Школьное образование в Петербурге — одно из лучших в России. И город делает все для того, чтобы поддерживать этот высокий уровень. В современных школах открываются «кванториумы», профессиональные лаборатории, внедряются новые методики преподавания. Лучшее школьное образование в стране —  вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем.

«Кванториум». Еще до недавнего времени — слово экзотическое, значение которого нужно было расшифровывать едва ли не каждому петербуржцу. А сейчас, такие «кванториумы» стали появляться в наших школах — каждый ребенок точно знает, что «кванториум» — слово латинского происхождения. «Квантор» — логические действия для определения области признаков предмета. Школьные кванториумы дают возможность ребятам заниматься наукой. Не только в теории, но и на практике. А в будущем такие уроки могут помочь определиться с профессией.

Для этих ребят — это первый в жизни автомобиль. Он, правда, еще не готов ездить, и даже колеса отдельно, но тут можно экспериментировать и ошибаться — никто не осудит. Ребята рассказывают: случайных здесь нет — у всех руки чесались что-нибудь смастерить. Но дома недостаточно деталей.

Есть и специальный химический класс. Здесь школьники приобретают опыт исследований. Все реакции элементов отображаются на компьютере, так что это не просто жидкости смешали, а они шипят — это наблюдение за взаимодействием элементов периодической таблицы. Главная особенность «кванториумов» в школах — это то, что они не являются факультативами, то есть после уроков тоже можно оставаться, но современное оборудование используется и в учебном процессе, что, конечно, упрощает подачу материала — интересно всем.

АНДРЕЙ БОРЩЕВСКИЙ, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

«Во время уроков физики, химии делать опыты и эксперименты, ребята демонстрируют свой  интерес и мотивацию. Очень здорово, когда дополнительное образование интегрируется в основное, в общее образование, когда школа работает с утра до позднего вечера, дети заняты изучением нужных и важных предметов».

Как шутят преподаватели, иногда и гуманитарии могут заинтересоваться химическими экспериментами. Разумеется, каждый не станет инженером или конструктором, но важно, что попробует каждый — и в дальнейшем выберет что-то своё, уже точно зная сферы, которые не очень ему интересны. Поэтому и уровень школьного образования в Петербурге — самый высокий в стране. Высшую оценку поставил Рособрнадзор в прошлом году.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«По поручению Президента Владимира Владимировича Путина в прошлом году в стране стартовали две большие программы: по строительству новых школ и по капитальному ремонту школ. Петербург не только активно участвует в этих президентских программах, мы приняли собственные городские программы. Сегодня у городского педагогического совета амбициозная повестка — идем на прорыв. Мы, действительно, сейчас находимся в таком состоянии, в той точке истории, когда у образования ключевая роль — преодоление вызовов. С учителей начинается гражданин России, с учителя начинается экономика страны, именно вы открываете и воспитываете новых Королевых, Курчатовых, Пироговых и Мечниковых. Обучение и воспитание — 2 главные задачи системы образования».

И в этом учебном году Петербург будет держать высокую планку качества школьного образования. Инновации — новый стандарт среднего образования в городе. В рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в городе примут своих учеников четыре школы. Проект реализуется Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Школы, которые открываются в рамках этого проекта, позволяют не просто выявлять, но и развивать таланты каждого ученика.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В новом учебном году в пилотных школах старшеклассники вместе со школьной программой начнут осваивать первую профессию: лаборанта-биотехнолога, оператора мобильной робототехники, флориста, графического дизайнера и другие востребованные в Петербурге специальности. Чтобы сохранить качество петербургского образования, но при этом наполнить его нужным количеством педагогов, мы разработали комплексную систему кадрового обеспечения отрасли, привлекли к этой работе наши ведущие университеты».

АЛЕКСАНДР БЕЛЬСКИЙ, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

«У нас открыты лаборатории во многих школах. Они имеют определенную направленность, чтобы дети, учась в школах, могли определиться с профессией. Чтобы профессия эта была связана с городом, чтобы школы были связаны с высшими учебными заведениями».

В Петербурге 681 школа. 34 тысячи 423 педагога. И тем временем, в городе стартовал проект «Твой бюджет в школах». 90 миллионов рублей выделено на его реализацию. В прошлом году цифра была меньше — 60 миллионов. Это уже третий цикл проекта. 30 инициатив, разработанных старшеклассниками, было выбрано за предыдущие два цикла. Всего в проекте участвовали 12 тысяч школьников Петербурга.

В рамках проекта ученики представляют свои идеи по улучшению школьного пространства на суд экспертов. Это может быть новая библиотека, актовый зал или специальное оборудование. Самые яркие инициативы получают солидную поддержку. Но главная цель акции — не переоснащение школ, а воспитание у детей навыков проектной деятельности. В скором времени подростки смогут принять участие в решении более серьезных финансовых вопросов.

АЛЕКСЕЙ КОРАБЕЛЬНИКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«У нас в прошлом году на этот проект было заложено 60 миллионов рублей, в этом году, мы третий цикл уже начинаем, по решению Александра Дмитриевича Беглова бюджет проекта увеличен до 90 миллионов рублей, и в отличие от прошлого года, когда у нас участвовало всего 12 районов, в этом году мы вовлекаем абсолютно все районы города».

ИРИНА ПОТЕХИНА, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Следующий шаг, мне кажется, что это страшновато немножко директорам школ, следующий шаг — дать возможность детям поучаствовать, например, в составлении бюджета школы. Почему школа именно на это потратила деньги, а на это не потратила?»

В этом году заявки на получение гранта подали 90 школ. В финал смогут выйти 30 претендентов. А реализация проектов-победителей начнется уже в следующем году.

В 309-й школе появился еще один повод для гордости — медиакласс. В борьбе за средства «Твоего бюджета» в прошлом этапе проекта победил именно он. И теперь здесь все, как в настоящем ньюс-руме профессиональной редакции. Зона для планирования материалов, круглый стол для совещаний и, конечно, компьютеры со всеми необходимыми программами для монтажа и верстки.

В марте 2021 года в рамках проекта «Твой бюджет в школах» открылась медиалаборатория. В ней могут пройти обучение школьники 10-х и 11-х классов. Причем не только из Санкт-Петербурга — ради новых знаний сюда приезжают из Пскова, Новгорода, Минеральных Вод и других городов. Правда, ученикам предстоит пройти строгий отбор не только в самой школе, но и в университете-партнере — Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.

ВЕРА ШАПОВАЛОВА, директор средней общеобразовательной школы №309 Центрального района:

«Они представляют свои работы, которые рассматривает наш университет, а потом они проходят собеседование уже в школе. Здесь преподаватели и мы все внимательно смотрим и выбираем самых талантливых, достойных и целенаправленных учеников».

А в этой студии ребята снимают видеоролики и записывают подкасты. Дмитрий — выпускник журналистского класса. Вернулся в родную 309-ю школу преподавать. Его основная задача — помогать с радиопередачей. Он вместе с ребятами подбирает темы эфиров, редактирует тексты и готовит вопросы для интервью.

ДМИТРИЙ КОРОТЧЕНКО, педагог-организатор средней общеобразовательной школы №309 Центрального района:

«Это вещь, которая ребят интересует массово. У нас практикуется такая вещь, как музыкальные перемены, как мы их называем. Когда просто, ни с того ни с сего на переменах среди дня начинает играть музыка. Но, конечно, мы стараемся ее подгонять под что-то. Например, сегодня день рождения Петра Ильича Чайковского, мы включаем его музыку, рассказываем истории из его биографии».

А это уже Павловская гимназия. Здесь по решению учеников  модернизировали актовый зал. Появилась интерактивная панель, софиты, звуковая аппаратура и видеокамера. Школьные праздники и конференции вышли на совершенно новый уровень, а ученики получили возможность проявить себя.

ДМИТРИЙ ЕФИМОВ, директор гимназии №209 Центрального района (Павловской гимназии):

«Именно их мысли дают нам возможность посмотреть на себя и скорректировать какие-то свои позиции, ощутить сотворчество и сотрудничество. И этот союз, который образуется на реальном деле, является главным в этом проекте».

Оказалось, детям в школе не хватает лаундж-зон, коворкингов, личных шкафчиков для хранения вещей. Еще просили оснастить современным оборудованием лабораторию по биологии и открыть сенсорный кабинет для психологической разгрузки.

НАТАЛЬЯ ЛУКЬЯНОВА, начальник отдела по обеспечению открытости бюджета Комитета финансов Санкт-Петербурга:

«В качестве одной из задач мы видим повышение бюджетной грамотности. Если подросток с юных лет понимает, какова цена деньгам, он понимает, как сформировать идею и что для этого необходимо сделать, каким образом расходуется и формируется бюджет города, мы считаем, это очень важно. Это формирует ответственное отношение».

Учитель — вот без кого бы не было у нас талантливых учеников и таких прорывных инновационных школ. Учитель — главный наставник, друг, помощник. Педагогический состав — это тот ресурс, переоценить который невозможно.

НАТАЛЬЯ ЛУКЬЯНОВА, начальник отдела по обеспечению открытости бюджета Комитета финансов Санкт-Петербурга:

«В качестве одной из задач мы видим повышение бюджетной грамотности. Если подросток с юных лет понимает, какова цена деньгам, он понимает, как сформировать идею и что для этого необходимо сделать, каким образом расходуется и формируется бюджет города, мы считаем, это очень важно. Это формирует ответственное отношение».

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«С 1 сентября 2020 года классные руководители — в Петербурге их более 20 тысяч — получают ежемесячные президентские выплаты по 5 000 р. Город тоже не снимает свою надбавку, также выплачивает деньги классным руководителям. С прошлого учебного года аналогичные выплаты Президент установил для кураторов учебных групп в колледжах, город также делает соответствующие выплаты. Месяц назад я подписал постановление о двукратном увеличении премии педагогам-наставникам, подготовившим победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад. В 2 раза. Также удвоена премия лучшим педагогам дополнительного образования и лучшим воспитателям».

Педагоги Петербурга идут в ногу со временем. Вот учитель истории 172-й школы Калининского района Ксения Медведева вышла в финал телешоу «Классная тема!». В детстве она серьезно занималась фигурным катанием, однако после участия в археологической экспедиции сменила белый лед на белый мел и решила стать учителем истории. Теперь на раскопки петербурженка ездит вместе с учениками.

КСЕНИЯ МЕДВЕДЕВА, учитель истории школы №172 Калининского района Санкт-Петербурга:

«Я настолько безмерно благодарна всему Санкт-Петербургу, без помощи Петербурга я не смогла бы пройти. Это было действительно всенародное голосование. Я благодарна своей семье, которая поддерживала меня на протяжении конкурса. Голосование далось очень нелегко. Все помогали».

В рамках телешоу Ксении предстоит представить свой предмет в эфире. Учительница из Петербурга борется за главный приз — авторскую программу на федеральном телеканале. Финалистов выбрали зрители. 35 педагогов представляли свои предметы: русский язык, математику, географию, историю, физику, биологию и химию. За педагогов отдали голоса 232 964 зрителя. В результате они выбрали семь финалистов. Шоу создается по поручению Президента Владимира Путина и Минпросвещения России.

СЕРГЕЙ ПЕТРИЧЕНКО, глава администрации Калининского района Санкт-Петербурга:

«В Калининском районе Санкт-Петербурга 52 школы, в которых трудятся почти 6000 учителей. 87 молодых специалистов в этом году приступили к исполнению своих обязанностей. Уверен, что мотивация к улучшению работы и получению нового опыта в Калининском районе зависит от общего настроя коллектива педагогов и учителей. Очень много учителей стремится привнести много нового в образование».

Школа №192 Калининского района. Или «Брюсовская гимназия». Здесь работает лучший руководитель образовательного учреждения Светлана Александровна Масленникова. Она из рук губернатора 5 октября, в День учителя, получила эту высокую награду.

СВЕТЛАНА МАСЛЕННИКОВА, директор гимназии №192 Калининского района Санкт-Петербурга:

«На мой взгляд, современная школа — это территория успеха для ребенка и учителя. Как директор я вижу свою задачу в создании условий для того, чтобы каждый участник образовательных отношений смог чувствовать себя комфортно, удобно, ощущать себя успешным человеком. Каждый педагог, попадая в образовательное учреждение, знакомится с нашими целевыми установками, с нашей корпоративной философией, традициями гимназии, после этого погружается в бурную инновационную деятельность нашей гимназии. Наша гимназия широко занимается инновационной деятельностью, мы являемся площадкой для стажировки, имеем статус региональной инновационной площадки, районной инновационной площадки по гуманитарной направленности. Занимаемся персонификацией обучения, современными технологиями в области изучения иностранных языков. Предлагаем широкие возможности для педагога себя реализовать».

Кроме Светланы Александровны в конкурсе «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» 2022 года победили еще 8 директоров школ, гимназий, колледжей и лицеев.

А еще губернатор Петербурга Александр Беглов наградил лучших учителей Петербурга. Нагрудный знак и премию «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» получили 100 человек. Это победители и лауреаты конкурса педагогических достижений, а также работники дошкольного и дополнительного образования, деятели культуры, которые внесли свой вклад в воспитание и обучение детей. Как отметил губернатор, за последние годы система образования города  существенно изменилась. Например, в школах появились инновационные лаборатории, дети, ещё сидя за партой, могут попробовать себя в разных профессиях.

Среди награжденных — Евгений Филиппов, учитель биологии 376-й школы Московского района и лауреат конкурса «Учитель года». Как отметил педагог, чтобы ребёнку предмет был понятен и интересен, он использует современные технологии визуализации.

ЕВГЕНИЙ ФИЛИППОВ, учитель биологии средней школы №376 Московского района:

«На уроках биологии я использую технологию STEM. Она позволяет визуализировать, добавить какие-то визуальные эффекты, например, картины, видеоматериалы, которые визуализируют то содержание биологической науки, которое мы проходим на уроках».

Награда «За гуманизацию школы» в Петербурге была учреждена почти 30 лет назад. За эти годы ее удостоены более двух с половиной тысяч человек.

В парадном зале Каменноостровского дворца сегодня наградили лучших петербургских учителей. Это преподаватели математики, обществознания, истории, иностранных языков и педагоги начальной школы. Всего 26 человек получили дипломы за победу в конкурсе, который проводился Министерством просвещения страны.

ИРИНА ПОТЕХИНА, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Мы все приходим на работу, потому что мы ее любим. Я хочу поблагодарить вас за вашу и любовь и к детям, и к профессии, и к вашему желанию эту профессию, казалось бы вечную, все время менять, привносить в нее что-то новое».

НАТАЛИЯ ПУТИЛОВСКАЯ, председатель Комитета по образованию:

«Благодаря вашему труду петербургская система образования занимала и занимает всегда лидирующие позиции в системе образования Российской Федерации. Мы, подводя ежегодно итоги учебного года, всегда радуемся успехам наших учеников».

Ещё 30 педагогов получили дипломы и денежную премию от правительства Петербурга. Сами учителя признаются: это внимание — показатель их работы, научной деятельности. Но влияют и достижения их учеников. Еще 16 человек получили благодарственные письма —  за вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения.

МАРИЯ ЛЕРНЕР, учитель немецкого языка Второй Санкт-Петербургской гимназии:

«Учитывается успеваемость детей, их результаты в предметных олимпиадах, различных конкурсах, работа с разными категориями детей: с одарёнными детьми, с детьми, испытывающими затруднения в обучении. Всё это, конечно, учитывается».

А это Александр Майков. Он учит молодых педагогов сеять разумное, доброе, вечное. А ведь он и сам более 30-ти лет простоял возле школьной доски. Александр Николаевич — учитель истории. Дрожащими от волнения и ностальгии руками он спустя десятилетия заправляет пленку в фильмоскоп.

Вряд ли современное поколение школьников поймет нашу радость от просмотра этого учебного фильма. Да и само слово «диафильм» им вряд ли знакомо. Но вот такая пленочка из железной круглой баночки для советского учителя была спасением. И считалась наивысшей степенью развития технического прогресса в образовании.

Школьные парты с наклоном стола в 15 градусов, чтобы при меньшем напряжении зрения для ученика создавалась хорошая видимость. Дневники наблюдений за погодой, деревянные пеналы и чернильницы — сегодня всё это не просто воспоминания наших родителей, бабушек и дедушек о своем школьном детстве. Сегодня это часть большой истории. Той самой, где учителю на День Рождения посвящали песни, а директор школы в прошлом — офицер-фронтовик.

Петербург продолжает строить и обновлять учреждения образования. Все новые школы города возводят с двумя бассейнами. Объекты оснащаются таким образом, чтобы школьник мог  получать здесь как основное образование, так и посещать дополнительные кружки и секции.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:

«В последние три года город рекордными темпами строит образовательные объекты. Это означает, что в новых школах и детских садах должны быть с нуля созданы полноценные педагогические коллективы. Это больше двух тысяч учителей и воспитателей в год. Введение в строй детских садов, школ, поликлиник – это не просто здания. Эти здания нужно обеспечить всем необходимым. Прежде всего, квалифицированными кадрами – 2000 в год. С таким кадровым вызовом наша система образования никогда не сталкивалась. Новые объекты мы сразу строим с учетом этого запроса, чтобы, не выходя за пределы школы, ребенок мог комфортно, безопасно и с пользой проводить целый день. Вы видели наши новые школы – с двумя бассейнами, с физкультурными и спортивными залами, с хорошей столовой. Это целый кампус, красивый и удобный. Когда приезжают коллеги из-за границы, они удивляются. Но это действительно большое достижение. И наша задача, чтобы эти школы работали полностью. И наши детские сады. Вы знаете, все детские сады у нас строятся с бассейнами. Мы недавно приняли решение, чтобы в этих детских садах были соляные пещеры. Конечно, нужно, чтобы такие возможности появились и в школах, которые были построены в прошлом веке. Для этого мы предпринимаем несколько важных шагов. Соединяем школы в крупные комплексы, чтобы появился манёвр и в составлении расписания, и в площадях, и для дополнительных занятий. Оснащаем школы современными лабораториями и мастерскими, выделяем финансирование на проведение ремонта».

Школа, по сути, подстраивается под современный, быстрый темп жизни. И петербургские  родители благодаря правильно выстроенной программе спокойны за своих детей. И видят, что школа действительно изменилась.

Город вкладывает много сил в укрепление системы образования. И это не просто инвестиции в будущее, это подготовка нового конкурентоспособного поколения, которое обеспечит Петербургу прорывное развитие.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Педагоги высокого класса и современные методики преподавания — этим всегда отличался Петербург. Комфортное, современное и лучшее образование в стране — вот главная задача. И она находится под особым, губернаторским контролем».