Катерина Картузова:

Сергей Щукин увлёкся коллекционированием довольно поздно, в 44, когда успешно руководил семейной текстильной империей. Пока его называли «министром коммерции», его братья уже активно собирали предметы искусства.

Николая интересовало старинное серебро, Пётр основал Музей российских древностей, Дмитрий сформировал собрание картин старых мастеров, младший – Иван, проживавший в Париже, был хорошо знаком с новым течением живописи — импрессионизмом. Именно Иван привлёк внимание своего брата Сергея к современному французскому искусству.

Катерина Картузова:

Сергей Щукин​ формировал свой вкус не без влияния журнала «Мир искусства». Хотя считал: в этом деле главное не мнение экспертов, а сильный эмоциональный отклик.​ Так он воспитывал в себе коллекционера.

Как торговец тканями, Щукин выработал профессиональное отношение к цвету и рисунку, как расчётливый бизнесмен применил развитую интуицию и рискованность, как страстный путешественник — обладал хорошей насмотренностью. Работа с текстилем из Индии, Китая, Японии подготовила Щукина к Матиссу, Пикассо и Гогену.

Игорь Грабарь, искусствовед, художник:

«Сергей Щукин был собирателем искусства живого, активного, действенного, искусства сегодняшнего, вернее, завтрашнего, а не вчерашнего дня».

Катерина Картузова:

Щукин искал полотна парадоксальные и радикальные. И когда покупал картины, редко общался с художниками напрямую, предпочитая услуги парижских маршанов.

Исключением был Матисс. Для Щукина он был вне конкуренции. Он даже мог позволить себе небольшие вольности – подкорректировать работу художника. Вообще, коллекционер не спешил с выводами, давал себе время подумать. Он мог на некоторое время забрать картины домой, чтобы понять, насколько комфортно чувствует себя в их окружении. Например, долго рассматривал первую купленную работу Гогена, год понадобился, чтобы присмотреться и к Пикассо. Но если Щукин входил во вкус, то мог купить картину ещё даже не просохшую, прямо с мольберта. ​

Сергей Щукин:

«Очень часто картина с первого взгляда не нравится, отталкивает. Но проходит месяц, два — её невольно вспоминаешь, смотришь ещё и ещё. И она раскрывается. Поймёшь и полюбишь».

Менее чем за 20 лет Щукин купил 256 произведений импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов и кубистов. В то время, как во Франции эта живопись вызывала насмешки, в Москве же «по щукинскому велению» присматривались к ней. Так его картинная галерея стала своеобразной школой для молодых живописцев. Щукин учил видеть, понимать и оценивать современное искусство.