Дарья Патрина
Летом 1918 года Сергей Иванович Щукин покинул Россию, не взяв из своей коллекции ни одной работы. Осенью того же года именным декретом Ленина Художественная галерея Щукина была национализирована как имеющая «общегосударственное значение». В начале 20-х в особняк на Знаменке въехал Наркомат обороны.
Картины перевезли в особняк Морозова на Пречистенке, коллекции слились, и в 1923 году в особняке Морозова открылся Государственный музей нового западного искусства, который просуществовал до начала Великой Отечественной войны. Так, почти 20 лет в России находился лучший в мире музей современного искусства.
После возвращения коллекций из эвакуации Совет министров СССР принял постановление о ликвидации ГМНЗИ как «рассадника формалистических взглядов». Тогдашние руководители Эрмитажа и Пушкинского – Иосиф Орбели и Сергей Меркуров — уговорили разделить наследие коллекционеров между двумя крупнейшими художественными музеями страны.
Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина:
Когда эти коллекции делили, никто не думал, что они будут выставляться. Их делили не для экспонирования. Речь шла об их сохранности. В Эрмитаж уходили все вещи большого формата по одной простой причине, что в Эрмитаже больше места. И потом, был ещё такой момент. Москва была ближе к власти, а до Эрмитажа власть, может быть, не так быстро дотянется. Туда отдавали вещи более радикальные, более модернистские. Эрмитажные кураторы на тот момент стремились спасти всё самое провокативное, самое модернистское. Они боялись, что это всё будет просто физически уничтожено. А в Москве кураторы всё время лелеяли надежду, что они всё-таки что-то будут выставлять.
После персональной выставки Пабло Пикассо в Москве в 1956 году надежды сбылись. Постепенно картины из собрания Морозова и Щукина начали попадать на глаза зрителей. Экспозиция на третьем этаже Эрмитажа была легендарной. Знаковым стал и переезд этих картин в залы Главного штаба.
И всё же коллекции оставались разрозненными. Впервые щукинская коллекция в полной мере воссоединилась на парижской выставке в Фонде Louis Vuitton. И тогда её увидели 1 миллион 200 тысяч зрителей.