«Относительно Матисса позволительно сказать всё, что угодно, только не то, что он в состоянии надоесть», — так достоинство картин Матисса и щукинского собрания в начале XX века определял критик Якоб Тугендхольд. С лидером фовистов — художников, исповедовавших предельно яркий и декоративный стиль живописи — Сергея Щукина связывали длительные отношения. Идеи картин рождались во время посещения парижской мастерской, в процессе переписки.
«Разговор», в котором художник изобразил себя и супругу Амели в минуту напряжённого эмоционального общения, стал одним из программных произведений мастера. Согласно одной из искусствоведческих версий, Анри Матисс сообщает супруге, что живопись для него всегда будет на первом месте.
Композиционные решения для своей картины Матисс заимствовал из изображения на стеле Кодекса Хаммурапи, которая была обнаружена и передана в Лувр в начале XX века. Эта вавилонская деталь делает полотно созвучным восточным коллекциям Эрмитажа.