Петербург. Курс на импортозамещение. Наши предприятия и производства успешно выполняют все намеченные планы. Работа и переход на российскую техническую базу — вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем.


Фармкластер Петербурга держит курс на полное импортозамещение. В конце октября площадку «Новоорловская» проинспектировали заместитель министра экономического развития и представители правительства города. Осмотрели будущий инновационный центр одной из ведущих российских компаний. Общая площадь — 18,5 тыс. квадратных метров. Здание арендует новый и очень важный для особой экономической зоны резидент. Сейчас здесь заканчиваются строительные работы. А вот как будет выглядеть центр. Макет показали заместителю министра экономического развития России Дмитрию Вахрукову.

Заниматься здесь будут, в частности, новейшими технологиями в области фармацевтики. Предприятиям этого важнейшего для петербургской экономики кластера в ходе визита заместитель министра уделил особое внимание. На другом предприятии гостю рассказали, что уже сейчас на площадке особой экономической зоны наладили выпуск лекарств для онкобольных.

ДМИТРИЙ ВАХРУКОВ, заместитель министра экономического развития РФ:

«Я не открою секрет, если скажу, что фармкластер в Санкт-Петербурге – это самый большой фармкластер среди других особых экономических. В особой экономической зоне, как в ресторане, важны повторные визиты. Если инвесторы начинают строить вторую и третью очередь, это говорит о том, что механизм работает».

МИХАИЛ КВАСНИКОВ, генеральный директор компании-резидента «Особой экономической зоны «Санкт-Петербург»»:

«Основная цель и задача – импортозамещение, чтобы обеспечить лекарствами. Основная направленность – лечение онкозаболеваний. В перспективе у нас запуск еще двух новых участков, порядка 2000 кв. м, где у нас будет проходить синтез для производства лекарств от онкозаболеваний».

Более 4-х тысяч современных рабочих мест. Свыше 62-х миллиардов рублей инвестиций. И, главное, почти 150 новых отечественных лекарственных препаратов. Все это фармацевтический кластер Петербурга. И уже понятно, что двух площадок, особой экономической зоны для нашего города недостаточно. Правительство Петербурга приступает к разработке третьей площадки. Какой она будет, станет ясно к 2024 году.

ТАМАРА РОНДАЛЕВА, генеральный директор «Особой экономической зоны «Санкт-Петербург»»:

«Наши фармацевты по первому полугодию занимают 50% всей выручки. Общая выручка оценивается порядка 70 млрд., наши резиденты показали по первому полугодию уже 35%».

Обеспечить технологический суверенитет России — одна из главных задач петербургской особой экономической зоны, отметил замминистра по итогам визита. И примеры, когда освобожденные западными компаниями ниши заполняются качественной российской продукцией, уже есть.

Вот новый подвижной состав метрополитена сегодня повез пассажиров по «красной» линии метро. Одним из первых был губернатор Александр Беглов. В дизайне поезда модели «Балтиец» используют силуэты разводных мостов. Кресла с раздельными сиденьями и спинками выполнены из износоустойчивых материалов. Улучшена аэродинамика, двери стали шире на 20 сантиметров. Связь с машинистом дополнена видеокамерой. А в кабине — новый эргономичный пульт с цветными мониторами и сенсорным управлением. Всего состав вмещает полторы тысячи человек. К запуску готовы уже три подобных поезда. А всего до конца 2031 года Петербургский метрополитен получит 950 новых вагонов. Это почти половина всего подземного парка.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«По поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина мы запускаем новый состав вагонов «Балтиец». И, действительно, он имеет хорошую окраску, он экологичный, элегантный, экономичный, и на 95% вагоны и комплектующие производятся у нас в России».

Общая стоимость контракта — более 240 миллиардов рублей. Из них около 100 миллиардов выделит Фонд национального благосостояния. Остальное — в течение 25-ти лет будут начислять из городского бюджета. Сначала новые составы отправятся по Кировско-Выборгской линии, потом по Московско-Петроградской и Фрунзенско-Приморской.

Губернатор Петербурга Александр Беглов посетил одно из ведущих научно-производственных предприятий радиоэлектронной промышленности. Здесь разрабатывают и выпускают компоненты для аппаратуры и управляющих систем различного назначения. За последние годы обновлена линейка изделий. Предприятие успешно в сжатые сроки перестроило свою работу в новых условиях. Город помогает наладить новые корпоративные связи и цепочки поставок, а также ввел ряд налоговых льгот и предоставил субсидии на возмещение части затрат.

КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга:

«Перед предприятиями этой отрасли стоит огромный вызов. Им надо кратно увеличить мощности. В связи с этим приходится принимать неординарные решения и оптимизировать собственные процессы. Быстро закупать новое оборудование. И привлекать новые кадры».

Кроме того, по словам Кирилла Соловейчика, три профильных комитета несколько раз в неделю проводят совместные совещания, а также собеседования с будущими учеными и разработчиками. Коллектив быстро растет, а мощности предприятия заметно увеличиваются.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Проблемы импортозамещения мы будем решать, как опираясь на собственные силы, так и создавая новые и эффективные партнерства. Сегодняшняя задача переводит городскую экономику по возможности на собственную технологическую базу. В том числе на основе реверсивного инжиниринга. Критически важен уход от иностранного программного обеспечения. Петербург имеет лучшие в стране школы подготовки программистов. Мы должны сейчас подтвердить на практике нашу самостоятельность в этом вопросе. Нужно провести аудит своих технологий, выявить те, у которых есть хорошие заделы, где можно получить быстрый результат».

Петербургские дизайнеры стали ближе к самим петербуржцам. После ухода некоторых брендов и массмаркетов сразу в трех торговых центрах города открылись площадки, на которых наши, местные производители одежды  знакомят посетителей со своими коллекциями.

Десятки квадратных метров площади и 100 локальных брендов. Созданный при поддержке правительства города проект «Петербургский дизайн» стартовал 1 октября. В рамках проекта предусмотрено бесплатное размещение в торговых комплексах коллекций локальных брендов одежды, обуви и аксессуаров, а также помощь дизайнерам в продвижении продукции и расширении бизнеса. Каждый участник получает доступ к образовательным сервисам в цифровом формате через «Городской акселератор», позволяющий совершенствовать бизнес компании.

КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга:

«Все благодарят, но я в этом смысле человек, который больше верит в цифры. Для меня важнее показатели продаж, кроме как эмоциональное состояние дизайнеров, что да, в первый раз на них такое обратили внимание и такую оказывают поддержку. Коллеги говорят о том, что такого проекта в стране нет. Действительно, в этом плане мы уникальный проект, который надо продолжать».

Кроме горожан, одежду местных производителей оценивают и профессионалы. Дизайнер Владимир Бухинник отдельно отмечает качество кроя, выбор ткани. И цену. В шоу-румах одежда от уже зарекомендовавших себя брендов и коллекции новичков модной индустрии. Важность существования и поддержки локальных брендов отмечают и в правительстве города. Губернатор Петербурга Александр Беглов подчеркивал: это создание рабочих мест, развитие производства.

96% участников проекта выпускают свою продукцию именно в Петербурге. Больше половины имеют свое производство. А вот собственных магазинов нет даже у трети компаний. Свои товары они продают через маркетплейсы или в социальных сетях. Петербургская мода, говорят эксперты, самобытна. Строгая, но зачастую яркая. При этом не праздничная и не кричащая. Ее как будто определяет сам город. Главный тренд сейчас — повышать культуру костюма.

«Петербургский дизайн» — проект не только для продажи одежды на популярных площадках. Это еще и важный бизнес-инструмент для представителей локальных брендов. Возможность оценить реальный спрос в офлайн-формате, наладить деловые связи, проанализировать риски.

ВЛАДИМИР БУХИННИК, дизайнер:

«Идея прекрасная, конечно, дизайнерам надо помогать. Вся беда российской моды – не потому что нет талантливых людей. Талантливых художников было много всегда. Просто произвести продукт, не только нарисовать, но выпустить коллекцию, это очень затратное мероприятие».

А вот так выглядит, как сказали бы в театре, закулисье проекта «Петербургский дизайн». Производство одного из крупных городских брендов одежды. Ряды швейных машин, ткань, заполненный продукцией склад. А еще 4 года назад, рассказывают владельцы, производство ютилось в небольшой комнатушке.

ЛЮДМИЛА ЕГОРОВА, совладелец бренда одежды:

«На данный момент есть уже в штате полная команда разработки. У нас есть дизайнер, у нас есть конструктор, у нас есть технолог. Но в самом начале моя сестра, мой партнер по бизнесу, она придумывала модели сама и шила их с одной единственной швеей».

Первые два года работать приходилось в убыток. Но веры в успех хватило, чтобы попасть в крупнейшие онлайн-магазины страны. Теперь из-под рук швей выходят десятки костюмов в день.

АННА КОЧЕРГИНА, технолог бренда одежды:

«Костюмов получается где-то от сорока до ста штук, курток — где-то 20-30 единиц, в зависимости от швей в наличии».

Их одежде все возрасты покорны. Женщин они готовы одевать круглый год. Главное, не бояться выделяться в толпе.

ЮЛИЯ ПАНОВА, операционный менеджер бренда одежды:

«Мы хотим показать девушкам, что можно не бояться цвета, как знаете, в России немножечко этого не любят — выделяться как-то, проявлять себя. Мы же хотим показать, что можно экспериментировать и не бояться выделяться».

Кроме ярких красок, смелый дизайн — еще один козырь бренда. Советуя экспериментировать клиентам, производители сами в каждой коллекции ищут новые форматы. И новых поставщиков тканей — с этим тоже проблем нет.

ЛЮДМИЛА ЕГОРОВА, совладелец бренда одежды:

«Очень выручает Турция, Китай. Так же у нас есть ткани нашего, уже российского производства, я, можно сказать, этим горжусь. Были ткани, которые мы покупали всегда в Турции, а теперь мы их покупаем в России, и они вполне качественные, даже могут быть лучше, чем турецкие».

Каждая коллекция рождается за полгода до сезона. Сейчас в разработке весенняя линейка одежды. А значит, самое время активно вдохновляться мировыми трендами, чтобы предложить петербургским модницам самый актуальный дизайн.

КСЕНИЯ УРАКОВА, дизайнер бренда одежды:

«Мы смотрим мировые недели моды, которые проходят в Нью-Йорке, Париже, Милане, мы отсматриваем все показы, следим за всеми последними трендами, мы осматриваем все тенденции, собираемся креативной группой, определяем примерный ассортимент на сезон».

Как один из перспективных брендов Петербурга компания попала в проект «Петербургский Дизайн». Первый опыт офлайн торговли бизнесменов порадовал. В перспективе — открытие собственных магазинов в Петербурге, а значит и увеличение объемов пошива модной одежды.

ЛЮДМИЛА ЕГОРОВА, совладелец бренда одежды:

«Сейчас мы представлены в трех магазинах Санкт-Петербурга вместе с другими брендами, для нас это новый опыт, новая история, новый имидж, мы проявляемся в публичном пространстве, впервые».

Вот еще одно производство петербургского бренда. Здесь шьют одежду с нуля. На стадии разработки модели подбирается ткань, фурнитура, отшивается первый образец, добиваются идеальной посадки и только потом идет производство партии.

ЕЛЕНА КОНАПЛЕВА, дизайнер и основатель бренда:

«Ищем какие-то интересные фактуры, интересные жаккарды, и придумываем интересные образы. Сейчас нет у нас каких-то проблем с поставками, каналы налажены. Так же у нас внутри страны развивается текстильная промышленность, мы ищем какие-то аналоги. На сегодняшний момент — это Россия, все города России. Мы отправляем транспортными компаниями, в основном это онлайн-продажи. Есть сотрудничество с различными шоу-румами Санкт-Петербурга, а также «Петербургский дизайн». Различные каналы сбыта».

В Университете промышленных технологий и дизайна пошли дальше и разработали умную одежду. За основу взяли обычную ткань и добавили токопроводящие свойства при помощи пропитки на основе углеродных нано-трубок. Проще говоря, превратили ткань в нагревательный элемент.     Простота — вот  ключевой элемент изобретения. А прекращение импорта химических реагентов — катализатор научной мысли.

Это Елизавета. Магистр Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Белый порошок она синтезировала из того, что было. Российские ингредиенты оказались не хуже зарубежных. А процесс изготовления соли по ее методу — методу Елизаветы Кузьмичевой — в разы экологичнее.

ЕЛИЗАВЕТА КУЗЬМИЧЕВА, магистр Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

«Где-то применялся ядовитый газ, где-то образовывались побочные продукты, технология получения могла быть в одну или несколько стадий, я собрала все преимущества и собрала их в одну технологию синтеза».

Вещество, которое изобрела девушка, в качестве антисептика можно использовать в гигиенических средствах. А краску для тканей оно делает неуязвимой для самых тщательных стирок.

МАРИЯ КАЛУГИНА, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

«Я не назову это открытием, я назову это прорывом в технологиях крашения целлюлозных материалов. В нашем университете впервые была выдвинута идея применять эти вещества, как интенсификаторы крашения, никто до нас их так не применял».

Порошок, объясняют ученые, усиливает цвет. А это значит, что самой краски добавлять нужно меньше, чем раньше.

МАРИЯ КАЛУГИНА, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

«Мы установили, что больший эффект дает предобработка волокна в растворе этой соли, если я сразу добавлю краситель — эффекта такого не будет».

Одинаковое количество краски, а эффект разный. Нитки справа час пролежали в соляном растворе. Цвет натуральных тканей меняет Иван Елохин. А в свободное от колористики время молодой человек научился делать бензин. Из обычных пластиковых бутылок.

Еще один секрет Университета промышленных технологий и дизайна — способ производства особой ткани, которая проводит электрический ток.

ОЛЬГА МОСКАЛЮК, доцент кафедры инженерного материаловедения и метрологии Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

«Это волокна ткани электропроводящих свойств, причем в широком диапазоне: от того, чтобы они рассеивали статический заряд, то есть являлись антистатическими, являлись высокопроводящими для системы обогрева сенсоров датчиков, или для защиты от электромагнитного излучения».

Самым актуальным для Петербурга, признают ученые, стала функция обогрева. Это когда в вещи не вшиваются грелки, а тепло излучает сама ткань. Разработка стала основой стартапа, работают в котором и студенты ВУЗа. Умная одежда уже прошла испытания петербургской зимой, побывала на суровой вершине Эльбруса. По словам ученых, их инновацией заинтересовались сотрудники МЧС.

Наш город всегда занимал особое положение в промышленном секторе страны. В годы СССР Ленинград был ведущим центром научно-технического прогресса. Мощные танкеры, рефрижераторы, ледоколы — все это производили у нас. Среди важнейших предприятий — заводы электротехнической, радиотехнической и электронной промышленности. А еще: фабрики «Скороход» и «Красное знамя» — крупнейшие предприятия в стране. И все они производили свою, исключительно ленинградскую продукцию. И все это было не так давно. А это значит, что у нас есть богатый опыт в производстве своей продукции. И этот опыт мы можем перенести в день сегодняшний, когда так необходимо не просто вспомнить, а показать на деле: мы — можем!

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Во-первых, нам нужно обеспечить стабильную работу технологических систем, которая пока существенно зависит от иностранных производителей. То есть обеспечить ускоренное импортозамещение. Во-вторых, надо запустить создание собственных технологий, которые в короткие сроки могут заменить иностранные, вернуть технологическое лидерство, которым славилась наша страна и наш город».

Это Артем Логинов, технолог небольшой форелевой фермы, собственноручно подкармливает питомцев. Но это специально, чтобы показать, сколько в бассейне сейчас мальков. Обычно используют все-таки автоматическую кормушку. Проект реализовали год назад, средств потребовалось не так много — примерно столько, сколько нужно на покупку однокомнатной квартиры. В помещении размером с гараж теперь выращивают мальков для форелевых ферм в черте Петербурга. На оборудовании отечественного производства.

В этих бассейнах каждый малек растет до достижения веса в 10 граммов, после чего взрослеть рыба отправляется в Подпорожье и в Сортавалу, где за два-три года вырастет во взрослую, жирную 3 – 4 килограммовую рыбу.

В одном 30-тонном бассейне сейчас временно проживают 80 тысяч мальков. После Нового года рыбоводы хотят заполнить водой и начать растить молодняк во всех трех емкостях. Говорят, к весне планируют выйти на внушительный объем поставок, который сможет перекрыть минимум половину потребности небольшого форелевого хозяйства. В том, что товар будет пользоваться спросом, не сомневаются.

ГЛЕБ КОРЧАК, генеральный директор компании:

«Раньше малек спокойно завозился из сторонних государств, а сейчас привоз малька резко сократился. Инкубаторов в нашей стране мало, которые могут выдавать достаточное количество малька, необходимого для выращивания в форелевом хозяйстве, потому что многим форелевым хозяйствам не нужен полный цикл».

Петербургские производства успешно выполняют планы по импортозамещению. Работа городских предприятий и их переход на российскую техническую базу находятся на контроле губернатора Александра Беглова. Но отражается ли этот процесс на нашей повседневной жизни? Видим ли реальные результаты?

В условиях жесточайших санкций наша страна и наш город способны выстоять. И заменить зарубежную продукцию отечественными аналогами. Да, нужно время. Да, где-то нужно набраться опыта. Да, могут быть пробы и ошибки. Но, главное, это то, что мы можем. И другого выхода у нас просто нет.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Для жителей нашего города три направления важных. Это, прежде всего, обеспечение продовольствием, слава Богу, с этим все в порядке. Лекарствами. И, безусловно, конечно, работой. У жителей наших должна быть работа. Будет работа — с остальным мы справимся. Мы приняли меры для поддержки бизнеса и наших промышленных предприятий. Не буду их всех перечислять, чтобы не отнимать время. Вы можете их все изучить. Но они масштабные».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Импортозамещение в Петербурге набирает обороты в самых разных областях. От строительства до производства одежды. Санкции — это, скорее, возможность для развития. А главная задача города — поддержать своих производителей и предпринимателей в новых условиях. И это главная задача, которая находится под особым, губернаторским контролем».