Одна из особенностей нашей программы заключается в том, что мы никогда не ищем какие-то тайны специально. Научные, исторические, петербургские и прочие. Мы считаем, что тайн нет, есть лишь дефицит информации и отсутствие любопытства. И то, что одни называют тайнами, мы считаем частью окружающего нас мира, но чуть менее изученной и исследованной. И чтобы ее обнаружить, нужно проявить чуть больше пытливости и внимания, а иногда и просто всего лишь поднять голову. Например, если вы это сделаете, гуляя по Невскому проспекту, вы обязательно увидите высотную доминанту дома Зингера: большой стеклянный глобус, который венчает этот архитектурный феномен в стиле модерн. Именно там, в этом глобусе, находилось то, что могло решить исход Первой мировой войны, а значит, и повлиять на всю мировую историю.


Как этот стеклянный шар Земли на Доме Зингера мог изменить историю всего того, что происходило на этой Земле с начала 20 века?

Итак, Невский проспект, 28. Дом Зингера. Год постройки 1904. Архитектор — Сюзор. Образец архитектуры северного модерна. Стиль ар-нуво. Здание было построено по заказу американской компании Зингер. Инновационный продукт высочайшей сложности той эпохи: паровое отопление, лифты фирмы «Отис», каррарский мрамор, встроенные в стены для хранения слитков золота и денег сейфы, автоматическая очистка кровли от снега и наледи. Здание как символ всех передовых технических прорывов той эпохи. Венчал крышу стеклянный глобус, опоясанный бронзовой лентой с надписью Зингер, что должно было означать колоссальное значение этой компании для экономики всего мира. Но вот наступает эпоха Первой мировой войны, воюем с Германией. Зингер к тому времени стала уже не американской, но американо-немецкой компанией. И вот наша контрразведка летом 1915 года получает сведения о том, что в этом здании, на Невском, 28, организовано, по сути, шпионское гнездо: сюда стекается вся информация о положении дел в российской столице, в самой России. Экономика, настроение в обществе, детали оборонных заказов, которые поступали на заводы и фабрики, документация Генерального штаба.  Все слухи, новости, агентурные сведения — все поступает именно сюда, в Дом Зингера.

Но вам любой шпион скажет — ценность информации заключается, в первую очередь, не в том, чтобы получить эту информацию, а в том, чтобы передать ее, сообщить центру. И сообщить как можно оперативнее. Как это делается, мы знаем по многим примерам из классики нашего кинематографа. И вот, с этой целью в глобусе на Доме Зингера и был обустроен радиопередатчик. Напомню, что эта самая высокая точка на Невском проспекте, а Невский проспект — это сердце столицы Российской Империи, которая участвует в мировой войне. Это все равно, что сейчас наши российские спецслужбы поставили бы свое передающее устройство в округе Арлингтон, штате Вирджиния, 22202 — там, где расположена штаб-квартира Пентагона.

Как передавались сведения? Немецкие шпионы использовали радиостанции фирмы Маркони. Диапазон частот: 0,1 — 0,63 мегагерц. Мощность передатчика 5 кВт. Дальность действия — до 500 км. А сигнал уже поступал в приемники, которые находились на германских кораблях, стоящих на рейде в Балтийском море. Да что там говорить, немецкий пароход «Принц Эйтель Фридрих» до ареста российскими властями в ходе шпионского скандала вообще стоял в петербургском морском порту. Это был даже не просто не канал связи, это была чёрная дыра, через которую утекали все сведения, представляющие собой государственную военную тайну России. И эпицентром этой дыры и был глобус на доме Зингера.

Откуда предавались радиограммы? Давайте заберемся туда и посмотрим, что там сейчас. Сейчас тут пусто, гулко и сыро, а тогда, в 1915 году, отсюда передавались сведения, которые могли повлиять на ход Первой мировой войны. Могли, если бы наша контрразведка не пришла сюда с обысками. 6 июля 1915 года прошли ночные обыски и аресты во всех представительствах фирмы Зингер в России. Включая, конечно же, и главное представительство в Доме Зингера. Руководил этой операцией начальник штаба Северо-Западного фронта генерал майор Михаил Бонч-Бруевич. Были арестованы сотни сотрудников фирмы, только в Санкт-Петербурге и Москве было изъято 30 пудов документации, которую отправили на экспертизу в министерство юстиции. И, конечно же, были обнаружены документы, которые свидетельствовали о явной шпионской деятельности со стороны Германии. Генерал Бонч-Бруевич писал, что шпионское гнездо располагалось в самом центре столицы империи, в главном офисе фирмы — в доме Зингера, и прямо из стеклянной башни на Невском проспекте радисты передавали сведения в Германию. Обыск, проведенный после возбуждения дела о шпионаже, к сожалению, ничего не дал. Был найден лишь мощный трансформатор, передатчик так и не нашли. По одной из версий, была утечка информации: кто-то предупредил немцев об этих обысках. Да и потом все попытки российской контрразведки доказать причастность фирмы Зингера к шпионажу сталкивались с противодействием высокопоставленных царских сановников. По странному стечению обстоятельств вся внутренняя переписка фирмы Зингер за 1913 -1914 годы оказалась уничтожена. Уже в августе 1915 года дело фирмы Зингер было прекращено. Генерал Бонч-Бруевич был отправлен в отставку.  Но главная цель все-таки была достигнута: цепь передаваемых радиограмм из башни Зингера была разорвана. И на том спасибо нашей контрразведке. А ведь не раскрыли бы тогда эту тайну немецких шпионов, неизвестно, как бы тогда сложилась вся история Первой мировой войны, в которой Россия играла ключевую роль. Это уже тайна истории. Тайна, которая имеет вполне конкретный адрес в Петербурге. Невский проспект, дом 28. Дом Зингера. Где, кстати, сейчас можно купить хорошую книгу, выпить чашечку хорошего кофе и подумать о том, какие исторические параллели напрашиваются в связи с тем, что происходило в этом доме, и тем, что происходит сейчас в мировой геополитике. Про исторические параллели вы подумайте сами, а про тайны вы узнаете из следующих выпусков нашего научно-исторического сериала «Петербургские тайны».