Все мы знаем открыточный и блистательный Петербург, который измеряется понятными и очевидными архитектурными и историческими феноменами. Дворцовая площадь, Эрмитаж, Петергоф, Спас на Крови, Исаакиевский собор, Русский музей, Казанский собор, Медный всадник, разводные мосты, Мариинский театр, Павловск, Царское село, Смольный собор, Петропавловская крепость и Летний сад. Но есть места, которые тоже своего рода памятники. Хотя к ним не водят официальные экскурсии. И практически ничего не известно об их происхождении. Иногда они лежат в земле. И смотрят пустыми глазницами в серое петербургское небо. Об одном из таких памятников мы и расскажем в нашей очередной серии научно-детективного сериала  «Петербургские тайны».


Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка», Петродворцовый район Петербурга. Раньше эта местность принадлежала полководцу Румянцеву-Задунайскому. Тот передал её своему сыну Сергею. Этим объясняется этимология названия места. Сергиевка. Типичный дворцовый пригород Петербурга. Ничем не примечательный на фоне других дворцово-парковых ансамблей Петергофа. Но именно здесь почти засыпанная опавшей листвой и пылью садовых дорожек лежит огромная каменная голова.

Парк распланирован и обустроен в 30-х годах 19-го века. Ещё при жизни Пушкина. Но эта каменная голова явно была здесь до этого момента. Потому что она находится значительно ниже уровня проходящей мимо дорожки. Скульптура буквально выступает из земли, пробиваясь сквозь столетия. К нам. Чтобы показать свой лик. Чей это лик? Кто его выбил на этом камне? Что хотел сказать автор? Важная деталь, по одной из версий экспертов, Пушкин, который часто гулял в этих местах, был вдохновлён именно этим изваянием, когда писал свою поэму «Руслан и Людмила». Вот поэтическая реплика на каменную голову, которую видел Пушкин в этом парке. Более того, описание этой головы можно найти у автора «Алисы в стране чудес». Вот что в 1867 году во время путешествия по России Льюис Кэрролл писал в своём дневнике. «Здесь, в этом парке, мы любовались гладкой пеленой водопада и огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…» Конец цитаты. И отзвуки этого эмоциального потрясения можно услышать в его произведениях. Тема головы. Точнее, оторванной головы очень часто упоминается Льюисом Кэрроллом.

Размеры этой скульптуры, высеченной из гигантского валуна, 2,2 на 1,8 метра. Это явно лицо мужчины, может быть, воина. Глаза широко раскрыты. Над землей видна только верхняя часть лица. Ни в одном официальном реестре всех памятников Петербурга вы не найдете автора этой скульптуры. Ни одного упоминания. Хотя все памятники города изучены, инвентаризированы и атрибутированы. В данном случае в графе «автор» и год создания стоит прочерк. По одной из версий, это могла быть голова Петра Первого, которую бывшие хозяева этого парка сделали в качестве благодарности императору. Ведь именно Петр подарил эти земли Румянцевым. Но все это лишь версии. И зачем лик главы государства вырубать на придорожном камне? Лучше уж нормальный памятник поставить.

Более правдоподобно выглядит версия, которая появилась совсем недавно. Она возникла после детального изучения не самой головы, а места. Именно места, где она расположена. Рельеф здесь особый. Овраг. Родник. Следы огромного, уже погибшего дерева, ранее здесь стоявшего. Все эти характеристики подпадают  под описание культовых, сакральных мест, которые древний народ ижора использовал для проведения своих обрядов. Таких культовых камней много в наших краях. Например, Крест-камень в Подпорожском районе Ленинградской области. Именно в таких местах обязательно были и овраг, и родник. А в центре таких мест всегда был камень.

Кстати, предками ижор были те самые первобытные люди, которые в 5-м тысячелетии до нашей эры и пришли на берега Финского залива после отступления Литоринового моря. И их потомки — ижорцы — и оставили следы на этом некогда сакральном для древних племен месте. И каменная голова, до которой можно доехать из Петербурга на трамвае до Стрельны, одно из проявлений этой далекой загадочной культуры и языческой цивилизации.

Но. Полностью разгадать эту тайну можно, если узнать, а что спрятано под землей у этой головы. Может быть, голова — это лишь часть чего-то большего? Как у истуканов с острова Пасхи? Таких исследований еще никто не делал. Но мы — сделаем! И обязательно расскажем об этом в следующих выпусках нашего научно-исторического сериала «Петербургские тайны».