Болезни системы кровообращения и онкологические заболевания — главные причины смертности в нашей стране. Чтобы переломить ситуацию, с 2019 года начал работать национальный проект «Здравоохранение». Одна из его программ, которая сейчас реализуется в Санкт-Петербурге, как раз и направлена на борьбу с онкологическими заболеваниями, а ее выполнение находится под особым, губернаторским контролем. 

На операционном столе – 42-летняя женщина. У нее доброкачественная опухоль молочной железы размером два сантиметра. Врачи приняли решение удалить новообразование. С подобным диагнозом в городской онкологический диспансер ежегодно обращаются три тысячи женщин. Каждый случай изучает консилиум врачей, схема лечения подбирается индивидуально.

ЭЛЬДАР ТОПУЗОВ, главный врач Городского клинического онкологического диспансера:

«Возможности онкологии намного пошли вперед. И мы можем очень многим людям помочь и вылечить. Поэтому не надо бояться, надо обращаться в специализированное онкологическое отделение и именно к специалистам-онкологам. Будь это наш диспансер, будь это научно-клинический центр в Песочном, будь это 40-я больница».

Валентина Чекулаева – одна из тех, кто успешно прошел лечение в диспансере. Онкологическое заболевание молочной железы женщине диагностировали три года назад. Потом были операция, химия и лучевая терапия, ремиссия. Раз в год – маммография, чтобы оценить состояние в динамике. В остальном Валентина живет полноценной жизнью. Во время операции хирург не только удаляет новообразования или делает мастэктомию, но и восстанавливает форму груди пациентки, тем самым возвращая женщинам уверенность в себе.

ВИТАЛИЙ СКВОРЦОВ, заведующий отделением хирургических методов лечения №2 (опухолей молочной железы) Городского клинического онкологического диспансера:

«Это обычные импланты, с помощью которых мы выполняем реконструкцию. Как видите, они не такие ужасные. Они мягкие. Многие женщины этого боятся. Самое главное, импланты не вызывают рецидивирования, прогрессирования. От них не становится хуже».

Медики не скрывают: очень важен  психологический настрой самих пациентов. Особенно, во время последующей реабилитации. А чтобы помочь выздоравливающим, в онкологическом диспансере открыли художественную школу.

РАШИДА ОРЛОВА, доктор медицинских наук, главный специалист по клинической онкологии Городского клинического онкологического диспансера:

«Пациенты с удовольствием туда ходят, потому что на фоне химиотерапии теряют цветоощущение, они не видят ярких красок. А человек не видит ярких красок, у него возникает депрессия. Вот поэтому нужна реабилитация. Нужно вернуть людей обратно в жизнь».

И лечение, и пластическая хирургия, и реабилитация бесплатные, предоставляются по полису ОМС. Поэтому врачи настоятельно просят не терять драгоценное время, обращаться к ним при первых признаках недомогания. Онкология сегодня – это не приговор, это этап жизни, который можно и нужно пройти.

Сегодня Санкт-Петербурге на учете состоят 158 237 петербуржцев, у которых диагностированы онкологические заболевания. Наиболее распространен рак молочной железы — это 36 тысяч пациентов, на втором месте — рак кожи — 15,2 тысячи пациентов, на третьем — рак кишечника — 13,2 тысячи. При этом злокачественные новообразования чаще выявляют у женщин. Среди пациентов, взятых на учет, они составили 59 процентов, а мужчины — 41 процент. Это объясняется тем, что петербурженки внимательнее относятся к своему здоровью и чаще проходят профилактические осмотры.

Во всем мире октябрь — месяц борьбы против рака молочной железы. Это самое распространенное онкологическое заболевание среди женщин. Чтобы привлечь внимание к проблеме, петербургский городской онкологический центр пригласил на профилактический осмотр моделей. Девушкам сделали УЗИ и маммографию. Часто обращаются к врачу, как показывает статистика, уже когда рак груди находится во второй-третьей стадии. Притом что медики рекомендуют  женщинам после сорока лет проходить профилактический осмотр раз в два года. Но и тут всё непросто: болезнь молодеет. Тридцатидвухлетняя Наталья Трофимова как сознательная женщина, мать двоих детей,  регулярно проходила  плановый осмотр в поликлинике. Наталья самостоятельно обнаружила у себя пугающие симптомы, обратилась к врачу. В онкоцентрах сегодня установлено передовое диагностическое оборудование. На мониторе – архивный снимок анонимной пациентки. Уже с  первого взгляда врач-рентгенолог определяет наличие проблемы.

РОМАН ВОЛКАНОВ, врач-рентгенолог Петербургского городского онкологического центра:

«Пациентка имеет все явные признаки злокачественного образования. Мы видим в верхнем наружном квадранте образования с лучистым контуром. Средней плотности, неоднородной структуры».

Три сантиметра поражённой ткани после курса лечения удалось  уменьшить на тридцать процентов. То есть, на один сантиметр. Этот маммограф – с функцией томосинтеза. Это то, что  позволяет послойно изучить ткани молочной железы, найти и определить степень поражения, как бы глубоко болезнь не пряталась. В случае Натальи Трофимовой опасения подтвердились. Консилиум врачей определил лечение – химиотерапия, а  потом операция. Причем такая операция по показаниям проводится  по полису обязательного медицинского страхования. Операцию проводила заведующая отделением опухолей молочной железы онкоцентра Елена Бит-Сава. Соединение методов пластической хирургии и онкологии практикуется не первый год. Это уже рутинная операция, говорит врач.  

ЕЛЕНА БИТ-САВА, заведующая отделением опухолей молочной железы Петербургского городского онкологического центра:

«Сегодня успехи не только диагностики, но и химиотерапевтического лечения, и особенно хирургического лечения, они настолько широки и реализуемы, что бояться на самом деле нечего».

Бояться нечего, но не надо забывать и о том, что шансы на излечение увеличиваются при своевременной диагностике болезни, – уточняет врач. И не последнюю роль здесь играет  самообследование.

ЕЛЕНА БИТ-САВА, заведующая отделением опухолей молочной железы Петербургского городского онкологического центра:

«Достаточно подойти к зеркалу, оценить отсутствие каких-либо втяжений, деформаций, покраснений, подтягивания, перетягивания, наличия какой-то опухоли как снаружи, так и внутри, которая изменяет контур молочной железы».

Так что жизненно важно своевременно реагировать на первые симптомы. Ранняя диагностика увеличивает шансы на быстрое излечение. А чтобы такие обследования стали доступнее, город создает центры амбулаторной онкологической помощи. Первый открылся в 2019 году в Приморском районе.

Такие диагнозы, как рак молочной железы, и в случае ремиссии нельзя оставлять надолго без внимания врачей. О том, что визит к онкологу откладывать не стоит, в этом центре предупреждают заранее.

ОЛЬГА ВЫСОТИНА, врач-онколог консультативно-диагностической поликлиники №1 Приморского района Санкт-Петербурга:

«Очень скрытое заболевание. Сама женщина не может нащупать опухоль на ранних стадиях. То есть уже становится она чувствительна на третьей, на четвертой. Как раз очень важно проходить профилактические обследования».

О диагнозе Валентина узнала неожиданно. Затем 9 месяцев на больничной койке: операции, химиотерапия, и, наконец, ремиссия. Теперь держит руку на пульсе. Осложнения обычно протекают бессимптомно. Так что проверяться советуют и после обычной травмы.

Чтобы понять, что жизни и здоровью ничего не угрожает, проходит комплексное обследование: маммографию, УЗИ и КТ. Если раньше на каждого пациента заводили свою карточку, то сегодня бумажная волокита сведена к минимуму. Сколько раз нужно явиться к врачу, рассчитывает компьютерная программа. Пациент получает индивидуальный график.

ТАТЬЯНА ВОЛОТОВСКАЯ, руководитель проекта:

«На двери по выходу располагается памятка с QR-кодом. Пациентка может ее перенести себе на телефон. Там есть информация, сколько раз она должна прийти в году на диспансерный осмотр».

По статистике, каждый год в Петербурге рак молочной железы обнаруживают у двух тысяч женщин. Все они состоят в онкореестре. По одному только Приморскому району там больше 14 тысяч пациентов.

ЕКАТЕРИНА КОРОЛЬКОВА, главный врач консультативно-диагностической поликлиники №1 Приморского района Санкт-Петербурга:

«В эту же программу мы заносим весь план диспансерного наблюдения, что позволяет оценить наполняемость диспансерного наблюдения и выполнение всех диагностических и лабораторных исследований».

Формат так называемой бережливой поликлиники внедряют в Петербурге уже несколько лет. Разделяют потоки пациентов, расширяют рабочее пространство, также появилась электронная запись к врачу. Как результат, в городе почти не осталось мест, где за медпомощью надо стоять в живой очереди.

ДМИТРИЙ ЛИСОВЕЦ, председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга:

«Ключевая задача центров амбулаторной онкологической помощи — приблизить специализированную помощь к пациентам, минимизировать затраты времени, которое в прошлые годы несли наши больные на выполнение диагностики и лечение до минимальных сроков».

В этом году центры амбулаторной онкологической помощи открылись в Александровской больнице и в Городской поликлинике номер 39 Центрального района.

ЕЛЕНА ФЁДОРОВА, глава администрации Центрального района:

«Это оказание услуг медицинских в области онкологических предупреждений, раннего выявления онкологических заболеваний у наших жителей в едином месте. Все наши жители приходят, от начала и до конца сопровождение идет в этом центре. И, конечно, это очень важно, чтобы мы граждан не направляли в различные учреждения, а это все было собрано в едином комплексе».

Прием ведут 8 врачей-онкологов, половина из которых имеет степень кандидата медицинских наук, еще есть онкогинеколог и врач функциональной диагностики. Посетители получают полное обследование, включая биопсию, а в случае, если диагноз подтвердится, в течение трех дней пациента должны направить к специалистам, которые работают в профильных стационарах. Речь про онкодиспансер на проспекте Ветеранов, онкоцентр в Песочном и больницу №40. 

ОЛЕГ ФЕДОРОВ, заведующий центром амбулаторно-онкологической помощи в Центральном районе:

«Центр амбулаторной онкологической помощи в год может принять 10 — 12 тысяч человек. В день центр посещает более 150 человек. Под диспансерным наблюдением находится 6123 человека с онкологическими заболеваниями. Из них 3 474 — это онкологические больные, которые более пяти лет находятся под диспансерным наблюдением».

В поселке Шушары современным диагностическим оборудованием оснастили новое поликлиническое отделение, которое открылось в октябре. Учреждение давно ждали, ведь жилая застройка там сильно опережала социальную инфраструктуру. Отделение обслуживает 31 тысячу человек. Работают магнитно-резонансный и компьютерный томографы, рентген, открыты кабинеты УЗИ, флюорографии и маммографии. Широкий спектр диагностики позволит обнаружить опасные заболевания на ранней стадии.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Часть средств, на которую закуплено оборудование, она из федерального центра получена по поручению Президента. Это самое современное, наверное, отделение. Я думаю, для жителей Шушар это хороший подарок. Там есть весь комплекс услуг: самое главное, маммограф и то, что просили сами жители — это женская консультация, флюорография и другое серьезное оборудование».

В России до начала 20 века фактически не существовало специализированной онкологической помощи населению. Только после Октябрьской революции борьба с раковыми опухолями становится отдельным направлением работы врачей. В 1926 году основоположник отечественной онкологии — хирург Николай Петров — создает в Ленинграде, на базе больницы имени Мечникова специализированное отделение на 100 коек. После его преобразуют в самостоятельный научно-практический институт Ленинградского городского отдела здравоохранения. Чтобы познакомиться с передовыми методами лечения рака, Петров едет в Париж и в Стокгольм — главные европейские центры лучевой терапии. Полученный опыт успешно применяют в Ленинграде. А в 30-х в городе разворачивают целую сеть онкологических пунктов, где специалисты проводят диспансеризацию опухолевых больных и занимаются просветительской работой. В 60-х институт переезжает в поселок Песочный, где специально для этого был построен целый комплекс современных зданий.

Сегодня Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова — один из лидеров в лечении рака. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в учреждении установили мультиспиральный компьютерный томограф, две системы дистанционной лучевой терапии и два аппарата брахитерапии.

ВЛАДИМИР МОИСЕЕНКО, директор Петербургского онкоцентра:

«Эти современные аппараты дают такие же результаты лечения, как и старые, но значительно более щадящее лечение, сопровождается меньшим числом осложнений. И, в конце концов, это соответствует самым современным стандартам».

В части хирургических методов лечения все большая доля операций проводится с использованием эндоскопических методик, которые меньше травмируют ткани, а значит, процесс последующей реабилитации проходит быстрее. Значительные средства город направляет на закупку лекарств для онкологических больных. Если в прошлом году на эти цели выделили два с половиной миллиарда рублей, то в 2022-м — уже 4 миллиарда.

ДМИТРИЙ ЛИСОВЕЦ, председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга:

«Санкт-Петербурге помощь в том числе таргетными препаратами, доступными на рынке, доступна любому пациенту, если на то есть показания».

Четырехлетний Карен из Оренбурга – трехтысячный пациент Центра протонной терапии. О тяжелой болезни сына его родители узнали в мае. Мальчику стало плохо внезапно. Врачи поставили диагноз – анапластическая эпендимома головного мозга. Операцию провели в Москве, в Национальном центре нейрохирургии имени академика Бурденко, а после ребенка направили на лечение в Петербург. Сегодня у Карена заключительный сеанс протонной терапии. Позади уже тридцать. С помощью этой установки опухоль облучают. Тяжелые заряженные частицы повреждают ДНК-клеток злокачественного образования, вызывая их гибель. Пациент при этом ничего не чувствует и находится в сознании. В соседней комнате за процессом следит оператор.

Это первый клинический центр протонной терапии в нашей стране. Открылся пять лет назад. Если раньше онкологические пациенты вынуждены были лечиться за рубежом, собирать на это деньги, то сейчас в подавляющем большинстве случаев протонную терапию они получают по квотам бесплатно. Этот метод считается более щадящим. Он позволяет свести лучевую нагрузку на здоровые органы и ткани к минимуму, что особенно важно для детей. По сравнению с фотонной терапией, вероятность развития вторичной опухоли в месте облучения снижается в 10 раз.

НИКОЛАЙ ВОРОБЬЕВ, заведующий отделением протонной терапии Центра протонной терапии:

«Если мы более аккуратно, более точно подводим лечебную дозу, пациенты лучше это лечение переносят, у них меньше побочных эффектов, меньше токсичность и опять же больше лечебная доза, которую мы можем подвести к мишени».

Две установки позволяют проводить радиотерапию 90 пациентам в день. В год это 890 человек. И в центре есть своя традиция. После выписки каждый звонит в колокол. Это знак победы над болезнью.

Впереди у Карена реабилитация и большие планы на жизнь. Уверенно смотрит вперед и руководство Центра протонной терапии. Рядом с основным зданием возводят госпитальный корпус, который позволит объединить все направления работы в одном месте.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«Из Песочного сюда переедут радиотерапия и хирургия, а еще здесь откроют учебный центр, где будут готовить специалистов не только для себя, но и для других медицинских учреждений. Но главное – здесь будут испытывать мировые технологии, в частности, флеш-терапию. В отличие от протонной, она способна излечивать онкологические заболевания не за шесть недель, а за один-два сеанса».

Реальностью становится и вакцина от рака. Ее разрабатывают петербургские ученые центра онкологии имени Петрова. Минздрав уже дал разрешение на применение новой технологии. Сейчас ее готовят к лицензированию, после чего начнут применять для спасения пациентов.

Обязательно сухой азот, чтобы минимизировать химическое взаимодействие материалов. В таких стерильных условиях содержится база биологических образцов Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Петрова. В этой лаборатории изготавливают, как говорят сами медики,  вакцину от рака. Индивидуальную. Для каждого пациента. Из его же клеток иммунной системы. Разрешение на применение новой технологии было получено от Минздрава. Есть и ряд патентов. Но это лишь первая буква нового слова в медицине.

ТАТЬЯНА НЕХАЕВА, старший научный сотрудник ФГБУ НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова Минздрава России:

«Первое, что нужно сделать – получить лицензию на производство клеточных продуктов, чем мы сейчас и занимаемся. Будет большой биобанк, или криобанк, для хранения уже не образцов, а для хранения готовых вакцинных препаратов для введения пациентам».

Доклинические исследования аутологичной вакцины финансируют на средства гранта Российского научного фонда. Сергею Данилову страшный диагноз «саркома» поставили 6 лет назад. Началось все с уплотнения в плече. Операция не помогла. Опухоль дала метастазы в легкое. И снова под нож хирурга. Химиотерапия – тоже  без результата. Тогда специалисты и предложили новую технологию.

Конечно, никаких 100-процентных гарантий излечения в этом центре Сергею не давали изначально – болезнь слишком коварна. Но ремиссия длится уже два года.

Для дальнейших испытаний планируют даже возвести отдельный корпус на территории научного медицинского центра в Песочном. По словам разработчиков, главное преимущество новой технологии – она действует избирательно, не убивает заодно с раковыми и здоровые клетки, в отличие от той же химиотерапии. Поддержку от государства получат и врачи, которые каждые день спасают жизни пациентов.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«Нужно продолжать создавать дополнительные стимулы, улучшать условия работы для врачей и медперсонала. Мегаполис большой у нас, жизнь дорогая. И то, что касается заработной платы медицинских работников, особенно обслуживающего персонала, врачей, которые ходят по домам, – это, конечно, одна из важнейших наших задач. Поэтому, несмотря на все сложности и трудности бюджета, будем изыскивать возможности для увеличения заработной платы».

Разработка новых лекарственных препаратов, оснащение онкологических стационаров современным оборудованием, – все это должно существенно улучшить оказание медицинской помощи онкологическим больным. У врачей сегодня есть все возможности для полного излечения пациентов с некоторыми видами рака. Главное, заботиться о своем здоровье, регулярно проходить профосмотры и при первых признаках недомогания обращаться к специалистам.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:

«В Санкт-Петербурге успешно реализуется региональная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями». Открываются центры амбулаторной онкологической помощи, закупается современное диагностическое оборудование. У горожан должны быть все возможности для раннего выявления злокачественных новообразований, последующего лечения и реабилитации. И выполнение этой задачи находится под особым, губернаторским контролем».