В новом выпуске нашего детективно-исторического сериала «Петербургские тайны» речь пойдёт об архитектурных тайнах. Их в Петербурге так много, что нужно делать не серию, а отдельную программу. Но очень часто все эти мифы имеют вполне логичное и техническое объяснение. Мы проиллюстрировали это на примере некоторых наших памятников.


Название нашей программы «Петербургские тайны» не совсем правильное. Потому что это звучит как тавтология. Обозначение одного и того же явления или предмета разными словами, но при этом абсолютно не уточняется и не дополняется главный смысл высказывания.  Ну, например, извините за выражение, «полный аншлаг». Или «мокрая вода». «Мокрый от воды» можно сказать. Но «мокрая вода» — ни в коем случае. Так и с названием нашей программы. Что это такое —  «Петербургские тайны»? Какие могут быть петербургские тайны, когда и так абсолютно очевидно, что весь Петербург и есть одна большая и непостижимая тайна? Всё в Петербурге — тайна. От места и времени его рождения, событий,  которые здесь происходили и, конечно же, факта его строительства. Как он вообще мог быть построен здесь? В таких условиях и таким, каким мы его наблюдаем сейчас в 21-м веке? Вот об одной из таких особенностей нашего города мы сейчас и расскажем в нашем научно-историческом сериале «Петербургские тайны».

На самом деле, никаких тайн и мифов нет. Есть лишь дефицит информации и отсутствие любопытства. И мы это докажем лишь на нескольких фактах. Вот, например, история создания «Медного всадника». Только одна деталь породила столько поэтических образов и легенд. Речь идёт о зрачках Императора, который несётся на своём коне, куда несётся гордый конь и где опустит он копыта? Дело в том, что эти зрачки Петра имеют форму сердечек. Такие очень похожие на символы, которые используют в телефонных переписках и которые обозначают любовь и большую привязанность к собеседнику. И ещё с 19-го века, как только этот факт стал публично известен, заговорили о том, что это следы большой любви, которая вспыхнула между создателем памятника Фальконе и его ученицей — 17-летней Мари-Анн Колло. Таким образом молодая ученица хотела высказать свои чувства к своему учителю. И сделала эти зрачки на лице Петра в виде сердечек. На самом деле, всё гораздо проще. Форма, повторяющая форму сердечка, использовалась скульпторами очень давно. Ещё мастерами в эпоху возрождения. Например, у статуи знаменитого Давида созданной Микеланджело, точно такие же зрачки в форме сердечек. Вот посмотрите. Суть секрета этой формы зрачков заключается в том, что когда наблюдатель смотрит в глаза скульптуры снизу вверх, эта форма даёт особый оптический эффект. Помните из учебников физики: угол падения равен углу отражения? Так и тут. Взгляд снизу преломляется об один край углубления в виде сердечка, затем поглощается о другой край этой формы. Возникают эффекты игры света и тени. И кажется, будто бы скульптура смотрит на тебя пронзительным взглядом чёрных зрачков прямо глаза в глаза. Как каменный гость. Сравните Давида работы Микеланджело  и Петра I, созданного Фальконе. Глаза в глаза. Или, точнее, сердечко к сердечку. Найдите 10 отличий — не найдёте ни одного. Это не любовь, как пел Виктор Цой. Это просто профессиональный приём великих художников-скульпторов.

А вот давайте теперь от Медного всадника поплывём по Неве и посмотрим на набережные вдоль реки. И что это? Смотрите! Гранитные плиты набережной вдруг предстают в виде листов гигантской книги. Листов, которые буквально испещрены какими-то знаками. Очень похожими на руны. Или зашифрованную тайнопись. Кто её оставил? Что она означает? Может быть, эти плиты были взяты из карьера в тех местах, где совершали свои обряды язычники. Или это тоже часть древней культуры, которую мы знаем по сфинксам на Университетской набережной? На самом деле, всё гораздо проще и прозаичнее. Для начала, обратите внимание на этот участок набережной у зимней канавки, он отличается от остальных участков с гладкими стенками. Здесь гранит покрыт рисунком  в виде символов и  розочек. А через 150 метров — нет. Там мы наблюдаем снова гладкую гранитную поверхность. Дело в том, что когда строили изначально эти набережные,  предполагалось, что вся их  линия вдоль Невы будет покрыта такими геометрическими фигурами и рисунками. Это специальные рисунки, которые  дают такую особенную игру света и тени. И возникает эффект будто бы эта стена не каменная а бархатная. Или вельветовая. Мягкая, глубокая, тёмная. Темнее даже невской воды. Потому что сет поглощается этими узорами на камне. Вот почему можно смело сказать, что такие гранитные набережные действительно являются чудом света. Причём в буквальном смысле этого слова света от слова свет. То есть луч света. Но вмешалась грубая реальность. Экономическая реальность. Только за 25 лет, в 60– 80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных. Общий объём гранитной кладки, который был выполнен в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках, составил 1,5 миллиона тонн гранита. И когда столкнулись с такими масштабами строительства поняли, что здесь уже, что называется, не до жиру. Пошли по пути более экономичному и дешёвому. И идея с бархатными набережными, испещрёнными специальными рисунками, поглощающими свет, была отброшена как экономически неэффективная. Обычная, говоря современным языком, оптимизация бюджета для избыточно дорого проекта. И никаких языческих знаков и древних рун здесь нет и в помине.

Как же — спросите вы? А где же тайны? Не может быть так всё просто и реалистично в истории Петербурга! Отвечаем: тайны есть. И их много. И мы о них ещё расскажем в нашем научно-историческом сериале «Петербургские тайны».