Несмотря на дождливую и осеннюю погоду, Петербург готовится к зиме. И как только выпадает снег, мы сразу обращаем внимание на то, как убирают дороги и тротуары. Потому что качественная уборка города в зимний период – это главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем.


Вот они – новые борцы с сугробами на обочинах. В парадном строю. Эти комбинированные дорожные машины прибыли в Петербург в октябре  и ждут своего звездного часа. То есть выхода на улицы города во время снегопадов.  Вся техника  произведена в России. Оснащена всем необходимым, а в случае неполадок не требует долгого ремонта.

АНАТОЛИЙ ПОВЕЛИЙ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Главный плюс отечественного производства в том, что есть запчасти, есть уверенность в качественном обслуживании, в том, что сервисные службы данного производителя, которые расположены в Петербурге, никуда не денутся».

В этом году по поручению губернатора Петербурга Александра Беглова парки дорожных предприятий  активно расширяются. И уже есть первые результаты исполнения этого поручения главы города.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«На прямое государственное регулирование начнут переходить дорожные службы. Для обновления парка и оборудования в проекте трехлетнего бюджета предусмотрены 13,4 млрд. рублей. Сможем приобрести 1022 единицы уборочной техники. Снизить зависимость от импорта и других поставщиков. И обеспечить качественную уборку проезжей части в нормативные сроки».

139 машин – такое пополнение парка техники этой осенью. 65 тракторов белорусского производства уже поступили на предприятия. 74 машины закуплено для дорожных служб. Среди них 37 ковшовых погрузчиков, 12 комбинированных дорожных машин с навесным оборудованием, 5 лаповых снегопогрузчиков и 20 вакуумных компактных подметально-уборочных машин. Всего предусмотрена подготовка более полутора тысяч единиц спецтехники. В 2 раза увеличено количество участков временного складирования снега. В прошлом году их было 8. Сейчас — 17. А это значит, что вывозить снег этой зимой будут быстрее.

Вакуумно-подметальная машина – новое оборудование, которое появилось в Петербурге. Применяют  эту технику для уборки тротуаров, она компактная и многофункциональная. Машины поступили из Калуги.

ВАСИЛИЙ ПОНИДЕЛКО, председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга:

«Очень востребованы и нужны для центральной части города: для тротуаров, лотковой зоны, для того, чтобы быстро и оперативно убирать грязь, листву,  выпавший снег. Я думаю, они достаточно серьезно усилят группировку техники, которая работает зимой в центральной части».

Всего в предприятии «Центр» более 1000 единиц техники, которую используют в семи районах нашего города, например, в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском. Основные работы на проезжей части, общая протяжённость более 13млн. квадратных метров. Сейчас всесезонная техника используется для помывки дорог и уборки листвы. И, конечно, готовятся к зимнему сезону.

ЕГОР ПАЩЕНКО, директор СПб ГУДП «Центр»:

«Самое значимое в этом сезоне, что мы сделали благодаря совместной и слаженной работе Комитета по благоустройству и администрации района, мы получили большие площадки под временные снегоприемные пункты, так называемые сухие свалки. До первого снега мы занимаемся отработкой и проверкой всех тех планов, которые мы подготовили для выполнения работ в самые сложные, авральные снеговые периоды».

Здесь же на предприятии есть и ремонтная зона, где в этот период восстанавливают летнюю технику, «Газели». Сейчас проводят замену масла. Специалисты подчёркивают, что зимнюю технику ремонтировать необходимости нет, она уже прошла все осмотры.

Выборгский район Петербурга. Губернатор города Александр Беглов инспектирует жилищное агентство района. Вот мини-трактор, который показывают градоначальнику. С такой манёвренностью он незаменим во дворах спальных районов, утверждают специалисты.

После осмотра техники губернатор напоминает: Петербург переходит на новую систему контроля уборки города. Она подразумевает прямое государственное регулирование. Это означает, что ответственность за качество и своевременность уборки будут нести непосредственно районные администрации. На первом этапе именно районы города опробуют, как это сработает на практике.  На содержание внутриквартальных территорий из городского бюджета им выделят 15 миллиардов рублей на три года.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Нам нужно перейти на систему, чтобы город полностью отвечал, и все организации были городскими, тогда легче управлять. Я думаю, что потребуется года полтора для перехода на новую систему, но ничего, будем переходить, для нас важно. Еще один важный момент, почему для города важен переход на эту новую систему, чтобы создать нормальные условия для механизаторов, для рабочих ручного труда, чтобы у них была хорошая форма, чтобы у них была возможность где-то обогреться, чтобы у них была хорошая система ручной уборки, механизированная. По большому счету, работники ручного труда, или дворники, они должны жить в том микрорайоне, где работают. Возвращение инфраструктуры в город – это процесс длинный, но его необходимо делать, и мы его начали».

И первый шаг в переходе на новую систему — закупка нового оборудования. Это самая масштабная закупка коммунальной техники за последние два десятилетия. И уже сейчас все готово к работе.

ВАСИЛИЙ ПОНИДЕЛКО, председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга:

«Прошлая зима была действительно очень снежной, 4 млн. куб. метров снега было утилизировано экологическим путем на пунктах «Водоканала». Основные жалобы, которые от граждан были, это на тротуары, где недостаточно быстро и качественно убирали, особенно в центре города, на снежные хребты, которые несвоевременно вывозили. Дорожные предприятия подготовили всю технику, перевели ее на зимний режим работы. Проверена готовность техники, она составляет 100 %. В случае залповых снегопадов, которые, возможно, тоже будут, как это было прошлой зимой, заключено 13 договоров на привлечение дополнительной техники и людей. 245 единиц техники: это самосвалы и такое же примерно количество погрузчиков. Также более 1000 единиц работников ручного труда, которые должны компаниями быть поставлены в случае запроса дорожных предприятий. Все эти условия будут способствовать, чтобы мы прошли зимний сезон безболезненно».

Дорожные предприятия закупили более 100 тысяч тонн соли и приблизительно такой же объем песка. Это так называемые реагенты, которые применяют в зимний период. В зависимости от температуры будут рассчитывать и пропорции пескосоляной смеси. Ведь толстая корка льда на дорогах образуется не от того, что город не убирают, а именно из-за обработки дорожного полотна тем или иным составом реагента.

ЕГОР ПАЩЕНКО, директор ГУДП «Центр»:

«Если мы говорим о погоде, как стоит сейчас, то есть преимущественно плюсовая, но местами в переход на ноль, то мы используем соль, размешиваем с водой и получаем солевой раствор, обрабатываем дорожные участки солевым раствором, это позволяет избежать скользкости и под ногами не видно сыпучего состава. Ближе к зиме, до перехода в резко минусовые температуры, мы будем использовать преимущественно 50-процентную пескосоляную смесь, 50 процентов песка и соли, чтобы растопить лед, снег, создать абразив. Местами будем использовать чистую соль, на опасных участках, если «каток» будет на вылетных магистралях или тротуарах. Если температура будет опускаться в резкий минус, от -15 и ниже градусов, там будет использоваться 10-процентная пескосоляная смесь, там преимущественно песок, немого соли, чтобы создать абразив и устранить скользкость».

ВАСИЛИЙ ПОНИДЕЛКО, председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга:

«Помните прошлую зиму: декабрь, прекрасный белоснежный наст, чистые дороги, довольные жители, но когда были массовые снегопады, предприятия работали на подметание и на вывоз, посыпали песком, устраняя скользкость, но при появлении температурных качелей, все это быстро превращалось в серьезную ледяную корку. Эта корка должна обрабатываться агрессивными составами, либо чистой соли больше использовать надо, чтобы этого не допустить».

Проблема утилизации снега существовала и в Петербурге 19 века. Снежные массы из центра складировали на окраинах. За это собственники участков получали по пять копеек с воза. Санитарная комиссия также разрешала сбрасывать снег в реки. Официально было выбрано несколько мест: Нева напротив Фонтанки, Малая Невка у острова Голодай и Средняя Невка ниже яхт-клуба. Считалось, что весной эти свалки вместе с тающим льдом унесет в море. В начале прошлого века популярность приобрели снеготаялки: большие деревянные ящики, внутри которых – железный шатер, где горели дрова. Сверху бросали снег, он таял, а вода стекала в канализацию. Деревянный ящик не горел, поскольку всегда оставался влажным. Снеготаялки могли работать на любом топливе (предлагали даже электричество), однако нужно было следить, чтобы «дворы при действии топки не застилались дымом». А талые воды перед спуском в городскую систему проходили через особый «осадочный колодезь». Снегопогрузчики в СССР начали делать еще в 30-е, но привычный для нас вид они приобрели только после Великой Отечественной войны. Снегопогрузчик С-3 был сконструирован на базе грузовика ЗИС, только ездил он задом наперед. Кабина водителя располагалась над передним правым колесом. Это грохочущее чудо техники захватывало снег «лапами» и по транспортной ленте отправляло его в кузов самосвала. Ленинградцы дали автомобилю название «золотые ручки», «хап-хапыч», «давай-давай». Снегопогрузчики в СССР делали и на гусеничном ходу — для труднопроходимых районов. А в 60-е начали использовать универсальные машины: летом они поливали улицы, а зимой спереди на раму устанавливали отвал, который сгребал свежевыпавший снег.

И сегодня, в 21 веке, дорожная техника универсальна. Ее можно использовать и зимой, и летом. Эта машина, например, убирает снег, посыпает проезжую часть антигололедным материалом, а летом в автомобиль устанавливают баки с водой, техника отмывает город от пыли и грязи. Кроме того, новая модель  также оснащена уникальной системой управления.

У коммунальщиков Фрунзенского района теперь свой автопарк: 25 тракторов с навесным оборудованием, которое называется плужно-щёточным, и 18 прицепов. Всю прелесть этой техники можно будет оценить уже после первых снегопадов. Чтобы обеспечить чистоту на улицах  и во дворах  коммунальные службы района намерены увеличить парк до 95 машин и 100 прицепов. И сделать это собираются до первого декабря.

У  жилищно-коммунальных хозяйств  изменился  устав. Обязанностей стало больше.  Но и полномочия расширены. Согласно новым правилам уже с первого января  наводить чистоту на внутриквартальных территориях жилищные агентства будут своими силами. Не нанимая подрядные организации, как это делается сейчас. Не в последнюю очередь, чтобы исключить недобросовестных подрядчиков. Как говорится, «хочешь сделать хорошо, сделай сам!».  И раз уж есть своя техника,  нужна и  новая рабочая сила для района. 

КОНСТАНТИН СЕРОВ, глава администрации Фрунзенского района:

«Район проводит набор специалистов: трактористов, технических работников. Всех приглашаем, зарплаты довольно хорошие. Поэтому приходите трудиться!»

Трудиться на новые рабочие места новые кадры придут во всех районах города.  Так что проблем с переходом на новые правила работы не будет, уверены в администрации Фрунзенского района. Учтены все мелочи. Даже модель трактора выбрана неспроста.Новых сотрудников для работы в системе жилищно-коммунального хозяйства ждут  во всех районах. Натиск стихии смогут отразить, даже если  зима «как всегда»  наступит совсем неожиданно.

В каждой стране со снегом и льдом борются по-своему. В Финляндии тротуары посыпают гранитной крошкой. Весной мелкие камешки снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году. На одной из центральных улиц Хельсинки с 1998 года существует тротуар с электрическим подогревом. Гололеда на ней нет даже в морозы. Снег тает, падая на мостовую. А талая вода уходит в ливневую канализацию. В столице Исландии, Рейкьявике, под дорожное полотно тоже укладывают специальную нагревающую конструкцию. Правда, в качестве источника тепла выступает не электричество, а термальные источники. В Швеции с гололедом борются по такому методу: мелкий песок смешивают в пропорции 7 к 3 с водой, температура которой больше 90 градусов, и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает почти на неделю с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко.

К зиме готовы и энергетики. Они обновляют парк спецтехники, которая будет задействована в период холодов. Среди новинок, например,  передвижная лаборатория, с ее помощью можно обнаружить аварийные участки теплотрассы. Специальная система позволяет увидеть кабель под землей и определяет месторасположение дефекта.

ИЛЬЯ КРАЕВСКИЙ, начальник электротехнической лаборатории ГУП «ТЭК СПб»:

«Мы выдаем сигналы определенные, и компьютер нам показывает расстояние до места повреждения. Мы, зная трассировку кабельной линии, приходим на место повреждения, здесь запускается акустический удар, и там мы уже находим звук удара».

Все полученные данные сохраняются даже при отключении лаборатории от источника питания. Новый спецтранспорт используется на оперативных выездах, при проведении плановых, аварийно-восстановительных работ и в ходе реконструкции водопроводных и канализационных сетей. И особенно востребован во время отопительного сезона.

СЕРГЕЙ ЗАРУБИН, ведущий инженер производственного объединения специальных машин и механизмов ГУП «ТЭК СПб»:

«В этот период количество работ, выполняемых на тепловых сетях, значительно возрастает, сроки устранения нарушений ограничены, поэтому эта техника обеспечит скорейшую подготовку территории для выполнения работ».

Теплосеть Санкт-Петербурга обеспечена всеми необходимыми комплексами и транспортом для проведения отопительного сезона. Зимой на объектах предприятия будет работать 316 единиц специальной техники. В автопарке появились еще 48-мь единиц современной техники.

Ликвидировать аварию нередко мешают припаркованные автомобили. Поэтому эвакуатор  в автохозяйстве незаменим. Новый спецтранспорт впечатляет своими характеристиками. Стрела выдвигается на расстояние до десяти метров. Может поднять машину массой свыше тонны. А это новое подъемное устройство используется при работе на высоте до 30-ти метров, то есть — примерно на уровне 10 –  11 этажа многоквартирного дома.

СЕРГЕЙ ЗАРУБИН, ведущий инженер производственного объединения специальных машин и механизмов ГУП «ТЭК СПб»:

«Используется при выполнении работ на больших высотах при обслуживании тепловых трасс, обходов дорожных магистралей, пешеходных зон. Диапазон работы – 270 градусов, при этом люлька выполнена в большем размере, чтобы разместить там минимум 3-х человек».

До конца года на баланс ГУП «ТЭКа Санкт-Петербурга» поступят еще 29 новых транспортных средств.

Котельная на Двинской улице. Более 10-ти лет ТЭК последовательно переводил этот объект с мазута на природный газ, однако в связи с высокой стоимостью и изменениями в природоохранном законодательстве проект год за годом требовал корректировок.

После перевода с мазута на газ в 2021 году и комплексной замены изношенного оборудования современный автоматизированный источник подает экологичное тепло в 146 зданий. Среди них: 21 жилой дом, детский сад, 7 учебных учреждений. Эти меры позволили повысить качество теплоснабжения и улучшить экологическую обстановку в квартале, где проживают около 14000 петербуржцев.

СЕРГЕЙ ШУБИН, начальник департамента по строительству ГУП ТЭК Санкт-Петербурга:

«Когда котельная работает на мазуте, это выбросы. Соответственно, все выбросы оседают на близлежащие дома. Сейчас выбросов стало намного меньше. Котельная, еще раз повторюсь, работает на экологическом виде топлива».

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Продолжаем модернизировать городской энергетический комплекс. За последние три года объем ежегодной реконструкции и строительства теплосетей увеличился на треть. В первую очередь проводим работы на главных магистралях, от которых зависят сотни домов. Приступили к замене наиболее изношенных квартальных сетей. В прошлом году переведены на газ 3 котельные. В их числе – крупная мазутная котельная на Двинской улице. В Петербурге 1100 котельных. Сегодня только 73 работают на неэффективном топливе – мазуте или угле. Их суммарная мощность в городском топливном балансе всего полпроцента. 26 небольших котельных, которые принадлежат городу, переведём на газ до 2026 года».

Зима — это всегда испытание для коммунальщиков и городской власти. Каждый год они сдают своеобразный экзамен на профпригодность. Принимают этот экзамен и ставят оценку горожане. И как всегда подсказывают, над чем еще нужно поработать.

Снег в Петербурге, по сути, еще не выпал, а подготовка к уборке зимнего города уже фактически заканчивается. Подводя итоги, можно смело сказать: в этом году Петербург исправит ошибки прошлых зим. И главный шаг – это новая система управления и контроля за уборкой. Процесс сложный, кропотливый. Но нужный городу. А значит, и нам, его жителям, петербуржцам.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Да, будут сложности, трудности, недочеты, человеческий фактор, но мы обязательно доведем это дело до конца и перейдем. Город полностью будет управлять уборкой и отвечать за это».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Снегопады, гололед, температурные качели — совсем скоро эти слова вновь вернутся в наш лексикон. Вернутся с приходом зимы. Качественная и оперативная уборка города от снега – вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».