн арматуры в сутки выпускают в Петербурге. Вся тяжелая физическая работа – на плечах автоматизированных машин. Здесь даже брак станки сортируют. За смену здесь отгружают от 100 до 200 тонн металлоконструкций. Три года назад Фондом промышленности города предприятию одобрили заем на новое оборудование. Директор Аркадий Краснов показал, какие каркасы и сетки изготавливают под индивидуальные заказы строительных компаний.

АРКАДИЙ КРАСНОВ, директор компании «СК Ленстройдеталь»:

«Стройка у них идет более эффективно. Поэтому, надеемся, наша продукция пользуется спросом все больше и больше, и такие инфраструктурные проекты, как метро, развязки, – это даст толчок для развития города».

Раньше для укрепления бетона строители использовали металлические стержни. Первый дом с использованием арматурной сетки этого завода построили несколько лет назад в Девяткино. Производство таких изделий сократило не только сроки строительства торговых и жилых площадей, но и упростило труд рабочих. Сегодня производство арматурной сетки можно сравнить с ткацкой фабрикой. Например, материал на этот станок одновременно подается с 60-ти катушек. В следующем году завод планируют расширить. Займ на эти целы готов предоставить город.

Это крупное петербургское предприятие, где производят промышленную технику. Рабочие трудятся над сборкой нового трактора МП-635. Техника во многом уникальная.

ДЕНИС СМЫСЛОВ, технический директор производственного объединения «Вулкан»:

«Машина с собственным весом в 2 тонны может разгрузить 1300 килограмм. То есть паллет с кирпичом она может разгрузить, перевезти, полкуба песка она может зачерпнуть, перевезти, пересыпать».

Этот трактор нужен для уборки дворов и улиц. В конструкции практически нет импортных комплектующих.

РАМИЛЬ БИКТЕЕВ, оператор механосборочных работ производственного объединения «Вулкан»:

«Конструкция максимально простая, нет замудренных каких-то узлов, тех же гидравлических механизмов, шлангов, клапанов. Максимально все просто».

Предприятие – участник федерального проекта партии «Единой России» – «Выбирай своё». Его цель – обеспечение продовольственной и технологической безопасности страны, сохранение рабочих мест и удовлетворение спроса.

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЁВ, депутат Государственной Думы:

«Получены очень положительные отзывы от администраций районов, поэтому я считаю, что у данного предприятия, которое представляет средний бизнес, очень хорошие перспективы работы здесь, в Санкт-Петербурге, а может даже в других регионах. Мы знаем, что такая техника направлялась и в Крым, и тоже очень положительные отзывы».

Технику, которую производят на этом предприятии, уже активно используют в Петербурге. В проекте «Выбирай своё» есть и другие направления в рамках импортозамещения. Основные – это медицина, спорт, детские и продовольственные товары.

Несмотря на санкционное давление, промышленность Петербурга продолжает развиваться. Индекс промышленного производства за первые четыре месяца этого года составил 103,9%. Рост отмечается в производстве одежды, готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических приборов. По итогам четырех месяцев объем инвестиций в основной капитал составил 161 млрд. руб. Отраслями-лидерами по-прежнему остаются: промышленность,  транспортировка и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

На десятках полок сотни видов тканей. На складе небольшого текстильного производства находятся материалы, сделанные в России. Такой тактики предприниматели придерживаются с момента основания компании. Предприятие  получило на развитие займ от Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса 4 миллиона рублей.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Чем больше предприятий, особенно таких секторов экономики, которые сейчас имеют тенденцию к опережающему росту, тем стабильнее экономика Петербурга. Когда ты видишь ребят, у которых горят глаза и которые хотят развиваться, это вселяет уверенность в то, что завтрашний день для Петербурга – он обеспечен».

Это поддержка в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Деньги пустили в оборот, то есть направили на закупку материалов, чтобы не останавливать производство. Сейчас цеха заняты пошивом униформы для предприятий общественного питания, городских служб, а также детской одежды. Комбинезоны и жилеты продают на популярных интернет-ресурсах.

АНГЕЛИНА АВЕРКИНА, управляющий предприятием по пошиву униформы и детской одежды:

«Обе этих области работают, по сути, на собственных средствах, то есть по детской одежде все, что мы вложили, то мы и получили. И униформа — это в основном госконтракты, по которым нам тоже никто не переводит предоплату. Соответственно, нам очень нужны оборотные средства. Без них мы просто не сможем выполнять заказы».

При этом государственную поддержку здесь получали и во время пандемии – субсидии на выплату заработной платы. Это позволило сохранить производство. Подобные небольшие компании могут рассчитывать на займ до пяти миллионов рублей. Всего под один процент годовых.

АЛЕКСАНДРА ПИТКЯНЕН, исполнительный директор НКО «Фонд содействия кредитования малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания»:

«Компания должна соответствовать статусу субъекта малого и среднего предпринимательства, быть в реестре, штат до 250 человек. Но у нас есть компании, которые обращаются, от одного человека трудоустроенного и более. И различные также возможны обороты у компании за предшествующий год по выручке – до 2,5 миллиардов».

В прошлом году Фонд поддержал 500 компаний. Возможно, ещё раз обратятся за помощью и владельцы этой текстильной фабрики. Впереди — выпуск новой коллекции мужской одежды. А для развития производства необходимо закупить оборудование.

Фонд развития промышленности готов помочь и известным петербургским домам моды, чтобы имидж города в части от-кутюр и дальше был непререкаемо авторитетным. Предлагают промышленную ипотеку на расширение производства.

КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга:

«Мы исторически, со времен Петра Первого, были городом легкой промышленности, было очень много ткацких фабрик, безусловно, сами архитектурные ансамбли, наличие серьезной системы образования формирует и серьезных дизайнеров. Мы специально запустили пилотный проект по дизайну. Мы хотели бы посмотреть, кто в каком сегменте работает, кто на каком уровне развития своего бизнеса».

Ателье и производства с радостью отмечают: благодаря уходу иностранных конкурентов спрос на отечественное вырос. Правда, рук не хватает.

ЕЛЕНА ПУГАЧЁВА, владелец ателье:

«Очень сложно найти хорошего портного, именно профессионального портного. Я полагаю, это связано с тем, что сейчас не учат. Отсутствуют училища, которые мы заканчивали в советское время».

В советское время швея была одной из самых популярных рабочих профессий. А хорошая портниха для советской модницы — на вес золота, как личный парикмахер или доктор. Потребность в мастерицах резко выросла после войны. В стране открывают профучилища, учат массово на курсах кройки и шитья. Сотни рук трудятся и на крупных советских фабриках.

Позднее бизнес выбирает более выгодную для себя модель: покупать готовое за границей. Швейные фабрики практически исчезают, под угрозой оказывается сама профессия. Отечественная легкая промышленность, которая начала наращивать темпы в прошлом году, ощутила острый дефицит кадров.

АНДРЕЙ БЕРБЕР, генеральный директор швейного производства:

«У нас сейчас порядка 50-ти швей, а для того, чтобы мы, например, загрузили данную производственную площадку без расширения мощности, нам надо в три раза больше».

Это швейное производство в Петербурге открылось меньше года назад. Выполняет заказы от крупных магазинов премиум-сегмента. Чтобы привлечь работников, готовы предложить и удобный график — производство работает 24 часа, и светлое, хорошо оснащённое рабочее место, и бесплатное обучение.

С уходом иностранных компаний петербуржцы обратили свое внимание на локальных производителей. Оказалось, российские товары по качеству не уступают зарубежным.

Рядом с ростером, который специально доработан для обжарки какао-бобов, небольшая печка. Для приготовления мяса. Но после переделки именно с неё началась история этой петербургской кондитерской компании – «Amazing Cacao». Сегодня — один из лидеров рынка по производству крафтовых сладостей и кофе. Штат небольшой, всего 30 человек. Но профессиональный. Константина Грищенко, как и его коллег, можно назвать шоколадным сомелье.

КОНСТАНТИН ГРИЩЕНКО, руководитель цеха обжарки и приготовления кондитерской компании:

«Вскрываю боб, разламываю его. Вдыхаю аромат и проверяю на готовность. Он должен быть хрупким, должен быть вкусным. Не должно быть никакой едкой кислотности. По вкусу, по внешнему виду, по аромату, по цвету – по таким характеристикам».

Оборудование позволяет производить до пяти тонн шоколада в месяц. Часть импортное, есть и российские разработки. Некоторые машины специально по авторским чертежам изготавливают в Китае. Один из основных аппаратов – линия для темперирования шоколада. Процесс стабилизации. Но для наглядности – традиционная методика. Охлаждение массы на гранитном столе.

ЕКАТЕРИНА КУДРЯВЦЕВА, главный технолог кондитерской компании:

«Чтобы у меня равномерно происходило охлаждение, я опять его условно перемешиваю. Для всех абсолютно шоколадок технология одинаковая, разница только в температурах. Для белого, молочного — они более низкие».

Компания – участник городских программ поддержки малого и среднего бизнеса. Среди главных преимуществ – возможность участвовать в международных выставках. Это прямой выход на новые рынки. Сейчас продукцию экспортируют в Китай, Саудовскую Аравию, Сингапур, Армению.

ОЛЬГА ЯРОВИКОВА, генеральный директор кондитерской компании:

«Когда ты едешь в какую-то страну, где уже предварительно организованы встречи с потенциальными покупателями, где есть возможность не ездить по отдельным компаниям, это очень важно, это экономит время и деньги. Потому что самостоятельное участие в международных выставках – это очень дорогое удовольствие».

Растёт внутренний сбыт. По сравнению с прошлым годом – в три раза. Прогресс связывают с качеством товара и репутацией. Ведь крафтовый шоколад – замена коммерческому импортному продукту. Товар петербургских шоколатье можно найти в местных магазинах и кофейнях. В дальнейших планах – новые международные выставки. Чтобы раскрыть ценителям вкуса аромат перуанских бобов, обжаренных на берегах Невы. А также расширение производства. Возможно, даже за пределами Северной столицы.

Упаковки для чая, стиральных порошков, напитков, фильтры для воды, лекарства, рекламные постеры – в день Санкт-Петербургская образцовая типография обрабатывает 80 тонн картона. Кстати, в минувшем году петербургские печатники помогали в разработке отечественного картона, который должен был прийти на смену санкционному.

АЛЕКСЕЙ ЛУКИН, менеджер по маркетингу Санкт-Петербургской образцовой типографии:

«Именно в этот момент вышел Камский завод на рынок, и в том числе с нашей помощью мы вместе создали картоны, на которых сейчас можно уже работать. И наша типография практически выступала как тестовая площадка».

Типография расширяется. Фонд развития промышленности предоставил компании льготный кредит – больше 23 миллионов рублей, на новую производственную линию. Под нее дадут еще субсидии на электричество. Кроме того, компания взяла оборудование в лизинг, а город компенсирует выплаты по процентам.

АЛЕКСЕЙ ФИЛАТОВ, генеральный директор Санкт-Петербургской образцовой типографии:

«Это оборудование, которое отпечатанные заранее на машине листы высекает в виде кроя коробок. Это – первая машина, а вторая эти вырубленные коробки склеивает. У нас этот термин называется «склеенный крой». То, что мы поставляем клиентам в гофрокоробах. Вот это, собственно, наша основная продукция».

Оборудование уже частично прибыло в порт Петербурга из дружественных стран. Его ждут с нетерпением не только в цехах – на новые мощности заказчики стоят в очереди.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Это яркий пример, как одна отрасль начинает развивать другие смежные отрасли. Рост фармацевтической промышленности в прошлом году спровоцировал естественный рост объема потребления упаковки. Поэтому сегодня препараты, которые производятся, в том числе для нужд наших лечебных учреждений, для аптек, упаковываются уже в российскую упаковку, в полном объеме произведенную, в том числе, на этом предприятии».

На выездном совещании обсудили ближайшие планы Фонда развития промышленности. Инструмент региональной поддержки очень востребован.

ЕВГЕНИЙ ШАПИРО, директор фонда развития промышленности Санкт-Петербурга:

«На сегодняшний день фондом одобрено займов больше, чем на 7,6 млрд. Там и фарма, и обрабатывающая промышленность. В этом году мы планируем довести до предприятия не менее 3 млрд. займов».

Займ от Фонда развития промышленности получит и завод «Армалит». Предприятие купит на выделенные городом деньги обрабатывающий центр для технического перевооружения. Предприятие также участвует в кампаниях по импортозамещению. Основное направление — судовая арматура. Продукция завода, который входит в пятёрку крупнейших по своему профилю, также поставляется и за границу: в Алжир, Китай, Бангладеш, Индию и Вьетнам.

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Предприятие продолжает развиваться. Опережающий рост больше, чем инфляция, планируется по объемам производства на этом предприятии. Мы обсуждаем проблемы, связанные в первую очередь с кадровым обеспечением таких предприятий, с транспортной доступностью».

Штат уже сейчас почти 1300 сотрудников. Здесь реализован полный цикл: от литейных цехов до своего конструкторского бюро. Продукция: трубопроводная арматура, задвижки, фланцы и другие соединительные элементы. Среди заказчиков «Армалита» – судостроительные верфи, компании нефтегазового и атомного комплекса. Поэтому за качеством продукции ведётся особый контроль. Сейчас все современные станки подключены к единой информационной системе. Ее приобрели на средства, выделенные Фондом развития промышленности. Новый займ на покупку станков позволит увеличить число высокотехнологичных рабочих мест.

МИХАИЛ СМАКОВСКИЙ, генеральный директор завода «Армалит»:

«Создание дополнительных 400 рабочих мест для города. Причем это действительно высококвалифицированные рабочие. С достойной заработной платой. Мы готовы этих рабочих обучить, активно набираем молодёжь».

Все эти инициативы реализуются в рамках национальных проектов и поручений губернатора Александра Беглова. Это производство — во многом пример для бизнеса. А среди тех, кто обращается за финансовой поддержкой, как небольшие предприятия, так и крупные заводы. Объём займов от десятка до сотен миллионов рублей.

ЕВГЕНИЙ ШАПИРО, директор Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга:

«За все семь лет работы фонда ни одному предприятию не было отказано в связи с недостатком средств. Займов, одобренных наблюдательным советом, уже более 7 миллиардов. Но дело все в том, что выданные фондом ранее деньги, направляются в повторный оборот. Кроме этого, в планах города в этом году докапитализировать фонд еще на 2 миллиарда рублей. Поэтому с точки зрения обеспечения потребностей предприятия проблем нет вообще».

Средне-Невский судостроительный завод продолжает производство пассажирских катамаранов для перевозки туристов к историческому парку «Остров фортов» в Кронштадте. На воду недавно спустили «Форт Кроншлот» и «Форт Петр I».

АНАТОЛИЙ ПОВЕЛИЙ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое значение этому проекту, принимает активное участие. По поручению губернатора Александра Беглова решаются вопросы транспортной доступности, создания дополнительных условий дорожно-транспортной инфраструктуры. Серия этих изделий Средне-Невского завода обеспечит не просто комфортное, а красивое, достойное обрамление этого бриллианта по имени «Кронштадт»».

Задачей инженеров было совместить качества речного судна с низким волнообразованием и прибрежного — с повышенными мореходными качествами.

АЛЕКСЕЙ РАХМАНОВ, генеральный директор «Объединенной судостроительной корпорации»:

«Катамаран в этом смысле не боится 2 –  балльных штормов. Он спокойно идет с заданной скоростью. Это, собственно, конструктивная особенность судов такого типа. Мы не открываем Америку, но делаем это решение гораздо более заточенным под конкретные условия эксплуатации».

Катамаран может развивать скорость 31 узел — это около 57 километров в час. Благодаря небольшой осадке и точно подобранным габаритам, «Форт Кроншлот» сможет проходить под низкими сводами Петербургских мостов. До 2025 года завод планирует выпускать по два таких судна каждую весну. Создание и вывод на линию серии стал возможным в рамках реализации государственной программы по обновлению пассажирского флота при поддержке Минпромторга России, специально для музейно-исторического парка «Остров фортов».

На «Адмиралтейских верфях» началась работа над «Иваном Фроловым». Судну предстоит стать самым крупным научно-исследовательским в своём классе и сменить предшественника — «Академика Фёдорова», который на службе уже 35 лет. На борту оборудуют 20 лабораторий, вертолётную площадку. Максимальная численность экипажа — 240 человек. А главная задача — обеспечение работы учёных в Антарктиде.

АЛЕКСАНДР КОЗЛОВ, министр природных ресурсов и экологии РФ:

«У нас пять постоянных станций, пять сезонных в Антарктиде полярников трудятся и дают результаты для развития нашей страны. И нам нужно такое судно, потому что тот корабль, который сейчас эксплуатируется, уже старый, 87-го года выпуска. И обязательно безопасность людей, которые работают на благо страны, – она должна быть обеспечена».

ИГОРЬ ШУМАКОВ, руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

«Антарктида для науки — это очень важно. Тем более, сейчас все говорят, и это правильно, об изменении климата. И нам надо к этим изменениям адаптироваться. А чтобы адаптироваться, надо понимать, как климат может меняться. Вот как раз научные исследования в Антарктиде и способствуют тому, чтобы понимать, как менялся климат в прошлом и что с ним будет в будущем».

Сейчас проходят первые испытания модели корпуса судна. При температуре минус 18 градусов в специальном бассейне. Масштаб — один к шестидесяти. Лёд — аналог метровой толщи в океане. И при кажущейся простоте всё рассчитано с математической точностью. Будущее судно — это и танкер для доставки топлива и грузов к Южному полюсу, и инструмент для исследований учёных разных направлений. Конструкция позволит высаживать экспедиционные группы на необорудованный берег или лёд. Подобных проектов ещё не существует в мире. «Иван Фролов» может стать самым крупным судном в своём классе.

АЛЕКСЕЙ РАХМАНОВ, генеральный директор «Объединённой судостроительной корпорации»:

«На этапе проектирования сделаем всё, чтобы это судно стало максимально российским. Очень много будет предусмотрено комплектующих, которые уже прошли испытания на атомных ледоколах, я имею в виду и с точки зрения поставщиков и производителей, и с точки зрения тех компаний, которые работают с нами по военной продукции».

АНДРЕЙ ВЕСЕЛОВ, временно исполняющий обязанности генерального директора завода «Адмиралтейские верфи»:

«Это будет самое крупное научно-исследовательское судно. Размерами в 165 метров в длину. 240 человек экспедиции и экипажа. Грузы, вертолёты. Научные лаборатории. Более 20-ти. Это будет серьёзное подспорье для решения задач Российской Федерации в Арктике и на доставке грузов, работы в Антарктиде».

Заложить судно планируют в следующем году, а в первую экспедицию оно должно выйти в 2028-м.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Основа экономики нашего города – промышленность: высокотехнологичная, умная, эффективная. Судостроение, микроэлектроника, фармацевтика, информационные технологии. Особое место в экономике города занимают предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они сегодня, как и наша армия, на передовой. Помимо решения текущих задач – производства вооружений, специальной техники, снаряжения – они должны работать на опережение. Комплексный подход к развитию промышленности позволил нам достичь высоких результатов, даже в условиях экономической нестабильности».

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Импортозамещение набирает обороны в самых разных областях: от строительства и общепита до выпуска одежды. Западные санкции — это не только возможность расширить производство, но и занять новые ниши. Задача номер один — поддержать отечественных производителей. И ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем».