В Петербурге  продолжается активное  внедрение цифровых технологий.  По уровню развития цифровизации наш город среди лидеров по России. Современный и, главное, комфортный и удобный мегаполис – вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем.


Умный дом в каждый двор. 32 тысячи петербургских парадных оснащены «умными видеодомофонами» в рамках городской программы «Умный двор». Жителям дома номер 28 на 23-й линии Васильевского острова новый домофон установили совсем недавно. С помощью этой системы даже те, у кого в квартире нет такого устройства с экраном, могут увидеть, кто пришёл — через специальное приложение. Можно также посмотреть запись и увидеть, что произошло несколько часов назад. Камеры уже помогли жильцам в решении многих бытовых проблем. Только в  этом году планируется установить почти 10 тысяч «умных домофонов». В программу модернизации, реализуемой за счёт городского бюджета, дома попадают по решению комиссий районных администраций.

РОМАН БОРИСЕНКО, директор городского мониторингового центра:

«У нас привлекаются в комиссию силовые ведомства, прокуратура, МВД, районные ФСБ. И они принимают решение, где в первую очередь установить эти домофоны. Это, естественно, там, где наиболее криминогенная обстановка».

Данные с городских камер, в том числе домофонных, попадают в мониторинговый центр и хранятся семь дней. В особых случаях  этот срок могут продлить до года. Каждый день специалисты центра обрабатывают до 100 таких запросов. Чаще всего из-за аварий. Через приложение «Безопасный Санкт-Петербург» можно увидеть все установленные в городе домофоны и стоп-кадры видеозаписи, которая ведется на портале. Зарегистрироваться можно через Госуслуги. Специалисты подчеркивают: вся информация конфиденциальна, поступает по зашифрованным каналам и утечка данных невозможна. Прежде всего, система нужна для обеспечения безопасности петербуржцев. В случае ЧС домофон способен оповестить жителей. А если скорой помощи или пожарной службе необходимо будет попасть в парадную, районная администрация сможет открыть дверь дистанционно. В планах на ближайшие несколько  лет оснастить системой все парадные Петербурга. А их в городе больше 60 тысяч.

21 век. Век технологий. Век цифрового образа жизни. Когда практически всё, от банальной уборки дома до оформления важных документов, не обходится без помощи техники. Цифровой техники. И Петербург как современный мегаполис активно развивает цифровизацию, которая охватывает все сферы жизни: транспорт, ЖКХ, общественную и экологическую безопасность, государственное управление.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов инспектирует многофункциональный центр на Наличной улице. Один из самых технологичных в городе. Небольшую экскурсию для губернатора проводит директор сети многофункциональных центров Петербурга Максим Александров. Помимо уже привычных USB-розеток показывает отечественную систему навигации по залам и даже пункты сбора отслуживших свой век батареек и энергосберегающих ламп, а также картонную коробку для приёма макулатуры. Три десятка окон обслуживания, современное оборудование и отличная подготовка специалистов.

О самых маленьких посетителях здесь тоже позаботились. Пока родители решают проблемы с теми или иными документами, малыши могут посмотреть мультфильмы. Недаром эту площадку называют флагманской. Внимание губернатора акцентировали на этом умном ящике. Его называют постаматом.

Если фотобудкой уже никого не удивишь, одно название «криптобиокабина» вызывает интерес и даже некоторую тревогу у посетителей. Но волноваться не о чем: это такая же будка, правда, для сбора биометрических данных. Но если те, кто нуждается в услугах МФЦ, слишком далеки от подобных ноу-хау, здесь обещают их обязательно обучить. Современные технологии уже входят в каждый дом.

МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВ, директор СПб ГКУ «МФЦ»:

«Я бы даже так сказал: это 100 шагов за последние 2 года. Потому что МФЦ, благодаря утверждённому плану нашим губернатором, получил большой толчок. Мы обучаем предоставлению государственных услуг в электронном виде молодых мам, людей предпенсионного возраста. Есть также класс обучения для персонала, то есть новые сотрудники, которые трудоустраиваются в МФЦ, здесь обучаются».

С будущим персоналом городских МФЦ лично познакомился губернатор. Глава города побывал на занятиях. Флагманская площадка на Наличной улице работает недавно, но нареканий у посетителей нет. На лицах – улыбки. На встрече с коллективом МФЦ губернатор презентовал сотрудникам сертификат на приобретение новой техники.

А это новый МФЦ, который в начале марта открылся в одном из самых густонаселенных районов Петербурга. На Парнасе. Получаем цифровой талон с номером в очереди. Такой электронный терминал экономит чековую ленту, средства на её закупку и деревья. Разработка полностью отечественная, до конца года такие устройства появятся в каждом МФЦ. Ещё в зале оборудовали зону для самообслуживания. Это тоже помогает экономить время.

Помещение площадью 800 квадратных метров для нового МФЦ на Парнасе выделили в рамках адресной инвестпрограммы. Теперь здесь могут быстро обслужить всех желающих. А это 150 тысяч потенциальных посетителей – жителей микрорайона. Раньше они оформляли документы в мобильном офисе на 5 окон. Теперь для них работают ещё 23 окна с операторами, просторным залом ожидания, комнатой матери и ребёнка, а также инфраструктурой для маломобильных групп.

ВИКТОР ПОЛУНИН, глава администрации Выборгского района Санкт-Петербурга:

«До того времени, как открылось это структурное подразделение, обслуживание шло через передвижные МФЦ. Этого было явно недостаточно. Начал функционировать этот сектор с 30-го января этого года. И сейчас порядка 5 тысяч обращений сюда поступило, примерно 300 обращений в день. Это говорит о том, насколько был необходим этот сектор, этот МФЦ в «Северной долине». Ситуация будет оцениваться, скорее всего, будет стоять вопрос об открытии других МФЦ, потому что емкость этого жилого комплекса более 80 тысяч человек, население растет».

В новом офисе можно воспользоваться всеми традиционными услугами МФЦ, их больше 350-ти. В том числе, оформить карту футбольного болельщика. Она нужна для покупки билетов на матчи Российской футбольной премьер-лиги. Это один самых востребованных сервисов в МФЦ.

ЮЛИЯ СМИРНОВА, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга:

«Оформить паспорт болельщика достаточно просто. Нужно заполнить заявление на портале Госуслуг, потом прийти в МФЦ для подтверждения личности. С июля 2022 года этой услугой уже воспользовалось более 35 000 горожан».

В офисе МФЦ есть возможность оплатить госпошлину. А также в помещении расставили экобоксы для безопасной утилизации опасных отходов. Например, батареек и энергосберегающих ламп. Впрочем, МФЦ — это лишь одно из направлений цифровизации Петербурга. Вот лишь некоторые цифры, которые наглядно отвечают на вопрос, почему Петербург по уровню развития цифровизации входит в число лидеров по России.

73 тысячи камер видеонаблюдения установлены в системе «Безопасный город». Это уже помогло раскрыть почти 2,5 тысячи преступлений. Кроме того, более 11 миллионов раз петербуржцы воспользовались различными сервисами МФЦ в прошлом году. Сеть многофункциональных центров постоянно расширяется. 25 чат-ботов в рамках национального проекта «Цифровая экономика» помогают петербуржцам быстро получать необходимую информацию.

Итоги в сфере информатизации и связи подводили на рабочем совещании губернатора Петербурга с членами городского правительства в середине февраля. Вице-губернатор города Станислав Казарин рассказал об итогах своей работы за минувшие 12 месяцев. В городском правительстве он в частности отвечает за сферу информатизации и связи. Так, по итогам социологического исследования, заказанного Смольным, в 2022-м средний уровень удовлетворённости качеством предоставления государственных услуг в городе превысил 90%. А широкополосный доступ социально значимых объектов к интернету и вовсе обеспечен на все 100%.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Цифровой блок городского правительства активно участвует в формировании федеральных, региональных мер поддержки отрасли. Мы расширили сеть многофункциональных центров и количество предоставляемых в них услуг в электронном виде. Для нас это очень важно, для жителей нашего города. Я хотел бы отметить, жители активно этим пользуются».

Глава архивного комитета Смольного Пётр Тищенко рассказал, как в городе на Неве реализуют программу «Эффективный регион». К ней Петербург присоединился в 2020-м. Губернатор поинтересовался, как идёт процесс оцифровки звукозаписей времён блокады из Дома радио, недавно переданных городу.

ПЁТР ТИЩЕНКО, председатель  Архивного комитета Санкт-Петербурга:

«Вы помните, какое внимание к этой коллекции было со стороны и ветеранов, и блокадников, общественности и журналистского профессионального сообщества. Документы из этой коллекции имеют большой потенциал для использования, и уже сейчас, помимо того, что они доступны любому, часть, которая оцифрована, доступна в читальном зале архива, поступают заявки, чтобы в творческих, патриотических проектах их использовать».

Почти два миллиона петербуржцев в прошлом году воспользовались разделом «Мое здоровье» на Едином портале Госуслуг. Там можно не только найти необходимые документы по оказанию медицинской помощи, но и записаться к врачу. Как подчеркнул губернатор Александр Беглов, цифровизация здравоохранения в Петербурге в 2022 году превысила плановые показатели. А это значит, что медпомощь в Петербурге стала доступнее. Кроме Госуслуг вопросы в сфере здравоохранения можно решить на портале «Здоровье петербуржца», через единую информационно-справочную службу «122» и виртуальные колл-центры медицинских организаций.

Это Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр. Здесь представили горожанам и туристам несколько онлайн-площадок связанных с решением разных жизненных ситуаций.

АНАСТАСИЯ ТЮЕВА, начальник отдела проектного управления Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра:

«Экосистема городских сервисов подразумевает каталог городских сервисов, которые мы бережно собираем со всех сторон. Сейчас на портале представлено более 230 сервисов».

Причём сервисы эти разделены по ролевому принципу: «Я родитель», «Я дачник», «Я пассажир» и так далее.

АНАСТАСИЯ ТЮЕВА, начальник отдела проектного управления Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра:

«У нас есть очень много метрик, статистики, с помощью которых мы понимаем, что, например, у нас покрыты те или иные роли в таком-то количестве, столько-то потребностей возникает у жителей в течение месяца, года и так далее. И мы понимаем, какое количество касаний мы делаем с жителями с помощью городских сервисов».

Проще говоря, это удобный каталог тех сервисов, которые проверены, работают, приносят пользу. Например, в области ЖКХ совместно с государственной жилищной инспекцией был реализован специальный сервис. Через него житель многоквартирного дома может обжаловать проведенное Управляющей компаний собрание собственников, если туда без его ведома включили его голос. Таких онлайн-обращений с сентября прошлого года поступило уже более 10 тысяч.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, заместитель начальника ГЖИ СПб:

«Сообщения поступают в жилищную инспекцию, они обрабатываются. И в случае, если есть бюллетень собственника и обращение, поданное собственника через сервис, бюллетень не учитывается и расчете кворума, при проведении проверки протокола данный голос исключается».

Вот так, через один цифровой каталог можно найти путь для восстановления справедливости, оказания социальной услуги, а также просто почерпнуть полезную информацию о местах и событиях города. «Цифровой Петербург» нужен для того, чтобы в реальном Петербурге всем жилось удобнее. И петербуржцы уже сегодня не представляют многих сфер своей жизни без перевода их в цифру.

О цифровизации городской жизни в эфире телеканала «Санкт-Петербург» на вопросы жителей Петербурга ответил Станислав Казарин. Он стал первым вице-губернатором, кто провел диалог с горожанами. Такое поручение дал Александр Беглов во время первого эфира в этом году. Обращения поступали в социальных сетях, а также отбирались и группировались заранее. Одной из главных тем стала работа многофункциональных центров государственных услуг. В частности, открытие новых в районах новостроек.

СТАНИСЛАВ КАЗАРИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Мы смотрим, каким образом у нас идет сосредоточение населения. Ночное население, дневное население. Там, где люди живут, ночуют, там, где работают. Стараемся к этим точкам притяжения максимально близко открывать МФЦ. Четыре – пять МФЦ в год мы открываем. В этом году уже четыре».

Множество вопросов касались повседневной жизни: работа транспорта, качество связи в метрополитене, электронные кошельки, даже развитие киберспорта в Петербурге. Отдельно стоит отметить целый блок вопросов о видеонаблюдении. Среди самых наболевших – неправильная парковка автолюбителей во дворах. Что мешает проезду экстренных служб и вывозу коммунального мусора. Горожане предлагают дистанционно штрафовать за такие нарушения. Систему, возможно, запустят в следующем году. А вот сервис получения электронного рецепта на льготные лекарства может появиться уже в этом, после обсуждения правовой базы в Государственной Думе и Совете Федерации.

СТАНИСЛАВ КАЗАРИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Как будет происходить электронным льготным рецептом. Когда вам выписывает врач, он появляется в личном кабинете. Вы приходите в аптеку, которая занимается выдачей льготных лекарственных препаратов, с телефона показываете QR-код, оператор считывает, и у него уже полная информация о том, что вам назначено».

Система позволит фиксировать получение лекарств, количество, необходимую дозировку. Также затронули тему беспилотного транспорта. Все детали проработают во время действия экспериментального правового режима.

«Здравствуйте, вы обратились в информационно-справочную службу города Санкт-Петербурга. Меня зовут Вероника, слушаю вас», – этот текст, как и десятки ее коллег, Вероника произносит в среднем сто раз в день. Сотню человек одновременно готова выслушать ее коллега Виктория — голос, рожденный искусственным интеллектом.

АНДРЕЙ САХАРОВ, директор Санкт-Петербургского ГУП «АТС Смольного»:

«Если нам в день поступает 20 тысяч вызовов вызов врача на дом, а в пандемию иногда всплеск был до 200 тысяч вызовов, это сколько людей нужно? А тут 95% отрабатывается роботом».

А этот голос зовут Аврора. Электронная помощница круглосуточно трудится в МФЦ, при этом успевает учиться. Сложнее всего, говорят разработчики, роботу даются мягкий знак на конце слов знак и редкие фамилии.

АНДРЕЙ КОРОЛЕВ, ведущий аналитик ИАЦ:

«Дотошная настройка, чтобы, например, «улица Дундича» произносилось как «улица Дундича». Потому что, если просто здесь вбить и сделать синтез, это будет «Дундиха» или ещё что-нибудь в этом роде».

Текст в звук превращает компьютер. Так проще вносить коррективы и запоминать новые слова. К подбору тембра и пола робота разработчики подошли с особым трепетом.

КИРИЛЛ УТКИН, начальник отдела разработки цифровых интеллектуальных ассистентов ИАЦ:

«Мы проводили исследование большое, записали две аудиодорожки с мужским и женским голосом, и граждане выбрали больше женский голос. Видимо, по ассоциации, я не знаю, может быть, мама или бабушка, первая учительница».

За соседним столом рождается еще один робот. В телеграмме чат-бот готов ответить на вопросы «Службы 122» о помощи многодетным семьям, и даже рассказать о том, где купить свежую корюшку.

ПОЛИНА АНТОНОВА, ведущий проектировщик чат-ботов ИАЦ:

«Я делаю социального помощника. Это информационный бот, в котором рассказывается о том, где можно какие льготы и бесплатные услуги можно получить, куда обратиться. Зачем мы делаем столько кнопок? Чтобы пользователь не писал ничего сам, чтобы бот всегда понимал, что хочет пользователь».

Сценариев у одного бота не меньше, чем веток на раскидистом дереве. И по желанию заказчика всего за несколько часов тут вырастают новые гроздья услуг и ответов.

ВИТАЛИЙ СИМОНОВ, начальник по работе со СМИ МФЦ Санкт-Петербурга:

«МФЦ Санкт-Петербурга предоставляет 355 государственных услуг, это достаточно большой объем. Поэтому мы ориентируемся в первую очередь на те услуги, которые востребованы. Например, оформление загранпаспорта, паспорта гражданина Российской Федерации, получение детских пособий».

Именно роботы, говорят в «Службе 122», берут на себя рутинную, но необходимую работу, заметно разгружая операторов.

АНДРЕЙ САХАРОВ, директор Санкт-Петербургского ГУП «АТС Смольного»:

«Сейчас робот обзванивает и предлагает людям диспансерное наблюдение. Это те люди, которые выписались из больниц, и которым требуется диспансерное наблюдение в поликлинике».

Для тех, кто только погружается в мир ботов и искусственного интеллекта, на базе МФЦ проходят курсы повышения компьютерной и социальной грамотности. Всем желающим специалисты  показывают, как можно самостоятельно найти нужную информацию и оформить необходимую услугу.

Цифровой. А значит не просто умный, но и удобный мегаполис. Идти в ногу со временем, не останавливаться и делать Петербург ярким, современным, развивающимся – это приоритетная задача правительства в отрасли цифровизации городской жизни.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Трехлетние расходы на развитие цифровых сервисов составят 16,4 млрд. рублей. В 2023 году направим более 5 млрд. рублей на развитие государственных информационных систем. На базе «Единой карты петербуржца» запустим проект по выдаче цифрового сертификата на оказание социальных услуг. Принципиально новые возможности для пользователей создадут чат-боты в «Телеграм» и уникальные для России мини-аппы «ВКонтакте». Стратегическое направление «Открытый город» – знаковое для Петербурга как культурной столицы России. Особую важность приобретает сегодня создание условий для общественного диалога и согласия. Поэтому направление «Открытый город» получает значимые инвестиции на своё развитие».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Да, цифровые технологии сегодня охватывают все сферы нашей жизни. И Петербург, чтобы удержать лидерство в этой отрасли, будет продолжать развивать цифровизацию города. Потому что это главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».