Транспортная система Петербурга продолжает развиваться.  В правительстве города считают, что развитие транспортной инфраструктуры — это ключевой фактор развития мегаполиса. Поэтому это главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем.


В Петербурге состоялся четвертый транспортный фестиваль. Экспозицию, которая развернулась на Манежной площади, посетил губернатор города Александр Беглов. Вместе с гостями праздника градоначальник приехал к месту выставки в колонне ретро-транспорта «Пассажиравтотранса». На  Караванной улице уже выстроились и новейшие образцы: электробусы, троллейбусы, туристические автобусы, коммунальная техника, которую показали губернатору ее производители.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Самое важное, что эта техника – она удобна для людей с ограниченными возможностями, для мам с колясочками, даже можно велосипед поставить. Я считаю, что техника хорошая, но важно, что производители уже сегодня отдают нам свои экземпляры».

На четвёртом Международном транспортном фестивале представили инновационные образцы. В том числе электробус «Генерал». Один из основных трендов фестиваля — экологичность. И в этом ряду обращают на себя внимание электробусы. Машины на электрической тяге — именно они борются за пальму первенства в сфере пассажирских перевозок в Петербурге. 

АЛЕКСАНДР БЕЛЬСКИЙ, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Приезжают люди из многих регионов посмотреть на те новинки, которые есть у нашего автопрома, на те перспективные разработки, которые у нас могут быть. Сегодня мы видим, что достаточно много и большое количество транспорта, которое представлено здесь у нас, обязательно появится на дорогах Санкт-Петербурга и всей нашей страны».

Перспектива появиться на дорогах Петербурга есть и у этой машины. Язык не поворачивается назвать электробус с высоким званием «Генерал» рабочей лошадкой. Но именно такой характер в технических показателях — высокая работоспособность на электрической тяге. 

АЛЕКСАНДР ДУБРОВКИН, генеральный директор ПК ТС:

«Мы ставим  такую задачу на сегодня — развитие электрического транспорта. То есть, помимо основной продукции — это трамвайные вагоны, которые благополучно и хорошо себя зарекомендовали в Санкт-Петербурге и других городах, мы осуществляем разработку новой колёсной техники».

Это первый в мире электробус с тремя типами зарядки. От розетки  380 или 600 вольт — так называемая «медленная», в ночное время. А есть еще динамическая и ультрабыстрая, через троллейбусный токоприёмник. Подключается так называемыми рогами и, не отрываясь от основной  работы — перевозки пассажиров, пополняет запас энергии.

ДЕНИС ФРОЛОВ, директор по развитию колёсного транспорта ПК «Транспортные системы», главный конструктор:

«Мы можем заряжаться на  ходу от троллейбусных проводов. Можем заряжаться от этих же пантографов стоя, от зарядных станций. То есть, в зависимости от той инфраструктуры, которая будет у заказчика».

Нейросети следят за безопасностью: искусственный интеллект не даст водителю уснуть за рулём. Предупредит громким сигналом. А ещё в электробусе двузонный климат-контроль: в кабине водителя и в салоне.  Безопасность ставится во главу угла в этих машинах. Кстати, практически все они из отечественных комплектующих. Лишь на некоторых электробусах стоят китайские задние мосты. Но и здесь картина уже меняется.

В Пулково скоро появится белорусский перронный электробус. От терминала к самолёту он будет перевозить пассажиров. Пока только одну машину берут в опытную эксплуатацию на год. 

ВАЛЕНТИН ЕНОКАЕВ, председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга:

«Мы, как вы знаете, в ближайшее время начнём строительство парка электробусов «Ржевка» на 400 электробусов. И к концу году начнём уже закупать электробусы. Они длительной ночной зарядки. И сейчас мы видим на выставке примеры производителей, которые хотят посостязаться за этот заказ».

Звезда  форума — электробус-гармошка «Орион». Родом  из  Вологды. Восемнадцать метров —  длина кузова. Может перевозить  180 пассажиров.

ПАВЕЛ ВИДЯКИН, генеральный директор торгового дома компании производителя:

«Общая емкость тяговой батареи составляет 650 киловатт-часов, что позволяет электробусу ехать 240 км и более. Днем он выполняет свои основные рейсы по маршруту, а ночью происходит зарядка. Порядка 6 – 8 часов».

Возможно, именно такая работоспособность и определила выбор. Северная столица закупила около 60 таких машин. Сам электробус уже протестировали сотрудники «Пассажиравтотранса». Машина убедительна по всем показателям.

Александр Беглов в рамках форума наградил лучших работников транспортной сферы. Это водители автобусов, победившие в 25-м конкурсе профессионального мастерства, их коллеги из трамвайного депо.

Это Руслан Бураев. Водитель 182-го маршрута. Обычный водитель, который стал настоящим героем.Это был обычный очередной рейс. Обычный водитель автобусного маршрута в спальном районе Петербурга, подъезжая к очередной остановке, увидел человека, которому требовалась помощь. Увидел, выбежал из кабины и помог. Так на его месте сделал бы любой петербуржец.

РУСЛАН БУРАЕВ, водитель автобуса:

«Я увидел боковым зрением, что человек упал. Когда подъехал, остановился, мне женщина просто показала рукой — и все остальное уже автоматически как-то происходило. Выбежал и оказал первую помощь. Эпилепсия. Лицом плашмя упал, я просто перевернул на бок, убедился потом в том, чтобы он не проглотил язык. Просто сделал интуитивно — и все».

182-й маршрут проходит по Приморскому — самому большому в городе — району. Новый, просторный, удобный автобус. Такие теперь можно увидеть в каждом районе Петербурга. Комфортный муниципальный транспорт заменил коммерческие маршрутки. В рамках транспортной реформы, в ходе которой, кстати, был введен единый тариф на проезд в общественном транспорте.

Еще в 1961 году в Ленинграде уже вводился и единый тариф. Стоимость проезда независимо от дальности составляла 5 копеек. Тогда единственным дополнительным оборудованием в салоне автобуса была касса-копилка, куда пассажиры опускали монеты. Сегодня дооснащение автобуса намного серьезнее.

Более 4-х тысяч автобусов на маршрутной сети Петербурга. 75% теперь работают на газомоторном топливе. На 16 тысяч тонн загрязняющих выбросов стало меньше. На 25 процентов сократилось количество ДТП по вине водителей общественного транспорта. На 20% уменьшилось число пострадавших в ДТП. Город закупает троллейбусы с увеличенным автономным ходом — их уже более 220-ти. Кроме того, на маршрутах работают «умные» трамваи. 950 вагонов «Балтиец» — это обновление подземного транспорта. В 2024 году в Петербурге появятся три новых станции метро: «Путиловская», «Юго-Западная», «Горный институт».

Владимир Токанов — метростроевец с 34-летним стажем. Он каждый день спускается на глубину 60 метров. Потому что здесь, под землей, тоже строится наш Петербург. Строительство метро в таких суровых условиях, как грунтовые воды, это особая работа, требующая не просто тщательной подготовки, эта работа требует выносливости и невероятного профессионализма.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Самая сложная часть реформы – строительство метро. Был пройден большой путь, чтобы спасти отрасль. А для этого – вернуть метростроение под контроль города. Наша городская компания «Метрострой Северной столицы» набирает обороты».

Тем временем, старые станции метро регулярно обновляются. Вот «Пионерская», которая входит в пятёрку самых востребованных станций петербургского метро по среднесуточному пассажиропотоку. До пандемии — больше 60-ти тысяч человек на вход и выход в течение дня. С января 2022-го года вестибюль частично закрыли на ремонт. Сегодня попасть в подземку здесь можно только со стороны Богатырского проспекта. А вход с Испытателей переживает первое за 40 лет большое обновление. Строительные работы вышли далеко за рамки помещения. Станцию обнесли забором, за ним — спецтехника и материалы. Однако недавно выяснилось, что и действующая часть вестибюля требует срочного ремонта из-за возросшей нагрузки.

НИКИТА БУЛГАКОВ, начальник дистанции тоннельных сооружений №2 Петербургского метрополитена:

«Это выкрошивание бетона с оголением рабочей арматуры. Это связано в первую очередь с реагентами, применяемыми в зимних условиях, которые разрушают бетонные конструкции и арматурный каркас».

Чрезмерные объёмы едкого раствора в купе с большим давлением из-за постоянного столпотворения привели к тому, что потолок в машинном зале буквально треснул. Разумеется, для таких работ вестибюль придётся закрыть, что изначально в планы не входило. Пустить потоки просто некуда. Линейка турникетов разместилась как раз на проблемных плитах перекрытия. А во второй части помещения ремонт ещё не закончился. Строителям нужно примерно два месяца, чтобы произвести замену полов в зале, поэтому решено заблокировать двери в период отпусков — с 24-го июня по 22-е августа. 

АЛЕКСАНДР ГУРЕЧКИН, начальник службы тоннельных сооружений Петербургского метрополитена:

«Для этих работ был подготовлен детальный график производства работ, предусматривающий круглосуточное ведение работ без учёта выходных и праздничных дней, то есть без перерыва. С целью завершения всего комплекса работ в вестибюле в максимально сжатые сроки, чтобы мы уже в конце августа смогли запустить наш вестибюль».

Причем на оба входа. Оставшийся снаружи ремонт завершат в октябре. Для пассажиров «Пионерской» на время закрытия профильный комитет разработал схему движения наземного транспорта. Потоки распределят между ближайшими станциями метро: «Комендантский проспект», «Удельная», «Старая Деревня» и «Черная речка». На подъезде к последней по всему Коломяжскому проспекту ещё и запретят стоянку, чтобы все полосы были свободны. Всего компенсировать закрытие «Пионерской» будут 28 маршрутов: в том числе три новых автобусных, они «побегут» опять же мимо «Чёрной речки». А ещё усиленные как автобусные, так троллейбусные и трамвайные. Интервалы прибытия будут короткими. На эти цели задействуют около 400 транспортных средств по будням и 330 по выходным. Подробности можно узнать на сайте Комитета по транспорту.

Между Ораниенбаумом и Петербургом запустили тактовое движение поездов в часы пик. В торжественной церемонии принял участие губернатор Александр Беглов. Теперь в утренние и вечерние часы пик электропоезда будут ходить каждые пятнадцать минут по одному из самых популярных маршрутов. Сотни петербуржцев каждый день едут из Петродворцового района на работу в город. А из Петербурга следует поток туристов, которые хотят увидеть дворцово-парковые ансамбли.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В часы пик вечерние и утренние интервал будет 15 минут. На линии курсируют современные комфортабельные поезда «Ласточки», мы их все хорошо знаем. Все это началось с поручения президента по развитию транспортной железнодорожной инфраструктуры в городе. Мы выполняем поручение, это второй этап поручения. Тактовое движение запущено, в планах у нас — Выборгское направление, Красносельское направление. К концу года мы закончим строительство железнодорожной станции «Лахта Центр». С подземным переходом. Это тоже улучшит сообщение между Приморским районом и Центральными районами Санкт-Петербурга. Поручения президента выполняются, выполняются досрочно. У нас получается, что мы электричку вписываем в наш общественный транспорт городской, это уже второй этап, когда у нас это получается. И важно, что в любой точке России можно приобрести билет. А на тех железнодорожных станциях, где нет, допустим, турникетов, или невозможно купить билет, можно через приложение, в электронном виде купить билет. Наша основная задача — гармонизировать всю транспортную систему. Это касается городского транспорта, железнодорожного транспорта, речного транспорта, морского транспорта. Чтобы у нас оплата везде была единой картой. У нас это получается. Я думаю, в ближайшее время мы эту систему полностью решим».

Это уже второе направление тактового движения. Первое в прошлом году запустили с Витебского вокзала в Павловск. Теперь этим маршрутом каждый день пользуются 35 тысяч человек.

ДМИТРИЙ ПЕГОВ, заместитель генерального директора компании РЖД:

«Мы видим, что Санкт-Петербург очень нуждается в тактовом движении. Мы видим, что сразу тактовое движение приносит существенный рост пассажиропотока. По проекту Павловска мы это заметили — сразу взрывной рост. Это, конечно, помогает разгрузить улично-дорожную сеть».

От Балтийского вокзала в Ораниенбаум ходят как обычные электрички, так и более комфортабельные «Ласточки», с мягкими сиденьями, кондиционерами и туалетом. А вся поездка занимает 53 минуты — почти вдвое меньше, чем на метро и общественном транспорте.

ВИКТОР ГОЛОМОЛЗИН, начальник Октябрьской железной дороги:

«Мы провели серьезную модернизацию инфраструктурного блока, отремонтировали переезды, в частности, и на 38-м километре, чтобы увеличить пропускную способность автомобильного транспорта, подготовили железнодорожные пути, вокзалы, перронное хозяйство».

По прогнозам, к концу года пассажиропоток на этом маршруте вырастет на 16% и достигнет 11 миллионов человек. В планах — организация  тактового движения из центра города в Красное Село и в Сестрорецк.

Автобусная улица, 8. Автобусный парк №2. В нём 11 электробусов. Новая веха развития городского транспорта в Санкт-Петербурге — переход на экологичные и экономичные источники энергии. Внешне отличий от современного автобуса практически никаких. Вот только за лючком бензобака не бензобак, а розетка для подзарядки огромной батареи.

СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВ, заместитель начальника производственно-технического отдела автобусного парка:

«Это линия 380 вольт. Все электробусы у нас с ночной зарядкой. Для полной зарядки нужно порядка 5 часов. В среднем на маршруте электробусы проезжают порядка 130 километров в день».

Запас хода при этом на полной батарейке 240 километров. Главный плюс такой техники, по мнению специалистов и перевозчиков, в экономичности. Да, пришлось потратиться на организацию зарядных станций, и за электричество счета у парка, конечно, тоже подросли. Но экономия на запчастях и маслах все это покрыла с лихвой.

СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВ, заместитель начальника производственно-технического отдела автобусного парка:

«Что касается автобусов на дизельном топливе — на обслуживание такого автобуса требуется гораздо больше ресурсов. Для обслуживания электробуса — только обслуживание аккумуляторов. Не скажу, что легче, но по затратам — это не сопоставимые цифры».

Пока такие электробусы курсируют только по одному маршруту в городе — 128. И далеко не каждый петербуржец имел опыт поездки на них. Это современный общественный транспорт с терминалами бесконтактной оплаты, USB-розетками, кондиционерами и видеокамерами. С 2019 года и по сей день такие электробусы строятся для Петербурга по четким техническим заданиям.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Важно, что производители уже сегодня отдают нам в эксплуатацию свои экземпляры. Чтобы жители города сказали, какой автобус, троллейбус, трамвай лучше. Но еще одно достижение — это электробусы. Мы уже закончили проектирование парка для них на 400 машин, он будет в Красногвардейском районе. И уже к 1 сентября строители приступят к его строительству».

Электротранспорта становится всё больше, и общественного в том числе. Появление новых моделей в парках, строительство новых площадок с необходимой инфраструктурой — это не только логистические решения, но и, конечно, экологические.

А вот с 1 мая в городе запустили новый автобусный маршрут 263. Весь путь длиной в 20 километров он проходит почти за полтора часа. Это микрорайон Авиагородок — советская застройка и несколько больших садоводств. До последнего времени эту зону обслуживали только два автобусных маршрута, при этом до конца улицы Пилотов доезжал всего один. Была еще маршрутка, так что можно сказать, что автобус 263 её заменил. Теперь жители юга Московского района могут добраться до нескольких станций метро. А так же в Адмиралтейский район.

Автобус проходит треть Обводного канала. Правда, не всегда понятно, где именно. Если у Балтийского вокзала на остановку уже нанесли обновленную информацию, то напротив — еще нет. Но местные жители о новом маршруте уже узнали. Для них он — возможность доехать до метро или в район Морского порта, на Двинскую улицу.

Ежедневно на маршрут выходят двенадцать автобусов большого класса, способные вместить до ста человек. Машины российского производства, новые и современные — оборудованы кондиционерами, видеокамерами и бесконтактными системами оплаты. Ходят по графику — с 5:20 до 0:30 с интервалом около 20 минут. За пассажиропотоком на рейсах следят диспетчеры организатора перевозок. По необходимости они могут добавить автобусов на маршрут. В резерве у компании-перевозчика около ста машин.

Транспортная реформа в Петербурге показала: город давно нуждался в реформировании системы работы общественного транспорта. Да, такие глобальные изменения не всегда проходят гладко. Но важно, что есть положительные результаты. И первыми их оценили пассажиры. Собственно, те, для кого сама реформа и проводилась.

Петербург — это мегаполис. Комфортная, удобная, экологичная транспортная система для такого города — это безусловный приоритет в работе правительства, которое делает все для того, чтобы общественный транспорт в Петербурге работал на самом высшем уровне.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Сегодня можно подвести первые итоги транспортной реформы. Весь транспорт стал социальным. На всех его видах действуют единые льготы и специальные тарифы. Оплачивать проезд можно банковскими картами. В том числе, Единой картой петербуржца. Подвижной состав – комфортный и безопасный. Низкопольный. Оборудован системами климат-контроля и видеонаблюдения. Движение стало предсказуемым. Спутниковая навигация позволяет отслеживать автобусы через интернет-сервисы. Обустроено свыше 300 новых остановочных пунктов».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Петербург должен быть максимально удобным и комфортным мегаполисом для жизни и работы. И поэтому вопрос повышения качества транспортного обслуживания всегда в приоритете у городского правительства. И это главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».