Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи:

Все ведущие русские художники с момента коллекционирования Щукиным с конца 90-х годов XIX века посещали его коллекцию и были приглашаемы. Несколько поколений художников посещали его особняк на Знаменке. Сохранилось достаточно много воспоминаний, правда, многие из них достаточно комичны, потому что все были абсолютно шокированы. Вообще, трудно, наверное, найти мемуариста, который бы не описывал и чудаковатого Сергея Ивановича Щукина, и своё восприятие, своё понимание, своё видение и своё сильнейшее впечатление, полученное от Матисса, Пикассо. В этом смысле это невероятно интересно.
Из таких спокойных реакций — воспоминание Переплётчикова, когда он уже в начале XX века попадает в коллекцию Щукина (она ещё не была тогда общедоступной). Они писал о то, что его поразили картины Клода Моне и они воспринимались как окно, распахнутое в мир Нормандии: свежего воздуха, напоённого ароматом зелени, цветов. А вот более поздние посещения особняка Щукина — допустим, реакция Серова описана в воспоминаниях Леонида Пастернака. Они пришли в особняк Щукина и он, с хитрецой смотря на них, отодвинул занавес и показал им работы Поля Гогена. Собственно тогда Леонид Пастернак произнёс слова Щукина, которые, может быть, стали байкой, а ,может быть, и взаправду звучали, а может, Щукин их не раз повторял: «Сумасшедший создал, сумасшедший купил».
Поколение авангардистов было приглашаемо Щукиным, с 1908 года особняк на Знаменке был открыт. Щукин приглашал специально группы из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Все, кто хотели, конечно же, бывали у Щукина и не один раз. Среди них был и Ларионов, и Родченко, и Малевич, и Татлин, и многие другие. Реакция художников, их восприятие невиданного, новейшего, радикального искусства, которое собирал Щукин, оно отражалось и на их экспериментах.